Кто должен быть уведомлен о задержании подозреваемого?

Кто должен быть уведомлен о задержании подозреваемого?

Адвокат Антонов А.П.

Обязанности по уведомлению о задержании следователь (дознаватель и др.) обязан исполнить в соответствии со ст. 96 УПК РФ. Содержание данной статьи нацеливает орган предварительного расследования на осуществление следующих видов уведомления:

  • 1) «в случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право» произвести уведомление о задержании близких родственников, родственников или близких лиц подозреваемого лично;
  • 2) не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомить о его задержании:
  • — командование воинской части, где проходит службу задержанный подозреваемый, являющейся военнослужащим;
  • — начальника органа, в котором проходит службу подозреваемый сотрудник органа внутренних дел;
  • — секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию, образованную в соответствии с законодательством Российской Федерации, при задержании подозреваемого, являющегося членом данной общественной наблюдательной комиссии;

— адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, если произведено задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ адвоката, являющегося ее членом.

Иногда в интересах предварительного расследования факт задержания необходимо сохранить в тайне. В такой ситуации по мотивированному постановлению следователя (дознавателя и др.

) с санкции прокурора уведомление близких родственников, родственников или близких лиц подозреваемого может не производиться.

Обязательным остается лишь уведомление близких родственников, родственников или близких лиц, а также законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого. Причем и это уведомление должно осуществляться в течение двенадцати часов.

Именно поэтому мы не можем согласиться с мнением С.П. Щербы, который рекомендует о задержании уведомлять родителей или заменяющих их лиц, а при их отсутствии — других родственников несовершеннолетнего подозреваемого «не позднее 24 часов» . Автор не пишет, с какого момента следует вести отсчет указанного периода времени.

Но если двадцать четыре часа исчислять с момента фактического задержания несовершеннолетнего лица по подозрению в совершении преступления, то уведомление его законного представителя (близкого родственника, родственника и др.) в предлагаемые ученым сроки вполне может иметь следствием нарушение требований закона (ч. 1 ст.

96 УПК РФ) и, как следствие, негативные последствия как для хода уголовного процесса, так и для самого следователя (дознавателя и др.).

Обращаем в этой связи внимание правоприменителя на то, что ч. 4 ст. 146 УПК РФ не требует от следователя (дознавателя и др.) уведомлять всех заинтересованных лиц о возбуждении уголовного дела.

Таковые на момент принятия искомого процессуального решения органу предварительного расследования просто могут быть неизвестны. Следователь (дознаватель и др.) в соответствии с ч. 4 ст.

146 УПК РФ должен уведомить не заинтересованных лиц, а заявителя и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (подозреваемого).

В части же 11 ст. 108 УПК РФ вообще ничего не говорится об уведомлении кого-либо о чем-либо.

Об уведомлении, но не заинтересованных лиц, а кого-либо из близких родственников подозреваемого (обвиняемого), при их отсутствии — других родственников, при заключении под стражу военнослужащего — также командования воинской части, при заключении под стражу лица, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, — также секретаря Общественной палаты РФ и соответствующей общественной наблюдательной комиссии, а при заключении под стражу сотрудника органа внутренних дел — также начальника органа, в котором проходит службу указанный сотрудник, речь идет в ч. 12 ст. 108 УПК РФ. Причем уведомляет следователь (дознаватель и др.) в этом случае не о применении меры пресечения, а о месте содержания подозреваемого под стражей или об изменении места содержания под стражей.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Статья 96. Уведомление о задержании подозреваемого

СТ 96 УПК РФ

1.

Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй.1, второй.2 и третьей настоящей статьи.

2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.

4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.

Комментарий к Статье 96 Уголовно-процессуального кодекса

1.

Дознаватель или следователь, в производстве которого находится уголовное дело, не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого обязан уведомить об этом кого-либо из близких родственников (супругу, супруга, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев, сестер и других), а при их отсутствии — других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.
———————————

Пункт 4 ст. 5 УПК РФ.

Уведомление о задержании может быть сделано по телефону, факсу, по любым иным каналам связи, а также в личной беседе.

Однако это не освобождает следователя или дознавателя от обязанности составить письменное уведомление и отправить его в адрес лиц, указанных в комментируемой статье.

Копия такого письменного уведомления, на котором фиксируются дата отправления и исходящий номер, подшивается к материалам уголовного дела.

Уведомление может быть сделано самим подозреваемым, если дознаватель или следователь примет об этом решение.

В данной части представляет интерес сложившаяся практика военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, где следователю рекомендуется составлять протокол разъяснения подозреваемому права на уведомление родственников о задержании. В протоколе, помимо прочего, указывается время, способ и адрес или абонент произведенного уведомления.

В случае если подозреваемый скрывает необходимые для сообщения о задержании данные о своих близких родственниках и у следователя отсутствует возможность выполнить требования закона по объективным причинам, об этом составляется соответствующая справка, которая приобщается к материалам уголовного дела, либо указанные сведения отражаются в протоколе разъяснения подозреваемому права на уведомление родственников о задержании.

О задержании и месте содержания несовершеннолетнего подозреваемого незамедлительно извещаются его родители или иные законные представители .
———————————

Часть 3 ст. 423 УПК РФ.

В случае если подозреваемый является несовершеннолетним, выносится постановление о допуске к обязательному участию в уголовном деле его законного представителя .
———————————

Часть 1 ст. 426 УПК РФ.

Участие законного представителя в уголовном деле обеспечивается с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого, которому разъясняются его права, предусмотренные ч. 2 ст. 426 настоящего Кодекса.

2. О задержании в качестве подозреваемого военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уведомляется также командование воинской части, в которой задержанный проходит военную службу, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ .
———————————

Пункт 3 ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

3. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10 июня 2008 г.

N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», об этом не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Полномочия члена общественной наблюдательной комиссии приостанавливаются с момента фактического задержания его в качестве лица, подозреваемого в совершении преступления, до прекращения уголовного преследования в отношении данного лица в связи с отсутствием состава преступления или непричастностью к совершению преступления либо до вступления в законную силу оправдательного приговора суда в его отношении .
———————————

Пункт 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Читайте также:  Алименты с продажи квартиры: нужно ли платить?

4. В случаях, когда подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, в срок, указанный в ч. 1 ст. 96 УПК РФ, через МИД России уведомляется посольство или консульство этого государства.

Уведомление посольства или консульства о задержании гражданина иностранного государства направлено на обеспечение задержанному, находящемуся в условиях ограниченной свободы, права на защиту, которое он самостоятельно реализовать не может. В связи с этим является целесообразным и предложение об обращении к посольству или консульству о помощи в поиске переводчика для участия в процессуальных действиях, проводимых с подозреваемым.

Несмотря на то что ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.

предусматривает безотлагательное уведомление консульского учреждения представляемого государства о том, что в пределах его округа какой-либо гражданин его государства арестован, заключен в тюрьму, задержан в каком-либо ином порядке, только по просьбе гражданина иностранного государства, комментируемая часть ст. 96 настоящего Кодекса налагает на дознавателя или следователя обязанность по осуществлению такого уведомления вне зависимости от волеизъявления задержанного.

Вопросы задержания в качестве подозреваемых и уведомления о задержании граждан иностранных государств также определены иными двусторонними международными соглашениями, которые устанавливают различные особенности порядка задержания консульских должностных лиц и направления в консульское учреждение информации о задержании иностранных граждан.

Следует учитывать, что некоторые консульские конвенции устанавливают личную неприкосновенность консульских должностных лиц и членов их семей, которые не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме .
———————————

Консульские конвенции между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой от 17 апреля 2001 г.; Азербайджанской Республикой от 6 июня 1995 г.; Йеменской Республикой от 25 апреля 2001 г.; Латвийской Республикой от 14 декабря 1994 г.; Литовской Республикой от 8 сентября 1992 г.; Республикой Армения от 22 декабря 1992 г. и др.

Иные двусторонние консульские конвенции содержат положения о том, что консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению иначе, как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений .
———————————

Консульские конвенции между Российской Федерацией и Исламской Республикой Пакистан от 8 июля 1997 г.; Монголией от 25 марта 2002 г.; Республикой Корея от 18 марта 1992 г. и др.

5. В тех случаях, когда в интересах предварительного расследования необходимо сохранить тайну задержания или место его содержания, то с согласия прокурора уведомление может не производиться. Это ограничение не распространяется на несовершеннолетних подозреваемых.

Также не применяется тайна факта задержания и в отношении несовершеннолетних обвиняемых, объявленных в розыск, задержанных в связи с их обнаружением в соответствии с ч. 3 ст. 210 настоящего Кодекса в порядке, установленном гл. 12 настоящего Кодекса.

Принятие решения о необходимости сохранения в тайне факта задержания требует согласования с прокурором. Однако согласно п. 41.1 ст.

5 настоящего Кодекса прокурор дает согласие на действия и решения дознавателя, а руководитель следственного органа — на действия и решения следователя.

В этой связи представляется, что данное решение следователя должно быть согласовано также и с руководителем следственного органа.

В ч. 4 комментируемой статьи не указано, как оформляется решение дознавателя или следователя о сохранении в тайне в интересах расследования факта задержания лица. В данном случае представляется, что следователю надлежит выносить постановление о неразглашении факта задержания подозреваемого, производить его согласование с надзирающим прокурором.

Поскольку положение ч. 1 комментируемой статьи направлено на обеспечение прав и законных интересов не только подозреваемого, но и его близких родственников, закон обязывает следователя уведомить их вне зависимости от позиции подозреваемого, даже в случае, если задержанный заявляет ходатайство о сохранении в тайне от своих родственников факта задержания.

  • Если у задержанного остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель обязаны принять меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения, а также по обеспечению сохранности оставшегося без присмотра имущества и уведомить об этом подозреваемого .
    ———————————
  • Статья 160 УПК РФ.

Применение к подозреваемым мер процессуального принуждения, предусмотренных ст.ст.91, 92 УПК РФ

Применение к подозреваемым мер процессуального принуждения, предусмотренных ст.ст.91, 92 УПК РФ

Задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, которая заключается в кратковременном ограничении свободы с помещением лица, подозреваемого в совершении преступления, в изолятор временного содержания (ИВС) с целью установить его причастность к совершению преступления.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, которое, в силу своей неотложности не требует для его применения судебного решения.

В соответствии с ч. 1 ст.

91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие и очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Если же нет ни одного из перечисленных выше фактических данных, которые могут быть основанием для задержания, в распоряжении органов расследования могут иметься иные данные, указывающие на определенное лицо как на совершившее преступление, и эти данные могут также явиться основанием задержания, но только при наличии одного из четырех дополнительных условий, перечисленных в ч. 2 ст. 91УПК РФ, к которым могут относиться: 1) показания свидетелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступления, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления; 2) показания обвиняемых, подозреваемых о соучастниках; 3) результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц; 4) материалы ревизий, инвентаризаций; 5) сходство по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.

Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК РФ).

В течение этого времени должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.

) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, например, в случае задержания лица при совершении преступления).

В соответствии с требованиями ст. 96 УПК РФ при задержании подозреваемого необходимо уведомить определенных законом лиц.

Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляют кого-либо из близких родственников (супруга, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер, внуков), а при их отсутствии — других родственников или предоставляют возможность такого уведомления самому подозреваемому. Уведомление оформляется в письменном виде (справка) и должно быть приобщено к материалам дела.

До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                             В.В.Исаенко

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

  • Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
  • Административное задержание вправе осуществлять:
  • должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
  • старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  • должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;
  • военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;
  • должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);
Читайте также:  Как написать характеристику от соседей?

судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

  1. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
  2. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
  3. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
  4. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
  5. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
  6. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
  7. Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.
  8. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:
  9. знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
  10. давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);
  11. пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
  12. представлять доказательства;
  13. заявлять ходатайства и отводы;
  14. давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
  15. пользоваться помощью переводчика бесплатно;
  16. знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
  17. участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
  18. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
  19. защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

Памятка при задержании

В данном разделе представлена памятка о правах при задержании сотрудниками правоохранительных органов, а также руководство к действию при задержании.

-1-

Лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (статья 22 Конституции, статья 14 Федерального закона «О Полиции» от 07.02.2011 № 3).

При этом срок административного задержания не должен превышать 3-х часов, за исключением, если совершенное правонарушение влечет административное наказание в виде административного ареста (ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица (п. 4 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

  • По истечении 48-ми (или 3-х при административном задержании) часов с момента задержания задержанное лицо подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в рамках уголовного либо административного производства.
  • -2-
  • При обращении сотрудник полиции обязан выполнить следующие действия: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;

3) разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения (п. 4 ст. 5, п. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

Читайте также:  Как оплачивается учебный отпуск в 2020 году: заочникам, по тк рф

-3-

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции (п. 7 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

-4-

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания.

Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым (ст. 92 УПК РФ).

-5-

Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии (ст. 184 УПК РФ).

ВНИМАНИЕ! Зачастую, именно при проведении личного обыска сотрудники правоохранительных органов могут совершить противоправные действия (провокации) в отношении задержанного лица.

Если вы уверены, что при вас нет никаких запрещенных предметов – требуйте присутствие понятых с самого начала обыска. Тогда совершить противоправные действия будет гораздо сложнее. Важно обратить внимание на понятых, записать их данные.

В случае незаконных действий, необходимо отобразить это в протоколе.

-6-

Задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания (ст. 46 УПК РФ, п. 5 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

-7-

Задержанный вправе отказаться от дачи показаний (статья 51 Конституции РФ — никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников).

ВНИМАНИЕ: мы настоятельно рекомендуем отказаться от дачи показаний до прибытия своего адвоката. Только после выстраивания линии защиты можно давать показания!

-8-

Задержанный вправе давать показания и объяснения на родном языке, которым он владеет (п. 6 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).

-9-

Задержанный имеет право на получение медицинской помощи в необходимых случаях (ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

-10-

Подозреваемый вправе получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).

-11-

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Скачать краткую памятку

Как правильно вести себя при задержании?

Расскажите, как правильно вести себя при задержании.

Хотелось бы увидеть точную инструкцию.

От того, насколько грамотно человек действует в момент задержания, может зависеть его дальнейшая судьба.

Вообще, об этом должны сообщить сотрудники, которые вас задерживают. Не всегда это будут именно сотрудники полиции.

На деле не всегда происходит так. Человека могут сначала просто посадить в автозак, вежливо предложить пройти в отделение, а могут просто удерживать на месте.

Если вы оказались в такой ситуации, прямо спросите у сотрудников, задерживают ли они вас. Если ответ отрицательный, вы имеете полное право прекратить разговор и просто уйти.

Если вас все-таки задерживают, вежливо попросите сотрудников провести эту процедуру по закону — представиться и объяснить причину задержания.

При задержании человека лишают свободы, но ненадолго — максимум на пять суток. Точный срок зависит от вида задержания.

Объясняем сложное простым языкомРазбираем законы, которые касаются вас и ваших денег. Раз в месяц присылаем письма с самым важным

Первая реакция любого человека — протест. Но протестовать можно только законными методами.

Нельзя пугать того, кто задерживает, связями и возможными последствиями. Ответственности за это нет, но и эффекта от таких угроз, как правило, тоже.

Каждый второй задержанный пьяный водитель ссылается на «дядю-прокурора» и «брата-депутата», а заодно «увольняет» тех, кто его задерживает и их руководство.

Сотрудники правоохранительных органов уже давно к этому привыкли и на подобные угрозы не реагируют.

Нельзя подписывать документы, не читая их. Это может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до уголовной ответственности. Часто то, о чем человек разговаривает со следователем и дознавателем, и то, что отражается в протоколе, не одно и то же.

Например, пострадавший пишет заявление, что его избили. Сотрудники полиции сочувствуют ему, кивают. Он подписывает протокол, не прочитав его. А потом выясняется, что в протоколе трактовка событий другая и потерпевший указан инициатором драки. Да еще и подтвердил это своей подписью. И тот, кто фактически инициировал драку, подает на него встречное заявление.

Нельзя отказываться подписывать вообще все документы. Многие считают, что если отказался подписывать протокол, то он не имеет юридической силы. Но это не так. Моя рекомендация — прочесть весь протокол, подписать его, но если не согласны с его содержанием, то сделать в протоколе подробную запись, с чем именно не согласны и почему.

Каждый вправе не подтверждать информацию о действиях, которых не совершал, и давать свою трактовку событий. Отказать в этом сотрудники не смогут. Вам предоставят сам протокол, ручку, и вы можете делать в нем те записи, которые сочтете нужными. Это законно.

Нельзя трогать чужие вещи и предметы независимо от того, как и при каких обстоятельствах это происходит. Бывает, что сотрудник полиции предлагает задержанному внимательно осмотреть кошелек или телефон и убедиться, что он ему не принадлежит. Потом этот кошелек с отпечатками пальцев может превратиться в вещественное доказательство в уголовном деле.

Жаловаться на неправомерные действия сотрудников. Это стоит делать, если человек считает, что действия или бездействие тех, кто его задержал, противоречат закону, нарушают его права или причиняют вред.

Можно подать сразу несколько жалоб:

  1. Начальнику отдела полиции, в который доставили задержанного. Это можно сделать в тот же день прямо в отделении. Нужно написать обращение, отдать его в дежурную часть и попросить талон о регистрации документа.
  2. В Главное управление собственной безопасности МВД. Прямо в отделе можно позвонить по телефону +7 495 667-07-30 или 102. После задержания можно отправить письменную жалобу по адресу: 107078, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 1/2. Письмо лучше отправлять заказное и с уведомлением о вручении.
  3. В Генеральную прокуратуру. Легче всего направить жалобу в прокуратуру после задержания через электронную форму на официальном сайте. Справочную информацию по обращениям можно получить по телефону +7 495 987-56-56.
  4. В суд. После задержания можно подать административный иск. Если имена и должности тех, кто задержал человека, неизвестны, нужно указать в качестве ответчика ведомство, в котором они служат. Например, отдел полиции. Иск в любом случае подается в суд по месту нахождения учреждения.

Если в доступе к телефону и интернету задержанного могут ограничить, право подавать письменные жалобы не ограничит никто. У нас нет интернета и телефона в камерах, но ручку и бумагу выдают по первому требованию.

А если не дадут, можно написать жалобу при встрече с адвокатом.

В ней нужно отметить, что право на обжалование действий должностных лиц эти самые должностные лица ограничивали — не предоставляли письменные принадлежности и не разрешали звонить по телефонам доверия.

Если после задержания человека отпустили, он также вправе обратиться в травмпункт, чтобы его осмотрели и зафиксировали полученные телесные повреждения. В пояснениях врачу нужно указать, что травму нанесли сотрудники правоохранительных органов при задержании. Это поможет привлечь виновных к уголовной ответственности.

Узнать, в чем обвиняют. Сотрудники должны рассказать задержанному об этом в самом начале, но так происходит не всегда. Важно как можно быстрее выяснить, по какой части и статье обвиняют человека: от этого будут зависеть дальнейшие действия.

Если это уголовное дело, нужно срочно искать адвоката. Если статья административная, нужно выяснить, что грозит задержанному. Например, есть статьи со штрафом 1000 Р в качестве максимального наказания — вряд ли в таком случае стоить переживать и нанимать защитника. Но если дело может кончиться месяцем ареста или штрафом 300 000 Р, стоит быть осторожнее.

Если близких или родственников нет, позвоните другу, знакомому или коллеге по работе.

Позвонить дают не всем. Если человек сбежал из-под стражи или из психиатрического лечебного учреждения, находился в розыске и его задержали, а также если он уклоняется от наказания, это право ему не предоставят.

Отказываться давать объяснения и показания без защитника. Статья 51 Конституции РФ позволяет не свидетельствовать против себя независимо от того, есть в деле защитник или нет.

Но полностью отказываться давать показания — не самая лучшая стратегия.

В этом случае работа органов упрощается: можно записать версию стороны обвинения, а сам задержанный ничего не говорит и не спорит.

Лучше приводить свои доводы защиты. Но без профессионального юриста делать это рискованно. Должностные лица могут задавать вопросы так, чтобы ответы свидетельствовали о виновности. Например, водитель вез пассажира, а полиция задержала их — и нашла у пассажира наркотики.

Если водитель знал, что перевозил пассажир, он соучастник, а если нет — свидетель. Чтобы это выяснить, в полиции спрашивают водителя: «Предполагали ли вы, что у знакомого могут быть при себе наркотики?» Если отвечать в стиле «Да, может быть. Это же мой сосед. Я давно знал, что он наркопотребитель», это может стоить свободы.

Грамотный защитник поможет избежать подобных ответов.

Никогда не подписывайте пустые листы бумаги. Если в документе осталось пустое место, в которое кто-нибудь может что-то вписать вместо вас, перечеркните его буквой Z.

Если не уверены, что вас задерживают, спросите об этом прямо. Если ответ отрицательный, можете идти домой.

Не деритесь с полицией, не оскорбляйте сотрудников, не хватайте их за одежду. Не делайте ничего, что суд сможет трактовать как насилие.

После того как вас доставят в отдел, попросите сотрудников зафиксировать время доставления.

Постарайтесь выяснить, в чем именно вас обвиняют. Попросите назвать часть и статью — от этого зависят дальнейшие действия.

У вас есть право на телефонный разговор. Воспользуйтесь им, чтобы рассказать о задержании близким и при необходимости попросить их найти защитника.

Знакомьтесь со всеми документами и ничего не подписывайте, пока внимательно не прочитаете.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector