Налоговая в процедуре банкротства: когда ФНС может запустить проверку, её права и обязанности

Или как налоговая реагирует на банкротство компании

Налоговая в процедуре банкротства: когда ФНС может запустить проверку, её права и обязанности

Многие наши клиенты спрашивают: если мы инициируем процедуру банкротства, не будет ли это сигналом для налогового органа провести выездную проверку нашей компании? И как повлияет налоговая проверка на проведение процедуры банкротства?

В этой статье я поделюсь своим опытом. И постараюсь ответить на следующие вопросы:

  • насколько реальны риски налоговой проверки при инициировании процедуры банкротства;
  • возможно ли закрыть компанию через процедуру банкротства при незавершенной налоговой проверке?
  • какова позиция Верховного Суда РФ по вопросу приостановки производства по делу, в связи с налоговой проверкой банкрота?

Зона риска

Самые популярные критерии в работе компании, которые могут спровоцировать налоговую проверку:

  • большой разрыв в платежах в бюджет по сравнению со средним показателем по отрасли;
  • сдача налоговой и бухгалтерской отчетности с убытками на протяжении нескольких налоговых периодов (налоговикам кажется подозрительным наличие в предпринимательской деятельности убытков). Минимум, данная отчетность будет поводом для камералки. Вследствие чего вам необходимо будет объяснить фискалам, в чем заключается ваша «хитрая» стратегия ведения бизнеса);
  • ваше желание отразить в отчетности кругленькую сумму к вычету по НДС. Возвращая НДС, вы должны быть кристально чисты, либо не только деньги не получите, но и еще должны останетесь;
  • и снова среднестатистические показатели, теперь уже по заработной плате. Если выплачиваемая среднемесячная з/п на одного работника меньше чем среднестатистическая по вашей отрасли по субъекту, это будет поводом для дополнительных вопросов;
  • игнорирование запросов и требований ФНС в предоставлении информации и документов тоже ни к чему хорошему не приведет, давайте хоть какие-нибудь ответы;
  • инициирование процедуры реорганизации либо ликвидации компании при ранее активной экономической деятельности, может стать также поводом для дополнительного внимания;
  • частая миграция компании из одной налоговой инспекции в другую. Такие переезды, не обусловленные разумными причинами, заставляют задуматься, от чего вы бежите;
  • наличие в работе большого количества контрагентов-посредников без разумных экономических выгод, как минимум, вызовет ряд вопросов. А наличие среди контрагентов «фирм-однодневок» явно не прибавит вам добросовестности.

Банкротство как повод для налоговой проверки?

Имея опыт работы в сфере банкротства более 10 лет, мы можем заранее сделать вывод, насколько реальны риски налоговой проверки для компаний, подавших заявление на банкротство или уже находящихся в процедуре.

Прогнозирование данных рисков с учетом особенностей фирмы будет носить вероятностный характер и не дает «железных» гарантий отсутствия налоговой проверки. Одно можно сказать уверенно — инициирование процедуры банкротства само по себе не является поводом для проведения внеплановой проверки. Если только оно не сочетается с выше приведенными критериями.

Например, одним из часто используемых способов закрытия компании является так называемая упрощенная процедура банкротства.

Когда сначала подается заявление на ликвидацию компании в добровольном порядке, а далее – заявление на банкротство от «дружественного» кредитора.

При этом Общество за отчетный период сдает балансы, из которых видно активную экономическую деятельность. Естественно, ликвидация экономически активной организации будет выглядеть подозрительно и может вызвать ряд вопросов.

А если использовать другой вариант: полную процедуру банкротства? Само по себе введение процедуры наблюдения уменьшает риски внеплановой проверки, но также не дает 100% гарантий её отсутствия.

Всё зависит в частности от компании, которая планируется к закрытию.

Наличие больших оборотов, занижение налоговой базы, отсутствие длительное время налоговых проверок и в дальнейшем инициирование процедуры банкротства, в любом случае, не останется без внимания налоговой инспекции. 

Банкротство как основание не проводить проверку

При этом надо учитывать: немаловажным фактом для принятия решения о выездной налоговой проверки является не только вероятность доначисления налогов и сборов на конкретное предприятие, но и дальнейшая перспектива их взыскания.

Налоговая инспекция, как любой государственный орган, отчитывается об эффективности своей работы.

Одним из основных показателей успешной работы фискалов является объем денежных средств, собранных с налогоплательщиков и поступивших в казну.

В случае, когда наблюдается большой разрыв между доначисленными налогами и взысканными в бюджет, данное обстоятельство будет говорить о плохой работе сотрудников, а в некоторых случаях и о личной заинтересованности представителей ФНС.

Как мы все знаем, процедура банкротства – это явный признак того, что перспектива полного удовлетворение всех требований кредиторов стремиться к нулю. Особенно это актуально, если на балансе должника нет ликвидных активов, имущества, дебиторки.

  • В связи с этим налоговая инспекция не бросается сломя голову с проверкой на каждое предприятие, решившее прекратить свою деятельность, а предварительно оценивает свои шансы на получение денежных средств после доначисления.
  • Принимая решение о закрытии компании через процедуру несостоятельности, минимум, необходимо не один час пообщаться с главным бухгалтером и специалистом в сфере банкротства для выработки совместной стратегии и анализа рисков. 
  • Включение налоговых требований в реестр

Не так давно появилось Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2018 г. в котором ВС разъяснил нижестоящим судам, что делать, если налоговая инспекция инициировала выездную проверку и не успела ее завершить до рассмотрения требования о включении в реестр.

Права налогового органа при осуществлении процедур банкротства — Ассоциация Юристов России

Процедура банкротства подразумевает, что все кредиторы могут на равных правах заявить свои требования к должнику. Не имеет значения, какой статус присвоен каждому из кредиторов. Очевидно, что частные лица наделены определенными преимуществами. Так, работники должника и залоговые кредиторы поддерживают с будущим банкротом специфические трудовые отношения.

В связи с этим, они обладают преимуществами перед остальными взыскателями. Они получили гарантии исполнения должником своих обязательств еще до начала процедуры банкротства. Незначительными привилегиями обладает и банк.

Например, он имеет возможность инициировать процедуру банкротства должника, исключая предварительное обращение в суд для удовлетворения своих требований по взысканию той или иной суммы.

Ситуация в современном мире складывается таким образом, что банкротное законодательство остро нуждается в немедленном реформировании. Все чаще в обществе и в законодательных кругах возникают разговоры о том, что необходимо наделить налоговые органы расширенными полномочиями.

Налоговая инстанция нуждается в дополнительных гарантийных обязательствах и правах.

В том числе, налоговая инстанция нуждается в новых полномочиях в плане приоритетного права выбора арбитражного управляющего, в первоочередном удовлетворении требований, а также в плане признания налоговой инстанции залоговым кредитором.

Следует отметить, что налоговая инстанция и ранее обладала определенными привилегиями. Они вытекали и из существующего законодательства в плане банкротства, и из практики его применения в современных реалиях. Некоторые из преимуществ нуждаются в более детальном рассмотрении.

Важно понимать, что реализация тех преимуществ, которыми наделена налоговая инспекция, неизбежно оказывает влияние на права иных кредиторов, участвующих в процедуре банкротства.

Особое значение имеет тот момент, за счет каких инструментов ФНС сможет получить расширенные полномочия, и насколько это реально.

Последовательность при удовлетворении основных требований

К началу 2017 года Верховным Судом была установлена первоочередность удовлетворения отдельных фискальных требований. В частности, это коснулось отчислений в Пенсионный Фонд РФ и взыскания задолженности по НДФЛ.

Эти текущие требования были отнесены ко второй очереди текущих требований, а также ко второй реестровой очереди. Как это может сказаться на положении реестровых и так называемых «текущих» кредиторов? Самое важное, на что следует обратить внимание, это ощутимое уменьшение шансов взыскать задолженность как таковую.

Это особенно актуально для текущих кредиторов, которые были отнесены к четвертой и пятой очередям.

Кредиторам неприятен сам факт установления подобной очередности. ВС в своих разъяснениях ссылается на возможность применения специфических законодательных норм.

Иными словами, при взыскании задолженностей в пользу бюджета законодательство выбирает кратчайший путь, исключая необходимость проведения публичных дискуссий и прочих парламентских мероприятий. Этот случай нельзя рассматривать как исключение.

За счет формирования определенной практики, ФНС получают дополнительные привилегии от Верховного Суда.

Налоговые органы не испытывают сильного интереса к тем процедурам, где конкурсный управляющий предпринимает меры для погашения задолженностей перед кредиторами. Это негативно сказывается на положении взыскателей.

Ранее они могли извлечь определенную выгоду из очень активного поведения налоговой инспекции. Сегодня они лишены такой возможности. Жертвами сложившейся ситуации стали и арбитражные управляющие.

Некоторые из них не успели перенести соответствующие фискальные требования в первую очередь взыскания и применяли устаревший подход к взысканию задолженности.

Существует определенным образом сложившаяся практика Верховного Суда, которая и спровоцировала внесение изменений в присвоение приоритета тем или иным задолженностям. Более подробную информацию можно почерпнуть в обзоре Судебной практики ВС РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ.

Оспаривание совершенных сделок

Одним из наиболее эффективных механизмов пополнения и расширения конкурсной массы по-прежнему остается оспаривание совершенных должником сделок по реализации принадлежащего ему имущества.

Арбитражный управляющий уделяет пристальное внимание всем сделкам, которые можно посчитать сомнительными. В случае признания таких сделок ничтожными, контрагент, участвовавшие в них, также обретают статус кредиторов и включаются в реестр требований.

Перед ними у должника также образуется долг, который необходимо погасить.

Учитывая этот нюанс, на законодательном уровне были внесены определенные дополнения и коррективы в пункт 4 статьи 61 пункт 4 Закона о Банкротстве. Теперь из общего правила предусматривается несколько исключений.

Например, не подлежат оспариванию отчисления налогоплательщика в бюджет, поскольку они являются приоритетными. Это касается именно ординарных платежей. Это означает, что подобные платежи не были предусмотрены актуальными законодательными нормами.

Оспариванию платежи не подлежат исключительно в тех случаях, когда налоговая инспекция не была осведомлена о наличии обязательств, которые плательщик не исполнил перед кредиторами.

Читайте также:  Как подать на алименты в другом городе в рф: куда обращаться, необходимые документы, образец заявления 2020

Это означает, что на законодательном уровне процесс возвращения излишне уплаченных в бюджет сумм несколько ограничен. Теперь прочие кредиторы лишены возможности удовлетворить свои требования за счет дополнительного источника.

Следует учесть и ту особенность, что доказать осведомленность налоговой инспекции о финансовых проблемах должника и наличии у него задолженностей практически невозможно.

Судебная инстанция не принимает в качестве доказательств отсылки к различным абстрактным документам и балансам. Доказательная база должна однозначно указывать на факт осведомленности ФНС о возникших у должника обстоятельствах.

Это означает, что бюджетные средства фактически обретают статус неприкосновенных. От этого неизбежно страдают прочие кредиторы, требования которых не будут удовлетворены в полном объеме.

Погашение налоговых задолженностей из доходов, полученных от аренды залогового имущества или реализации предмета залога

В 2014 году в статью 138 Закона о Банкротстве были внесены очередные коррективы. Расходы на реализацию и обеспечение сохранности предмета залога теперь могут быть погашены с денежных средств, вырученных с его продажи.

Прежде чем выручка будет распределена, происходит удовлетворение этих расходов. Такая позиция считается правомерной согласно пп 1,2 ст. 138 ЗоБ. Лишь после этого остаток средств может быть направлен кредитору.

Этот подход часто распространялся на доходы, полученные от предоставления предмета залога в аренду. Это позволяло защитить имущественные права незалоговых кредиторов за счет перераспределения расходов в пользу залоговых кредиторов.

Тем не менее, на законодательном уровне не было зафиксировано понятие подобных расходов. Это порождало серьезные разногласия в трактовке понятия.

Оперируя указанной нормой, в короткие сроки ФНС стала относить к подобным расходам те, которые связаны с обеспечением сохранности имущества, переданного кредитору в качестве залога. В эту категорию попали и налоговые платежи: земельный и имущественный налоги, НДС.

Существующая судебная практика до последнего времени категорически не позволяла погашать налоговые задолженности в приоритетном порядке согласно п.6 ст. 138 ЗоБ. Иными словами, это не должно было ущемлять положение залоговых кредиторов.

Тем не менее, в прошлом году Верховный Суд изменил свою позицию в рассматриваемом вопросе. В октябре 2020 года было опубликовано Определение №305-ЭС20-10152.

Согласно ему, НДС, который является составной частью арендной платы при предоставлении залогового имущества в аренду имеет отношение к расходам, сопряженным с его реализацией. Это означает, что подобная задолженность должна быть устранена в первоочередном порядке.

В марте 2021 года аналогичный вопрос был поднят относительно взыскания имущественного налога и земельного налога. Эта информация находит отражение в Определении от 01.03.2021 №305-ЭС20-20287.

У многих аналитиков закономерно возникают подозрения касательно того, что вопрос по взысканию части налоговых задолженностей однозначно решен в пользу налогового органа. Это ущемляет права иных кредиторов. Накопленные налоги могут обретать весьма внушительную величину.

Пролонгирование периода на включение фискальных нормативов в реестр

Законодательные нормы в вопросах банкротства подразумевают, что кредитор может направить заявление о включении в общий реестр требований в течение двух календарных месяцев со дня инициирования определенного банкротного дела. Что касается налогового органа, то в данном случае этот срок существенно увеличен и достигает 8 месяцев.

Это позволяет наделить фискальные требования приоритетным статусом по сравнению с требованиями иных кредиторов. Налоговая инспекция может не торопиться с проведением необходимых проверок и чувствовать при этом себя достаточно уверенно.

Пролонгация сроков включения налоговой инспекции в перечень кредиторов приводит к довольно негативным последствиям. Достоверно определить величину и объемы существующих реестровых требований становится практически невозможно.

Кроме того, сама банкротная процедура становится более растянутой во времени.

Субсидиарная ответственность

Новые коррективы, внесенные в законодательные нормы в вопросах банкротства, посвящены ответственности контролирующих инстанций.

Если налоговые обязательства, которые имели место по причине недобросовестности налогоплательщика или его бенефициаров, составляют не менее 50% от всего объема выдвигаемых требований, то можно говорить о так называемом доведении до банкротства.

Если фискальные требования более чем на 50% заполняют третью очередь взыскания, то банкротство субъекта будет автоматически признано виной контролирующего органа.

При таком подходе прочие кредиторы не испытывают неудобств, но ФНС получает более внушительные шансы на удовлетворение своих требований.

все статьи

Первый среди равных. Права налогового органа в процедурах банкротства – очевидные и скрытые привилегии

Нормативное регулирование банкротства исходит из относительного равенства прав кредиторов должника вне зависимости от основания возникновения требований и статуса самого кредитора.

Ясно, что некоторые преимущества имеют физические лица – работники должника, а также  залоговые кредиторы, первые – исходя из социальной специфики трудовых отношений, вторые как лица получившие гарантии исполнения до процедуры банкротства.

Есть еще небольшие привилегии у банка – подача заявления о банкротстве без предварительного «просуживания», например.

Однако в свете  назревающей реформы банкротного законодательства, все чаще звучат разговоры о необходимости наделения налогового органа (в части фискальных требований) дополнительными правами и гарантиями. В частности, речь идет о приоритете при выборе арбитражного управляющего; о повышение очередности удовлетворения требований; признания налогового органа залоговым кредитором и т. д. и т.п.

  • Не буду комментировать саму идею предоставления приоритета бюджетным требованиям в рамках процедур банкротства, замечу лишь, что налоговый орган и сейчас имеет ряд вполне ощутимых привилегий, вытекающих, как из самого банкротного законодательства, так и  практики его применения.
  • Ниже дан краткий обзор некоторых таких преимуществ и оценка того, как их реализация влияет на права иных (ординарных) кредиторов в процедуре банкротства.
  • На мой взгляд, на это полезно посмотреть для того, чтобы понять стоит ли расширять приоритеты ФНС в банкротных процедурах и за счет чего (вернее, кого) такое расширение неизбежно будет происходить.
  • Очередность удовлетворения требований

В конце 2016 г., начале 2017г., Верховный Суд  «повысил» очередность удовлетворения некоторых фискальных требований (НДФЛ и взносы в ПФ), поместив их во вторую очередь текущих требований и вторую реестровую очередь (ранее они были в пятой текущей и третьей реестровой).

Что это означает для прочих «текущих» и реестровых кредиторов?

Самое  очевидное – уменьшение шансов на погашение долга – особенно для текущих кредиторов четвертой и пятой очередей, которые такие шансы имеют.

Неприятным для кредиторов также является способ установления приоритета – путем разъяснений ВС практики применения отдельных норм.

То есть, законодательство корректируется в пользу бюджета самым коротким путем, не требующим публичных дискуссий и парламентских процедур.

Это не единичный случай, когда фискалы получают преимущества за счет формирования практики со стороны ВС (ниже будет приведены аналогичные ситуации).

В качестве косвенного эффекта повышения очередности части фискальных требований, можно признать снижение  внимания налогового органа к тем процедурам, где конкурсный управляющий погашает вторую очередь – видимо таких платежей достаточно для внутренней отчетности ФНС. Это не самым лучшим образом сказывается на иных кредиторах, которые зачастую получали выгоду от активной позиции налогового органа.

Нечаянными жертвами этой ситуации стали и арбитражные управляющие, которые не перенести соответствующие фискальные требования в приоритетную вторую очередь и продолжили погашения с учетом старого подхода (например, Определение ВС от 10.06.2019 года №307-ЭС19-7807)  

Практика ВС, утвердившая соответствующий приоритет:   Об

Банкротство по инициативе налоговой

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» — так гласит главный закон нашей Родины. Те, кто сомневаются, могут открыть 57 статью Конституции РФ и убедиться в этом лично.

А следить за тем, чтобы каждый гражданин, ИП или юридическое лицо исполняли свои обязанности по перечислению в бюджет обязательных платежей (своевременно и в полном объеме) государство уполномочило Федеральную налоговую службу.

Так вот, если вдруг кто-то из вышеперечисленных лиц, забудет исполнить свой «налоговый» долг, или намеренно решит обделить бюджет, то помните, что федеральная налоговая служба, с большой долей вероятности, это исправит. Да еще и сверху накинет: пени, штраф, уголовную ответственность. Чтобы в следующий раз не забывали. А еще и подаст иск о вашем банкротстве, чтобы «впредь неповадно было».

Если среди ваших близких и знакомых есть злостные «уклонисты», то, возможно, их заинтересует информация о том, может ли налоговая подать на банкротство.

У вас долги больше 250 000 руб?

Списание долгов через банкротство под ключ

от 9 670 руб./мес.

(действуем на основании закона 127-ФЗ)

  • спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
  • коллекторы и банки перестанут названивать вам
  • все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты

Оставьте свой телефон, мы перезвоним через 3 минуты и расскажем подробнее об услуге

Когда налоговая инспекция вправе инициировать процедуру банкротства

Если у юридического лица задолженность превышает 300 тысяч рублей, а у гражданина или индивидуального предпринимателя — 500 тысяч рублей, велика вероятность, что такой долг кредиторы могут «потребовать» через процедуру банкротства. Конечно, если предыдущие меры успехом не увенчались.

Граждане и индивидуальные предприниматели могут оперативно проверить состояния расчетов по налогам и сборам (наличие и размер задолженности) в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС. Логин и пароль от указанного «кабинета» необходимо получить лично в налоговой инспекции по месту жительства (регистрации).

Те, кто наивно полагают, что государство в лице налоговых органов, просто возьмет и простит недоимки по налогам и сборам — глубоко ошибаются. В арсенале налоговиков есть кое-какие «фишки», которые заставят неплательщиков хорошо призадуматься, стоит ли обделять государство.

Может ли налоговая инспекция подать на банкротство?

Федеральная налоговая служба наравне с прочими кредиторами, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Для этого необходимо, чтобы размер задолженности достиг установленного законом размера, а также соблюдения порядка и сроков предъявления требований.

Взыскать задолженность по налогам и сборам с граждан Федеральная налоговая служба может исключительно по решению суда. Фирмам и индивидуальным предпринимателям повезло меньше.

Читайте также:  Может ли отец подать на алименты сам на себя?

Денежные средства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц могут быть списаны кредитными организациями с их расчетных счетов на основании соответствующих решений налогового органа. Если, конечно, они имеются, в смысле деньги, а не налоговые органы. Иметь счета каждому ИП и юрлицу предписывают все тот же налоговый кодекс и прочие законы РФ.

  • Жители Москвы могут проверить наличие судебных дел по взысканию задолженности по налогам и сборам, инициированных Федеральной налоговой службой, на сайте Мосгорсуда.
  • Кроме того на данном сайте можно проверить выдачу мировыми судьями города Москвы судебных приказов, являющихся одновременно и судебным решением и исполнительным документом.
  • При какой недоимке с ИП налоговая служба подаст иск о банкротстве ИП? Спросите юриста

Например, при недоимках по налогам и сборам у организаций и индивидуальных предпринимателей, Федеральная налоговая служба вправе (что она с радостью и сделает) приостановить операции по банковским счетам, то есть насмерть заблокировать счет. Это фактически парализует предпринимательскую деятельность, если таковая велась. Так как ни платить своим контрагентам, ни принимать выручку предприниматель с заблокированным счетом уже не сможет.

Открыть новый расчетный счет даже в другом банке у компании или предпринимателя не получится, до отзыва соответствующего решения налоговым органом.

Как вы уже могли догадаться, чтобы снять такие ограничения достаточно всего лишь погасить задолженность в полном объеме. Ну, или постараться и выбить у налоговиков отсрочку или рассрочку по задолженности. Хотя погасить, наверное, будет проще.

Но при этом помните, что любая неточность будет играть против вас, а ошибаются в подсчете долга налоговики часто.

Получив исполнительный документ (судебный приказ или исполнительный лист) налоговая инспекция отправит его в федеральную службу судебных приставов по месту жительства должника для принудительного взыскания образовавшейся задолженности. Такая же судьба ждет и решения самой налоговой службы по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в случае отсутствия денежных средств на расчетных счетах должников.

После этого у налоговой появляется временной промежуток (окно) между 30 и 90 днями (даже не спрашивайте почему) со дня передачи исполнительных документов судебным приставам-исполнителям. В этот период времени налоговики вправе подать заявление о признании должника банкротом в соответствующий арбитражный суд.

Часто ли налоговые инспекции подают на банкротство ИП и компаний?

Спросите юриста

Узнать о том, подала ли налоговая инспекция в арбитражный суд на банкротство можно несколькими «проверенными» способами:

  1. Регулярно проверять свой почтовый ящик по месту проживания (регистрации, если они совпадают), так как судебная корреспонденция будет приходить именно по этому адресу.
  2. Иногда заглядывать на единый сайт арбитражных судов.
  3. Еще один верный способ понять, что запущена ли процедура банкротства — это когда конкурсный управляющий придет к домой должнику-банкроту описывать имущество для его последующей реализации.

Особенности процедуры банкротства по заявлению федеральной налоговой службы

Чем отличается процедура банкротства по инициативе налоговой инспекции от такой же процедуры, но инициированной другими кредиторами? Да, в общем-то, ничем.

Если иные кредиторы должника начали процедуру банкротства, Федеральная налоговая служба с радостью «присоседится» к ней и предъявит должнику свои требования — подаст их финуправляющему для включения в реестр кредиторов.

Ну а если нет, то последний все сделает самостоятельно.

Сколько будет длиться банкротство компании по инициативе налоговой службы?

Закажите звонок юриста

Чего ждать должникам от банкротства через налоговую инспекцию?

Последствия для должника, иск о банкротстве которого подал госорган в лице ИФНС, будут разнообразны, но все они будут неприятны. Среди них:

  1. Реализация имущества должника, на которое не распространяется исполнительский иммунитет. Иммунитет предусмотрен для граждан и индивидуальных предпринимателей. Например, за долги не может быть проведена продажа единственного пригодного для проживания жилого помещения.
  2. Оспаривание сомнительных сделок. Актуально для всех должников, так как и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, и гражданин могут переписать принадлежащее им имущество на родственников, дабы оно не попало в коварные лапы кредиторов, в том числе налоговых органов. Стоит добавить, что такие неправомерные действия должника могут повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность.
  3. Привлечение к ответственности (субсидиарной) контролирующих должника (юридическое лицо) лиц. Под раздачу могут попасть как руководители и собственники компании, так и «серые кардиналы», которые раздают ЦУ — ценные указания, обязательные для исполнения. И которые, однако, в ЕГРЮЛ и уставных документах не фигурируют.
  4. Некоторые ошибочно считают, что можно бросить компанию с долгами, в том числе по налогам и сборам, а после ее принудительного исключения налоговой инспекцией из ЕГРЮЛ как недействующей, все проблемы будут позади.

    Однако это неверно в одном месте — в корне! Ибо действующим российским законодательством, а также сложившейся судебной практикой, предусмотрен механизм привлечения к материальной ответственности контролирующих лиц исключенных организаций. А такую задолженность уже нельзя будет списать процедурой банкротства физического лица.

  5. Любую банкротную процедуру, в том числе по заявлению налоговиков, можно закончить мировым соглашением. Если, конечно, очень этого хотеть и убедить кредиторов в том, что сможешь вернуть долги.

Если налоговая инспекция подала заявление на банкротство, и Вы не знаете, кто виноват и что делать?

Если вы не согласны с требованиями, предъявленными налоговой службой в ходе процедуры банкротства. Если Вас пытаются привлечь к субсидиарной ответственности по долгам организации. Обращайтесь за профессиональной юридической помощью в нашу компанию. Команда наших специалистов поможет в разрешении ваших налоговых проблем с максимально возможным положительным результатом для вас.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Какую роль играет налоговая в процедуре банкротства

На сегодня инициатором банкротства юридического лица может стать не только сам должник или его кредитор, но и налоговый орган, подающий в арбитражный суд заявление.

Все чаще и чаще принимает участие налоговая в процедуре банкротства, используя проверенный метод – назначается выездная налоговая проверка, после которой устанавливается, что должник и его организация получают налоговую выгоду, которой нет обоснования.

В результате такого заявления подается требование в суд взыскать все накопившиеся задолженности вместе с пенями и штрафами путем признания финансовой несостоятельности.

В таких ситуациях налоговая инспекция принимает непосредственное участие в делах о банкротстве и последующих процедурах. То есть можно заявить, что налоговая выполняет превентивную деятельность в отношении налогоплательщика.

В каких ситуациях налоговая может запустить проверку

Когда юридическое лицо инициирует проведение процедуры банкротства, это не дает 100% гарантии на получение или отсутствие проверки. Все зависит от того, соответствует ли производство установленным критериям и есть ли основания обратить на его деятельность внимание. Основными критериями, привлекающими Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выступают:

  • крупные разрывы между платежами компании в бюджет, если сравнивать их со средним значением в отрасли;
  • составление и передача в налоговую отчетности, по которой видны явные убытки компании – продолжаться такое должно не менее двух периодов;
  • уменьшение средней зарплаты сотрудникам по сравнению с другими производствами;
  • полное игнорирование вопросов, поступающих от ФНС;
  • быстрый старт реорганизации или ликвидации предприятия, не обусловленный спадом экономической деятельности;
  • частые смены одного ФНС на другой без причины.

Инициируя процедуру банкротства и попадая под один или более из перечисленных критериев, организация может ожидать, что налоговая служба проявит личный интерес к происходящему.

Как происходит банкротство, инициируемое ФНС

В ситуациях, когда предприятие игнорирует свои обязательства перед ФНС России и не намеревается решать возникший конфликт, уполномоченная служба имеет право подать заявление на банкротство и стать в очередь на получение средств.

Процедура банкротства через налоговые органы начинается с подачи заявления и документов в арбитражный суд, после чего стартует рассмотрение дела.

Перед тем как начать разбирательство, должен быть назначен арбитражный управляющий, получающий все права и обязанности исполнительного органа.

Чтобы удовлетворить всех государственных и частных кредиторов, которым задолжало предприятие, по ходу банкротства будут реализованы все накопившиеся официальные активы. Реализованные в процессе активы и имущество будут выступать в роли средств, благодаря которым будет погашен долг в порядке определенной очереди.

Читайте так же:  Ипотека и банкротство физического лица

Для уплаты налога ФНС регистрируется в специальном реестре и получает номер в очереди, в порядке которой будут произведены выплаты.

Управляющий в таких ситуациях отвечает за быструю продажу имущества и раздачу долгов, он не получает никакой выгоды от решения проблем должника, поэтому все прошлые договоры могут быть опущены.

Если необходимо задать какой-либо вопрос, касающийся деятельности ФНС, то можно просмотреть доступную информацию на официальном сайте.

Какие права имеет ФНС

Перед тем как начать разбирательство, требуется узнать больше информации о правах и обязанностях, которыми наделяется государственная служба. Важно понимать, что начиная процедуру признания финансовой несостоятельности, уполномоченный орган обладает следующими правами:

  • при отсутствии уплаты налога может обратиться в арбитражный суд с заявлением;
  • собирать и принимать участие в собрании кредиторов, отправлять на него своих представителей и обмениваться информацией со всеми действующими лицами;
  • осуществлять контроль над юридическим лицом, выполнением всех обязательств по задолженностям.
Читайте также:  Сделки с недвижимостью можно будет регистрировать через госуслуги

Деятельность ФНС России обусловлена многими законами, но процедура банкротства для предприятий проходит согласно ФЗ№127.

При каком размере долга ФНС инициирует банкротство

Подача заявления на рассмотрение суда налоговым органом дает ему право получить статус кредитора и принимать участие в разбирательстве, собраниях и решать, что будет с имуществом и предприятием.

Любое лицо, принимающее участие в процессе признания финансовой несостоятельности имеет право наблюдать за действиями арбитражного управляющего, а в случае его бездействия или нарушения обжаловать действия.

Нередко ИФНС выступает с заявлением о банкротстве и при начале процедуры выступает уполномоченным органом и консолидирует все существующие задолженности перед государственными и частными структурами. На сайте ФНС России можно получить максимум информации о действиях органа.

В ситуациях, когда ООО не производит выплаты по налогам и сборам и накапливает задолженность в размере 300 тысяч рублей, отдел управления начинает просматривать документы компании и может начать процедуру несостоятельности.

В таких случаях происходит суммирование всех налогов, взносов по страховке, другим платежам.

В случае старта процедуры именно этим органом, помимо подачи простого заявления, они запрашивают все данные по задолженностям предприятия и подают общий запрос.

Читайте так же:  Исполнительное производство при банкротстве

Роль отдела обеспечения процедур банкротства

Вы можете обратиться в ФНС России, отдел, занимающийся обеспечением процедуры банкротства, для получения максимальной информации по интересующим вопросам. Отдел обеспечения процедур банкротства в налоговой отличается работой в определенных направлениях и выполняет функции обеспечения всеми необходимыми документами. Сотрудники отдела ФНС России занимаются:

  • подготовкой и сбором документов для реализации имущества должника;
  • составлением документов для взыскания долгов;
  • подготовкой всех необходимых бумаг для начала процедуры банкротства;
  • проводит контроль над выплатами всех наложенных на лиц штрафов;
  • осуществляет списание задолженностей, которые не могут быть оплачены;
  • анализирует финансовое состояние предприятия и должника;
  • составляет отчет о причинах возникновения задолженностей;
  • подготавливает и направляет запрос о выплатах юридическим лицам;
  • имеет право остановить все операции, выполняющиеся на счетах должника.

Для подачи заявления и необходимых документов для проведения процедуры признания неплатежеспособности могут быть организованы встречи с кредиторами, в том числе с территориальными налоговыми органами.

Программа ФНС для получения отсрочки по налогам

Нередко руководители ООО сталкиваются с трудностями и не могут выплатить налог в полной мере. Чтобы не доводить дело до начала процедуры банкротства, стоит заранее уведомить уполномоченный орган – сделать это можно лично или с помощью специального онлайн-сервиса.

Постановления и информация на сайте ФНС обновляется регулярно, поэтому следить за всеми новостями намного проще. Воспользоваться сервисом и программным обеспечением ФНС может любой гражданин, которому необходимо отправить какие-либо документы в налоговую службу.

В случае если на сайте найдена ошибка в тексте или возникают вопросы о функционировании интернет-сервисов, необходимо заполнить специальную форму, которая направляется редактору сайта ФНС.

В случае критической ситуации на производстве, чтобы не давать никаких подозрений, стоит заполнить специальную электронную форму на сайте, отправить ее и получить отсрочку по страховым выплатам, налоговым платежам.

Функционирование интернет-сервисов и программного обеспечения не всегда стабильно, поэтому в случае возникновения проблем, стоит связаться с ответственным лицом.

Существующая на сайте форма для заполнения предназначается для указания на неточности и сообщения о возникающих ошибках редактору сайта ФНС.

Такая форма в налоговой России не подразумевает обратной связи между органом и отправившим сообщение гражданином.

Читайте так же:  Как оформить процедуру банкротства физического лица

Уполномоченный орган может начать ликвидацию предприятия в тех случаях, когда в течение 12 месяцев не предоставлялись никакие сведения и отчеты о работе компании и по одному из указанных счетов юрлица не проводились никакие операции. Нередко должник может заключить мировое соглашение с уполномоченным органом, получить отсрочку на выплату задолженностей и прекратить процедуру признания финансовой несостоятельности.

Налоговая отдел обеспечения процедур банкротства — Банкротство 2021

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему «Налоговая отдел обеспечения процедур банкротства» Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Банкротство – это сложный и длительный процесс, необходимость в котором возникает в те моменты, когда набранные долговые обязательства становятся непосильной ношей для гражданина.

Чтобы рассчитаться по крупным долгам и начать новую жизнь без обязательств, многие физические лица приходят к одному решению – получить статус несостоятельного лица.

Правовое обеспечение действующего закона и имеет два основания: они существуют с целью отгородить должника от нанесения ему значительного ущерба и контролируют исполнение судебных актов.

Банкротство предприятия по заявлению ФНС

Нередко налоговый орган России принимает непосредственное участие в судебном разбирательстве – он становится ее инициатором. Обеспечение заявления о банкротстве и существующий отдел помогают выявить налогоплательщиков, которые получают какую-либо выгоду, и подать заявление в суд. Когда обязательные платежи и отчетность не поступают в ФНС, то они действуют таким образом:

  • назначают выездную проверку юридического лица – наблюдают и ищут доказательства получения выгоды;
  • собирают информацию о штрафах, неоплаченных налогах и накопившейся пени – направляют заявление о взыскании в суд;
  • отдел по обеспечению процедур банкротства нанимает арбитражного управляющего, который собирает всех учредителей и кредиторов – происходит привлечение всех лиц к ответственности.

Действуя таким способом, налоговый орган выполняет превентивную деятельность и наказывает недобросовестных налогоплательщиков. На стадии проверки и наблюдения можно заключить с ФНС мировое соглашение и управление процедур банкротства и обеспечения не будет собирать документы для передачи их в арбитражный суд.

Права налоговой службы в обеспечении банкротства

Налоговая служба имеет установленное законодательством права начать разбирательство, касающееся задолженностей по уплате налогов. Они наделены следующими полномочиями:

  • исследовать причины возникновения задолженностей по налоговым выплатам;
  • отправлять требования об уплате всех долговых обязательств;
  • на определенный срок останавливать все операции на счетах должников;
  • накладывать арест на движимое и недвижимое имущества неплательщика;
  • взаимодействовать со службой приставов и прокуратурой для взыскания задолженностей;
  • собирать и подавать документы для старта комплекса по принудительному взысканию;
  • учитывать все долговые обязательства и списывать те, которые невозможно взыскать;
  • контролировать оплату кредитов, налогов и других долгов;
  • предоставлять в случае судебного разбирательства правовую защиту должникам.

Читайте Также  Как оформить банкротство юридического лица

ФНС не может действовать спонтанно – перед тем как направить заявление о признании неплатежеспособности, они проводят наблюдение за предприятием и направляют по указанным юридическим адресам уведомления. Полученное предупреждение указывает на непогашенные налоговые выплаты и уведомляет о возможных последствиях.

Что такое отдел по обеспечению банкротства: его права и функции

Отдел по обеспечению процедур банкротства играет важную роль в самом процессе, ведь он собирает и анализирует всю информацию, которая выясняется в ходе процедуры. Управление налогового органа Российской Федерации выполняет следующие функции:

  • имеет законодательное право анализировать все документы, касающиеся иска, также занимается подготовкой бумаг для дальнейшего рассмотрения в арбитражном суде;
  • анализирует финансовое состояние юридического лица или организации, оценивает их платежеспособность и составляет данные обо всех осуществляемых ранее платежах;
  • готовит документацию, связанную с вопросом выплат в государственные организации и организации кредиторов;
  • составляет и анализирует состояние, динамику развития и упадка активов, ищет причины несостоятельности, которые привели к отсутствию выплат по налогам, кредитам и другим обязательствам;
  • составляет и отправляет требования о выплате в различные организации;
  • подготавливает бумаги, связанные с возвратом средств на счета должников в случае переплаты;
  • управление обеспечения процедур банкротства имеет право прекратить движение на всех зарегистрированных счетах должника;
  • составление и отправка ходатайств о лишении прав на недра, в случае образования крупных задолженностей.

Отдел правового управления в делах о банкротстве подчиняется  законам, прописанным в конституции, федеральным законам, указам и различным распоряжениям президента.

Он является структурным, и его деятельность влияет на качество проведения процесса признания финансовой несостоятельности.

Их задачи находятся в области выполнения обеспечительных мер и помощи суду с решением вопросом по заявлениям заинтересованных лиц.

Основные задачи отдела

В структуре ФНС России существует множество отделов, отвечающих за самые разнообразные задачи. Но если готовить о процедуре признания финансовой несостоятельности, то управление этого процесса играет важную роль. Уполномоченный орган  занимается обеспечением в банкротстве следующими задачами:

  1. Изучает методологические и организационные вопросы, касающиеся несостоятельности.
  2. Осуществляет работу по координированию налоговых органов, которые работают непосредственно с процедурами неплатежеспособности лиц.
  3. Анализирует, осуществляет поиск налогоплательщиков, которые по предположению, находятся в зоне риска стать финансово несостоятельными.
  4. Контролирует качество работы органа, решает все вопросы, связанные с управлением.
  5. Управление контролирует, регулирует процесс для стабильной работы и выдачи хорошего результата по всем вопросам, которые входят в компетенцию органа Управления.

От качества работы Управления зависит, как будет проходить обеспечение заявления о банкротстве,  осуществляется наблюдение за работой арбитражных управляющих и конкурсных управляющих. После подачи заявления юридическое лицо находится в критической ситуации, и отдел Управления следит за тем, чтобы никто не воспользовался его положением и не нанес тем самым тяжелый ущерб.

Отдел обеспечения процедур банкротства действует согласно установленному законодательству – он гарантирует должнику, что судебное разбирательство будет проходить согласно законам и его дальнейшей жизни не будет нанесен сильный ущерб. Все меры управления направлены на поддержание принимаемых судом мер – они регулируются как во время самого разбирательства, так и после начала одного из этапов признания неплатежеспособности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector