Каков порядок установления административного надзора?

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.

Главная его цель — предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается  надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

  • Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.     
  • Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.
  • Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.

  1. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
  2. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.
  3. За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

  • Санкцией этой статьи предусмотрено  наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
  • Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
  • По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
  • Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Назначение административного надзора

Порядок установления в отношении лица, отбывшего лишение свободы, административного надзора урегулирован:

  • Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
  • Кодексом административного судопроизводства РФ
  • Уголовно-исполнительным кодексом РФ
    .

Процедура назначения административного надзора включает сопределенные этапы, рассмотрим их подробнее.

Подача заявления об установлении административного надзора

Замечание 1

Такое заявление должно быть подано администрацией исправительного учреждения не позднее чем за 2 месяца до истечения срока отбывания наказания. Данный срок не является пресекательным, т. е.

не влечет возвращения заявления или отказ в его принятии (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.

2013 № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре»
).

Заявление об установлении административного надзора вправе подать и орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) лица, имеющего судимость за определенные преступления, если оно в течение года допустило более двух административных нарушений:

  • против порядка управления
  • против общественного порядка (безопасности)
  • против здоровья населения и общественной нравственности.

Административное исковое заявление исправительного учреждения должно содержать:

  • информацию о поведении лица, которое предлагается подвергнуть административному надзору
  • предложения по перечню ограничений и сроку надзора
  • копию приговора суда и постановления о признании осужденного злостным нарушителем порядка отбывания наказания.

В административном исковом заявлении органа внутренних дел должны содержаться:

  • информация об образе жизни и поведении лица, к которому предполагается применить административный надзор
  • предложения по перечню ограничений и сроку надзора
  • копия приговора суда, а также материалы, подтверждающие совершение данным лицом административных правонарушений.

Рассмотрение заявления судом по месту нахождения исправительного учреждения или месту жительства (пребывания) лица, отбывшего наказание

Суд незамедлительно (при соблюдении правил подсудности) принимает к своему производству заявление об установлении административного надзора. Судебное заседание проводится по общим правилам, при этом присутствие лиц, участвующих в административном деле, обязательным не является, если суд не примет решение об обратном.

Предельный срок рассмотрения дел по административному надзору – 10 дней. В отношении отбывающих наказание лиц такие дела должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего отбытию наказания.

Назначая административный надзор, суд не связан доводами административных заявлений и вправе установить срок надзора и административные ограничения по своему усмотрению с учетом обстоятельств дела.

Принятие решения по делу об административном надзоре

Решение должно соответствовать требованиям, изложенным в ст. 180 и 273 КАС РФ, а именно:

  • содержать вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части
  • четко определять срок административного надзора и применяемые ограничения

Мотивированное решение изготавливается в день принятия решения, а его копии под расписку вручаются (направляются) участвующим в деле лицам.

Законную силу решение об установлении административного надзора приобретает по истечении 10 дней со дня принятия, если оно не было обжаловано (ч. 5 ст. 298 КАС РФ).

Замечание 2

Если административный надзор был назначен по инициативе исправительного учреждения, администрация учреждения направляет копию судебного решения в орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) поднадзорного лица в течение 7 дней со дня его вступления в силу. При этом лицу, отбывшему наказание, выдается предписание о выезде к месту жительства (пребывания), в котором указывается срок прибытия.

Административный надзор

Бывает так, что проблемы человека не заканчиваются с окончанием срока заключения в местах лишения свободы. Российский законодатель изобретателен на всевозможные ограничительные меры для граждан, и часто вместе с окончанием срока уже бывший заключенный получает в довесок еще одно наказание – административный надзор.

Что же это такое — административный надзор, кто, как и за что его назначает, и чем это чревато для поднадзорного?

Согласно ст.

1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор — это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным законом.

Статья 2 указанного закона уточняет, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административный надзор может устанавливаться в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего или двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ. Для указанных категорий осужденных административный надзор назначается, если:

Читайте также:  Больничные и пособия по материнству будет выплачивать ФСС

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (о понятии «злостного нарушителя» смотрите ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ);

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ.

Вне зависимости от приведенных выше оснований, закрепленных в ч. 3 ст.

3 указанного закона, административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Полный перечень лиц, которым назначается административный надзор, содержится в ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Административный надзор устанавливает суд по заявлению исправительного органа или органа внутренних дел. Дела об установлении административного надзора рассматриваются в порядке Главы 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст.

270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд: 1) исправительным учреждением — в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы; 2) органом внутренних дел — в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица.

Административное исковое заявление исправительного учреждения должно быть подписано его начальником, заявление органа внутренних дел — его руководителем.

В исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора.

К исковому заявлению прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 4 ст. 271 КАС РФ).

В административном исковом заявлении органа внутренних дел об установлении административного надзора указываются сведения об образе жизни и о поведении лица, которому устанавливается надзор, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К исковому заявлению прилагаются копия приговора суда и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления искового заявления в суд.

Административные дела об установлении надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы (ч. 7 ст. 272 КАС РФ).

Срок административного надзора, установленный судом, может быть разным в зависимости от того, по какому основанию устанавливается надзор (ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») и от конкретных обстоятельств дела.

При этом суд не связан доводами и сроком, указанным в исковом заявлении, ни при рассмотрении дела, ни при назначении срока надзора.

Суд может назначить административный надзор или отказать в этом, а также установить тот срок административного надзора, который сочтет нужным.

Осуществление административного надзора законодатель возложил на орган внутренних дел по месту  жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица. Порядок осуществления надзора установлен Приказом МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818.

  • В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
  • 1) запрещение пребывания в определенных местах;
  • 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
  • 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (как правило, в ночное время);
  • 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
  • 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
  • При этом в обязательном порядке назначаются следующие ограничения:
  • 1) обязательная явка поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
  • 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
  • 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 16 мая 2017 г.

№ 15 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер.

Он должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Верховный суд подчеркивает, что назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

В этом же Постановлении раскрываются и некоторые виды ограничений, предусмотренных законом. Верховный суд указывает, что суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах, с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления и поведения лица в период и после отбытия наказания.

Так, например, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Что касается, запрета на посещение «массовых и иных мероприятий», Верховный суд разъясняет, что под ними понимаются спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.

), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования).  При этом уточняется, что суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.

Нарушение установленных судом ограничений грозит нарушителю административной ответственностью. Ст. 19.24 КоАП РФ указывает, что несоблюдение ограничений, установленных при административном надзоре, влечет за собой штраф или административный арест.

Невыполнение обязанностей поднадзорного лица (ст. 11 ФЗ «Об административном надзоре) влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

А повторное несоблюдением ограничений, установленных при административном надзоре, наказывается обязательными работами или административным арестом на срок до 15 суток.

В уголовном кодексе также есть статья, связанная с административным надзором – ст. 314.1 («Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений»). Согласно ч.

1 данной статьи «неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора» наказывается обязательными либо исправительными работами или же лишением свободы на срок до одного года. Часть 2 указанной статьи устанавливает уголовную ответственность за неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом, установленных ему ограничений, сопряжённое с совершением административного правонарушения по некоторым статьям КоАП РФ. За данное преступление нарушителю грозит наказание в виде штрафа, обязательных, исправительных либо принудительных работ или лишения свободы на срок до одного года.

Читайте также:  Подписан приказ о ранжировании выплат, предназначенных семьям, воспитывающих детей от 3 до 7 лет

Необходимо также помнить, что административный надзор может быть продлен м в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ. Так, например, самым простым способом получить продление административного надзора является управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения у водителя.

  1. Административный надзор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока административного надзора;

2) снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 ст.

3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», то есть, совершеннолетнего лица, совершившего преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости);

3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 указанного закона);

4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

5) смерть поднадзорного лица;

6) прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 указанного закона, если имеющаяся у него судимость погашена или снята;

7) погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 указанного закона, было прекращено ранее.

Кроме того, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.  В случае отказа в досрочном прекращении надзора, можно подать повторное заявление, но не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении надзора.

Административный надзор не может быть прекращен досрочно у лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

После прекращения административного надзорного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

Поделиться ссылкой:

Правовые основы и порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

  • Административный надзор — это осуществляемое органами внутрен­них дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест ли­шения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным за­коном временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им возложенных судом обязанностей.
  • Правовой основой установления и осуществления административно­го надзора являются:
  • — Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об администра­тивном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;
  • — Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении из­менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за ими, освобожденными из мест лишения свободы»;

— Приказ МВД России от 08 июля 2011 г.

№ 818 «О порядке осу­ществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и другие нормативно-правовые акты.

Админи­стративный надзор устанавливается для предупреждения совершения определенными категориями лиц, освобожденными из мест лишения сво­боды и перечисленными в законе, преступлений и других правонаруше­ний, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

  1. Административный надзор устанавливается судом по заявлению ад­министрации исправительного учреждения либо органа внутренних дел при наличии оснований, в отношении совершеннолетнего лица, освобож­даемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
  2. тяжкого или особо тяжкого преступления;
  3. преступления при рецидиве преступлений;
  4. умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
  5. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобож­денного из мест лишения свободы, подпадающего под одну из перечислен­ных категорий и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за со­вершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от их поведения в местах лишения сво­боды во время отбывания наказания или поведения после отбытия наказа­ния. В отношении остальных, перечисленных выше лиц, освобожденных из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается, если:
  6. — лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
  7. — лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против по­рядка управления и (или) административных правонарушения, посягаю­щих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
  8. Таким образом, законодательно определен порядок установления административного надзора, согласно которого право на обращение в суд с заявлением об установлении административного надзора имеют администрации исправительных учреждений и органы внутренних дел.
  9. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
  10. — запрещение пребывания в определенных местах;
  11. — запрещение посещения мест проведения массовых и иных меро­приятий и участия в указанных мероприятиях;
  12. — запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, явля­ющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
  13. — запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
  14. — обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внут­ренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
  15. Установление судом административного ограничения в виде обяза­тельной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
  16. Суд в течение срока административного надзора на основании заяв­ления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представи­теля с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного ли­ца, а также о соблюдении им административных ограничений может ча­стично отменить административные ограничения или на основании заяв­ления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные под­надзорному лицу административные ограничения.

В зависимости от категории лиц, подпадающих под административ­ный надзор, он может быть установлен на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного для погашения судимости, или на срок, установленный для погашения судимости, за вычетом срока истек­шего после отбытия наказания. При наличии соответствующих оснований административный надзор может бьггь продлен каждый раз на срок до 6 месяцев, но не свыше срока, установленного для погашения судимости.

  • В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополни­тельного вида наказания, а также при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
  • Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:
  • — объявления поднадзорного лица в розыск;
  • — признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;
  • — заключения поднадзорного лица под стражу.
  • После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.
  • Административный надзор устанавливается судом на основании за­явления исправительного учреждения или органа внутренних дел, и про­длевается судом также на основании заявления органа внутренних дел.
  • Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более ад­министративных правонарушений против порядка управления и (или) ад­министративных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и обще­ственную нравственность.
  • Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзор­ного лица.
  • Административный надзор прекращается по следующим основаниям:
  • — истечение срока административного надзора;
  • — снятие судимости с поднадзорного лица;
  • — осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;
  • — вступление в законную силу решения суда об объявлении поднад­зорного лица умершим;
  • — смерть поднадзорного липа.
  • Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом, и положительно харак­теризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
  • В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по ис­течении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в до­срочном прекращении административного надзора.
  • В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершенно­летнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
  • После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.
Читайте также:  Авто старое, а детали новые: как посчитать стоимость ущерба от ДТП

При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имею­щего непогашенную или неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если данное лицо, совершило в течение одного года два и более администра­тивных правонарушения против порядка управления и (или) администра­тивных правонарушений, посягающих на общественный порядок и обще­ственную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. В таком случае административный надзор устанавливает­ся в течение срока, определенного законодательством Российской Феде­рации для погашения судимости.

  1. Поднадзорное лицо имеет право:
  2. 1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении админи­стративного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;
  3. 2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении ад­министративного надзора либо об установлении связанных с ним админи­стративных ограничений;
  4. 3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющего­ся местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами;
  5. 4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.
  6. Поднадзорное лицо обязано:
  7. 1) прибыть в определенный администрацией исправительного учре­ждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;
  8. 2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;
  9. 3) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по ис­ключительным личным обстоятельствам разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося ме­стом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;
  10. 4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания
  11. о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам;
  12. 5) уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребыва­ния в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребыва­ния, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если под­надзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам;
  13. 6) уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;
  14. 7) допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в опреде­ленное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребыва­ние вне указанного помещения.
  15. Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внут­ренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим ор­ганом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по во­просам, связанным с соблюдением им установленных судом администра­тивных ограничений и выполнением обязанностей.
  16. В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных Феде­ральным законом, поднадзорное лицо несет ответственность в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.
  17. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны:
  18. 1) разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных Фе­деральным законом обязанностей;
  19. 2) вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;
  20. 3) систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных Федеральным законом обязанностей;
  21. 4) вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений;
  22. 5) объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, освобож­денного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребыва­ния, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое администра­тивное ограничение;
  23. 6) подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, не позднее, чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
  24. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:
  25. 1) запрашивать у организаций по месту7 работы и (или) месту жи­тельства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения
  26. о его поведении;
  27. 2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом ад­министративных ограничений и выполнения предусмотренных Федераль­ным законом обязанностей;
  28. 3) входить беспрепятственно в жилое или иное помещение, являю­щееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в опре­деленное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребы­вание вне указанного помещения.
  29. Орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отно­шении которого установлены административные ограничения, предусмот­ренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденны­ми из мест лишения свободы» на пребывание вне жилого или иного поме­щения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами:
  30. 1) смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого род­ственника;
  31. 2) необходимость получения поднадзорным лицом медицинской по­мощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохра­нения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жи­тельства или пребывания поднадзорного, либо в установленных судом пределах территории;
  32. 3) невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства или пребывания в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;
  33. 4) прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории;
  34. 5) необходимость сдачи вступительных экзаменов при поступлении в образовательное учреждение;
  35. 6) необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве:
  36. а) явка в органы службы занятости населения для регистрации и
  37. дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходя­щей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установ­ленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения;
  38. б) прохождение предварительного собеседования;
  39. в) прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового догово­ра, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установлен­ных судом пределах территории;
  40. г) заключение трудового договора;
  41. д) заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг;
  42. е) государственная регистрация в качестве индивидуального пред­принимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности.

Наиболее значимой разновидностью контрольно-надзорной деятель­ности полиции является административный надзор за лицами, освобож­денными из мест лишения свободы.

Данный вид надзора представляет со­бой эффективное административно-принудительное средство борьбы с ростом рецидивной преступности в обществе.

Его осуществление позво­ляет полиции успешнее решать вопросы предупреждения и пресечения преступлений, обеспечения прав и личных интересов граждан.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector