Можно ли отсудить сумму коэффициента износа с виновника ДТП?

Показать содержание

  1. Разницу между расчётом без износа и с таковым по ОСАГО можно возместить напрямую с виновника ДТП – это законно и вполне реально.
  2. Но для этого обязательно нужно иметь доказательства фактически затраченных денег на ремонт для восстановления авто.
  3. Исключением не является и европротокол – в этом случае получить ничего не получится ни с виновника, ни со страховой компании.
  4. Избежать выплату виновнику довольно сложно, но можно уменьшить сумму.
  5. Кроме того, с новым Определением Верховного суда есть возможность получить выплату деньгами без учёта износа со страховой.

ОСАГО работает не в полной мере по части покрытия полного ущерба потерпевшему в ДТП. Это известно с самого основания этого вида страхования.

Вот только новая возможность даёт право взыскать разницу с учётом износа и без такового напрямую с виновника аварии.

 Насколько это законно, какова правильная процедура взыскания и можно ли получить выплату полной суммы покрытия на ремонт, как правильно написать претензию виновнику и другие тонкости нашего вопроса мы и рассмотрим в статье.

Как работает ОСАГО по вопросу износа?

В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

Речь идёт об износе. Существует Единая методика расчёта РСА возмещения по автогражданке. И эта методика предусматривает, что:

  • выплата или ремонт осуществляются с учётом износа запчастей и деталей кузова,
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

Что же получается, мы платим за страховку, порой немалую сумму, которая растёт с каждым годом, но ещё и сами должны доплачивать за восстановление авто после аварии? Именно так и работало ОСАГО почти 20 лет. Пока не пришёл Конституционный суд и не стукнул молотком, вынеся соответствующее постановление.

Можно ли отсудить сумму коэффициента износа с виновника ДТП?

Что произошло?

Всё очень просто. У любого человека есть право на свою собственность, которую он купил за свои деньги – это конституционное право.

Исходя из простого наличия такого права, логично заключить, что и вред, причинённый такой собственности, подлежит возмещению в гражданском порядке.

У вас есть автомобиль, если его кто-то ударил, то по закону обязан возместить вред в той степени, чтобы привести машину в изначальное состояние.

Но что такое изначальное состояние? Это определённо б/у автомобиль – значит, и обязанность у виновника есть заплатить за б/у запчасти. Логично? Да.

Вот только купить такие запчасти и детали с пробегом в строгом соответствии с изношенностью вашего авто вы вряд ли сможете.

Поэтому правильнее было бы возмещать виновнику вред с учётом износа, но по фактическим затратам владельца машины на такое восстановление.

Именно этого же мнения и придержался Конституционный суд.

Что же произошло? А вот что! До марта 2017 года нормальной была практика, когда страховая считала причинённый ущерб с учётом износа, выплачивала потерпевшему по ОСАГО, и на этом всё – все расходились, а собственник в итоге доплачивал свои деньги за ремонт.

  • Изредка вспыхивали судебные дела по вопросу нехватки выплаченных денег на ремонт, но судебная практика сложилась такая, что все попытки владельца машины отстоять своё конституционное право на собственность разбивались о законодательство – автомобиль, попавший в аварию, не новый, поэтому Единая методика рассчитана на учёт износа деталей, а то, что б/у детали нигде не купить, в законе не прописано, и точка.
  • 10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление, согласно которому было утверждено, что всё верно – Единая методика считает возмещение с учётом износа, однако, если потерпевшему не хватает этих денег, то он может уверенно взыскать износ с виновника ДТП.
  • В таком решении КС сослался на статью 1072 Гражданского кодекса, в которой прямо говорится о том, что, если денег по страховому возмещению на восстановление не хватает, то выгодоприобретатель (владелец повреждённого авто) вправе взыскать эти деньги напрямую с виновника ДТП.
  • Таким образом, основные выводы из Постановления такие:
  1. расчёт страхового возмещения с учётом износа, согласно Единой методики, правилен по закону,
  2. но если этого возмещения потерпевшему не хватает для покрытия ремонта, то тот вправе взыскать сумму (разницу между расчётом без износа и с таковым) напрямую с виновника ДТП.

Можно ли отсудить сумму коэффициента износа с виновника ДТП?

А если ДТП оформлено по европротоколу?

Раздел обновлён в связи с изданием Постановления Пленума Верховного суда №58 от 26.12.17.

В случае с европротоколом законодательство в последние годы сильно меняется то в одну, то в противоположную сторону.

Объясним, в чём здесь дело. Казалось, какая разница в контексте взыскания износа с виновника, по европротоколу оформлена авария или же с сотрудниками ГИБДД?! Возмещение и в том, и в этом случае производится по одной методике, а никаких разногласий с Конституцией и ГК здесь нет.

Но в дело вмешивается другой нормативно-правовой акт. Речь идёт о ППВС №2 от 25.01.2015. В пункте 39 этого постановления констатируется ряд важных фактов:

  • оформление европротокола – это упрощённая форма получения возмещения по ОСАГО,
  • как следствие, сам факт упрощённости означает прекращение любых прав требования как к страховой компании, так и к виновнику по вопросу износа, после произведения выплаты потерпевшему.

При этом, идёт ссылка на статью 408 ГК, что по сути приравнивает европротокол к своего рода расписке, которую виновник выдаёт потерпевшему, а потерпевший на её основе получает выплату, и после того, как будет произведено возмещение, исполнение признаётся надлежащим и завершённым.

Таким образом, до недавних пор судебная практика часто приравнивала европротокол к расписке о неимении претензий потерпевшего ни к виновнику, ни к страховой компании. Однако, всё изменислось в конце 2017 года, когда Верховный суд выпустил новое Постановление Пленума №58.

В нём ППВС от 2015 года признано утратившим силу (пункт 103 по ссылке). В то же время новый документ Верховного суда никак не выразил мнение по европротоколу в разрезе взыскания разницы износа.

Поэтому на 23 Марта 2022 года судебная практика работает аналогично обычному оформлению ДТП с сотрудниками полиции.

Как взыскать износ с виновника?

Если вы оказались потерпевшей стороной в ДТП, то инструкция по взысканию по ОСАГО износа достаточно проста.

Ситуация с получением возмещения от страховой стандартна:

  1. на основании документов и вместе с ними вы подаёте заявление о получении возмещения по ОСАГО в страховую компанию,
  2. в течение 20 дней после подачи всех документов страховая обязана произвести выплату или дать направление на ремонт (на своё усмотрение),
  3. по итогам выплаты вы понимаете, что суммы недостаточно, либо направление на ремонт сопровождается требованием доплатить автосервису, так как работники последнего не соглашаются ремонтировать авто за те деньги, что перечислила им страховая.

И теперь для вас возможны 2 варианта взыскания денег.

Первый способ

  1. вы не рассчитываете отдельно сумму, подлежащую возмещению, а вместо этого получаете в страховой акт расчёта – там всегда будут указаны 2 суммы: с износом и без; у нас есть специальная статья о том, как получить акт калькуляции страховой,
  2. далее вам нужно в первую очередь предложить виновнику в добровольном порядке предложить возместить разницу с учётом износа,
  3. в случае отказа необходим написать досудебную претензию виновнику, где привести расчёт, приложить копию акта расчёта страховой и преложить возместить указанную сумму в разумный срок (указывается обычно от 10 до 20 дней),
  4. в случае неудовлетворения «досудебки» вам следует подавать иск в суд на виновника, иск подаётся в мировой суд, если стоимость спора по износу не превышает 50 тысяч рублей, или в районный, если превышает; иск подаётся по месту нахождения ответчика – то есть по адресу регистрации виновника.

Можно ли отсудить сумму коэффициента износа с виновника ДТП?

Второй способ

Второй вариант аналогичен первому, с теми лишь различиями, что:

  • вместо получения акта расчёта страховой вы заказываете независимую экспертизу, по результату которой получаете новую оценку ущерба, которая, как правило, выше расчёта страховой, но экспертиза тоже стоит отдельных денег (которые в случае выигрыша суда также возмещаются виновником),
  • подаёте досудебную претензию уже по двум адресатам:
    • в страховую – разницу между выплаченной суммой с учётом износа и рассчитанной независимым экспертом также с учётом,
    • виновнику – разницу между оценкой суммы без учёта износа независимым экспертом и оценкой с учётом износа по расчёту также независимой экспертизы,
  • в случае отказа в удовлетворении досудебки вы также подаёте в суд на этих ответчиков; при этом, иск подаётся один, но указываются оба ответчика с просьбой установить надлежащего ответчика и соответчика.

На этапе подачи иска в суд крайне рекомендуем обратиться к экспертному юристу, так как само написание искового заявления – процедура непростая, а в суде есть ещё ряд тонкостей, которые нужно знать. Так, вам необходимо будет по запросу судьи подтвердить реальные расходы на восстановление автомобиля.

Читайте также:  Ч.1 ст.228 УК РФ какой срок погашения судимости?

Образец претензии виновнику

  1. Ниже приводим бланки-образцы 2 претензий по указанным выше инструкциям возмещения амортизации с виновника ДТП: по акту расчёта страховой и по независимой экспертизе.
  2. В страховую также необходимо подать «досудебку», просто изменив требование и приложив те же документы.

  3. Обратите внимание, что под копиями акта расчёта подразумеваются не отксерокопированные документы, а копии, полученные у соответствующей организации (страховой или независимого эксперта) и заверенные ими (подпись и печать или штамп).

  4. В обоих случаях потерпевший в случае отказа в удовлетворении досудебного требования также может предъявить возмещение морального среда, но уже в рамках иска в суд.

Можно ли отсудить сумму коэффициента износа с виновника ДТП?

Что говорит о взыскании износа по ОСАГО судебная практика 2022 года?

Чаще всего при подаче иска в суд таковой подлежит удовлетворению. Но есть и обратные решения в судебной практике. Здесь следует уточнить несколько тонкостей:

  • довольно часто судья может потребовать от истца, помимо представленного акта расчёта или независимой оценки, доказательства фактически понесённых расходов на восстановление авто – чеки, акты выполненных работ, заказ-наряды из автосервиса о том, что вы, действительно, потратили запрашиваемые с виновника в виде износа деньги; но если автомобиль вы продали, то судья поймёт, что объективно подтвердить затраты вы не сможете,
  • нередко ответчик может ходатайствовать (просить) суд о проведении судебной экспертизы, которая может насчитать совсем иную сумму ущерба, поэтому, если вдруг эксперт оказался вашим знакомым, который специально насчитал очень много, то в итоге вы получите денег столько, сколько начитает судебный эксперт, плюс понесёте расходы на оплату судебной экспертизы, которая может стоить очень дорого (в среднем от 20 до 40 тысяч рублей),
  • в суде вы не можете требовать с виновника то, что могли бы требовать от страховой – штраф за неудовлетворение досудебной претензии и неустойку за просрочку выплаты,
  • если вы наймёте юриста для представления ваших интересов в суде, то они также возмещаются вам проигравшей стороной.

Новое мнение Верховного суда

Раздел добавлен в связи с Определение ВС РФ 6-КГ20-8-К2 от 19.01.2021 г.

Между тем, Верховный суд в начале 2021 года вынес кардинальное Определение, в котором указал, что и выплата в определённом случае должна быть произведена без учёта износа. В этом случае с причинителя вреда вовсе не может быть ничего истребовано, разумеется.

Это тот случай, когда страховщик безосновательно осуществил выплату потерпевшему по ОСАГО, в то время как оснований для выплаты не было.

Напомним, что по закону в 2022 году направление на ремонт является обязательным. И только в случае наличия одного из обстоятельств, указанных в пункте 16.1 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО, может быть произведена выплата деньгами.

При этом, ремонт считается биз износа всегда, а выплата – с учётом износа. Поэтому, если страховщик решил выплатить, в то время, как оснований для этого у него не было, то калькуляция всё равно должна быть без износа.

Однако, с применением такого мнения Верховного суда на практике есть сложности. Максимально подробно об этом мы изложили в специальной статье о том, как взыскать выплату без износа со страховщика.

Решения судов о взыскании с виновника ущерба без учёта износа

  • Оренбургский суд частично удовлетворил иск автолюбителя к страховой и напрямую к виновнику ДТП по ОСАГО, взыскав с виновника разницу суммы без учёта износа, а со страховой уменьшив неустойку.
  • Суд в Саратове же постановил отказать в возмещении потерпевшему в аварии на основании того, что тот не предоставил доказательств фактически понесённых расходов на ремонт, а Постановление Конституционного суда не предполагает безусловного взыскания изнашивания авто с виновника без доказательств фактически понесённых затрат на оплату услуг автосервиса и покупки деталей.
  • Ещё один отклонённый иск к виновнику о взыскании без учёта износа при полученной компенсации со страховой с учётом такового. В удовлетворении иска отказано, так как истец не предоставил доказательств фактически понесённых расходов.

Как избежать взыскания износа самому виновнику?

Теперь поговорим о ситуации избегания такого требования по ОСАГО, заняв другую сторону – виновника ДТП.

Как видно из судебной практики 2022 года выше, отказу в таком взыскании чаще всего подлежат иски, где истец не смог подтвердить реально понесённые расходы на ремонт транспортного средства. При этом, чаще всего экспертная оценка бывает значительно выше, чем можно фактически отремонтировать автомобиль по сумме.

Но плохие новости заключаются в том, что, к сожалению, если потерпевший всё может представить в суде доказательства фактически понесённых расходов, и они будут выше выплаченных ему денег страховой компанией по ОСАГО, то судья с большой долей вероятности удовлетворит иск, а вместе с ним и услуги представителя истца, расходы на экспертизу и моральный вред.

Таким образом, вам придётся выбрать из двух зол:

  • выплатить указанную разницу по износу в досудебной претензии потерпевшего, где сумма по экспертной оценке, скорее всего, будет завышена,
  • ожидать суда, где истец может и не подтвердить реально затраченные деньги расходы на ремонт, и судья откажет в иске, либо сможет, но тогда сумма, скорее всего, окажется меньше той, что указана в «досудебке», но вам также придётся выплатить услуги представителя, а также небольшой моральный вред.

Особенности возмещения ущерба при ДТП без учета износа

Более чем типична ситуация, когда представители страховой компании при определении размера выплаты по ОСАГО считают ущерб с учетом износа машины.

Но зачастую автовладельцам нужно потратить на ремонт существенно больше, ведь покупать придется уже новые детали и компоненты.

Возникают вопросы: насколько законны такие действия страховщиков, можно ли взыскать деньги за причиненный ущерб целиком и каким образом это лучше сделать?

Как происходит калькуляция ущерба по ОСАГО и КАСКО?

При определении итоговой суммы страховой компенсации по ОСАГО расчет производится с учетом износа деталей.

Подобные действия со стороны страховщиков полностью законны и соответствуют правилам, содержащимся в единой методике Центробанка (Положение №432-П от 19 сентября 2014 года).

А поскольку не всегда отдельные элементы автомобиля можно восстановить и их приходится менять на новые, выплаты ОСАГО, как правило, просто не покрывают расходов автовладельца на ремонт.

На практике это выглядит следующим образом: пятилетнее авто попало в ДТП и в результате аварии у него был серьезно поврежден бампер. Степень полученного урона делала невозможной починку детали, и у собственника ТС не осталось другого выбора, кроме как купить новый бампер. Возмещение по ОСАГО только частично покрыло его стоимость, потому что при расчете учитывался фактор износа.

Что касается полиса КАСКО, то здесь ситуация несколько иная — все будет зависеть от условий договора, заключенного со страховой компанией.

Если в нем есть пункт о том, что износ не учитывается, то в случае дорожно-транспортного происшествия автовладельцу возместят полную сумму затрат на ремонт.

Напротив, когда гражданин приобретает страховку с амортизацией (она стоит дешевле) действует сценарий, описанный выше для ОСАГО.

Что говорит законодательство?

До 2014 года не существовало единой правовой трактовки по поводу учета износа при возмещении ущерба. С одной стороны в тексте Федерального закона №40-ФЗ «Об ОСАГО» ничего не говорилось о каких-либо ограничениях в страховой компенсации, связанных с амортизацией ТС.

Но в то же время в Правилах по ОСАГО (утверждены отдельным постановлением правительства РФ) содержался пункт о том, что «определение размеров восстановительных расходов проводится с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей…».

Естественно, страховщики ссылались именно на «Правила» и старались максимально снизить сумму выплат.

Можно ли отсудить сумму коэффициента износа с виновника ДТП?

Поскольку вышеупомянутый закон затрагивал именно порядок возмещения по ОСАГО, его положения не применялись к физическим лицам, и поэтому у пострадавших в ДТП граждан имелась возможность в судебном порядке взыскать разницу между реальным уроном и страховой компенсацией с виновника аварии.

Конечно, суд далеко не всегда удовлетворял подобные иски, но тем не менее это было вполне реально. В октябре 2014 в силу вступила уже упоминавшаяся ранее Единая методика Центробанка, которая признавала оценку ущерба только с учетом износа.

И следуя ее указаниям, суды стали отказывать автолюбителям в таких исках. Все изменилось 10 марта 2017 года, когда Конституционный суд РФ огласил постановление №6-П. В нем говорилось, что методика Центробанка применима лишь в сфере ОСАГО.

Автовладельцы снова получили право на требование части возмещения непосредственно с виновника ДТП.

Можно ли получить компенсацию без учета износа?

Благодаря вышеназванному постановлению Конституционного суда такая возможность теперь есть у всех водителей, чье имущество пострадало в дорожном происшествии.

С одной стороны это очень хорошее нововведение, так как оно предупредит разного рода абсурдные случаи, когда человек на полученную от страховщика выплату не мог отремонтировать и восстановить машину.

Читайте также:  Адвокат по условно-досрочному освобождению (адвокат по УДО)

Поскольку суммы возмещения просто не хватало — она рассчитывалась с учетом того, что автомобилю уже более 10 лет и часть поврежденных деталей порядком износилась.

В то же время никто не исключает обратные ситуации, когда владелец бюджетного авто повредит в ДТП дорогую иномарку (но уже далеко не новую). Хозяин машины выставит виновнику огромный счет за ремонт, тогда как реальная стоимость причиненного урона зачастую гораздо ниже.

Для того чтобы избежать особо вопиющих случаев, судам было рекомендовано более детально разбирать каждую ситуацию и не допускать неосновательного обогащения пострадавшей стороны, но остается только гадать, насколько эффективно данный механизм будет работать на практике.

Заключение

Таким образом, возмещение урона автомобилю по полису ОСАГО происходит с учетом износа деталей транспортного средства.

При наличии КАСКО компенсация может осуществляться и без учета износа, но только в том случае, если такое положение закреплено договором.

Если суммы возмещения на полный восстановительный ремонт авто не хватило, то оставшиеся средства можно взыскать с виновника аварии в судебном порядке.

Износ по ОСАГО

Согласно с ныне действующим законодательством Российской Федерации, граждане, что попали на своем автомобиле в ДТП, при этом не по своей вине, могут рассчитывать на компенсацию ремонта по страховому полису ОСАГО.

Это действует лишь в том случае, когда такой документ присутствует и не закончил срока своего действия.

Максимальный размер суммы, что предоставляется в качестве компенсации морального ущерба, прописывается в полисе, однако окончательная сумма, что будет вам предоставлена, рассчитывается специалистами оценщиками страховой компании и зависит от степени износа транспортного средства.

Наряду с этим имеется возможность рассчитать степень износа по ОСАГО самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, однако придется учесть некоторые важные моменты, без учета которых получить точную сумму за будущий ремонт вам не удастся.

  1. Как рассчитывается износ по ОСАГО
  2. Как рассчитывается износ автомобиля
  3. От чего зависит процент износа автомобиля
  4. Законодательство по вопросам износа тс по ОСАГО
  5. Максимальный процент износа машины по ОСАГО
  6. Можно ли взыскать износ с виновника
  7. Как избежать износа в ОСАГО

Как рассчитывается износ по ОСАГО

Достаточно часто, при компенсации ущерба за ремонт после ДТП, выплаченной суммы не хватает на полное восстановление транспортного средства. Чаще всего это связано с износом автомобиля.

Данный момент заметно влияет на размер компенсируемых средств.

В итоге, автомобилисты, чей автомобиль имеет возраст старше 3 – 5 лет, вынуждены добавлять свои кровные средства для полного ремонта, даже при условии, что они не являются виновником происшествия.

Для расчета износа по ОСАГО применяются специальные формулы, что присутствуют в положении о расчете размера компенсации материального ущерба за ремонт, которое вступило в силу с сентября 2014 года и имеющего номер 432.

Расчет износа транспортного средства распространяется лишь на те детали и агрегаты, что будут подвергаться замене после совершения ДТП. Если же они могут быть восстановлены, то износ не учитывается. Таким образом, износ рассчитывается на запасные части, покрасочные и иные ремонтные работы.

Стоит отметить, что любой расчет суммы выплаты производится в день, когда было совершено ДТП, а не в момент проведения оценки ущерба.

От чего зависит процент износа автомобиля

Учет износа автомобиля обусловлен его деталями и шинами. В первом случае, учитываются следующие моменты:

  • Прежде всего, страховой компании приходится учитывать срок эксплуатации транспортного средства и каждого отдельного поврежденного агрегата. Если поврежденная в результате ДТП деталь, была установлена не на заводе, а после покупки авто, то это должно быть подтверждено определенными данными, в случае их отсутствия, в расчет берется полный срок пользования машиной.
  • Также возможная выплата зависит от пробега авто, на момент совершения дорожно-транспортного происшествия.

Что касается используемых на транспорте шин, то здесь принимаются во внимание следующие моменты:

  • Срок эксплуатирования шин
  • Минимально допустимая высота протектора согласно законодательству РФ.
  • Высота протектора, что присутствовала на колесах в момент совершения ДТП.
  • Также учитывается высота рисунка протектора в новых таких же шинах, что и на вашем транспорте.

Ныне действующий закон, предусматривает возможность, когда величина выплаты снижается из-за износа транспортного средства, несмотря на то, что это не совсем справедливые действия в отношении автомобилистов, регулярно страдающих в авариях. Износ авто рассчитывается в соответствии с действующими нормативными актами:

  1. Федеральным законом об обязательном страховании транспортного средства.
  2. Положение, где присутствует единая методика определения суммы денежной компенсации за ущерб, полученный в результате аварии.

В вышеперечисленных нормативных актах, присутствуют отдельные выдержки, что предусматривают снижение суммы средств на возмещение ущерба, полученного в результате ДТП, в соответствии с износом авто и его отдельных агрегатов.

Максимальный процент износа машины по ОСАГО

Согласно с действующим законодательством, устанавливается максимальный процент износа транспортного средства. Поэтому страховщик не может получить сумму компенсации после аварии, меньше определенного предела.

Исходя из этого, следует, что процент износа не может составлять больше половины стоимости деталей, узлов и иных поврежденных агрегатов.

Эти сведения также прописаны в Федеральном законе об обязательном страховании транспортного средства.

Можно ли взыскать износ с виновника

Достаточно часто на восстановительный ремонт после аварии, средств предоставленных страховой компанией недостаточно.

В этом случае, есть желание затребовать недостающую сумму денежных средств с виновника ДТП, однако это невозможно.

Если обратиться к судебной практике, то чаще всего суд занимает сторону виновника аварии, так как у того присутствует общепринятый полис ОСАГО, что автоматически перекладывает всю ответственность на страховую компанию.

Наряду с этим в вышеупомянутом положении присутствует информация о том, что компенсация степени износа автомобиля необходима. Поэтому получить дополнительные средства на ремонт с виновника ДТП вам не удастся.

Современный калькулятор расчета степени износа автомобиля для машин с пробегом, практически всегда предусматривает снижение суммы выплат. Однако имеется возможность такого снижения избежать, для этого потребуется подключить услугу “Авария не по моей вине.” Тогда можно будет рассчитывать на следующие положительные выходы из ситуации:

  • Ремонт транспортного средства после ДТП у официального дилера. В этом случае, вам не придется доплачивать из своего кармана.
  • Не потребуется самостоятельно подбирать сервис, а также заниматься поиском деталей, узлов и иных агрегатов.
  • Максимальная компенсация ущерба по полису ОСАГО, при этом она не может превышать сумму стоимости транспортного средства.
  • Ваш полис будет действовать даже при условии, что у виновника аварии не имеется страховки.

Взыскание ущерба с виновника дтп с учетом износа

Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание ущерба с виновника дтп с учетом износа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Взыскание ущерба с виновника дтп с учетом износа

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.01.2022 N 88-87/2022, 88-21047/2021Категория спора: Причинение вреда имуществу.Требования потерпевшего: О возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП.Обстоятельства: В результате ДТП автомобилю истца были причинены механические повреждения, при этом ответчик произвел выплату страхового возмещения, с размером которого истец не согласен.Решение: Удовлетворено.

Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя — удовлетворено; 2) О возмещении расходов на уплату государственной пошлины — удовлетворено; 3) О возмещении расходов на проведение экспертизы — удовлетворено; 4) О возмещении почтовых расходов — удовлетворено.

Мировой судья, признав экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ N относимым и допустимым доказательством, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом, определил причиненный истцу не возмещенный ущерб исходя из установленного в экспертном заключении ИП К.И.В.

стоимости ущерба без учета износа автомобиля в сумме 22 215 руб. за вычетом стоимости возмещенного ущерба страховой компанией — 8 800 руб., что составило не возмещенный ущерб в сумме 13 415 руб., который подлежит взысканию в виновника ДТП.

С учетом удовлетворения исковых требований о возмещении ущерба в полном объеме, с учетом обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, объема заявленных требовании и сложности дела, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов в заявленном объеме.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Взыскание ущерба с виновника дтп с учетом износа

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Обзор постановлений, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации(Виноградов Т., Манжосова Е.)

(«Сравнительное конституционное обозрение», 2017, N 3)

Позиция заявителей: оспариваемые законоположения, допуская в силу присущей им неопределенности возможность возмещения лицом, виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия, причиненного им имущественного вреда, исчисленного на основании Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, ограничивают тем самым право собственника транспортного средства требовать полного возмещения вреда с его непосредственного причинителя.

Читайте также:  ВС напомнил о правилах определения подсудности

Нормативные акты: Взыскание ущерба с виновника дтп с учетом износа

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П»По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С.

Бересневой и других»Нарушение оспариваемыми положениями Гражданского кодекса Российской Федерации своих прав, гарантированных статьями 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, граждане А.С. Аринушенко, Г.С. Береснева, В.А. Реутов и О.Н.

Середа усматривают в том, что эти положения, допуская в силу присущей им неопределенности возможность возмещения лицом, виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия, причиненного им имущественного вреда, исчисленного на основании Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, ограничивают тем самым право собственника транспортного средства требовать полного возмещения вреда с его непосредственного причинителя.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2017 N 716-О»По жалобе гражданина Буданова Андрея Васильевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 19 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»Как следует из представленных материалов, решением Октябрьского районного суда города Рязани от 8 декабря 2015 года, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, А.В. Буданову — которому было выдано направление на осуществление восстановительного ремонта принадлежащего ему автомобиля, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия, в условиях станции технического обслуживания, принадлежащей ООО «Фест», направившему для оплаты ремонта автомобиля в адрес страховой компании счет, в котором стоимость заменяемых запасных частей была указана с учетом износа 49,1 процента, а оставшуюся часть стоимости замененных деталей предъявившему к оплате А.В. Буданову как собственнику автомобиля, и который осуществил доплату за ремонт автомобиля, — было отказано в удовлетворении исковых требований к гражданину К., являвшемуся виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия, о возмещении имущественного ущерба, в состав которого была включена также произведенная А.В. Будановым за ремонт автомобиля доплата в сумме 67 395 рублей. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2016 года А.В. Буданову было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. При этом суды исходили из того, что правоотношения сторон по данному спору регулируются Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в связи с чем размер убытков определяется только в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона, т.е. с учетом износа автомобиля потерпевшего, а, следовательно, у истца отсутствуют правовые основания требовать с причинителя вреда денежную сумму, составляющую разницу между стоимостью восстановительного ремонта автомобиля и полученным от страховой компании страховым возмещением.

Взыскание ущерба с виновника ДТП в 2020 году: способы взыскания, пошаговая инструкция, учет износа и нюансы процедуры

Каким бы аккуратным и законопослушным не был водитель, даже ему избежать ДТП удается не всегда. Ведь безопасность на дороге зависит не только от него одного. Не нарушая правил дорожного движения можно оказаться пострадавшей в аварии стороне по вине других автовладельцев.

Количество ДТП на дорогах не уменьшается, что приводит к увеличению числа лиц, получивших в результате аварий ущерб здоровью или своему имуществу. Кто и каким образом будет возмещать его? Что следует предпринять пострадавшим в ДТП лицам для восстановления своих автомобилей?

Нормативная база

Правовое урегулирование по возмещению причиненного ДТП ущерба в 2020 году содержится в Гражданском Кодексе (ст. 15, 1064, 1083 и 1094), Законе № 40 «Об ОСАГО» (ст. 4, определяющая гражданскую и административную ответственность перед другими участниками движения) и в Правилах страхования по КАСКО.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

  Есть ли штраф за препятствие обгону — Пункт 11.3 ПДД

Степень виновности и меры компенсации пострадавшим лицам основывается на нормах Административно-Правовой базы КоАПП, в статье 12 подробно описываются все последствия для нарушившего Правила Движения водителя, здесь же можно узнать о своде правил по различным видам нарушений, меру наказаний и размер компенсации по ним.

Что касается особо серьезных последствий от действий неумелого водителя при совершении маневров на автострадах, повлекших серьезные увечья или смерть участников движения, в 2020 году рассматриваются Уголовным Законодательством России.

Пояснения

Любая дорожно-транспортная авария неизбежно ведет к понесению денежных потерь, иногда вред здоровью, жизни или личному имуществу. Исходя из правовых положений ГК РФ, у лица, понесшего материальные убытки в 2020 году есть право требования на полное возмещение ущерба с виновника ДТП.

Нормы закона об ОСАГО обязывают владельцев автотранспортных средств заранее упредить возможную гражданскую ответственность и заключить договор обязательного страхования. Это служит гарантией по компенсационным выплатам за нанесенный ущерб с виновника ДТП, причем пострадавший имеет право получить возмещение:

  • За испорченное личное имущество.
  • Полученное увечье, повлиявшее на трудоспособность или нормальный образ жизни.
  • За потерянную заработную плату в связи с нетрудоспособностью в результате ДТП.
  • Компенсацию затрат на погребение или потерю единственного кормильца.

В 2020 году полис ОСАГО предназначен для компенсационных выплат пострадавшему от ДТП, а не виновному в аварии лицу. Виновный может применить полис КАСКО для возмещения своих убытков.

Краткие выводы

Новеллы в сфере ОСАГО уменьшили число мошеннических действий со страховками и поставили преграду перед недобросовестными экспертами. Кроме того, они облегчили жизнь страховому бизнесу.

Увеличение максимального размера выплат также положительно сказалось на ситуации. Этого отрицать нельзя.

С другой стороны, переход на приоритетное возмещение в виде ремонта ограничило права собственников транспортных средств и привело к многочисленным жалобам на некачественную работу СТО.

Вызывают вопросы и цены, указанные в справочниках РСА. Они формируются на основании статистических данных, которые являются заниженными. В конце концов, россияне покупают товары и услуги исходя из цен, указанных в ценниках, а не по данным Росстата.

В результате, все эти новеллы изменили судебную практику, а итог рассмотрения каждого дела по взысканию выплат стало трудно предугадать. Поэтому мы настоятельно рекомендуем читателям, попавшим в ДТП не надеяться на свои силы, а обращаться за помощью к грамотным и профессиональным юристам, которые смогут помочь в этой непростой ситуации.

Можно ли взыскать ущерб без обращения в страховую?

Любому пострадавшему от ДТП важно как можно скорее получить возмещение ущерба от неумелых действий виновной стороны, для этого в 2020 году законом предусмотрено несколько стандартных методов:

  • Попробовать обговорить с виновником ДТП натуральную компенсацию денежными средствами, а если достигнуто согласие, то оформить правоотношения в письменной форме. Здесь подразумевается подписание расписок о передаче/получении средств и отсутствии претензий со стороны потерпевшего лица.
  • На адрес постоянной регистрации виновника аварии направить заказное письмо с обоснованными претензиями. Определить в нем предельные сроки для исполнения своих обязанностей по компенсации вреда от ДТП, а по их истечению, если ответа не последует, направить исковые требования в суд.
  • Радикальный способ – обратиться за защитой своих интересов в судебный орган.

Страховая компания отвечает за некачественный ремонт

Когда законодатель ввел в сферу ОСАГО вариант страхового возмещения в виде ремонта, то многие страховщики вздохнули с облегчением, а эксперты немного «приуныли». Действительно, казалось, что страховые компании наконец-то избавились от многочисленных исков с требованием доплатить возмещение, а рынок независимых экспертиз серьезно сжался.

Но, жизнь показала, что это далеко не так. Вскоре после введения закона выяснилось, что ремонт во многих СТО проводится некачественно. В суды хлынули иски о взыскании стоимости устранения дефектов, морального вреда, выплате УТС и штрафа по закону о защите прав потребителей.

Алгоритм действий в такой ситуации выглядит следующим образом. Получив из СТО отремонтированный автомобиль, человек тут же обращается в независимую экспертную организацию. Она внимательно изучает автомашину и выдаёт заключение о проведении некачественного ремонта. Как правило, дефекты даже и не надо глубоко искать. Они есть всегда.

С учетом средств, которые выделяет страховщик на ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, его невозможно качественно восстановить. А если еще принять во внимание низкую квалификацию работников многих СТО, то картина и вовсе получается безрадостной.

Эксперты констатируют дефекты покрытия, неустраненные повреждения, некачественные детали, неполный объем работ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector