Какова оптимальная позиция по ст. 264 УК РФ «нарушение правил дорожного движения»?

  • Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
  • наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет или без такового.
  • 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
  • наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.
  • 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
  • наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.
  • Указанный состав преступления — наиболее распространенный вид транспортных преступлений, в связи с этим он выделен в отдельную статью УК.

Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь и здоровье граждан.

Предметом преступления являются автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства, о которых говорится в примечании к ст.264 УК (троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства).

Понятие «автомобили» вбирает в себя такие виды транспортных средств, как: пассажирский и грузовой транспорт, в том числе автобусы, транспорт специального назначения (пожарные, санитарные машины), трамваи как вид городского транспорта.

К иным самоходным машинам относятся трактора, грейдеры, экскаваторы, автокраны и т.д.

Иные механические транспортные средства — это троллейбусы, мотоциклы, специальные машины, предназначенные для выполнения различных работ (строительные работы, погрузочно-разгрузочные работы — механические подъемники, автокары и т.д.).

  1. Объективная сторона преступления имеет три составляющие:
  2. нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
  3. причинение тяжкого вреда здоровью, смерти одному или нескольким лицам;
  4. наличие причинной связи между фактом нарушения и наступившими последствиями.
  5. Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге.
  6. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств может выразиться в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.

Для привлечения виновного к уголовной ответственности по ст.

264 УК необходимо установить факт нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспорта со ссылкой на конкретный пункт правил дорожного движения, поскольку одно и то же транспортное средство в одних случаях может быть объектом нарушений правил дорожного движения, а в других — нет.

Например, при выполнении сельскохозяйственных работ в поле комбайнер проявил невнимательность, и комбайн наехал на рабочего, причинив потерпевшему тяжкий вред здоровью.

В этом случае не усматривается нарушений правил дорожного движения, поскольку в поле они не предусмотрены и комбайнер может нести ответственность за преступление, связанное с наступлением вреда здоровью потерпевшего по неосторожности. В другом случае, когда комбайн передвигается по дороге с целью переезда на другое поле и, нарушая правила дорожного движения, сбивает на обочине потерпевшего, причиняя ему тяжкий вред здоровью, он будет нести ответственность по ст. 264 УК.

Части 2 и 3 ст.264 УК предусматривают уголовную ответственность за совершение указанных в ч. 1 этой статьи деяний, повлекших смерть соответственно одного человека либо двух и более лиц.

Если в результате нарушения правил дорожного движения наступают последствия, предусмотренные различными частями ст.264 УК (например, одному лицу причинен тяжкий вред здоровью, а другое лицо скончалось в результате полученных травм), действия виновного должны быть квалифицированы по той части указанной статьи, по которой предусмотрена ответственность за более тяжкие последствия.

Какова оптимальная позиция по ст. 264 УК РФ

Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. В этом случае, как правило, виновный рассчитывает на свой опыт работы, значительный стаж вождения автомобиля, на надежность техники.

При небрежности лицо не предвидит наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности должно было и могло их предвидеть. При небрежности виновный больше рассчитывает на авось.

Например, превысив скорость при обгоне, водите ль выехал на встречную полосу движения, рассчитывая своевременно выехать на «свою» полосу движения, однако по встречной полосе двигалась автомашина со скоростью, при которой сближение машин произошло в более короткий промежуток времени, что привело к столкновению и гибели пассажиров в машинах.

Следует отличать преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, от умышленных преступлений с использованием автотранспорта.

Если автотранспорт используется в качестве предмета преступления (умышленный наезд на потерпевшего, умышленный удар машиной другой машины и т.д.

), в этом случае преступление должно быть квалифицировано как преступление против личности либо по другим статьям УК, в зависимости от умысла виновного.

Субъектом преступлений, предусмотренных ст.264 УК, является лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством. Для квалификации действий виновного не имеет значения, обладает ли он водительскими правами, своей или чужой машиной управляет, связано ли нарушение со служебной деятельностью и т.д.

  • Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
  • наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет или без такового.
  • 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
  • наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.
  • 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
  • наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.
  • Указанный состав преступления — наиболее распространенный вид транспортных преступлений, в связи с этим он выделен в отдельную статью УК.

Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь и здоровье граждан.

Предметом преступления являются автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства, о которых говорится в примечании к ст.264 УК (троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства).

Понятие «автомобили» вбирает в себя такие виды транспортных средств, как: пассажирский и грузовой транспорт, в том числе автобусы, транспорт специального назначения (пожарные, санитарные машины), трамваи как вид городского транспорта.

К иным самоходным машинам относятся трактора, грейдеры, экскаваторы, автокраны и т.д.

Иные механические транспортные средства — это троллейбусы, мотоциклы, специальные машины, предназначенные для выполнения различных работ (строительные работы, погрузочно-разгрузочные работы — механические подъемники, автокары и т.д.).

  1. Объективная сторона преступления имеет три составляющие:
  2. нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
  3. причинение тяжкого вреда здоровью, смерти одному или нескольким лицам;
  4. наличие причинной связи между фактом нарушения и наступившими последствиями.
  5. Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге.
  6. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств может выразиться в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.

Для привлечения виновного к уголовной ответственности по ст.

264 УК необходимо установить факт нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспорта со ссылкой на конкретный пункт правил дорожного движения, поскольку одно и то же транспортное средство в одних случаях может быть объектом нарушений правил дорожного движения, а в других — нет.

Например, при выполнении сельскохозяйственных работ в поле комбайнер проявил невнимательность, и комбайн наехал на рабочего, причинив потерпевшему тяжкий вред здоровью.

В этом случае не усматривается нарушений правил дорожного движения, поскольку в поле они не предусмотрены и комбайнер может нести ответственность за преступление, связанное с наступлением вреда здоровью потерпевшего по неосторожности. В другом случае, когда комбайн передвигается по дороге с целью переезда на другое поле и, нарушая правила дорожного движения, сбивает на обочине потерпевшего, причиняя ему тяжкий вред здоровью, он будет нести ответственность по ст. 264 УК.

Части 2 и 3 ст.264 УК предусматривают уголовную ответственность за совершение указанных в ч. 1 этой статьи деяний, повлекших смерть соответственно одного человека либо двух и более лиц.

Если в результате нарушения правил дорожного движения наступают последствия, предусмотренные различными частями ст.264 УК (например, одному лицу причинен тяжкий вред здоровью, а другое лицо скончалось в результате полученных травм), действия виновного должны быть квалифицированы по той части указанной статьи, по которой предусмотрена ответственность за более тяжкие последствия.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. В этом случае, как правило, виновный рассчитывает на свой опыт работы, значительный стаж вождения автомобиля, на надежность техники.

При небрежности лицо не предвидит наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности должно было и могло их предвидеть. При небрежности виновный больше рассчитывает на авось.

Например, превысив скорость при обгоне, водите ль выехал на встречную полосу движения, рассчитывая своевременно выехать на «свою» полосу движения, однако по встречной полосе двигалась автомашина со скоростью, при которой сближение машин произошло в более короткий промежуток времени, что привело к столкновению и гибели пассажиров в машинах.

Читайте также:  Дисциплинарное взыскание (ст. 192 тк рф): виды, порядок и сроки применения

Следует отличать преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, от умышленных преступлений с использованием автотранспорта.

Если автотранспорт используется в качестве предмета преступления (умышленный наезд на потерпевшего, умышленный удар машиной другой машины и т.д.

), в этом случае преступление должно быть квалифицировано как преступление против личности либо по другим статьям УК, в зависимости от умысла виновного.

Субъектом преступлений, предусмотренных ст.264 УК, является лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством. Для квалификации действий виновного не имеет значения, обладает ли он водительскими правами, своей или чужой машиной управляет, связано ли нарушение со служебной деятельностью и т.д.

Уголовная ответственность за превышение скорости в 2022 году: законы, штрафы и прочие наказания

Какова оптимальная позиция по ст. 264 УК РФ

В период с 2000 по 2020 гг. в ДТП в России погибло 568403 человек, а около 5 миллионов получили ранения. Есть ощущение, что на дорогах идёт первобытная война: все против всех. Главная причина ДТП – нарушение правил дорожного движения водителями. В числе доминирующих факторов – превышение скорости движения, опасные перестроения, игнорирование пешеходов.

Государство реагирует, но по-своему. За последние 20 лет наказания за нарушение ПДД максимально ужесточились. Корень бед видели в пьяных водителях, но в этом направлении гайки закручивать дальше некуда.

Теперь взялись за хронических нарушителей ПДД.: специально для них появилась ст.264.2 УК РФ.

Лихачи напряглись, и для этого есть причина: максимальное наказание – 3 года лишения свободы и запрет на управление до 6 лет.

Ст.264.2 УК РФ: читаем внимательно

Вот как выглядит диспозиция статьи: Нарушение ПДД, предусмотренное ч.ч.4, 5 ст.12.9 КоАП либо ч.4 ст.12.15 КоАП лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами за любое из деяний, предусмотренных ч.7 ст.12.9 КоАП и ч.5 ст.12.15 КоАП.

Итак к уголовной ответственности по ст.264.2 УК РФ может быть привлечён только водитель, которого:

  1. Ранее лишили прав по ч.7 ст.12.9 или ч.5 ст.12.15 КоАП. Если по этим же статьям назначили штраф, уголовная ответственность не наступит.
  2. Правонарушения зафиксированы не камерой фотофиксации, а сотрудником ГИБДД.

Конструкция новой статьи настолько сложна для восприятия, что лучше изложить её в табличном виде.

Новое нарушение, КоАП
Расшифровка
Действующее привлечение по КоАП, за которое лишили прав
Расшифровка
ч.4 ст.12.9 КоАППревышение разрешенной скорости на 60-80 км/ч ч.7 ст.12.9 КоАППовторное превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и выше
ч.5 ст.12.9 КоАППревышение разрешенной скорости 81 км/ч и больше
ч.4 ст.12.15 КоАПВыезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного движения ч.5 ст.12.15 КоАППовторный выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного движения

Итак, норма направлена против двух категорий водителей:

  1. Лихачи. Достаточно два раза в год попасться на глаза «живому» сотруднику, чтобы получить уголовную статью. К слову, тех, кто превышает на 60 км/час и выше в основном лишают прав.
  2. «Караси». Любители плыть против течения (чаще всего объезжают пробку по встречной полосе) генерируют много ДТП.

Какое наказание грозит водителю?

По ч.1 ст.264.2 УК РФ довольно серьёзные санкции:

Санкция
Срок основного наказания
Срок лишения прав
штрафот 200 до 300 тыс.руб. или зарплата (доход) за 1-2 годаДо 3 лет
обязательные работыдо 480 часов
принудительные работыдо 2 лет
ограничение свободы
лишение свободы

Если водитель вновь совершит правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.12.9, ч.5 ст.12.9, ч.4 ст.12.15 КоАП (см.1 столбец первой таблицы), имея судимость по ч.1 ст.264.2 УК РФ, против него возбудят дело по второй части. Здесь те же санкции, но значительно выше. Например, срок дополнительного наказания – до 6 лет, а лишение свободы – до 3 лет.

Важно! Ко всем санкциям применяется дополнительное наказание – запрет на управление автомобилем до 3 лет.

Водитель продолжит управлять машиной после осуждения по ст.264.2 УК РФ: что будет?

Парадоксально, но дополнительной ответственности для водителя, осужденного по приговору суда, нет. Естественно, он будет привлечён по ч.2 ст.12.7 КоАП (максимальное наказание – 15 суток ареста или 200 часов обязательных работ). Но уголовной ответственности не наступит. Период управления машиной (1 день?) не будет включён в срок отбывания наказания по приговору.

Почему мне не нравится редакция ст.264.2 УК РФ

Очевидно, что эти изменения в УК писали не практики, а теоретики. Вот что вызывает у меня возмущение:

  1. Нарушителя ранее должны были лишить права управления по ч.7 ст.12.9 КоАП и ч.5 ст.12.15 КоАП. Можно лихачить, пока не заберут права?
  2. Для возбуждения уголовного дела административный протокол должен быть рассмотрен. Как по мне, было бы справедливо наказывать за сам факт совершений двух правонарушений в течение года.
  3. Упущены другие, не менее опасные нарушения. Это, например, непропуск пешехода на переходе и опасное маневрирование без выезда на встречную полосу.

Есть ощущение, что изменения приняты сугубо для успокоения общественного мнения. Вроде бы работа идёт, но осознанно или наобум?

Послесловие. Сколько людей гибнет и получает увечья в ДТП в России?

Общее место, что показатель травматизма и смертности в автоавариях в РФ в разы выше, чем в Западной Европе или США.

Виноваты ли в этом только водители? На самом деле, столь же важную роль имеет организация движения.

Во-первых, нужно создать условия, чтобы машины имели минимальную вероятность столкновения между собой и с другими объектами. Во-вторых, важны средства пассивной безопасности.

Резкое снижение жертв и аварий произошло в 2020-м году, что связано с пандемией. Данные за 2021 г. пока не опубликованы, но они вернулись к доковидным временам. Итак, если верить статистике, то пик аварийности и смертности пройден. Поможет ли улучшить ситуацию новая статья УК? Возможно, но куда важнее – повышать культуру вождения и улучшать средства пассивной безопасности.

Нарушения ПДД: штрафы и уголовная ответственность по ст 264 УК РФ | Правоведус

Нарушения ПДД опасны не только тем, что они приводят к гибели людей, наносят вред их здоровью и имуществу. Любое, даже самое незначительное отступление от правил, тем более если оно остаётся без внимания сотрудников ГИБДД, вселяет в водителя чувство безнаказанности и безответственности.

А это, в свою очередь, повышает риски для окружающих его людей и машин попасть в неприятную ситуацию.

Вот почему так важно, чтобы ни один виновник не смог уйти от ответственности за нарушение правил дорожного движения, а их соблюдение должно стать естественной потребностью каждого человека, будь то водитель транспортного средства (ТС), пассажир или пешеход.

Законодательная база

Уголовная и административная ответственность за нарушение ПДД предусмотрена соответствующими статьями гл. 27 УК РФ и гл. 12 КоАП РФ. В 13-ти статьях гл. 27 УК РФ оговариваются такие преступления против безопасности дорожного движения, как например:

  • нарушение ПДД или эксплуатации ТС, приведшее к нанесению вреда здоровью или к смерти одного или более человек (ст. 264);
  • управление ТС в состоянии опьянения лицом, ранее привлечённым к административной ответственности или имеющим судимость (ст. 264.1).

В свою очередь гл. 12 КоАП РФ содержит более 40 статей, устанавливающих ответственность за правонарушения в области дорожного движения, например, за:

  • управление ТС без обязательных документов (ст. 12.3);
  • управление ТС в состоянии опьянения (ст. 12.8);
  • нарушение скоростного режима (превышение допустимой скорости, ст. 12.9);
  • нарушение правил маневрирования (ст. 12.4);
  • отказ уступить дорогу пешеходам (ст. 12.18).

Административная ответственность за нарушение ПДД

Административные правонарушения в области дорожного движения влекут за собой ответственность по соответствующим статьям гл. 12 КоАП РФ. Нарушителей «отлавливают» не только сотрудники ГИБДД, но и камеры фиксации нарушений ПДД. К ответственности привлекаются водители ТС, также административная ответственность за нарушение ПДД установлена для пешеходов и пассажиров (ст. 12.29, 12.30).

За административные правонарушения, предусмотренные гл. 12 КоАП РФ, применяются в основном следующие санкции:

  • предупреждение;
  • штрафы за нарушения ПДД;
  • административный арест;
  • лишение водительских прав.

Основания привлечения к уголовной ответственности по ст 264 УК РФ

За грубые нарушения ПДД наступает уголовная ответственность для водителя. Рассмотрим особенности преступления, по которому наступает уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ.

Эта статья устанавливает наказания для водителей ТС, неосторожные (легкомысленные, небрежные) действия которых нанесли вред здоровью или привели к смерти одного или более человек.

Для наглядности разновидности этого преступления приведены в таблице.

Состав преступления  Чем предусмотрено
Без отягчающих обстоятельств С отягчающими обстоятельствами
Нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью ч. 1 ч. 2
Нарушение ПДД, повлекшее смерть человека ч. 3 ч. 4
Нарушение ПДД, повлекшее смерть двух или более человек ч. 5 ч. 6

Отягчающими обстоятельствами в ст. 264 УК РФ считаются:

  • состояние опьянения;
  • оставление водителем ТС места ДТП.

Квалифицирующие признаки тяжкого вреда прописаны в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522. К ним, в частности, относятся:

  • потеря зрения, речи, слуха, какого-либо органа, утрата органом его функций;
  • прерывание беременности;
  • психическое расстройство;
  • неизгладимое обезображивание лица;
  • значительная стойкая утрата общей трудоспособности минимум на 1/3;
  • полная утрата профессиональной трудоспособности.

После совершения преступления по ст.264 УК РФ нужно позвонить в ГИБДД и сообщить о ДТП. Подать заявление о нарушении ПДД также можно при личном обращении в подразделение ГИБДД или онлайн на сайте ведомства.

По заявлению будет проведено расследование, дело передадут в суд, чтобы наказать виновника аварии.

Кроме того, материалы дела следует использовать для предъявления гражданского иска виновнику с целью получения от него компенсации или подачи заявления в страховую компанию, если жизнь и/или здоровье пострадавшего были застрахованы.

Что грозит за нарушение ПДД

Как уже выше было сказано, за административные правонарушения в области безопасности дорожного движения водителей ТС, пешеходов и пассажиров предупреждают, штрафуют и арестовывают, а водителей, кроме того, лишают прав.

Читайте также:  Алименты на совершеннолетнего ребенка студента в 2020 году: когда назначают, размер, порядок оформления

Вариант наказания и его степень (сумма штрафа, срок ареста или лишения водительских прав) определяет уполномоченное лицо (сотрудником ГИБДД, судьёй) в зависимости от вида правонарушения и конкретных обстоятельств, при которых оно было совершено.

Для иллюстрации рассмотрим, какие санкции грозят водителю, если он садится за руль пьяным (такое правонарушение и ответственность за него предусмотрена статьёй 12.8 КоАП РФ, причём в действиях водителя не должно быть признаков уголовного деяния):

  • за управление ТС или передачу управления ТС другому лицу, которое находится в нетрезвом состоянии, штраф 30 000 руб плюс лишение прав от 1,5 до 2 лет (ч. 1, 2);
  • за управление ТС лицом, не имеющим или лишённым прав, арест от 10 до 15 суток, а для тех, кого нельзя арестовывать, штраф 30 000 руб.

Для водителя, привлечённого к уголовной ответственности за нарушение ПДД в 2022 году, санкции гораздо более суровы. Так, уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения по ст. 264 УК предполагает такие варианты наказаний, как ограничение свободы, принудительные работы, арест, лишение свободы (обязательные работы в качестве наказания не присуждаются).

Наказания за нарушение правил дорожного движения по ст 264 УК РФ приведены в таблице.

Состав преступления  Наказание, срок исковой давности
Без отягчающих обстоятельств С отягчающими обстоятельствами
Нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью ч. 1:

  • ограничение свободы до 3 лет;
  • принудительные работы до 2-х лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет или без такового;
  • арест до 6-ти мес;
  • лишение свободы до 2-х лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет или без такового

Срок исковой давности – 2 года

ч. 2:

  • принудительные работы до 5-ти лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет;
  • лишение свободы от 3-х до 7-ми лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет

Срок исковой давности – 6 лет

Нарушение ПДД, повлекшее смерть человека ч. 3:

  • принудительные работы до 4-х лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет;
  • лишение свободы до 5-ти лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет

Срок исковой давности – 6 лет

ч. 4:

  • лишение свободы от 5-ти до 12-ти лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет

Срок исковой давности – 10 лет

Нарушение ПДД, повлекшее смерть двух или более человек ч. 5:

  • принудительные работы до 5-ти лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет;
  • лишение свободы до 7-ми лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет

Срок исковой давности – 6 лет

ч. 6:

  • лишение свободы от 8-ми до 15-ти лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет

  Срок исковой давности – 10 лет

Профилактика нарушений

Профилактика нарушений ДТП – одна из составляющих деятельности подразделений ГИБДД. Её цель – снижение уровня аварийности на дорогах.

Мероприятия по профилактике нарушений ПДД проводятся с различными категориями населения, в том числе с детьми в школах и водителями, включая нарушителей правил дорожного движения.

До них доводится информация о правилах поведения на дорогах, требованиях по соблюдению безопасности, последствиях нарушения ПДД.

Профилактические мероприятия включают в себя также анализ состояния дорог и уровня аварийности их участков. ГИБДД принимают меры по информированию водителей и местных властей, обозначают проблемные участки и/или огораживают их.

Некоторые вопросы совершенствования объективных признаков преступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации



В статье предпринята попытка исследовать объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, а также раскрывается содержание понятия «дорожно-транспортное происшествие» и перечислены основные причины ДТП.

Ключевые слова: дорожное движение, источник повышенной опасности, безопасное функционирование транспорта, нарушение правил дорожного движения, эксплуатация транспортного средства

The article attempts to explore the objective elements of a crime under Art. 264 of the Criminal Code, and also discloses the concept of «traffic accident» and lists the main causes of accidents.

Keywords: traffic, the source of increased danger, safe operation of the vehicle, traffic violations, operation of the vehicle

Дорожно-транспортным преступление — это, как правило, совершенное виновно дорожно-транспортное происшествие, результатом которого явились последствия, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом.

Безопасность дорожного движения обеспечивается соблюдением правил дорожного движения (далее — ПДД), а также возможностью привлечения к административной и уголовной ответственности виновных в случае нарушения ПДД.

Действующее законодательство РФ предусматривает ряд норм, применяемых к лицам, нарушившим ПДД или правила эксплуатации транспортных средств. Необходима правильная квалификация нарушений ПДД и правил эксплуатации транспортных средств в зависимости от предмета и обстоятельств совершенного правонарушения.

Статья 264 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение указанных правил лицом, управляющим транспортным средством. [10, c.4]

Причинами дорожно-транспортных происшествий являются: нарушения Правил дорожного движения (ПДД) со стороны водителей — 68,3 %, нарушение ПДД со стороны пешеходов — 20 %, неудовлетворительное состояние улиц и дорог — 10,6 %, технические неисправности транспортных средств — 1,1 %.

Смертность в результате аварий на транспорте одна из самых высоких среди причин гибели людей. Российская Федерация занимает первое место в мире по количеству дорожно-транспортных преступлений со смертельным исходом. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 317,2 тыс.

человек, в том числе количество погибших людей в результате дорожно-транспортных происшествий из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств составляет 265,2 тыс. человек.

В 2015 году зарегистрировано 184000 дорожно-транспортных происшествия, из них 12607 дорожно-транспортных происшествий — по вине нетрезвых водителей, в которых погибли 3240 человек и 23245 человек получили различной степени тяжести вред здоровью. [14]

Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, профессиональной подготовки водителей решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.

Статья 264 УК РФ встречается в судебно-следственной практике значительно чаще, чем все остальные нормы о транспортных преступлениях, так как запрещаемые ею деяния обладают сравнительно высокой степенью общественной опасности и широкой распространенностью.

Практически все ученые отмечают особенности непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. Так, одни авторы под объектом понимают нормальную и правильную работу транспорта или нормальное функционирование транспорта [8, c.

155–157], а другие авторы считают, что объектом указанного преступления является безопасность движения, а также жизнь, здоровье граждан, их собственность. [4, c. 181–184.] Согласно позиции В. И. Жулева, объектом ст. 264 УК РФ являются общественные отношения, призванные обеспечить безопасность дорожного движения, т. е. жизнь и здоровье людей. [9, С. 21–23].

По мнению С. А. Домахина, объектом следует считать безопасную работу транспорта в сфере его движения. [5, c. 51]

По моему мнению, основным непосредственным объектом в составе преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие безопасное дорожное движение и эксплуатацию транспортных средств. А дополнительными объектами выступают жизнь и здоровье человека.

Высказывается мнение, что дорожное движение есть совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств в пределах дорог.

Из этого определения можно сделать ошибочный вывод, что местом совершения преступлений рассматриваемого вида могут быть только дороги. Однако Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” от 10 декабря 1995 г.

№ 169-ФЗ с изменениями и дополнениями [15] и Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г.

, с изменениями и дополне-ниями8 действуют повсеместно, и водители обязаны соблюдать их как на шоссе, так и на улице, во дворе, на железнодорожном переезде, на полевых дорогах, при движении по территории предприятия, в лесу и др. Местом совершения автотранспортного преступления могут быть замерзшие акватории морских заливов, реки, озера и т. п.

В диспозиции ст. 264 УК РФ ничего не говорится о месте совершения преступления. В ней указывается на необходимость соблюдения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, которое управляет автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. Другими словами, место совершения данного преступления не является конструктивным признаком состава.

Обязательным признаком объекта уголовно-правовой охраны является предмет преступления. Предметом преступления, предусмотренного ст.

264 УК РФ является источник повышенной опасности, а именно: автомобиль, трамвай и другие механические транспортные средства. Под другими механическими транспортными средствами в примечании к ст.

264 УК РФ понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

Как отмечают Ю. И. Скуратов и В. М. Лебедев, содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последний полностью входит в содержание первого. [6, c. 124]

В ПДД под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Определение термина включает любые тракторы и самоходные машины.

Нарушения ПДД на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющем максимальную скорость не более 50 км/ч, не подпадают под данную статью.

К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Необходимо отметить, что некоторые разногласия в уголовно-правовой литературе имеются в отношении мопедов. Отдельные авторы относят мопеды к механическому транспорту [12, c.538], другие — нет [12, c. 541].

Мопед представляет собой велосипед с двигателем внутреннего сгорания объемом не более 50 см3 и педальным цепным приводом заднего колеса, имеющим конструктивную скорость не более 50 км/ч, поэтому к числу иных механических транспортных средств, о которых говорится в ст.

264 УК РФ, мопед не относится, как не относится к ним и велосипед с подвесным двигателем. Причинение вреда здоровью человека при нарушении правил движения мопеда или велосипеда должно влечь за собой ответственность по статьям о преступлениях против личности либо по ст.

268 УК РФ.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т. п.).

Под эксплуатацией транспортного средства следует понимать движение транспорта в пределах дорог, а также на прилегающих к ним территориях, предназначенных для движения транспортных средств (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). [2]

Наиболее сложным элементом состава рассматриваемого преступления является его объективная сторона, которая включает нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, общественно опасные последствия и причинную связь между нарушением и последствиями.

Ответственность за нарушение правил эксплуатации транспортных средств наступает по ст. 264 УК РФ только в том случае, когда эксплуатация транспортного средства находится в тесной связи с обеспечением безопасности дорожного движения.

Другими словами, под нарушением правил эксплуатации транспортных средств понимается нарушение правил использования только тех узлов и агрегатов транспортного средства, которые обеспечивают возможность его движения (рулевой механизм, очистительные щетки, тормоза и т. д.). Примечательно, что в ст.

264 УК РФ законодатель четко отделил союзом “или” правила дорожного движения от правил эксплуатации, но при этом из диспозиции статьи следует, что вменить нарушение этих правил можно только лицу, “управляющему механическим транспортным средством”.

При нарушении норм общей безопасности с использованием транспортных средств возникает необходимость отграничения таких деяний от автотранспортных преступлений. Чтобы избежать ошибки, необходимо выяснять характер совершенного деяния.

Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ. [3]

Примером может служить следующая ситуация. Владелец автомобиля М. ремонтировал машину и попросил сидевшего на пассажирском сиденье своего товарища К. включить зажигание, что тот и выполнил. Автомобиль внезапно начал движение и придавил М. к стенке гаража. От полученных повреждений потерпевший скончался на месте.

В этом случае действия участников ситуации не регламентируются Правилами дорожного движения.

Неосторожное обращение с автомашиной имело место не в процессе движения, поэтому нельзя говорить и о нарушении правил эксплуатации транспортного средства. К.

в этом случае действовал неосмотрительно, пренебрег нормами общей безопасности, зная о том, что машина представляет собой источник повышенной опасности, поэтому должен отвечать по ст. 118 УК РФ16. [11, c.60]

Следует указать, что правила безопасности движения установлены в целях обеспечения безопасности управления транспортным средством в процессе его движения, то есть с того момента, когда транспортное средство трогается с места и до его полной остановки.

Обязательным условием безопасного функционирования транспорта является соблюдение соответствующих правил всеми участниками движения.

В транспортном потоке их действия взаимосвязаны, и каждый рассчитывает на строго определенное поведение других лиц (водителей, пешеходов и пр.), в связи с чем координирует свои действия.

Нарушение установленных правил любым участником движения может привести к причинению тяжкого вреда здоровью или гибели людей, что влечет уголовную ответственность.

Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 264 УК необходимо установить, допущено ли нарушение, в чем именно оно выразилось, какие конкретно пункты правил безопасности движения и эксплуатации транспорта нарушены. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г.

№ 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения транспортных средств, а также их угоном» прямо говорится: «Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не cвязано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого». [3]

Согласно п.

6, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ наступает в случае если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь. [13]

Не можем не согласиться с мнением А. И. Коробеева, который считает, что сам по себе факт наличия причинной связи между деянием и общественно опасным результатом еще не предрешает характера ответственности.

Не исключено, что причинная связь между нарушением правил безопасности и наступившими последствиями имеет место, но лицо не осознает и не может осознавать этого.

В таком случае уголовная ответственность должна исключаться за отсутствием вины. [7, c. 130]

Судебная практика часто сталкивается с ситуациями, когда нарушение правил налицо, но оно не находится в причинной связи с результатом. Последствие наступило, как итог действия иных причин. Так. Г. Был осужден Ленинским районным судом г.

Омска за совершение автотранспортного преступления и признан виновным в том, что в нарушение правил дорожного движения в условиях гололеда двигался со скоростью — 35 км/ч, в результате чего принятые им меры (торможение) с целью предотвращения наезда на пешехода М. оказались безрезультатными и последнему были причинены тяжкие телесные повреждения.

Вышестоящий суд, однако, установил, что наезд на потерпевшего произошел в результате грубого нарушения Правил дорожного движения самим потерпевшим, а именно: не удостоверившись в безопасности движения, в месте, где нет пешехода, он стал быстро пересекать проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом. В действиях Г. нет состава преступления.

В момент появления препятствия он сразу начал тормозить, но не имел технической возможности предотвратить наезд. [1]

Литература:

  1. БВС РСФСР. 1980. № 1. С.15,16
  2. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ (редакция от 04 ноября 2014 года) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 18. Ст. 1720.

В новой редакции изложена ст. 264.2 уголовного кодекса российской федерации, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами

Часть первая устанавливает более строгую ответственность для лиц превысивших установленную скорость движения транспортного средства на величину более 60 км/ч, а также для лиц совершивших данное правонарушение повторно.

В качестве наказания за данное преступление может быть назначен, в частности, штраф в размере от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

, или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть первая устанавливает более строгую ответственность для лиц превысивших установленную скорость движения транспортного средства на величину более 60 км/ч, лицом, имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного настоящей статьей.

В качестве наказания за данное преступление может быть назначен, в частности, штраф в размере от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

, или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функцию фото и кино съемки, видеозаписи.

Госавтоинспекция Тамбовской области призывает всех участников дорожного движения к строгому соблюдению установленных Правил в области дорожного движения. Уважаемые водители, не садитесь за руль в болезненном или утомлённом состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, а тем более в состоянии опьянения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector