Страховая компания выплатила, но этого не хватает на ремонт!

Полис обязательного страхования предполагает определенный лимит выплат пострадавшему. В итоге денег на ремонт может не хватить. Рассмотрим подробно, что делать, если ОСАГО не покрывает ущерб, в каких ситуациях подобное возможно и каковы особенности такого ДТП.

Что делать, если полис не покрывает ущерб: пошаговая инструкция

Подобная ситуация может возникнуть в двух случаях:

  1. Страховая намеренно занижает сумму выплаты.
  2. Ремонт стоит больше, чем может выделить компания.

Порядок действий зависит от того, по какой причине выплаченная сумма оказалась маленькой.

Кто доплачивает за ремонт

Часто бывает так, что автосервис, не получив достаточную для ремонта сумму, требует доплаты с владельца машины. Но это незаконно, страхователь не должен нести расходы по восстановлению ТС, если он не виновен в происшествии.

Если выплата по ОСАГО рассчитана правильно, но денег не хватает на ремонтные работы, пострадавший вправе взыскать недостающие средства с виновника аварии.

Перед выставлением требований к инициатору ДТП нужно произвести действия, описанные ниже (см. раздел «Если стоимость ремонта больше выплаты).

Если расчет компенсации выполнен с ошибкой, то претензии надо предъявлять СК (см. раздел «Намеренное занижение страховой суммы»).

Таким образом, если компенсации по ОСАГО не хватило на восстановительные работы, доплачивает:

  • страховщик, если он допустил ошибку в расчетах (и автовладелец ее доказал);
  • виновник ДТП, если размер компенсации рассчитан правильно.

Важно! Обязательство виновника доплатить недостающую часть закреплено в ст. 393 ГК.

Случай № 1: намеренное занижение страховой суммы

В подобной ситуации нужно предпринять следующие действия.

  1. Запросить у СК копию акта о страховом случае. В нем должны быть указаны все обстоятельства автопроисшествия. Документ выдается по письменному ходатайству страхователя в течение 3-х дней с момента получения заявления (если акт уже составлен) или с момента оформления акта, если запрос подан до его готовности.
  2. Проверить правильность расчетов. Для этого можно воспользоваться справочником на сайте РСА. Если стоимость деталей уменьшена, значит, и страховая сумма рассчитана неверно. Важно учитывать, что подобная проверка является только предварительной оценкой перспективности спора со страховщиком и не заменяет профессиональной экспертизы.
  3. Получить независимую оценку ущерба. Для этого нужно обратиться в организацию или к отдельному мастеру, выполняющему подобные работы, при условии, что он внесен в общий реестр и имеет право на данную деятельность. Стоимость услуги зависит от региона, а квалификацию работника можно проверить на официальном сайте Министерства юстиции РФ.
  4. Направить досудебную претензию страховщику. Это обязательный этап перед подачей искового заявления (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). В течение 10 дней компания рассмотрит обращение, выплатит недостающую сумму либо отправит официальный отказ в удовлетворении требований. Если за это время не получен ответ, можно готовить исковое заявление в суд. Претензия составляется в свободной форме с указанием реквизитов сторон, обстоятельств ДТП, требований к страховщику, даты и подписи заявителя.
  5. Обращение в суд. В исковом заявлении нужно указать те же факты, что и в претензии. Также следует дополнить его информацией о попытке досудебного урегулирования вопроса, требованиями о возмещении издержек и неустойки за каждый день просрочки (1% от разницы в положенной и полученной компенсации и/или 0,05% за каждый день несоблюдения сроков письменного ответа на претензию).

Обратите внимание! Если стоимость иска составляет не больше 1 млн рублей, госпошлина не уплачивается. Если размер требований не превышает 50 тыс. рублей, заявление направляется в мировой суд, если больше – в районный.

Страховая компания выплатила, но этого не хватает на ремонт!

В случае успешного завершения процесса, кроме основных выплат, потерпевший может рассчитывать на перечисление штрафа, который будет составлять половину от разницы выплаченной и полагающейся сумм.

Случай № 2: если стоимость ремонта больше выплаты

В такой ситуации следует руководствоваться ч. 1 ст. 1064 ГК, согласно которой ущерб должен быть компенсирован лицом, причинившим его. Т. е., если не хватило денег на ремонт по ОСАГО, следует взыскать недостающую сумму с виновника автопроисшествия.

Для этого необходимо предпринять следующее.

  1. Получить документальное подтверждение размера ущерба путем проведения независимой экспертизы.
  2. Направить досудебную претензию виновнику автопроисшествия с требованием о выплате недостающей суммы.
  3. В случае отказа направить исковое заявление в суд. Исполнительный лист после вынесения постановления следует передать в Службу судебных приставов, если виновник отказывается добровольно исполнять решение.

Таким образом, общий порядок действий при получении недостаточной компенсации после ДТП:

  • удостоверение в том, что выплата не покрывает ущерб;
  • попытка урегулировать проблему мирным путем через направление досудебной претензии страховщику либо виновнику аварии;
  • обращение в суд, если иначе разрешить ситуацию не получается.

Необходимые документы

При досудебном урегулировании понадобится минимум документов:

  • акт о страховом случае;
  • отчет независимого эксперта.

Если дело направляется в суд, данный список нужно дополнить:

  • копией паспорта;
  • документами на авто (ПТС и СТС);
  • справкой о ДТП;
  • протоколом;
  • полисом ОСАГО;
  • копией досудебной претензии;
  • копией ответа от страховщика или виновника (если ее нет, нужно приложить почтовую квитанцию, подтверждающую факт отправки претензии);
  • аудио/видеоматериалами и показаниями свидетелей в качестве обоснованности своих требований (если они есть);
  • квитанцией о понесенных расходах.

В зависимости от конкретной ситуации могут понадобиться дополнительные документы.

Страховая компания выплатила, но этого не хватает на ремонт!

Как взыскать недостающую часть: особенности

  • Чтобы получить средства с виновника, если не хватило выплаты от страховой, нужно действовать по алгоритму, приведенному выше.
  • Проведение независимой экспертизы обязательно, так как только на ее основе устанавливается размер ущерба.
  • Соблюдение досудебного порядка урегулирования проблемы остается на усмотрение страхователя. Если взыскание производится с виновника, можно сразу подавать в суд.
  • В суд нужно обращаться в обязательном порядке, если нанесен не только материальный, но и моральный ущерб (причинение вреда жизни и здоровью). Согласно судебной практике подобные требования удовлетворяются почти всегда.

Страховая компания выплатила, но этого не хватает на ремонт!

Подводим итоги

Несмотря на обязательство страховых компаний компенсировать ущерб, причиненный в результате ДТП, пострадавшему не всегда удается получить сумму, которая достаточна для восстановительных работ. Особенности подобных ситуаций следующие:

  • страховой выплаты может не хватить в двух случаях: страховщик намеренно занизил ее размер либо ремонт оказался дороже, чем допустимая компенсация;
  • если сумма занижена намеренно, деньги взыскиваются со страховщика, если восстановительные работы оказались слишком дорогими – с виновника аварии;
  • чтобы претендовать на дополнительную выплату, нужно получить копию акта о страховом случае и провести независимую экспертизу, на основании которых можно судить о целесообразности начала спора;
  • досудебный порядок решения вопроса является обязательным, когда деньги взыскиваются со страховой, когда претензия направляется виновнику, пострадавший может сразу обратиться в суд;
  • при инициировании процесса можно получить не только дополнительные финансовые средства на восстановительные работы, но и неустойку за каждый день просрочки, а также возмещение судебных издержек;
  • если причинен не только материальный, но и моральный ущерб (жизни или здоровью), вероятность выигрыша судебного процесса почти гарантирована;
  • перед началом спора необходимо подготовить пакет документов, который дополняется при направлении дела в суд.

Таким образом, если сумма, полученная от страховой после происшествия, оказалась слишком маленькой для восстановления машины, можно получить недостающие средства, инициировав спор.Доплачивать будет СК либо виновник аварии.

Смотрите, какая тема — Страховая компания выплатила недостаточно денег: что делать и как подать в суд?

Показать содержание

  1. Если страховая компания заплатила мало денег – меньше стоимости восстановительного ремонта, то у вас по новым правилам есть 4 шага для получения недостающей суммы: заявление страховщику, а затем к омбудсмену, независимая экспертиза и суд.
  2. Но первое, что необходимо сделать – это запросить акт расчёта, чтобы понять, на каком основании получилась меньшая сумма по ОСАГО – из-за сильного износа, неправильного расчёта страховой или по иным причинам.
  3. По сути введение финансового уполномоченного призвано упростить порядок получения достаточной суммы денег, но в случае суда вы можете взыскать штраф за неисполнение обязательств. Но суд также может уменьшить неустойку, а вот омбудсмен не может.

С учетом изменений и поправок в Закон об ОСАГО, которые уже были приняты и вступили в силу, получить страховую выплату в полном объеме становиться всё труднее.

Читайте также:  Как оформить вкладыш в трудовую книжку: образец 2020, фото

И ведь не всегда потерпевший сможет получить деньги, я бы сказал, что выплату в 2022 году надо еще заслужить. Нужно знать свои права и правильно действовать при общении со страховыми компаниями и новым финансовым уполномоченным.

Итак, что делать, если страховая выплатила мало – сумму меньше ущерба, стоит ли подавать в суд? Об этом мы вам и расскажем.

Выплата деньгами за ДТП

Если договор ОСАГО причинителя вреда заключен после 27 апреля 2017 года, тогда для потерпевшего в общем случае страховое возмещение осуществляется путём обязательного восстановительного ремонта автомобиля.

Выплата полагается в следующих случаях:

  1. если потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт, а страховая по направлению посчитала мало;
  2. если стоимость ремонта превышает лимиты по ОСАГО или все участники признаны ответственными за причиненный вред – то есть положена меньшая сумма по степени невиновности в аварии, а сам потерпевший не готов доплачивать за ремонт;
  3. при полной гибели транспортного средства (напомним, что для целей ОСАГО полная гибель наступает тогда, когда стоимость ремонта ТС равна или превышает рыночную стоимость авто на дату ДТП, либо когда ремонт невозможен);
  4. смерти потерпевшего;
  5. когда здоровью потерпевшего в ДТП причинен тяжкий или средний вред, и он сам в заявлении выбрал выплату страхового возмещения деньгами;
  6. если потерпевший является инвалидом, который имеет транспортное средство по медицинским показаниям и денежная форма возмещения также указана в заявлении на выплату;
  7. машина не старше 2х лет, она на гарантии, а у страховщика нет договоров на ремонт со станциями официального дилера;
  8. гарантия на авто более 2х лет, но страховщик в период гарантии не направляет ремонтироваться на СТО дилера;
  9. нет СТО ближе, чем за 50 км (по дорогам общего пользования) от места жительства или от места ДТП (выбирает потерпевший), а страховщик не готов организовать доставку поврежденного ТС на станцию и обратно;
  10. если страховщик не может организовать ремонт в автосервисе, которую выбрал потерпевший при заключении договора ОСАГО и потерпевший не согласен ремонтировать авто на другой станции;
  11. срок ремонта на СТО превышает 30 рабочих дней;
  12. если согласился на доплату, но в ходе диагностики выяснилось, что нужно доплатить еще больше, но потерпевшего это не устраивает;
  13. если страховщик не выдал направление на ремонт в установленный законом срок 20 дней;
  14. когда машину приняли в ремонт, но становится понятно, что в согласованный срок (30 рабочих дней) ремонт не будет завершен или к нему еще толком не приступили;
  15. в случае подписания потерпевшим соглашения со страховщиком о произведении страхового возмещения в денежной форме.

Стоит отметить, что некоторые из названных причин для выплаты деньгами прямо прописаны в Законе об ОСАГО, а некоторые продиктованы сложившейся судебной практикой и позицией Верховного Суда, поэтому не исключено, что за право получить деньги за ДТП придется посудиться.

Будьте внимательны, если не глядя подписать соглашение со страховщиком, то можно лишить себя права в дальнейшем оспорить размер выплаты, если страховая насчитала мало денег (подробнее об этом уже рассказывалось в статье об обращении по ОСАГО за страховым возмещением).

Выплата пришла, но мало – что делать?

Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.

Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет.

Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.

Страховая компания выплатила, но этого не хватает на ремонт!

Если недоплатил страховщик

В акте осмотра, калькуляции или заключении независимой экспертизы указаны не все повреждения, которые образовались в вашем ДТП. Или же поврежденная деталь подлежит замене, но страховщик, пытаясь сэкономить, назначает её ремонт.

В таких случаях становится понятно, что имеет место быть именно недоплата страхового возмещения и надо требовать недостающую сумму, но как это правильно сделать? Об этом и поговорим далее.

Шаг №1: Заявление о разногласиях

В 2019 году законодатель придумал новые правила для разрешения споров со страховщиком, на наш взгляд, существенно упростив всю процедуру.

Для обычных граждан, являющихся потребителями финансовых услуг (да, страхование — это финансовая услуга) нужно страховщику подать или направить заявление о разногласиях. От того, каким образом это заявление будет направляться в СК, будет зависеть срок его рассмотрения.

Заполненный документ можно отправить:

  • электронно – тогда срок рассмотрения будет 15 рабочих дней,
  • заказным письмом – в этом случае срок составит уже 30 календарных дней.

Быстрее всего, проще, да и дешевле направить заявление в форме электронного документа. То есть собственнику авто (выгодоприобретателю) необходимо составить заявление, распечатать его и подписать. Затем подписанное заявление сканируется, и уже готовый файл направляется страховщику.

В п. 5.4. Правил страхования указано, что в электронном виде надо направлять заявление по электронной почте на официальный адрес электронной почты страховщика. Такой адрес обязательно есть на официальном сайте любой страховой организации. Например:

Но необходимо помнить, что нужно иметь доказательство того, что вы такое заявление направляли, поэтому в обязательном порядке отправляйте электронное письмо с отчетом о доставке. При таком способе срок рассмотрения вашего заявления составит 15 рабочих дней (при условии, что с момента нарушения ваших прав страховщиком прошло не более 180 дней). 

У некоторых страховых компаний можно отправить такое заявление по форме для обращений на сайте или в личном кабинете. В таком случае, лучше направить двумя способами и по электронной почте, и через форму для обращений.

Можно и по старинке отправить заказным письмом с описью вложения или вручить лично в офисе страховщика под отметку о принятии. Срок рассмотрения заявления в таком случае составит 30 календарных дней

Страховая компания выплатила, но этого не хватает на ремонт!

Шаг №2: Независимая экспертиза со стороны потерпевшего

Важно! При подаче указанного выше заявления о разногласиях потребителям финансовых услуг не обязательно проводить независимую экспертизу машины и прикладывать отчет к заявлению. В стандартной форме заявления необходимо указать только размер требований имущественного характера. Если вы его точно не знаете, то указывайте лимит в 400 000 рублей, не ошибётесь.

Экспертизу, конечно же лучше провести и иметь на руках экспертное заключение, но это, в первую очередь, нужно самому потерпевшему, чтобы понимать и адекватно оценивать обоснованные он требования предъявляет к страховщику или нет. Но весь вопрос в том, что если в дальнейшем по данному спору будет принято решение финансовым уполномоченным, то стоимость такой экспертизы он не возместит.

Если же решение финансового уполномоченного не устроит, то при обращении в суд вы должны будете обосновать свои требования и тут-то сделанная ранее экспертиза и пригодится, а расходы на её проведение, в случае положительного решения по делу, будут подлежать возмещению.

Шаг №3: Обращаемся к финансовому омбудсмену

Следующий этап борьбы на нашем пути в случае, если страховая по ОСАГО заплатила меньше, чем реальный ущерб – это обращение с заявлением к финансовому омбудсмену (уполномоченному).

Если страховщик не удовлетворил ваши требования или удовлетворил недостаточно – частично (включая выплаты неустойки, финансовой санкции), тогда после получения ответа на ваше заявление можно готовить заявление к финупу.

Да, кстати, если страховая компания в установленные законом сроки не приняла решение по вашему заявлению и не направила ответ, то ждать его нет необходимости, по истечению установленных законом сроков на рассмотрение можно сразу обращаться к омбудсмену. Для такого обращения также предусмотрена стандартная форма заявления.

Читайте также:  Как переводить алименты на карту Сбербанка

Как и в случае со страховыми, обратиться к нему можно несколькими способами:

  • заказным письмом с описью вложения о недостаточной выплате,
  • в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте,
  • через сайт Госуслуг (пока такая функция недоступна),
  • а также в бумажном варианте через МФЦ.

Опять же, дешевле, проще и быстрее всё делать через личный кабинет на официальном сайте. Там можно заполнить стандартную форму, а также прикрепить сканы или фотографии всех необходимых документов.

Кстати, о фотографиях и уже упомянутой независимой экспертизе. Финансовый уполномоченный при рассмотрении вашего спора со страховщиком вправе провести независимую экспертизу поврежденного ТС.

Поэтому, даже если вы не делали экспертизу, лучше иметь и загрузить вместе с заявлением фотографии поврежденной машины и все фото имеющихся повреждений (как правильно фотографировать, можно прочитать здесь).

В противном случае экспертиза будет проведена только по фотографиям, которые предоставит страховщик, и вы же понимаете, что он меньше всего заинтересован в том, чтобы экспертиза была в вашу пользу. Делаем выводы.

Отправили, направили, послали. Дальше порядок такой:

  1. в течение 3 рабочих дней со дня поступления вашего обращения в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного он принимает к рассмотрению заявление (или не принимает) и уведомляет вас об этом;
  2. в течение 15 рабочих дней со дня передачи ему вашего заявления, он рассматривает его и принимает по нему решение об удовлетворении требований или об отказе в удовлетворении;
  3. срок, указанный в пункте 2 может быть приостановлен на время проведения независимой экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

Получается, что ждать решения финупа можно максимально 28 рабочих дней. Можно взять небольшой запас и остановиться на 30 рабочих днях. После истечения этого срока и не получения от финансового омбудсмена решения по заявлению можно обращаться в суд с аналогичными требованиями.

Если ответ вы получили, но он вас не устраивает, то в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения финупа в законную силу (это еще 10 рабочих дней со дня подписания решения финупом) вы также вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Шаг №4: Суд со страховщиком

При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.

Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством.

Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого.

Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.

Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:

  • неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
  • финансовую санкцию.

А суд в случае неудовлетворения требования потребителя взыскивает со страховщика еще и штраф в размере 50% от недоплаченного страхового возмещения.

Страховая компания выплатила, но этого не хватает на ремонт!

Эти суммы, к сожалению, суд вправе снизить по обоснованному заявлению СК о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса, но суды в 2022 году стараются в рамках своих полномочий устанавливать какой-то баланс и взыскивать в пользу потерпевших средние суммы по схожим делам.

Здесь стоит отметить еще одну тонкость – финансовый уполномоченный, в отличие от суда, не вправе применять ст. 333 ГК РФ и снижать неустойку и финансовую санкцию, поэтому в его решении должна фигурировать их полная сумма (а это не более 400 000 рублей).

Именно поэтому стоит обращаться к омбудсмену за выдачей исполнительного документа (удостоверения) на следующий же день после вступления его решения в законную силу, чтобы страховщик, пропустивший срок на обжалование его решения, уже не смог восстановить его, тем самым переведя разбирательство в юрисдикцию суда.

Суды, в основном, проходят в спокойном режиме, стороны предоставляют доказательства в обоснование своих требований и позиций, заявляют ходатайства, приобщают отзывы и возражения, высказываются и отвечают на вопросы суда.

Очень часто потерпевшие заявляют требования не только к страховщику, но сразу и к причинителю вреда, в случае, если суммы по ОСАГО явно будет недостаточно для восстановления поврежденной машины.

То есть когда денег на ремонт слишком мало – меньше стоимости ремонта не только по причине занижения выплаты страховщиком, но и расчёта возмещения по ОСАГО с износом.

 Третьими лицами могут быть привлечены СТО или второй страховщик.

Про назначение судом экспертизы уже говорилось, но не будет лишним, перед тем как суд приостановит дело, приобщить к материалам дела свои фотографии с осмотра(ов) в электронном виде, чтобы эксперт мог все повреждения увидеть и отразить в своём заключении.

Когда о проведении экспертизы ходатайствует страховщик, то почти всегда он просит назначить экспертизу в определенные организации. Все мы понимаем, что они могут быть независимыми, а могут и не быть. На этот случай стоит подготовить свой список организаций (2-3 учреждения), куда бы вы рекомендовали назначить экспертизу, а против списка ответчика возражать.

В основном, суды длятся довольно-таки продолжительное время, иногда полгода, иногда год. Если дело сложное, то и больше. Это тоже стоит иметь в виду и не обрушиваться с критикой на своих представителей о том, что очень долго всё делается.

Если суд примет решение в вашу пользу, вы сможете потом по исполнительному листу взыскать всё присужденное. И делается это 2 способами:

  • либо через службу приставов,
  • либо через банк, в котором у страховщика есть счета.

Судебная практика

Судами рассматриваются сотни тысяч дел по спорам потерпевших со страховщиками и, конечно, уже сформировалась некая практика. Также по спорным вопросам высказались Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Из последнего это Определение Верховного Суда о том, что потерпевший при определенных условиях вправе оспорить соглашение о денежной выплате, заключенное со страховщиком и признать его недействительным. В таком случае появляется право требовать выплату в полном объеме, но, как вы поняли из данной статьи, путь этот не легкий.

Надеемся, что статья будет вам полезной и поможет вам отстоять свои права в случаях, когда страховщик рассчитывает и выплачивает слишком мало денег за ДТП.

Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги — новости Право.ру

В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.

Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка.

Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб.

, его должна возместить страховая компания, решило общество.

Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд. 

Читайте также:  Позиция адвоката о возмещении расходов на оказании юридической помощи

ВС: доплачивает виновник ДТП

В Верховном суде спор рассмотрела «тройка» под председательством Александра Киселева. Если страховой выплаты не хватает на ремонт, потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, решили судьи (дело № 127-КГ21-5-К4).

КАСКО и ОСАГО Два миллиона за ДТП: пять крупных исков к страховой

Размер ущерба для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и размер ущерба, который возмещает причинитель вреда, определяются по разным правилам, напомнил ВС. 

Во-первых, страховая учитывает износ деталей. Из-за этого потерпевший получает меньше денег. А во-вторых, отличаются и цены. Единая методика Центробанка при взыскании ущерба напрямую с виновника ДТП не применяется. В этом случае по ОСАГО должна платить страховая потерпевшего, а не виновника аварии. Но она не может дать больше, чем позволяет единая методика.

Разницу между страховым возмещением и рыночной ценой ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, считает ВС. 

ВС Республики Крым, куда гражданская коллегия вернула спор на новое рассмотрение, отменила решение первой инстанции и удовлетворила иск – но акт апелляционного суда еще не опубликован (№ 33-6021/2021).

А точно ли не платит страховая?

Потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, но только если получил от страховой 400 000 руб. – максимально возможную сумму, считает Александр Домнин из Федеральный рейтинг.
. Но если бы вред компенсировали так, как этого требует закон об ОСАГО, потерпевший получил бы полностью отремонтированный новыми деталями автомобиль, подчеркивает юрист. И все это за счет страховой. 

Вред легковым машинам, которые принадлежат россиянам и зарегистрированы в РФ, по общему правилу возмещается не деньгами, а ремонтом. Его оплачивает страховая, используются только новые детали.

Если страховая не дает направление на ремонт, нужно обращаться не к виновнику ДТП, а через суд требовать от страховой либо это направление, либо компенсацию деньгами.Стоимость ремонта страховая оплачивает без учета износа запчастей.

Ольга Туренко из Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
видит в позиции ВС и полезный акцент.

Суд подчеркнул, что размер ущерба для выплаты по ОСАГО и размер ущерба, который возмещает виновник ДТП, определяются по-разному. Во втором случае потерпевший не ограничен лимитами и может претендовать на полное возмещение вреда, объясняет она.

 

Но есть проблема, добавляет Домнин. При экспертизе стоимости восстановительного ремонта практически все оценщики используют единую методику Центробанка, говорит эксперт.

И если размер ущерба определен исходя из фактических затрат на ремонт, у суда может возникнуть вопрос, почему эти затраты больше стоимости, рассчитанной по средним ценам региона в соответствии с единой методикой.

Судья может решить, что потерпевший злоупотребляет своим правом. А значит, есть риск отказа в иске.

* Имена и фамилии изменены редакцией.

Как я получила 93 374 ₽ от страховой вместо ремонта по ОСАГО в плохом сервисе

София Ерофеева

получила деньги вместо ремонта

Я ехала на свадьбу младшей сестры и попала в ДТП.

Водитель автомобиля, который врезался в меня, выбежал и поинтересовался, все ли целы. И для него, и для меня это была первая авария, поэтому мы решили вызвать сотрудников ГАИ. Наряд приехал через два часа, нам вручили бланк европротокола и уехали. Видимо, посчитали удар незначительным, а мы с этим по неопытности согласились.

Сейчас я уверена, что нам стоило настоять на оформлении документов сотрудниками или хотя бы воспользоваться приложением «Помощник ОСАГО». Тогда бы я получила на 20 тысяч рублей больше. А в ходе этой истории у меня были все шансы остаться вообще ни с чем. В статье расскажу, как так получилось.

На следующий день после аварии я позвонила в свою страховую компанию. Менеджер предложил несколько СТО, станций технического обслуживания, и время, на которое можно записаться. К дилеру меня отправить уже не могли: это возможно, если машине менее двух лет, а моему Ниссану было десять.

Разбираемся, как начинать и доводить до конца масштабные задачи Покажите!

Когда я в назначенное время приехала на осмотр, было уже темно. Мужчина с фонариком на телефоне осмотрел внешние повреждения автомобиля: помятую крышку багажника и разорванный бампер. Было непонятно, есть ли у машины какие-то скрытые повреждения, но вскрывать ее сотрудник СТО не собирался: сказал, что только осмотрит, а собирать и разбирать не умеет.

Мужчина составил акт. В нем мне предлагали два варианта действий: провести восстановительный ремонт или получить денежную компенсацию. Вот какие повреждения были указаны в акте:

  1. Разрыв заднего бампера.
  2. Деформация крышки багажника.
  3. Задир защитного молдинга крышки багажника.
  4. Разрыв фары заднего хода.

Сумму компенсации рассчитали на компьютере. Специалист сказал, что мне выплатят 37 000 Р. Эта сумма меня шокировала, потому что одна только крышка багажника на разборке стоит около 30 тысяч. Я возмутилась — решила провести независимую экспертизу и подать досудебную претензию, чтобы вместо 37 000 Р в акте была указана сумма, на которую реально можно отремонтировать машину.

«Не согласна с проведенным осмотром, так как он проходил в темное время суток, при свете телефонного фонарика и без вскрытия машины. Осматривающий человек вскрывать машину отказался, так как есть вероятность, что багажник не закроется. Следовательно, о скрытых повреждениях я буду обращаться к независимым экспертам для дальнейшего пересчета суммы компенсации». Вот такой комментарий я написала в акте осмотра

В марте, спустя месяц после ДТП, по отзывам на Яндексе я выбрала агентство, которое должно было помочь мне сделать независимую оценку повреждений. За услуги агентство просило 7000 Р. Можно было найти и за 5000 Р, но у этих ребят был очень хороший рейтинг. В итоге я осталась довольна их работой.

Представитель страховой и независимый оценщик вдвоем осмотрели мою машину и зафиксировали скрытые повреждения. Между ними не было разногласий, каждый составил свой акт осмотра, и все разъехались.

Телеграмма, которую необходимо отправить в страховую, чтобы можно было оценить ущерб повторно

Мой Ниссан на независимой экспертизе — со снятым задним бампером

Через неделю от агентства пришел отчет. Они оценили стоимость ремонта с учетом износа в 113 307,76 Р.

В апреле мы с юристом составили досудебную претензию в страховую с требованием выплатить мне компенсацию в размере 120 307,76 Р: 113 307,76 Р — за ремонт, 7000 Р — за независимую экспертизу. Чеки и копии заключения экспертизы мы прикрепили к претензии.

Спустя месяц, в мае, пришел ответ: страховая отказала мне в выплате на законных основаниях. Проблема была вот в чем: при первичном осмотре я не указала в акте, что выбираю денежную компенсацию, — не проставила ту самую галочку.

Меня снова отправили на тот же восстановительный ремонт в мастерскую с ужасными отзывами. Судиться было бесполезно.

По совету независимого оценщика я поехала на ту же СТО, где проводили первичный осмотр моего Ниссана. Мне нужно было получить от них отказ ремонтировать мою машину. Этот отказ позволил бы мне получить компенсацию деньгами от страховой.

Такой отказ можно получить, если мастерская откажется делать ремонт по одной или нескольким веским причинам. Вот их список:

  1. Невозможно приобрести запчасть по стоимости единой методики расчета, ЕМР.
  2. Клиент отказывается доплачивать недостающие деньги.
  3. Необходимые для ремонта запчасти не получится доставить в установленные сроки ремонта.
  4. Представители СТО не согласны со списком ремонтных воздействий, которые предусмотрела страховая.

Я до сих пор не разобралась, почему сумма именно такая. Перед тем как написать отказ, мастер сказал, что мне выплатят не больше 50 000 Р. То ли их оценщик так оценил урон, то ли дело было в том, что мы с оценщиком повздорили.

А может быть, в страховой посмотрели на результаты независимой экспертизы и решили выплатить 93 тысячи в расчете на то, что меня это устроит и я не пойду в суд. И я действительно решила не тратить нервы и время из-за семи тысяч.

Соглашение об урегулировании страхового случая Справка, которая подтверждает, что я получила денежную компенсацию

К июню машину отремонтировали. На ремонт я потратила 85 700 Р. Это был третий сервис, куда я ездила по рекомендациям друзей и советовалась по ремонтным работам.

В первых двух мне рекомендовали менять крышку багажника и просили за работу и запчасти 120 000 Р, а в третьем сервисе мастера смогли выправить все вмятины и отремонтировали машину дешевле.

Работы заняли четыре дня, в конце мне прислали фотоотчет.

  1. Если произошло хоть сколько-то серьезное ДТП и у машины могут быть скрытые повреждения, не оформляйте европротокол, вызывайте сотрудников ГАИ.
  2. Если сотрудники приехали и говорят что-то вроде «ничего страшного, оформляйте европротокол», не соглашайтесь и настаивайте на оформлении ДТП. Если бы я так поступила, выплата была бы больше.
  3. Внимательно читайте и заполняйте документы. Если где-то надо выбрать один из вариантов, отметив его галочкой, не забудьте это сделать.
  4. Не бойтесь тратиться на независимую экспертизу. В моем случае она окупилась.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector