Гражданская правосубъектность публично-правовых норм

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками от- ношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения публичных или общественных задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях.

При этом должны быть учтены осо- бенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые са- ми определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собст- венного участия в гражданских правоотношениях.

С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущест- венного оборота как юридически равных собственников (или иных за- конных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом.

Этими обстоятель- ствами и определяются особенности участия публично-правовых об- разований в гражданском (имущественном) обороте.

К числу публично-правовых образований, участвующих в граждан- ских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вто- рых, муниципальные образования.

Особенности отечественного госу- дарственного и социально-экономического устройства имеют следст- вием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется 

множественностью субъектов. К их числу относятся: Российская Феде- рация (федеральное государство) в целом и ее отдельные субъекты – республики, края, области, города федерального подчинения, авто- номная область, автономные округа, являющиеся государственными образованиями (ст. 73 Конституции РФ).
Что касается городских и сельских поселений и других муници- пальных образований, то они осуществляют функции местного само- управления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем не могут считать- ся государственными образованиями. Органы местного самоуправле- ния не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т.е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ). Поэтому как муниципальные, так и государствен- ные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований. Особенности правового положения всякого государства обуслов- лены наличием у него политической власти и государственного суве- ренитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том чис- ле имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобяза- тельных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пре- делы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) от- ношениях, государство должно соблюдать установленные им же пра- вила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не должно использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотноше- ниях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормаль- но функционировать, а необходимая ему частноправовая форма бу- дет разрушена.

Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК).

Это означает, что они не вправе использовать здесь ни- какие свои властные полномочия по отношению к другим участни- кам (контрагентам).

За нарушение гражданских прав или неиспол- нение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной от- ветственности, ибо во «внутренних» (внутригосударственных) граж

данских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т.е. возможности привлечения к суду только с их согласия).

Выступление государства и других публично-правовых образований в гражданском обороте на равных началах с другими его участниками вытекает из общих принципов гражданского (частного) права и тре- буется самой природой гражданско-правовых отношений.

Поэтому незаконными должны считаться любые попытки органов публичной власти использовать свои полномочия для получения публично-пра- вовыми образованиями в гражданских правоотношениях односторон- них преимуществ или ограничений в их пользу прав и интересов дру- гих участников оборота (например, путем издания правовых актов, в одностороннем порядке изменяющих условия заключенных ими договоров).

Российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятель- ными, особыми субъектами права (sui generis), существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правово- му статусу применяются нормы, определяющие участие в имущест- венном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из за- кона или из особенностей статуса данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Очевидна, например, невозможность применения к публично-право- вым образованиям правил о порядке создания, реорганизации и лик- видации юридических лиц, а также об их банкротстве, тогда как граж- данско-правовые сделки с их участием, напротив, по общему правилу подчиняются нормам о сделках с участием юридических лиц. Пункт 2 ст. 124 ГК следует понимать таким образом, что в тех случаях, когда закон говорит об участии в конкретных видах гражданских правоот- ношений юридических лиц, он обычно имеет в виду также и публич- но-правовые образования.
В качестве субъектов гражданского права государство и иные пуб- лично-правовые образования обладают гражданской правоспособно- стью и дееспособностью. При определении их характера и содержа- ния следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоот- ношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный 

по отношению к основной деятельности характер. Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность го- сударства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер1.

Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые со- ответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Государство и другие публично-правовые образования приобрета- ют для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е.

реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы госу- дарственной власти или органы местного самоуправления), действую- щие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК).

Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не их властные органы. Действия органов вла- сти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований.

Компетенция государственных органов и органов местного само- управления, в том числе и по участию в гражданских правоотношени- ях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего их компетенция по использованию государственного и муниципально- го имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несе- ния) имущественной ответственности.

При этом речь идет о государственном и муниципальном имуществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами – предприятиями и учреждениями – на самостоятельном вещном пра- ве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте.

Поэтому такие юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п. 2 ст. 126 ГК). По своим собственным обязательст- вам государство и другие публично-правовые образования отвечают лишь той частью своего имущества, которую они не передали своим юридическим лицам (п. 1 ст.

126 ГК) и которая составляет понятие их «казны» (нераспределенного государственного и муниципально- го имущества).

Имущество казны, состоящее прежде всего из средств соответст- вующего государственного или местного бюджета (но не исчерпы- вающееся ими), и составляет материальную базу для самостоятель- ного участия публично-правовых образований в гражданских право- отношениях. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). Поэтому они неред- ко выступают в качестве органов, уполномоченных публично-право- выми образованиями для участия в гражданских правоотношениях от имени этих образований, а не от собственного имени, например, при выпуске (эмиссии) государственных или муниципальных внут- ренних займов. При предъявлении к государственным или муници- пальным образованиям имущественных требований (исков), в том числе в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений, в роли ответчиков в соответствии с п. 3 ст. 158 БК выступают главные распорядители бюджетных средств – соответст- вующие органы государственной власти (или муниципальных обра- зований).

Что касается иного находящегося в публичной собственности иму- щества, то распоряжение им от имени собственника осуществляют иные уполномоченные на то органы публичной власти.

Так, Федеральное агентство по управлению государственным иму- ществом:

  • осуществляет полномочия собственника в отношении федерально- го имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации (кроме бюджетных средств), включая пол- номочия собственника по приватизации (отчуждению) федераль- ного имущества;
  • выступает от имени Российской Федерации учредителем создавае- мых с участием государства юридических лиц, в том числе учреди- телем (участником) открытых акционерных обществ, создаваемых посредством приватизации федеральных государственных унитар- ных предприятий;
  • закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений;
  • осуществляет от имени Российской Федерации права акционера (участника, члена) организаций, акции (доли) в уставном (складоч- ном) капитале или паи в имуществе которых находятся в федераль- ной собственности;
  • заключает договоры купли-продажи и аренды федерального иму- щества и размещает заказы на поставку товаров и выполнение ра- бот для государственных нужд;
  • организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенно- го в собственность государства1.
Читайте также:  Покупка квартиры у родственников в ипотеку

Участником всех перечисленных правоотношений юридически становится Российская Федерация (федеральное государство), кото- рая при необходимости несет и ответственность по соответствующим обязательствам своей казной (федеральным имуществом).

Большинство органов публичной власти одновременно являются и юридическими лицами – учреждениями, т.е. субъектами не только публичного, но и частного права. В этом качестве они могут участво- вать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования. Например, Фе- деральное агентство по управлению государственным имуществом мо- жет выступать и в качестве самостоятельного юридического лица (уч- реждения), в частности, заключая сделки по обслуживанию собствен- ных имущественных нужд (энергоснабжение, ремонт, приобретение необходимых материалов и т.п.). По таким сделкам оно будет нести самостоятельную имущественную ответственность выделенными ему денежными средствами, а федеральное государство – субсидиарную ответственность имуществом казны (в первую очередь – бюджетными средствами) при недостатке у агентства указанных денежных средств. Само же публично-правовое образование не может выступать в граж- данских правоотношениях иначе, кроме как через свои органы2. По- этому важной практической задачей становится разграничение си- туаций, когда участником гражданско-правовых отношений является публично-правовое образование в лице своего органа власти и ко- гда этот орган власти самостоятельно выступает в гражданском обо- роте как юридическое лицо. На практике эти ситуации подчас по неведению участников, а иногда и намеренно смешиваются. Иногда орган публичной власти пыта- ется выступить от собственного имени, хотя в действительности речь идет об участии в правоотношении представляемого им публично-пра- вового образования в целом: например, правительством или губерна- тором субъекта РФ выдается поручительство за возврат банковского кредита крупным градообразующим предприятием, а вновь избран- ный губернатор или назначенное им правительство отказывается ис- полнить это обязательство, хотя в действительности речь идет об обя- зательстве соответствующего субъекта РФ. В 1990-х годах имел место случай, когда федеральное правительство разрешило Министерству путей сообщения выпустить облигации «железнодорожного займа» от своего имени, а не от имени Российской Федерации, тогда как мини- стерство, будучи бюджетным учреждением (некоммерческой органи- зацией!), самостоятельно не только не могло выпускать никаких об- лигаций, но и отвечать перед их владельцами из-за отсутствия необ- ходимого для этого имущества.

В других ситуациях, напротив, орган публичной власти, пытаясь обойти установленные законом запреты, представляет свое участие в имущественных отношениях как участие в нем публично-правово- го образования в целом. Так, несмотря на запрет органам государст- венной власти совмещать свои функции с функциями хозяйствующих субъектов, т.е.

заниматься предпринимательской деятельностью1, в 90-е годы имели место случаи выступления некоторых министерств и ведомств в качестве соучредителей (акционеров) коммерческих бан- ков и создания ими хозяйственных обществ, на которые возлагалось осуществление отдельных публично-правовых функций (например, АО «Москомприватизация» от имени правительства Москвы в тече- ние некоторого времени осуществляло такие функции в отношении оформления приватизации жилья).Необходимо, следовательно, учитывать, основаны ли действия ор- гана публичной власти по распоряжению бюджетными средствами или иным имуществом, находящимся в собственности публично-правового образования, на имеющихся у него полномочиях, входят ли они в его компетенцию. Если это так, то данные действия следует рассматривать в качестве действий публично-правового образования в целом (которое и несет имущественную ответственность за их результаты). При отри- цательном ответе на этот вопрос следует считать, что соответствующий орган публичной власти участвует в гражданских правоотношениях от собственного имени, как самостоятельное юридическое лицо – учреждение, по общему правилу лишенное возможности распоряжаться даже имеющимся у него на ограниченном вещном праве имуществом (ст. 298 ГК). В качестве учреждения такой орган действует под собст- венную ответственность и под субсидиарную (дополнительную) от- ветственность своего учредителя – публично-правового образования (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК), причем последнее обычно имеет возможность оспорить совершенные учреждением сделки либо как выходящие за пределы его правоспособности, либо даже как незаконные – нарушаю- щие требования финансового законодательства (БК).

25.Гражданская правосубъектность публично-правовых образований

Публичные образования
(Российская Федерация — РФ, субъекты РФ,
муниципальные образования), их структурные
подразделения, выполняя в основном
публичные задачи, имеют вместе с тем
гражданскую правосубъектность,
обеспечивающую осуществление ими
интересов и потребностей, относящихся
к гражданскому праву.

2. Основные черты.

Российская Федерация — государство (в
составе всех своих подразделений),
отличающееся суверенностью, целостностью
и призванное осуществлять функции
публично-правового характера —
организованность, безопасность,
обороноспособность страны, устойчивое
и восходящее развитие всего общества.
Субъекты РФ — политические образования,
имеющие в пределах Конституции свойства
суверенности. Публично-правовой
самостоятельностью отличаются и
муниципальные образования — города,
сельские поселения и др., являющиеся
органами местного самоуправления.

Все эти публичные
образования, выполняющие государственные
и иные публичные функции, имеют также
и гражданскую правосубъектность. Все
они (в т.ч.

— образующие его учреждения,
другие управленческие подразделения)
в сфере имущественных и личных
неимущественных отношений, не охватываемых
регулированием конституционным,
административным правом, другими
отраслями, обладают также гражданско-правовым
статусом, соответствующим статусу
юридического лица, если иное не вытекает
из закона и особенностей данного субъекта
(ст. 124 ГК РФ). В т.

ч. могут своими действиями
и от имени соответствующего публичного
образования приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные
права, возлагать на себя и исполнять
гражданско-правовые обязанности,
выступать в суде и др.

В соответствии с
федеральными нормативными актами,
актами субъектов РФ и муниципальных
образований по их специальному поручению
от их имени могут выступать государственные
органы, органы местного самоуправления,
а также юридические лица и граждане
(ст. 125 ГК РФ).

Органами, практически
осуществляющими гражданскую
правосубъектность от имени всего
государства (Российской Федерации) и
субъектов РФ, являются в рамках их
компетенции Правительство, его органы;
по имущественным вопросам — главным
образом финансовые органы, охватываемые
понятием «казна».

Казну (Российской
Федерации, ее субъектов, муниципальных
образований) образуют средства
соответствующего бюджета и иное
государственное (муниципальное)
имущество, не закрепленное за
государственными (муниципальными)
предприятиями и учреждениями.

В соответствии со
ст. 126 ГК РФ, все три подразделения
публичных образований (Российская
Федерация, субъекты РФ, муниципальные
образования), выступающие в качестве
казны, не отвечают по обязательствам
друг друга и по обязательствам созданных
ими юридических лиц, кроме случаев,
когда один в отношении другого принял
в установленном порядке гарантию
(поручительство).

Особенности
ответственности Российской Федерации
и субъектов РФ в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, с
участием иностранных юридических лиц,
граждан и государства определяется в
соответствии с нормами международного
частного права (см. раздел VI учебника)
законом об иммунитете государства и
его собственности (ст. 127 ГК РФ).

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях.

Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти.

При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. I ст.

124 ГК они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом.

Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях.

Читайте также:  Дата окончания Второй мировой войны перенесена на 3 сентября

Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образовании не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц.

Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимаются городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

На территории муниципального образования осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Назаров А. Г. Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований

  • Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований
  • Features of civil legal personality of public legal entities
  • Назаров Андрей Геннадьевич
  • Nazarov Andrey Gennadievich
  • Магистрант ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
  • [email protected]

Аннотация.

В статье с позиции системно-юридического подхода анализируются понятие, признаки и особенности публично-правовых образований, именуемых также юридическими лицами публичного права, исследуются вопросы их гражданской правосубъектности и специфика правового регулирования.

Annotation. In the article from the position of the system-legal approach, the concept, features and peculiarities of public legal entities, also called legal persons of public law, are analyzed, the issues of their civil personality and specificity of legal regulation are examined.

Ключевые слова: юридическое лицо публичного права, юридическое лицо, государство, органы государственной власти, государственная корпорация.

Keywords: legal entity of public law, legal entity, state, public authorities, state corporation.

Организационно-правовые  формы  государственных  и  муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 50 процентов, государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций, государственных компаний и т.п. применяются публично-правовыми образованиями для решения частноправовыми методами стоящих перед ними в сфере гражданского оборота публичных задач.

Для обозначения данных юридических лиц в науке предложено использовать термин «публичные юридические лица» или «юридические лица публичного права», заимствованный  из  зарубежных  правопорядков.

  Признаками  таких  субъектов  являются  их  создание  публично-правовыми образованиями,  специальная  правоспособность,  наделение  их  определенными властными  полномочиями,  участие  в  обороте  с  некоммерческими  целями, невозможность применения к ним процедур реорганизации и банкротства, а также обращения взыскания на определенное имущество.

Публично-правовые образования понимаются как субъекты права, являющиеся участниками различных правоотношений, в том числе и гражданско-правовых.

Особенность их в том, что публично – правовыми образованиями являются: государство – Российская Федерация, государственные образования – субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, наделенные властными полномочиями.

Основы участия публично – правовых образований в гражданских правоотношениях закреплены в главе пятой части первой Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). [1]

Анализ действующего гражданского законодательства, и прежде всего главы 5 ГК РФ, позволяет сделать вывод о том, что законодатель ни в коем случае не рассматривает публично-правовые образования как разновидность юридических лиц, несмотря на то, что позволяет применять к отношениям с их участием правил о юридических лицах (если, конечно, иное не предусмотрено законом или не вытекает из особенностей данного публично-правового образования). Признание законодателем публично-правовых образований юридическими лицами публичного права (т. е. разновидностью юридических лиц) повлечет за собой множество как теоретических, так и практических проблем. Мы не являемся категорическими противниками концепции юридического лица публичного права, но полагаем, что данная концепция в условиях российской действительности применима к государственным и муниципальным органам, с помощью которых публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях, но не к самим публично-правовым образованиям.

В.Б. Базаров именует публично-правовые образования публичными комплексными субъектами права. Именно через категорию юридических лиц публичного права он предлагает оформить косвенное участие публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях [2], что, безусловно, заслуживает внимания.

Е.Б. Крылова придерживается, на наш взгляд, верной позиции.

С точки зрения автора, субъекты РФ, как и другие публично-правовые образования, отличны от физических и юридических лиц, причем при участии в гражданско-правовых отношениях они не утрачивают своей публичной природы.

Эти субъекты обладают непосредственной способностью к правообладанию, и для участия в гражданском обороте не нуждаются в использовании таких дополнительных правовых форм как казна. [3]

Действительно, публично-правовые образования обладают публичной властью, которая позволяет им самим определять правопорядок в целом, включая основания и пределы своего участия в гражданских правоотношениях. Следовательно, возможностей по участию в гражданском обороте у субъектов РФ намного больше, чем у юридического лица.

О.Е. Кутафин придерживается похожей позиции, полагая, что субъекты РФ нельзя относить к юридическим лицам, пусть и особым. Конституционный Суд РФ признал, что субъекты РФ, как и другие публично-правовые образования, обладают особой природой. Они не преследуют частные интересы.

[4] Ученый отмечает, что важная особенность публично-правовых образований и в том числе субъектов РФ – это то, что они не созданы специально для участия в гражданско-правовых отношениях.

Что касается казны, то в соответствии с действующим законодательством она считается частью публичного имущества, не закрепленного за государственными юридическими лицами. Это имущество, прежде всего, состоит из средств бюджета.

Наиболее полное и развернутое исследование юридических лиц публичного права в последние годы было проведено профессором В.Е. Чиркиным.

Не претендуя на законченность определения юридического лица публичного права, ученый предлагает скорректировать его гражданско-правовое определение таким образом, чтобы оно могло быть приемлемым в отношениях публичного характера. В.Е.

Чиркин предлагает оттолкнуться от присущих юридическому лицу публичного права признаков, позволяющих в своей совокупности отличать их от юридических лиц частного права. Формально предъявляемые требования не позволяют нам в рамках данной статьи описать все признаки, обозначенные ученым.

Однако, мы соглашаемся с тем, что они очевидны, подтверждают особую природу указанных юридических лиц и могут быть положены в основу нормативного закрепления определения публичных юридических лиц. [5]

Публично-правовые образования возникают на основе «властно-распорядительного», административного акта, статус и компетенция которых определяются нормами не гражданского, а публичного права.

Публично – правовые образования создаются в целях осуществления властных функций, веления которых носят общеобязательный характер.

Также согласно гражданскому законодательству для участия в имущественных отношениях публично – правовые образования могут иметь своих доверенных лиц (представителей) в лице государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательств, которые возникают как из договорных, так и внедоговорных отношений. В частности, в сфере договорных отношений они могут выступать в роли государственных или муниципальных заказчиков, заемщиков или заимодавцев.

Кроме того, публично-правовые образования могут быть и субъектами вещных правоотношений. Так, законодатель в гражданском праве закрепляет различные формы собственности и, таким образом, определяет круг собственников: физические и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, и муниципальные образования.

Причём публично-правовые образования, в отличие от остальных субъектов, практически ни чем не ограничены в объектах собственности.

  1. На основании вышеизложенного можно выделить следующие особенности, свойственные публично-правовым образованиям как субъектам гражданского права:
  2. 1) в отличие от юридических лиц они создаются на основе публично – правового акта, наделены властными полномочиями и преследуют в своей деятельности публичные цели, однако, при этом в гражданских правоотношениях выступают на равных началах с остальными участниками;
  3. 2) публично-правовые образования могут быть собственниками любых вещей, в том числе изъятых из оборота;
Читайте также:  Объединение двух квартир в одну: согласование, когда могут отказать и что делать

3) публично-правовые образования имеют специфические основания возникновения права собственности, не свойственные для других субъектов (например, конфискация, национализация, реквизиция, изъятие земельных участков, приватизация и т.д.);

4) публично-правовые образования имеют право создавать унитарные предприятия, при этом контроль за ними осуществляют министерства и ведомства, выполняющие функции управления государственным и муниципальным имуществом.

Необходимо отметить, что данные признаки, указывая на особое положение юридических лиц публичного права, являются индикаторами проблем, которые уже возникли или могут возникать в связи с регламентацией их гражданско-правового статуса.

Специфика данного статуса во многом обусловлена назначением названных юридических лиц решать определенные задачи публичного характера или осуществлять публичные функции, делегированные им государством на основании специального законодательства.

Библиографический список:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. – 1994. – N 32. – Ст. 3301.
  2. Базаров В.Б. Частные и публичные комплексные субъекты российского и гражданского права // Власть. – 2014. – № 2. – С. 127-131.
  3. Крылова Е.Б. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук. – М., 2010. – С. 8-9.
  4. Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. – 2017. – № 1. – С. 54.
  5. Чиркин В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права // Журнал российского права. – 2010. – № 6. – С. 97.

Правоспособность субъектов гражданских правоотношений

Чтобы быть субъектами любых правовых отношений, лица должны быть наделены особым свойством – правосубъектностью.

Определение 1

Правосубъектность – социально-правовая способность, служащая мерой участия лица в гражданских правоотношениях.

Гражданской правосубъектности присущи следующие черты:

  • она основывается на нормах гражданского (а для публичных субъектов – также и публичного) права;
  • она является следствием существования длящейся связи между частным лицом и государством, которые и определяет возможности участия различных субъектов в регулируемых правом общественных отношениях.

Правосубъектность является базовой предпосылкой возникновения у лица гражданских прав и обязанностей в конкретных правоотношениях. В качестве условия участия лица в правоотношении данная категория закрепляется в главе 3 Гражданского кодекса РФ, а также в статьях особенной части ГК РФ
.

Элементы гражданской правосубъектности

В структуре правосубъектности по гражданскому праву принято выделять три элемента:

  • гражданскую правоспособность;
  • гражданскую дееспособность;
  • гражданскую деликтоспособность.

Определение 2

Гражданская правоспособность – это принципиальная способность субъекта общественных отношений иметь гражданские права и обязанности.

Законом установлен момент, с которым связано приобретение правоспособности:

  • рождение физического лица (п. 2 ст. 17 ГК РФ);
  • создание юридического лица, под которым понимается заключение учредительного договора или утверждение учредителями устава (п. 3 ст. 49, п. 1 ст. 52 ГК РФ).

В этих же нормах говорится о моменте, в который правоспособность прекращается:

  • для физических лиц – смерть (но не объявление умершим);
  • для юридических лиц – это внесение записи о его исключении из ЕГРЮЛ.

Как видим, правоспособность – неотъемлемый элемент существования субъектов общественных отношений, который признается в равной мере за всеми гражданами и юридическими лицами.

Дееспособность и деликтоспособность субъектов гражданских правоотношений

Физическое или юридическое лицо может иметь гражданские права и обязанности, как правило, только в том случае, если это охватывается его волей. Волеизъявление лица состоит в совершении определенных действий или в отказе от их совершения.

Определение 3

Дееспособность – способность субъекта общественных отношений своими волевыми действиями приобретать для себя права и создавать обязанности.

  • Данная категория отражает не потенциальный (как правоспособность), а реальный набор прав и обязанностей конкретного лица.
  • Деликтоспособность является следствием реализации дееспособности и представляет собой способность от своего лица и своим имуществом отвечать за противоправные действия (например, ненадлежащее исполнение или неисполнение договорных обязательств).
  • Если юридическое лицо приобретает и утрачивает правосубъектность одномоментно, то физические лица наделяются правоспособностью с рождения, но приобретение ими дееспособности проходит в несколько этапов.
  1. До 6 лет физическое лицо полностью недееспособно.
  2. С 6 до 14 лет физическое лицо может совершать только мелкие бытовые сделки (п. 2 ст. 28 ГК РФ).
  3. С 14 до 18 лет физическое лицо приобретает большую самостоятельность от родителей при совершении сделок, распоряжении собственными заработком (ст. 26 ГК РФ).
  4. Полностью дееспособным гражданин считается по достижении 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ), или при вступлении в брак до 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК РФ), или при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (ст. 27 ГК РФ).

Общая, конкретная и специальная правосубъектность участников гражданских правоотношений

Общая правосубъектность указывает на единые для всех субъектов гражданского оборота правила приобретения и утраты правосубъектности.

Однако выделяется также и конкретная правосубъектность в гражданско-правовых отношениях. Например:

  • кредитором по договору кредита может быть только банк или иная кредитная организация (например, расчётная небанковская кредитная организация);
  • договор банковского вклада или банковского счёта может заключать только банк;
  • договор страхования может быть заключён только со страховой организацией (ст. 927 ГК РФ) и т. п.

Подобная правосубъектность, когда право на осуществление определённой деятельности предоставляется только определенному кругу субъектов, называется исключительной.

Специальная правосубъектность связана с необходимостью выполнения какого-либо условия для того, чтобы лицо было субъектом правоотношения. Так, осуществлять виды хозяйственной деятельности, перечисленные в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», может лишь лицо, получившее специальное разрешение (лицензию).

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

Публично-правовые образования как субъекты
гражданского права.

К публично-правовым
образованиям относят РФ, её субъекты и мун. образования. Все эти субъекты
являются самостоятельными и независимыми друг от друга, однако, принципы их
организации деятельности схожи, поэтому в гражданско-правовых отношениях к ним
применяются одинаковые правила и они рассматриваются совместно.

  • Признаки
    участия в ГО:
  • 1)   
    Не используют в ГО свои
    властные полномочия и выступают на равных с физ. и юрлицами;
  • 2)   
    К отношениям с их участием
    применяются нормы, относящиеся к юрлицам, если иное не указано в законе или их
    особенностей;

3)   
От имени публичных
образований гражданские права и обязанности осуществляют специально
уполномоченные на это органы исполнительной власти в рамках своей компетенции
(напр., дают разрешение на приватизацию, заключают договоры и др.). В некоторых
случаях, данные полномочия могут быть делегированы по поручению этих субъектов
юридическим лицам или гражданам.

  1. 4)   
    Эти субъекты отвечают по
    своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением:
  2. — имуществом, закреплённым за УП;
  3. — имуществом,
    которое по закону может находиться только в публичной собственности;
  4. — имуществом,
    изъятым из оборота;
  5. 5) Данные субъекты
    занимают особое положение, т к они сами устанавливают правила поведения и их
    соблюдают;
  6. 6) Эти субъекты
    также несут ответственность за незаконные действия своих органов и должностных
    лиц;

7) Их
правоспособность является целевой, т. к. они действуют в интересах всего
общества.

Правосубъектность
публичных образований.

Определяется Конституцией РФ, К. республик, уставами других субъектов,
муниципальных образований, ГК, другими законами, которые определяют их участие
в ГК. Их правоспособность нельзя считать ни общей, ни специальной – в чём-то
она шире (по отношению к другим субъектам), а в чём-то уже.

В некоторых случаях
определённые права принадлежат только публичным образованиям. Они вправе
принимать административные акты, из которых возникают гражданские
правоотношения, субъекты наделяются правами и обязанностями (напр., акт о
регистрации брака). Некоторые виды отношений являются гос. монополией, напр.,
по закону «о внешнеторговой деятельности» гос.

монополия устанавливается на
импорт и экспорт определённых товаров. Государство не может быть участником
некоторых сделок, например, покупателем в розничной торговле, быть
доверительным управляющим чьего-то имущества и т. д. Государство не может
передавать имущество по наследству, некоторые виды приобретения права
собственности присущи только государству (конфискация, налоги, национализация.

Некоторые способы прекращения права собственности присущи только государству
(приватизация).

Таким образом,
правоспособность государства вытекает из его назначения в рамках тех целей, для
которых оно создано, она является целевой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector