Выплата по ОСАГО без экспертизы: подводные камни

Выбирая между ремонтом и выплатой по ОСАГО, большинство водителей отдают предпочтение «живым» деньгам. Этим умело пользуются страховые компании.

Они могут предложить вам вместо ремонта быстрые выплаты по ОСАГО без технической экспертизы ущерба (но могут и после такой экспертизы). И пообещать мгновенное зачисление денег. Взамен нужно лишь подъехать в офис страховой и подписать специальное соглашение.

Вот тут то и кроется главная хитрость! В тексте такого соглашения может быть пункт об отказе от претензий к страховщику. Это ставит потерпевшего в ДТП в невыгодное положение. Настолько, что требовать доплат за ремонт автомобиля не получится даже через суд.

Чем еще опасны условия соглашения о выплатах, стоит ли его подписывать и куда жаловаться на действия страховщика – обсудим далее.

Что такое соглашение о выплате по ОСАГО?

Официальный, но не обязательный, документ, который регулирует вопрос урегулирования убытков по ОСАГО.

С 28 апреля 2017 года по умолчанию страховая отправляет машину потерпевшего в ДТП на ремонт. Выбирать страховые выплаты, как раньше, нельзя. За исключением случаев, подпадающих под действие ст. 12 ФЗ Об ОСАГО.

Одним из пунктов, в соответствии с которым вы можете претендовать на страховые денежные выплаты является пункт 16.1 ст. 12 ФЗ № 40 Об ОСАГО:

ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Заключить соглашение о выплате по ОСАГО – это самый легкий способ получить деньги. Страховые агенты активно предлагают клиентам именно такой вариант – без экспертизы, на основании простого осмотра экспертом-оценщиком от СК.

В чем выгода для страховщика? А выгода в том, что по условиям такого соглашения вы подписываете добровольный отказ от всяких претензий в адрес страховой компании на будущее.

Взамен вам перечисляют некую сумму с «барского плеча». Деньги можно получить в тот же день: в кассе страховой или на банковскую карту.

И сразу потратить компенсацию, например – на восстановление поврежденного в ДТП автомобиля.

Какими они бывают?

Единого и утвержденного законом образца не предусмотрено. Поэтому соглашение от СК Альфастрахование может отличаться от аналогичного соглашения, к примеру, от Росгосстраха. Не только в условиях, но и в названии документа.

Образец соглашения вы можете посмотреть ниже:

Выплата по ОСАГО без экспертизы: подводные камни

Выделяют два вида:

  • основное соглашение о выплатах;
  • дополнительное – об урегулировании страхового случая по ОСАГО и отсутствии претензий по выплатам.

Чаще всего никакого допсоглашения нет, зато есть соответствующие пункты в основном соглашении о выплатах по страховому случаю.

Самое интересное заключается в «теле» этих соглашений – прежде чем ставить свою подпись, не поленитесь изучить каждый пункт документа об отступных, иначе можно получить массу проблем!

Подписывать соглашение или нет?

Ответ на этот вопрос зависит от условий и суммы выплат по соглашению.

Что нужно знать?

  1. Во-первых, в Законе Об ОСАГО нет требования обязательно подписывать такое соглашение. Страховщик обязан возместить ущерб на основании вашего заявления о страховом возмещении: либо деньгами, либо направлением машины на ремонт. На это законом отводится 20 дней с момента принятия документов от потерпевшего в ДТП.
  2. Во-вторых, вы можете смело отказываться от подписания такого соглашения, несмотря на уговоры или угрозы от страхового агента. Например, вам могут сказать: «не подпишете соглашение – не получите денег».
  3. В-третьих, в соглашении часто указывают заниженную сумму покрытия убытков от ДТП. Если в реальности на восстановление автомобиля нужно 150 тысяч рублей, то страховая «насчитает» вам всего 90 тысяч. Расчёт на то, что владелец не может сходу определить реальный размер ущерба. Ну и сразу получит всю сумму компенсации. И по идее должен согласиться на предложенный страховщиком вариант.

Практика показывает, что в 90% случаев допсоглашение о выплатах ставит потерпевшего в невыгодное положение.

Судите сами: экспертиза не проводится, оценка ущерба – на глаз, пункт о согласии с насчитанной суммой, пункт об отсутствии претензий к страховщику, пункт об исполнении обязанностей страховщика в полном объеме и надлежащим образом… Хотя по факту – это законный способ СК обмануть водителя и прикрыть свои тылы от судебных разбирательств. Думайте, стоит ли идти на поводу у страховой фирмы?

Выплата по ОСАГО без экспертизы: подводные камни

Я не подписал согласие на выплату – направят на ремонт?

Да, поскольку не соблюдено условие для перечисления страховых выплат на основании соглашения между сторонами.

Правда, в вашем случае могут быть другие условия по ФЗ № 40 Об ОСАГО. Например, полная гибель автомобиля (не подлежит восстановлению). Или удалённость СТО от места жительства потерпевшего – свыше 50 км, а организовать эвакуацию автомобиля к месту ремонта для страховщика слишком накладно.

В этих и других случаях вместо направления на ремонт вам всё же должны выплатить денежную компенсацию.

Как получить выплаты если соглашение еще не подписано?

Всё просто – ничего не подписывать и ждать установленных законом сроков на выплату страхового возмещения по ОСАГО.

Рассмотрим алгоритм действий:

  1. Если вам настойчиво предлагают подписать соглашение – не спешите с принятием решения. Лучше попросите агента дать вам документ для подробного ознакомления в спокойной обстановке дома (а не в офисе страховщика, под взглядом менеджеров). Изучите все пункты соглашения, а лучше дайте его прочитать юристу. Можно даже прийти в офис страховщика с представителем, закон этого не запрещает.
  2. Если условия соглашения об отступном вам не подходят, вежливо отказывайтесь заключать сделку. В конце концов, закон позволяет выбирать – это не обязаловка для потерпевших!
  3. Закажите независимую экспертизу повреждений автомобиля после ДТП. Она установит точную сумму, в которую вам обойдется ремонт. На 99% страховщик сильно её занизит, так что нет смысла соглашаться с предложенным вариантом.
  4. Если истёк 20-дневный срок на оплату или выдачу направления на ремонт, нужно составить и подать заявление о разногласиях – направьте его почтой, в электронном виде или в офисе СК под роспись.
  5. Обратитесь с заявлением к финансовому уполномоченному (с теми же требованиями) с просьбой повлиять на ситуацию.
  6. При неудовлетворительном для вас результате обратитесь с иском в суд.

Запомните, что нужно действовать в своих интересах, а не идти на поводу у страховой, чья цель обезопасить себя от претензий клиента по допвзысканиям.

Выплата по ОСАГО без экспертизы: подводные камни

Могу ли я обжаловать сумму выплат по ОСАГО, если подписал допсоглашение со страховой?

Если соглашение подписано, ситуация осложняется. Обжаловать сумму выплат по ОСАГО можно, но в 2022 году крайне противоречивая судебная практика.

Возможность для оспаривания соглашения отмечена в пункте 43 ПП ВС № 58:

Вместе с тем при наличии оснований для признания указанного соглашения недействительным потерпевший вправе обратиться в суд с иском об оспаривании такого соглашения и о взыскании суммы страхового возмещения в ином размере.

Что это значит? Потерпевшему предстоит оспорить соглашение о быстрой выплате – полностью или частично (отдельные пункты). А для этого доказать факт обмана или введения в заблуждение – в силу ст. 178 ГК РФ. Что, разумеется, крайне тяжело. Суды часто отказывают по этому основанию, а потерпевшие остаются ни с чем.

Определение Верховного Суда

Но есть и положительная практика. В конце 2018 года было подготовлено Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 46-КГ18-57. Судьи разбирали кассационную жалобу самарского водителя и его адвоката на апелляционное решение суда.

В чем суть:

Истец был потерпевшим в ДТП и обратился в АО «Объединенная страховая компания», где ему предложили заключить соглашение о выплатах по ОСАГО – в ходе осмотра ущерб ТС был оценен в 55 000 рублей. После ремонта автомобиля на СТО итоговая сумма оказалась больше. А все из-за скрытых повреждений, которые не были установлены экспертами от страховой.

Тогда истец заказал независимую экспертизу. Сумма ущерба оказалась в 3 раза больше – 154 920 рублей, а с учетом износа и вовсе 166 000 рублей. Доплачивать страховая отказалась. Мотивировкой отказа значилось заключенное с истцом соглашение об урегулировании страхового случая.

Истец обратился в суд, но там ему отказали в отмене соглашения – вначале в районном суде, а затем и в апелляционной инстанции.

И вот было издано Определение Судебной коллегии ВС РФ по кассационной жалобе истца и его адвоката:

  • Судьи отметили, что стоимость ремонта была увеличена из-за скрытых повреждений автомобиля, но в акте осмотра ТС представителями страховщика данное обстоятельство водителю указано не было – а это существенное условие.
  • Если бы водитель знал о наличии скрытых повреждений, он бы не заключил соглашение об урегулировании страхового случая с АО «Объединенная страховая компания» на сумму в 55 000 рублей.
  • Истец «полагался на компетентность специалистов, проводивших первичный осмотр автомобиля, исходил из добросовестности их поведения и отсутствия в будущем негативных правовых последствий для себя как участника сделки» – ввиду того, что сам не был специалистом в сфере установления реального ущерба машине после ДТП.
Читайте также:  Есть новые положения об отмене депортации в связи с коронавирусом?

Таким образом, Верховный Суд усмотрел серьезные нарушения в принятии решений районного суда и последующей проверки со стороны апелляционной инстанции. И в итоге апелляционное определение было отменено.

Дело направили на новое рассмотрение, где истец сумел добиться положительного для себя результата, а именно – расторг соглашение со страховой, довзыскал с них деньги за ремонт, получил неустойку в 100 тысяч рублей, а также 1 000 рублей за моральный вред, штраф в размере 55 250 рублей + расходы на адвоката (см. ДЕЛО № 33-779/2019 от 24.01.2019 года).

По ситуации на 2022 год потерпевшим можно смело ссылаться на это Определение ВС РФ. Равно как и брать его за основу при подготовке защиты в спорах со страховыми компаниями.

Выплата по ОСАГО без экспертизы: подводные камни

Могу ли я взыскать часть денег с виновника ДТП?

Если по тому же соглашению выплат от страховой не хватит, а сумма ущерба значительная, можно требовать возмещения ущерба и с виновного в аварии. Соответствующие требования абсолютно законны. Это подтвердил в том числе и Конституционный Суд в своем недавнем Постановлении от 10 марта 2017 года.

Как это происходит:

Например, на перекрёстке в вас въехала другая машина. Ее водителя признали виновным в ДТП, а вы сразу обратились в страховую. Там насчитали убытки в размере 30 000 рублей, но сам ремонт обошёлся вам в 75 000 рублей.

Разница в стоимости составляет 45 000 рублей. Эту сумму можно взыскать с виновника аварии – вначале добровольно, а если пойдет в отказ – через суд. Ущерб рассчитывается без учета износа, как и по закону в любом СТО.

Всё ли так просто? На самом деле придется запастись аргументами для суда. Например, фото с места ДТП, заключение независимой экспертизы о реальном ущербе, чеки и квитанции от автосервиса, документы от страховой.

Пример из судебной практики в г. Челябинск, где водителю удалось взыскать ущерб с виновника ДТП в размере 77 448 рублей. Истцу также компенсировали расходы на адвоката, нотариуса и оплату госпошлины за подачу иска.

Смотрите, какая тема — Должна ли страховая компания оплатить независимую экспертизу по ОСАГО?

Показать содержание

  1. По закону самую первую оценку ущерба (которая после подачи заявления о возмещении и документов сразу после ДТП) страховая компания обязана организовать своими силами и, главное, оплатить за свой счёт. Так указывает и законодательство 2022 года, и Банк России, и судебная практика.
  2. Однако, тот же закон предусматривает, что, если страховщик не исполнил такую свою обязанность, то вы вправе провести собственную независимую экспертизу. И по ОСАГО вам должны будут возместить её стоимость.
  3. На практике страховая нередко предлагает вам самостоятельно найти эксперта, заплатить ему и оценить сумму ущерба. При этом, вам обязуются заплатить за это. Вы можете и отказаться, так как обязанность страховщика никто не отменял (см. выше).
  4. Что касается вашей самостоятельной экспертизы уже повторной, если, к примеру, вы не согласны с размером выплаты, то её могут и не возместить.
  5. Однако, это не должно быть риском для вас. Существующий порядок урегулирования споров со страховой позволяет не организовывать её и заявить максимальную сумму возмещения, предусмотренную законом Об ОСАГО.

В результате ДТП и до осуществления страхового возмещения по ОСАГО всегда сначала производится оценка стоимости причинённого ущерба. И обязанность по её проведению возлагается на страховую компанию. Однако, такая оценка не всегда включает в себя экспертизу – может быть только осмотр.

А вот что делать, если страховщик отказывается делать и то, и иное, либо осуществляет только осмотр автомобиля, а также если вы не согласны с результатами расчёта, выясним в статье.

Нужно ли проводить самостоятельно независимую экспертизу, оплатит ли её страховая компания после предъявления в 2022 году и можно ли будет взыскать её стоимость через суд, если страховщик откажет возместить?

Оплачивает ли страховщик независимую экспертизу после ДТП?

Сначала рассмотрим ситуацию, когда проводится самая первая оценка после дорожно-транспортного происшествия при подаче документов на страховую выплату по ОСАГО в целях определения размера суммы компенсации.

И да, именно эту экспертизу страховая организация обязана провести исключительно за свой счёт. То есть здесь присутствуют не менее 3 обязанностей:

  1. страховая компания должна провести осмотр или независимую экспертизу автомобиля, причём в срок не более 5 рабочих дней после подачи документов на возмещение (п. 11 закона Об ОСАГО),
  2. вы же как потерпевший обязаны предоставить машину для оценки (пункт 10 того же закона),
  3. и самое главное – пункт 15 ФЗ-40 указывает, что стоимость экспертизы включается в состав убытков от ДТП.

Таким образом, страховая обязана не только оплатить независимую экспертизу по закону 2022 года, но и должна организовать её самостоятельно (если только вы добровольно не договорились об ином).

Единственный вариант, когда страховщик не платит за экспертизу – это если вы не исполнили обязанность показать автомобиль, а самостоятельно провели оценку ущерба (абзацы 4-5 пункта 11 статьи 12).

Более того, в этом случае и выплаты ожидать не стоит.

Есть ли обязанность проводить экспертизу или только осмотр?

Итак, выше мы упомянули, что в обязанности страховой входит проведение не обязательно экспертизы, а только внешнего осмотра машины. От чего это зависит?

На самом деле, при незначительных ДТП бывает достаточно лишь поверхностной оценки. И только если есть скрытые повреждения автомобиля, проводится независимая экспертиза. Впрочем, критерием появления соответствующей обязанности является не наличие скрытых повреждений, а разногласия о размере возмещения по ОСАГО.

Так, на основании пункта 12 статьи 12 ФЗ-40 полноценная диагностика повреждения не производится в случае, если потерпевший и страховщик договорились о сумме компенсации соответствующим согласием. Вот только само согласие такое не предусмотрено законодательством.

На практике вы чаще всего узнаёте о сумме возмещения, просто получив определённые деньги по реквизитам, указанным в заявлении, либо по прописанной сумме в направлении на ремонт. В таком случае отсутствие такого согласия по сути определяется заявлением о разногласиях, подаваемым в страховую организацию.

Это с недавних пор одно из обязательных условий досудебного урегулирования.

Выплата по ОСАГО без экспертизы: подводные камни

Если страховая предлагает самому вызвать эксперта – будет ли оплата её стоимости?

Между тем, на практике вы также можете столкнуться с предложением страховой компании самостоятельно организовать оценку стоимости ущерба. А иногда это будет звучать не просто как предложение, а как указание к дальнейшим действиям в рамках урегулирования убытков от случившегося ДТП.

В таких ситуациях страховщики пользуются нормой пункта 13 (абзац 2) статьи 12 ФЗ Об ОСАГО, в которой говорится, что вы вправе самостоятельно провести экспертизу, если страховая не организовала её. При этом, абзац 3 подтверждает, что в таком случае компания обязана оплатить независимую оценку.

Можно ли отказаться делать её самому?

Да. Выше мы приводили, что организация, а не только оплата независимой экспертизы или осмотра – это не право страховой для определения размера ущерба для последующей компенсации, а именно прямая обязанность.

То есть в данном случае у страховой по сути нет права отказаться от проведения осмотра/экспертизы – всё ещё есть пункт 11, обязывающий её сделать это самостоятельно. Однако, пункт 13 указывает, что если уж такое случилось, то потерпевший имеет право заказать свою экспертизу и рассчитывать на возмещение её стоимости.

Судебная практика по оплате независимой экспертизы по ОСАГО в 2022 году

Обратите внимание, что в настоящее время есть 2 важных нормативных акта, подтверждающих всё вышеуказанное. Хотя, в этом вопросе и закон об ОСАГО всё довольно чётко регулирует.

Первый акт – это Информационное письмо Банка России от 19 октября 2020 г. №ИН-06-59/151. Какое отношение эта организация имеет отношение к ОСАГО? Самое прямое – именно Банк РФ регулирует сферу финансовых услуг, в которую включены любые виды страхования.

В этом письме обращается внимание страховых компаний на то, что оплата стоимости независимой экспертизы является частью возмещения убытков от ДТП. Поэтому перекладывание этой обязанности на потерпевших недопустимо.

Вот официальная трактовка Банка России:

Таким образом, проведение осмотра и (или) организация независимой технической экспертизы повреждённого транспортного средства или его остатков являются непосредственной обязанностью страховщика, установленной Законом N 40-ФЗ, расходы на проведение которых должны быть понесены при осуществлении страховщиком обычной хозяйственной деятельности.

В этой связи в целях обеспечения защиты прав и законных интересов потерпевших при исполнении страховыми организациями обязательств по договорам ОСАГО Банк России обращает внимание на недопустимость возложения страховыми организациями на потерпевших обязанности по оплате стоимости проводимых по направлению страховой организации осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки) повреждённого транспортного средства.

Читайте также:  Почему страховая считает износ, если машине меньше 2-х лет?

Если не согласны с выплатой – стоит ли делать экспертизу?

А это уже зависит от того, сколько у вас имеется свободных денег и согласны ли вы с тем, что их могут вам не вернуть. Впрочем, не всё здесь так однозначно. И, чтобы понять, что к чему, нужно выяснить, как производится возмещение ущерба по новым правилам ОСАГО.

Выплата по ОСАГО без экспертизы: подводные камни

Новые правила претензий в 2022 году

Максимально подробно данный вопрос мы рассмотрели в нескольких ранних статьях про отказ страховщика от возмещения и про случаи, когда страховщик выплатил недостаточно денег.

Здесь отметим то, что важно для нас в рамках настоящей статьи, а именно порядок урегулирования разногласий со страховщиками. Сценарий в 2022 году проходит следующим образом.

  • В первую очередь вы подаёте заявление с остальными документами о страховом возмещение ущерба после ДТП.
  • В течение 5 рабочих дней страховая обязана провести независимую экспертизу для оценки ущерба или осмотр автомобиля.
  • Далее в течение 20 дней от даты подачи документов должна выплатить деньги или направить на ремонт в зависимости от обстоятельств.
  • Далее, если не было возмещения либо вы не согласны с суммой возмещения вы по новым правилам должны сначала подать заявление о разногласиях в страховую компанию (ранее это была обычная досудебная претензия).
  • Затем подаётся обращение к финансовому уполномоченному, который всё ещё в досудебном порядке может рассудить, кто из вас прав.
  • Если вас не удовлетворило решение финупа либо тот вообще не ответил на обращение, то только тогда вы подаёте в суд.

Собственно, этот правильный порядок претензий мы привели для ответа на главный вопрос.

Должна ли страховая оплатить проведённую самостоятельно оценку?

Выше мы выяснили, что если страховщик не провёл самую первую экспертизу/осмотр, то в данном случае только вы сами и сможете определить размер ущерба. Поэтому вы самостоятельно заказываете такую оценку. Впоследствии страховая компания обязана возместить вам расходы на неё.

Однако, когда речь идёт о том, что вы не согласны с результатом экспертизы страховой, то смысл проводить свою не всегда есть. Если быть точнее, то смысл то может и быть, вот только оплатить её стоимость должны вам будут не во всех случаях. От чего это зависит?

Мы не зря привели порядок урегулирования споров со страховыми. Дело в том, что финансовый уполномоченный при обращении к нему с вашим несогласием по размеру возмещения проводит свою экспертизу. И проводится она по материалам от страховой организации – последний запрашиваются для исследования.

И вот если вы предоставите свои фотоматериалы и документы финупу, то это будет хорошо в любом случае. Однако, когда речь зайдёт о том, что это ваши дополнительные убытки, связанные с получением выплаты, то тогда финуп уже может отказать в возмещении на том основании, что материалы уже имелись в деле, а дополнительные, представленные вами, были не так критически необходимы.

Именно такую позицию подтверждает Верховный суд, который в своём Постановлении Пленума №58 от 26.12.2017 г. указал в пункте 99-100, что расходы потерпевшего на независимую экспертизу в том случае, если страховая не исполнила обязанность по её проведению, должны ложиться в общий размер убытков (причём, сверх лимита 400 000 рублей). А, если исполнила, то в судебные.

Однако, для вас как потерпевшего, чьи права нарушены, всё гораздо проще. Если ваша единственная цель для проведения экспертизы – это узнать точную сумму ущерба, то оценка вам до финупа точно не нужна. На самом деле, вы можете заявить в обращении к финансовому уполномоченному хоть все 400 тысяч ущерба – это финуп должен посчитать реальный размер стоимости восстановления вашего автомобиля.

Более подробно о том, почему так и как проводится такая экспертиза, мы рассказали в специальной статье про оценку до финупа.

Обращение за выплатой по ОСАГО после ДТП

Вы попали в ДТП: какие документы нужны для получения максимальной компенсации, какие «подводные камни» могут быть при оформлении ДТП — подробно рассказываем в данной статье.

Если автомобилист стал участником дорожно-транспортного происшествия, ущерб получил он сам, пассажиры, находившиеся в салоне или сам автомобиль, неизбежно возникает вопрос о получении страховой выплаты. При этом многим хочется заранее знать, каков будет её размер и что следует предпринять, чтобы получить максимальную компенсацию.

Рассмотрим, каким должно быть обращение в страховую после ДТП, в какие сроки потребуется подать документы и как выглядит их список. Отдельно рассмотрим, на каком основании вам могут отказаться выплачивать компенсацию, и что в этом случае следует делать. В конце дадим несколько полезных советов, которые помогут вам получить максимальную выплату и отстоять свои права в случае необходимости.

Когда следует требовать страховую выплату

На сегодняшний день существует множество ситуаций, которые относятся к страховым, а это значит, что клиент может получить компенсацию от СК, у которой он купил полис. Рассмотрим простой пример, когда обращение в ОСАГО после ДТП будет правомерным.

Вы остановились на красный сигнал светофора, и в этот момент в ваш автомобиль въехало другое транспортное средство. В этом случае следует выяснить, как настроен решить ситуацию виновник инцидента.

Если он настроен миролюбиво и готов признать свою вину, а ущерб, по предварительной оценке, не превышает ста тысяч рублей, вы можете оформить европротокол. Если найти общий язык с виновником аварии не удаётся, то следует вызвать сотрудников ГИБДД.

Водитель, который спровоцировал аварию, при этом не имеет права покидать место происшествия. Если он оставляет вас ждать представителей правоохранительных органов в одиночестве, сфотографируйте или хотя бы просто запишите госномер его автомобиля.

Впоследствии за оставление места аварии виновника могут привлечь к административной ответственности вплоть до заключения под стражу на 15 суток.

После регистрации инцидента вы можете требовать страховую выплату от компании, у которой вы приобрели полис ОСАГО.

Сроки получения выплаты

В течение пяти дней после аварии водитель может собрать документы и обратиться за выплатой положенного страхового возмещения. В свою очередь, у СК есть 20 дней на то, чтобы рассмотреть заявление клиента.

Если страховщик не укладывается в этот срок, автомобилист может требовать оплату неустойки за каждый день просрочки в размере одного процента от суммы компенсации. Но может возникнуть ситуация, когда компания откажет в страховом покрытии. Тогда и штраф за просрочку, и саму компенсацию придется требовать через суд.

При этом если вы получили отказ в выплате страховки несвоевременно, учитывая срок обращения, по истечении периода в 20 дней за каждые последующие сутки положена неустойка в размере 0,5 процента от суммы.

Страховая компания может перечислить на счёт автомобилиста положенную сумму либо направить повреждённое транспортное средство для восстановления в один из автосервисов, с которым она сотрудничает. При этом клиент вовсе не обязан соглашаться с условиями СК.

Если что-то его не устраивает, водитель имеет право выбрать ремонтную фирму самостоятельно или потребовать страховую выплату в денежном эквиваленте. Многие эксперты советуют получить компенсацию напрямую — по их мнению, это гораздо выгоднее, т. к.

даёт возможность проконтролировать весь ход восстановительных работ и быть уверенным в том, что средства потрачены должным образом. Ремонт, который проводит сервис, сотрудничающий с СК зачастую бывает быстрым и не вполне качественным.

При этом доказать, что уровень выполненных работ не вполне соответствует их стоимости, будет достаточно трудно.

Если страховая компания настойчиво предлагает ремонт, вы можете отказаться и выбрать сервис самостоятельно. Второй вариант — требовать денежной выплаты, которой сможете воспользоваться для проведения восстановительных работ.

Предельно допустимая компенсация по закону составляет 400 тысяч рублей. Но расчёт итоговой суммы складывается из ряда многочисленных факторов:

  • износа автомобиля;
  • характера и степени повреждений, полученных в результате аварии;
  • рыночной цены транспортного средства и пр.

В связи с этим рассчитывать на максимальную сумму можно далеко не всегда.

Какие потребуются документы

СК будет рассматривать иск только в том случае, если клиент предоставит перечень необходимых документов. При этом у обоих участников аварии должен быть действующий полис. На сегодняшний день требуется собрать следующие бумаги:

  • копию паспорта того водителя, который спровоцировал аварию;
  • ксерокопию водительского удостоверения;
  • бланк ОСАГО;
  • заявление, которое следует заполнить в соответствии с образцом страховой компании (его можно получить в офисе СК или скачать на её официальном сайте);
  • свидетельство от ГИБДД, что обстоятельств, требующих возбуждения уголовного дела, не было;
  • протокол о том, что по факту аварии оформлено административное правонарушение;
  • справка из Госавтоинспекции или заполненный и подписанный обеими сторонами европротокол;
  • техпаспорт.

Если все бумаги оформлены правильно и поданы точно в срок, автомобилист может рассчитывать на прямое или опосредованное получение страховой выплаты.

Что делать, если нет видеорегистратора

В случае дорожно-транспортного происшествия многие вопросы поможет снять видеорегистратор. На сегодняшний день практически каждый автомобиль оснащен этим полезным устройством. Наличие видеорегистратора позволяет записать всё происходящее на дороге и точно доказать свою невиновность в дорожно-транспортном происшествии.

Читайте также:  Коронавирус и массовые мероприятия: как вернуть деньги за билет

Но что делать, если нет видеорегистратора? В этом случае при возникновении спорной ситуации, возможно, придётся обратиться за помощью следовавших рядом с вами автомобилистов. Но в этом случае стоит вовремя сориентироваться, чтобы хотя бы получить контактные данные водителей, чей регистратор мог зафиксировать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

Если ни у вас, ни у второго участника аварии нет фиксирующего устройства и вам не удалось попросить ни у кого из водителей прислать вам запись инцидента, не стоит отчаиваться. На участке, где случилась авария, вполне могут быть установлены камеры слежения. В этом случае нужно сделать запрос у оператора фрагмента записи с моментом аварии.

Сделать это самостоятельно не получится, требуется содействие инспектора. Полицейский запрос могут сделать сотрудники ГИБДД, прибывшие на место.

Когда можно зафиксировать ДТП без привлечения полиции

Сегодня по закону в ряде случаев вы можете зафиксировать аварию самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД. Перечислим основные ситуации, когда можно это сделать:

  • участниками аварии стали два водителя, пострадали только два транспортных средства;
  • ущерб причинен только автомобилю, при этом никто не погиб, не получил травм, не пострадало остальное имущество автомобилистов и пассажиров;
  • у участников происшествия нет разногласий в плане оценки повреждений, которые получили транспортные средства, нет противоречий относительно того, кто стал виновником аварии;
  • каждому автомобилю требуется ремонт на сумму не более ста тысяч рублей (а значит, размер страхового покрытия не превысит этих значений).

Важно! Протокол следует заполнять только в том случае, если вы убедились, что у второго участника дорожно-транспортного происшествия действительный страховой полис. Проверить его вы можете по серии и номеру на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Если такой возможности нет, лучше привлечь к оформлению аварии сотрудников ГИБДД.

Когда оба участника аварии заполнят и подпишут извещения, каждому из них нужно обратиться в свою страховую компанию (где был приобретен полис ОСАГО).

Обращение в страховую после ДТП в обязательном порядке предполагает сбор положенных по закону документов.

Если это условие не выполнить и оформить хотя бы одну справку неправильно (или если она не будет предоставлена), страховая компания просто откажет вам в выплате компенсации.

Если вы и второй участник аварии не пришли к общему решению, необходимо привлечь полицию, чтобы зарегистрировать дорожно-транспортное происшествие.

Только сотрудники автоинспекции в этом случае смогут установить, кто был виновником инцидента. Европротокол, таким образом, заполнять не придётся, а ситуация будет решаться стандартным способом.

На это уйдет больше времени, но только так можно рассчитывать на справедливое решение и получение компенсации.

Что лучше — европротокол или часы, потраченные на оформление ДТП?

Если авария незначительная и в ней только два участника, ущерб нанесён только транспортным средствам водителей, есть возможность не тратить время на ожидание сотрудников ГИБДД и стандартное оформление дорожно-транспортного происшествия.

При обоюдном согласии участников аварии возможно оформление европротокола. Необходимо будет заполнить бланк извещения с указанием обстоятельств инцидента, характера повреждения ТС. После того как документ подписан обеими сторонами инцидента, можно убрать авто с проезжей части, чтобы не мешать движению.

Европротокол даёт возможность не занимать проезжую часть, быстро продолжить движение и вообще возобновить прерванную поездку, если автомобиль в результате повреждения не утратил ходовых качеств. Оформленный документ потребуется зафиксировать у сотрудников ГИБДД. Сделать это вы можете на ближайшем посту, который встретится вам на пути.

Плюсом будет то, что вы сэкономите массу своего времени и нервов, не будете препятствовать движению на участке, где произошло ДТП.

Минусом может быть отсутствие действующего полиса ОСАГО у второго водителя. Если у вас нет возможности проверить подлинность документа на сайте РСА по серии и номеру, лучше отказаться от оформления европротокола. В противном случае есть опасность не получить страховую выплату.

Полезная информация. Если вас не устраивает заполнение европротокола и требуется привлечь сотрудников ГИБДД к решению спорной ситуации, вам могут быть пригодиться следующие телефонные номера:

  • 112 — номер МЧС;
  • 102 — номер Полиции.

Когда следует обратиться в суд

Если размер страховой выплаты вас не устраивает и вы уверены в том, что можете получить значительно большую компенсацию, лучший способ добиться справедливости — обратиться в суд. Только в этом случае вы сможете добиться своего и обязать страховую компанию компенсировать настоящий размер ущерба.

Несмотря на то, что судебное разбирательство потребует определённых денежных издержек, в случае вашего выигрыша СК обязана будет не только возместить понесённые в результате ДТП убытки, но и покрыть остальные затраты. Речь идёт в том числе и об оплате услуг адвоката, независимой экспертизы, чья оценка не совпала с результатами специалистов самой страховой компании.

Главное в этой ситуации — чтобы суд принял справедливое решение, учитывающее интересы потерпевшей стороны.

В случае задержки с выплатой компенсации со страховщика вы можете взыскать неустойку — её размер равен 1% от величины покрытия за каждые сутки просрочки. В результате автомобилист может получить сумму со значительной переплатой.

Что делать, если СК отказалась от выплат

Нередко возникают ситуации, когда страховщик отказывается удовлетворить требования клиента. Основание для этого может быть как законным, так и неправомерным.

В том случае, если вы получили отказ и не согласны с решением страховой компании, порядок действий может быть следующим:

  1. Решить вопрос в досудебном порядке. Составьте претензию на имя руководства СК. В заявлении нужно указать, что у вас оформлен полис ОСАГО и он действителен в момент обращения. Страховая компания обязана рассмотреть заявку в течение пяти-семи рабочих дней. Претензию следует составить в двух экземплярах. Если вас не удовлетворит ответ страховщика, то второй документ (обязательно заверенный сотрудником СК) нужно приложить к исковому заявлению, если дело дойдет до суда.
  2. Дождаться ответа. Если решение страховой компании по вашему вопросу принято отрицательное или ответ просрочен, следует решать вопрос в юридической плоскости. СК обязана предоставить письменный отказ с обоснованием своей позиции. Этот документ впоследствии вы сможете предъявить в суде. Если страховщик не хочет найти компромисс и прийти ко взаимному согласию с клиентом, необходимо сделать следующий шаг.
  3. Обратиться в суд. К заявлению приложите экземпляр претензии, направленной к страховщику. На документе обязательно должна стоять печать компании, подпись того менеджера, который принял у вас бумагу.

Если ущерб не превышает 50 тысяч рублей, заявление будет рассматривать мировой судья. Если требуется компенсация, которая превышает эту сумму, дело будет рассматривать районный суд.

В этом случае нужно уточнить юридический адрес страховой компании, у которой вы купили полис. Это необходимо в связи с тем, что обратиться необходимо будет в районный суд по месту регистрации ответчика (в данном случае – СК).

Помимо искового заявления потребуется предоставить ещё и определённый пакет документов.

Какие бумаги потребуются для обращения в суд

Итак, вот какой перечень документов требуется подать в районный суд по месту регистрации ответчика:

  • копия полиса и договора со страховщиком;
  • письменный отказ страховщика от выплаты компенсации;
  • протокол с места аварии (это может быть европротокол или документ, оформленный сотрудниками ГИБДД);
  • результат экспертизы с оценкой ущерба в денежном эквиваленте;
  • квитанция об оплате государственной пошлины перед обращением в суд;
  • подробное описание аварии с указанием причины инцидента и основания отказа страховщика от выплаты компенсации;
  • исковое заявление, заполненное по образцу (его вы можете найти в любом отделении суда по месту жительства).

После этого будет запущено разбирательство. Если решение будет в пользу автомобилиста, СК обяжут выплатить страховое покрытие в объеме, который определит суд.

Несколько полезных советов

Приведем несколько полезных советов, которые помогут вам получить наибольшую компенсацию (в том числе и на ремонт автомобиля), решить спорную ситуацию с максимальной выгодой.

  1. До выплаты компенсации не следует тратить средства на ремонт автомобиля. После ДТП может возникнуть необходимость делать повторную экспертизу, а если её результаты вас не устроят — обращаться в суд. Если вы восстановите автомобиль до этого момента самостоятельно, добиться справедливости будет практически невозможно.
  2. Если вам выплатили страховое возмещение в полном объёме, но его размер вас не устроил, вы можете подать в суд исковое заявление и потребовать от виновника аварии покрыть разницу между нанесённым ущербом и размером компенсации за счёт собственных средств. При этом важно доказать, что страховое покрытие не соответствует затратам на восстановление авто до того состояния, которое было перед аварией.
  3. Вы можете отказаться от оценки, которую проводит соответствующий отдел СК, выдавшей полис, и самостоятельно обратиться в независимую экспертизу. Если результаты будут сильно различаться, вы сможете решить вопрос через суд в свою пользу. Провести независимую экспертизу вы можете и параллельно с оценкой страховой компанией. В этом случае у вас будет доказательство реальной величины ущерба и того, какой должна быть компенсация.
  4. Страховая компания не имеет права требовать от вас подачи заявления на получение выплаты после ДТП в течение суток или двух-трёх дней после аварии. Выполнять такие требования вы не обязаны. По закону срок обращения по ОСАГО составляет пять рабочих дней. В течение этого времени вы можете собрать необходимые документы и подготовить заявление.
  5. Каждый документ, который вы прикладываете к заявлению в страховую компанию, нужно продублировать. В случае каких-либо противоречий они могут стать доказательством во время судебных разбирательств.
  6. Если страховщик отказывается от выполнения обязательств и затягивает выплату компенсации в течение 20 дней с момента подачи заявления, требуйте неустойку за каждый просроченный день. Размер такой компенсации может существенно превысить первоначальное значение. Её сумма составит 1% за каждые сутки просрочки, учитывая срок обращения.
  7. Перед оформлением аварии без привлечения сотрудников ГИБДД убедитесь в том, что полис другого водителя действителен. Это будет легко сделать, если у вас есть доступ к сети интернет. Если вы не можете зайти на сайт РСА и вбить серию и номер чужого полиса, лучше оформить аварию вместе с сотрудниками автоинспекции.

Чтобы избежать проблем при получении страховой выплаты, лучше всего оформить полис у проверенной и надёжной СК, которая дорожит своей репутацией на рынке. Стоимость ОСАГО у такой компании может быть выше. Но при наступлении страхового случая не должно возникнуть проблем с компенсацией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector