Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Личность педагога во все времена оставалась основным инструментом воспитания и образования детей. Профессионал высокого уровня в какой-либо специальности не способен донести свои обширные знания до учеников без желания и умения сделать это.

Профессиональная непригодность проявляется в разных сферах работы педагога. Часто ее оценка становится субъективной. Однако есть категория граждан, разрешить которой общаться с детьми и заниматься их образованием просто недопустимо. Личность учителя накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка и при негативном влиянии может причинить непоправимый вред.

Поэтому государство законодательно оградило учащихся от лиц, которые могут нанести моральный, физический и психологический ущерб, и лишило таких людей права на занятие педагогической деятельностью.

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — процесс передачи духовных и прикладных знаний в результате сознательного образования и воспитания. Компетентность педагога складывается из его теоретической и практической готовности к своей профессии. Она требует организаторских, аналитических, коммуникативных, проективных умений и навыков.

О необходимости педагогической деятельности говорят, когда обществу требуется передать знания и опыт от поколения к поколению. Социум предъявляет высокие требования к личности педагога, его культуре, моральным качествам, физическому и психическому здоровью.

Учитель должен любить детей и хотеть заниматься их воспитанием. Он владеет знаниями по возрастной психологии и имеет представление о планировании воспитательного и образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ученика. Будучи профессионалом в определенной научной сфере, учитель разбирается в своем предмете и может передать эти знания детям на всех этапах обучения.

Но иногда такой дипломированный преподаватель лишается права работать педагогом или не может быть трудоустроен в образовательное учреждение.

Статья 331 ТК РФ

Новая редакция статьи уточняет, кто имеет право работать в педагогике.

Допуск производится при наличии образовательного ценза. Это уровень профессионального образования и квалификации педагога, соответствующий требованиям учебного заведения для должности, на которую претендует кандидат. От соблюдения образовательного ценза освобождаются специалисты — практики, приглашенные для проведения занятий.

Эта статья касается заключения трудового договора с педагогом в учреждениях, упомянутых в утвержденном перечне.

Она также указывает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права преподавать;
  • судимые по определенным уголовным статьям;
  • судимые по тяжким статьям за любые правонарушения;
  • недееспособные и лица с определенными заболеваниями.

Отдельно оговаривается возможность возврата к педагогической деятельности для лиц, имеющих погашенную судимость за преступления, не представляющие опасность для общества.

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Кого лишают права быть педагогом

Руководство образовательного учреждения отстраняет педагога от работы, когда суд в качестве основного или дополнительного вида наказания лишает его права на занятие педагогической деятельностью на определенный срок.

Преподаватель не может быть допущен до работы, если правоохранительные органы уведомили администрацию ОУ о том, что он подвергся уголовному преследованию за преступления против:

  • жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
  • половой свободы и неприкосновенности;
  • семьи и несовершеннолетних;
  • здоровья населения;
  • общественной нравственности;
  • основ конституционного строя и безопасности государства;
  • мира и безопасности человечества;
  • общественной безопасности.

Временное отстранение от работы может произойти по инициативе руководства ОУ до выяснения обстоятельств противоправного действия преподавателя, то есть до наступления административной или уголовной ответственности. Но лишить его права быть педагогом можно только на основании судебного решения, вступившего в силу на законных основаниях.

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Кого не примут на работу преподавателем

Государство постановило, что к педагогической деятельности не допускаются лица с криминальным прошлым. Справку об отсутствии судимости сейчас в обязательном порядке запрашивают у каждого, кто устраивается на работу в сферу образования.

По закону, на работу в сферу образования не примут:

  • если имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • если была судимость за преступления против личности;
  • если ранее было лишение права заниматься педагогической деятельностью;
  • если официально установлен факт недееспособности;
  • если имеются заболевания из перечня, указанного в федеральном законе.

За определенные преступления граждане РФ имеют пожизненный запрет на любую работу в образовательных учреждениях.

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Что такое уголовное преследование

Факт уголовного преследования становится для человека препятствием непреодолимой силы при трудоустройстве в сферу образования. О факте преследования говорят, когда в отношении конкретного человека возбуждено уголовное дело.

Оно может быть закрыто по объективным причинам. Также законом предусмотрены случаи, когда преступление переквалифицируется из уголовного в административное.

Есть разница между «преследованием» и «делом». Уголовное дело может продолжаться, так как имело место преступление, но подозреваемый освобождается от преследования по причине его невиновности.

Только суд признает гражданина РФ виновным или снимает с него уголовное преследование.

Поэтому судебное решение является основанием для запрета заниматься педагогической деятельностью или для восстановления преподавателя в своих правах.

Недееспособность педагога

Недееспособность устанавливается судом по заявлению родственников при участии представителя органов опеки. Гражданин может быть признан недееспособным в полной мере или частично. Несовершеннолетние до 16 лет считаются полностью недееспособными по возрасту, с 16 до 18 лет — частично, судебного подтверждения этого факта не требуется.

Частичная недееспособность с обязательным назначением опекуна признается судом в случае употребления гражданином наркотиков или алкоголя в такой степени, что это влечет за собой значительное ухудшение финансового состояния семьи и угрожает жизни и здоровью детей зависимого.

Если у человека развилось психическое расстройство и он не может адекватно воспринимать реальность, нести ответственность за свои поступки, то он может быть признан недееспособным в полной мере. Суд в этом случае отправляет гражданина, в отношении которого подано заявление, на обязательную психиатрическую экспертизу для получения от врачебной комиссии справки о его состоянии.

При приеме на работу педагога администрация ОУ не может требовать предоставить справку о дееспособности и не имеет права сделать соответствующий запрос в суд или психиатрическую клинику.

При выявлении факта сокрытия частичной или полной недееспособности, установленной в суде, трудовой договор расторгается, потому что к педагогической деятельности не допускаются лица с психическими отклонениями.

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Заболевания, несовместимые с работой в сфере образования

ТК РФ в 2006 году было дополнено положением о том, что к работе в образовательных учреждениях не допускаются лица с заболеваниями, указанными в утвержденном перечне.

На сегодняшний день этот список законодателями не создан, поэтому руководствуются перечнем психиатрических заболеваний, при которых противопоказана деятельность, связанная с повышенной опасностью, и инструкцией Минздрава СССР о запрете на работу с детьми для лиц с открытой формой туберкулеза.

Для выявления непригодности по психиатрическим причинам профессиональные педагоги должны раз в 5 лет проходить освидетельствование. Остальные заболевания, в том числе инфекционные и заразные, выявляются во время ежегодного осмотра, результаты которого вносятся в личную медицинскую книжку сотрудника.

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Исключения для судимых по решению комиссии

Если судимые преподаватели считают, что их прошлое никак не повлияет на работу с детьми, их уголовное наказание не предполагало пожизненное лишение права заниматься педагогической деятельностью и отсутствует непогашенная судимость, то есть возможность разрешить им работать в сфере образования. Этот вопрос рассматривается в индивидуальном порядке по личному заявлению.

Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации населенного пункта изучает все обстоятельства потери права работать с детьми и оценивает степень опасности заявителя для общества в данный момент.

Если человек был осужден за преступление на сексуальной почве или любое тяжкое, его заявление не может быть принято и рассмотрено комиссией, так как по закону к педагогической деятельности не допускаются лица, потерявшие на это право пожизненно.

Через 30 дней письменный ответ выдается на руки. В случае отказа бывший педагог может оспорить решение комиссии в суде.

Правовой статус педагога

Правовым статусом педагога называется принятая законодательством система прав и свобод, которая включает в себя:

  • трудовые права, социальные гарантии и компенсации;
  • академические права и свободы;
  • обязанности и ответственности;
  • ограничения.

Особое положение педагогов в обществе и престиж их труда признается государством.

Для повышения значимости образования, подъема уровня преподавания и культуры педагогам предоставляется ряд академических прав и свобод, в том числе выбор форм преподавания, проявление творчества, разработка учебных программ, защита профессиональной чести и достоинства, участие в научных и образовательных объединениях.

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Требования к педагогам

Требования к педагогу не ограничиваются профессиональными. Общество ждет от него высоких моральных качеств, интеллигентности, культурности, эрудированности и коммуникабельности.

В то время как вся педагогическая деятельность классифицируется и подвергается оценке по строго установленной системе, часть ее основана на умении творить и импровизировать в процессе обучения. С талантом воспитателя и творца рождаются не все. Зато можно развить у себя требуемые педагогические способности:

  • организаторские;
  • научно-познавательные;
  • дидактические;
  • коммуникативные;
  • перцептивно-суггестивные;
  • исследовательские.
Читайте также:  Отчет по алиментам в службу судебных приставов: образец 2020

Большую роль в образовании и воспитании играют человеческие качества педагога, такие как душевная чуткость, доброжелательность, оптимизм, трудолюбие и терпение. Ученики, их родители и руководство ОУ требуют от учителя только положительных качеств личности.

Должности работников в образовательной сфере

Должности работников образования распределяются по трем уровням:

  1. Руководители: директора, начальники, заведующие.
  2. Педагоги: учителя, преподаватели, психологи, логопеды, методисты и другие.
  3. Вспомогательный персонал: дежурный, секретарь, помощник воспитателя и т. п.

Вспомогательный персонал не обязан иметь педагогическое образование.

В зависимости от уровня занимаемой должности работники должны соответствовать определенным требованиям в плане квалификации, что проверяется регулярными аттестациями.

Аттестация преподавателей

Работники сферы образования, которые относятся к группе педагогов, периодически проходят проверку на соответствие занимаемой должности. Это называется аттестацией педагогов.

Цели аттестации:

  • стимулировать профессиональный и личностный рост;
  • повысить качество педагогической работы;
  • выявить необходимость повышения квалификации;
  • оценить нераскрытый потенциал;
  • определить квалификационную категорию для установления уровня оплаты труда.

Задача руководства ОУ — провести аттестацию педагогов в открытой форме с соблюдением условий гласности и коллегиальности для объективности оценки и исключения дискриминации.

Преподаватель, желающий пройти аттестацию для повышения квалификации, подает заявление в любое время, когда посчитает себя готовым к этому. Аттестация в обязательном порядке проводится каждые 5 лет, даже если педагог не выразил своего желания.

При аттестации педагогов основное внимание уделяется 3 направлениям:

  1. Выполнение обязанностей, связанных с конкретной должностью.
  2. Соответствие уровня знаний установленным требованиям.
  3. Уровень профессиональной подготовки и стаж работы.

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Отказ педагогу в устройстве на работу

Для трудоустройства в образовательное учреждение соискатели обращаются непосредственно к работодателю или в службу занятости. Наличие вакансии и направление на собеседование от кадрового агентства не гарантируют получения работы. В этом случае кандидат на вакантную должность имеет право запросить у работодателя отказ в письменном виде.

Если трудоустройство не состоялось по субъективным причинам и с нарушением ТК РФ, это можно обжаловать в суде. Все причины отказа, не связанные с деловыми качествами кандидата, могут быть оспорены.

Правомерными считаются все причины, предусмотренные ст. 331 ТК РФ.

Нельзя отказывать в заключении трудового договора:

  • гражданам при согласованном ранее переводе из другого ОУ;
  • молодым специалистам при наличии заявки в учебном учреждении, которое их распределило;
  • инвалидам, направленным на вакантные места в счет квоты.

Нарушение Трудового кодекса РФ при трудоустройстве

Руководитель ОУ не имеет права принять на работу лицо, которое:

  • не соответствует вакантной должности по образовательному цензу или уровню квалификации;
  • является лишенным права заниматься педагогической деятельностью;
  • не имеет справки о прохождении предварительного медосмотра;
  • не предоставило справку об отсутствии судимости;
  • имеет или имело в прошлом судимость за определенные правонарушения;
  • имеет непогашенную или неснятую судимость за тяжкие преступления;
  • не представило полный пакет документов для трудоустройства.

Нарушить закон при трудоустройстве может и соискатель, если предоставит поддельные документы об образовании или не соответствующую действительности справку об отсутствии судимости.

Педагог также несет ответственность за сокрытие факта своей полной или частичной недееспособности или наличия заболевания как при устройстве на работу, так и во время осуществления образовательной педагогической деятельности.

Какие лица не допускаются к педагогической деятельности?

Какие лица не допускаются к педагогической деятельности?

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Ограничения

К педагогической деятельности не допускаются:

  • Лица, признанные в установленном порядке недееспособными.
  • Граждане, имеющие заболевания, указанные в специальном перечне. Речь идет о Перечне, утвержденном правительственным постановлением № 377.
  • Граждане, которым вступившим в действие приговором вменен запрет на педагогическую деятельность.
  • Субъекты, подвергавшиеся/подвергающиеся уголовному преследованию, за посягательства на свободы, здоровье, достоинство, честь личности (кроем противоправного помещения в психиатрическую лечебницу, оскорбления, клеветы), половую неприкосновенность, семью и несовершеннолетних, общественную нравственность и безопасность. Исключение составляют граждане, в отношении которых прекращено преследование по реабилитирующим обстоятельствам.
  • Лица, имевшие судимость (или имеющие ее в настоящий момент) за указанные выше деяния.
  • Граждане, имеющие неснятую/непогашенную судимость за тяжкие/особо тяжкие посягательства, совершенные умышленно.

Указанные ограничения закреплены во 2 пункте ст. 331 ТК РФ. 

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Запрет на ведение преподавательской деятельности

Если право на занятие педагогической деятельностью было ограничено, а гражданин не отбыл вмененное наказание, при расторжении контракта с нанимателем в трудовую книжку вносится запись об основании и сроке действия ограничения.

Согласно УК, такая санкция предусматривается на 1-5 лет как основное наказание и на 6 мес. – 3 года как дополнительное. В некоторых случаях продолжительность ограничения в качестве дополнительной санкции может составить до 20 лет (47 статья УК).

Судимость и преследование

Гражданин, осужденный за совершение деяния, признается судимым с даты вступления приговора в действие и до момента снятия/погашения судимости. Соответствующие положения закреплены 86 статьей УК. Субъект, освобожденный от наказания, признается несудимым.

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Непогашенная/неснятая судимость

Подтверждение факта отсутствия судимости, ее погашения/снятия лицо может специальной справкой. Ее можно получить в ГИАЦ (Главном информационно-аналитическом центре) МВД или информцентрах УВД и ГУВД регионов.

  • За тяжкие деяния виновному может назначаться максимальное наказание не более чем на 10 лет, а за особенно тяжкие – больше 10 лет или пожизненное заключение.
  • Погашение судимости осуществляется в отношении граждан, осужденных за тяжкие посягательства – через 6, за особенно тяжкие – через 8 лет после отбытия назначенного наказания.
  • При безупречном поведении после завершения вмененного по приговору срока судимость может быть снята до указанных выше периодов по ходатайству лица.

Недееспособность

К педагогической деятельности не допускаются лица, не способные приобретать и реализовывать гражданские права, а также создавать своими действиями гражданские обязанности и выполнять их.

Необходимо учесть, что обстоятельства, в связи с которыми субъект был признан недееспособным, могут быть устранены. В таких случаях суд может принять решение о признании дееспособности лица. Для этого подается заявление:

  • опекуном;
  • членом семьи;
  • администрацией психоневрологического/психиатрического учреждения;
  • органом попечительства/опеки.

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Заболевания

В перечне патологий, утвержденном Правительством, установлены общие медицинские психиатрические противопоказания для сотрудников:

  • домов ребенка;
  • учебно-воспитательных учреждений;
  • ДОУ;
  • школ-интернатов;
  • детских домов;
  • интернатов при школах.

Противопоказаниями являются затяжные и хронические психические расстройства с часто обостряющимися либо тяжелыми стойкими болезненными проявлениями. Примером такого заболевания является эпилепсия.

К педагогической деятельности не допускаются лица, страдающие острыми и хроническими заразными болезнями, в том числе сифилисом и туберкулезом в открытой форме.

Освидетельствования

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Выраженные проявления пограничных состояний при психических расстройствах рассматриваются индивидуально в каждом случае.

Особенности допуска к преподавательской деятельности

В соответствии с ФЗ № 489, с 1 янв. 2015 г. КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) были наделены новыми полномочиями. Они принимают решения о допуске отдельных категорий лиц к педагогической деятельности.

Указанные полномочия распространяются на случаи приема граждан:

  • имеющих/имевших судимость;
  • в отношении которых велось/ведется уголовное преследование за деяния против здоровья, чести, жизни, достоинства, половой свободы и неприкосновенности личности, несовершеннолетних и семьи, здоровья населения, конституционных основ, общественной нравственности, безопасности государства.

Определяющими факторами при вынесении решений являются:

  • степень тяжести и вид преступления;
  • срок, истекший с момента совершения деяния;
  • форма вины;
  • характеристики личности;
  • обстоятельства, отражающие отношение к выполнению профессиональных обязанностей и пр.

Важные моменты

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

В полномочия КДН не входит рассмотрение вопросов о допуске граждан, страдающих патологиями, предусмотренными в Перечне, утвержденном Правительством. Эти лица не допускаются к педагогической деятельности в соответствии с ТК.

Предварительное собеседование

По общим правилам, перед приемом гражданина в образовательное учреждение в качестве сотрудника проводится беседа.

В ходе собеседования наниматель определяет, подходит ли гражданин для работы в учебном заведении. Ответы на задаваемые вопросы позволяют оценить уровень профессиональной подготовки, личные качества соискателя.

Особое практическое значение имеет анкета. На работу в образовательное учреждение принимаются лица, имеющие образовательный ценз. О нем говорится в п. 1 331 статьи ТК. В анкете на работу педагогом соискатель, кроме прочего, указывает специальность, сведения об институте, в котором было получено образование.

Педагогический ценз устанавливается квалификационными характеристиками, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития № 761н и приводятся в ЕКС (Едином квалификационном справочнике). Они предполагают не только наличие у педагогов определенного уровня профобразования, но и ряд требований к профилю специальности, полученной в вузе.

Отказ в приеме на работу

Причины, по которым наниматель решает не принимать соискателя, должны быть выражены в письменном виде. Между тем для юридически правильного оформления отказа руководитель или другое уполномоченный им сотрудник должен обладать определенными знаниями и навыками.

Читайте также:  Заявление на удержание алиментов из заработной платы работника - образец

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?

Документы

При поступлении на работу в образовательное учреждение гражданин предоставляет:

  • Паспорт (другой удостоверяющий личность документ).
  • Трудовую книжку. Исключением являются случаи поступления на работу впервые или по совместительству.
  • Страховое свидетельство.
  • Документы о воинском учете (если гражданин военнообязанный или подлежит призыву).
  • Диплом об образовании, документ о квалификации либо специальных знаниях (при необходимости).
  • Справку об отсутствии судимости.

Другие документы требовать от соискателя работодатель не вправе.

Источник

Судимость директора

Лицо может быть допущено к педагогической деятельности и, следовательно, назначено руководителем образовательной организации при условии, что судимость погашена или снята и у него имеется соответствующий допуск комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Допускается ли лицо, у которого есть судимость к педагогической деятельности?Фото с сайта Спутник/новости

Обоснование

Согласно ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

В соответствии с частью второй ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, совершившие преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй ст. 331 ТК РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 331 ТК РФ.

Преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 222 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), относится к числу преступлений против общественной безопасности (глава 24 УК РФ), которые поименованы в абзаце третьем части второй ст. 331 ТК РФ. Следовательно, по общему правилу лица, их совершившие, не могут быть допущены к педагогической деятельности.

В то же время в силу ч. 2 ст. 15 УК РФ деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 222 УК РФ, признаются преступлением небольшой тяжести, поскольку максимальное наказание за их совершение не превышает двух лет лишения свободы. При этом согласно части третьей ст. 331 ТК РФ лица из числа указанных в абзаце третьем части второй ст.

331 ТК РФ, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Обратим внимание, речь в приведенной норме идет именно о тех лицах, у которых судимость за совершение преступления на момент получения допуска погашена или снята.

Заметим, что сроки снятия (погашения) судимости (судимостей) указываются в заявлении на получение допуска на занятие деятельностью с участием несовершеннолетних, предоставляемом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (смотрите пп. «г» п.

5 Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2015 г. № 796).

Таким образом, если в приведенной ситуации лицо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст.

222 УК РФ, оно не может быть допущено к педагогической деятельности и, следовательно, назначено на должность руководителя образовательной организации.

Если же судимость погашена или снята, то при наличии допуска комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть допущено к педагогической деятельности, а соответственно, и назначено руководителем образовательной организации.

Погашенная судимость и педагогическая деятельность

Здравствуйте! Есть погашенная судимость по тяжкой статье в сфере экономической деятельности.

Вопрос с трактовкой статей 331 и 351.1 ТК РФ.

  • Статья 331 ТК «Право на занятие педагогической деятельностью»
  • запрещает заниматься педагогической деятельностью по:
  • часть 2 абз.3 —
  • преступления против против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
  • Часть 2 абз. 4 —
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
  • —————

С этим все понятно. В списке «запретных» статей нет статей за преступления в сфере экономической деятельности. Статья тяжкая, но судимость погашена. Вывод: педагогической деятельностью заниматься можно.

Вопрос по статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних»

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица,имеющие !!! или имевшие судимость !!!, за преступления, указанные в абзацах третьем !!!и четвертом !!! части второй статьи 331 настоящего Кодекса .

Вроде бы просто корявая формулировка. Однако, допускает такое прочтение, что в сфере образования запрещено работать тем, кто имел судимость (т.е. в настоящее время судимость снята или погашена) за преступления указанные в абзаце 4-м части 2 ст. 331.

А в этом абзаце написано: имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.

То есть, при таком прочтении ст. 351.1 запрещает работать в сфере образования всем, кто имеет или имел судимость за любые тяжкие и особо тяжкие преступления.

В то же время, ст. 331 разрешает заниматься педагогической деятельностью тем, у кого судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления погашена, если эти преступления не входят в «запретный список».

Дело в том, что как раз по такому расширенному толкованию 351.1 статьи мне отказали в трудоустройстве в образовательную организацию.

Сейчас думаю, как обжаловать это решение.

Могу ли я работать в детском лагере вожатым, если у меня есть погашенная судимость по статье ч.2 ст.158 УК РФ?

Здравствуйте. В настоящее время у Вас судимость снята и погашена в установленном законом порядке? Вы можете устроиться работать педагогом, так как Ваш случае не подпадает под запреты заниматься педагогической деятельностью, установленные ст. 331 ТК РФ.

Однако есть возможность, что Вас могут допустить к педагогической деятельности, если у Вас будет в наличии решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, о допуске Вас к педагогической деятельности.

Буду благодарен за оценку ответа+

Согласно положениям ст. 331 и 351.1 ТК РФ судимость по ст. 158 ч. 1 и (или) 2 УК РФ (преступления против собственности) не является обстоятельством, препятствующим для допуска лица к педагогической деятельности.

Препятствует этому судимость (в т.ч.

и погашенная или снятая) и факт уголовного преследования за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.

Но и из этого правила есть исключение.

Указанные лица, имевшие судимость (то есть, те, у кого судимость снята или погашена в установленном законом порядке) за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (то есть, в связи с истечением срока давности, примирением и проч.), могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

  • В любом случае не допускаются к педагогической деятельности лица:
  • 1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • 2) признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • 3) имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения;
Читайте также:  Как взыскать алименты с "незарплатных" доходов?

4) имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце втором настоящего ответа (или абзаце третьем части второй ст. 331 ТК РФ).

Преступления, предусмотренные частью первой и частью второй ст. 158 УК РФ относятся к преступлениям соответственно небольшой и средней тяжести. Поэтому с учётом выделенного в отношении Вас нет оснований для отказа в заключении трудового договора и допуска к педагогической деятельности.

С точки зрения закона Вы можете работать учителем в школе.

Ваш случай – это судимость за кражу по ч. 1 или по ч. 2 ст. 158 УК РФ. Данная статья расположена в главе 21 “Преступления против собственности”. То есть эти виды преступления не поименованы в ст. 351.1 ТК РФ. Поэтому теоретически, на основании действующего законодательства, Вы можете работать в школе.

Если Вы предоставите справку, где будет указана Ваша судимость, и, работодатель Вам откажет в приеме на работу, Вы можете взять у работодателя отказ в письменной форме. А далее Вы можете обжаловать этот отказ в судебном порядке.

ТК РФ Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Конституционный суд ответил на вопрос: могут ли преподавать учителя с судимостью

18 июля Конституционный суд определял соответствие основному закону нормы о запрете заниматься педагогической деятельностью всем учителям, имеющим судимость. Из-за изменения в законодательстве многие учителя лишились работы.

КС постановил: тяжкие преступления по-прежнему закрывают дорогу в школу бессрочно и безусловно. Но есть и другие случаи.

Поэтому законодатели должны составить конкретный и полный перечень статей, навсегда лишающих педагогов права на преподавание.

До самой последней минуты в Конституционном суде спорили, каким будет решение по делу. Пришлось даже на час задержать начало заседания: уж очень неоднозначными оказались человеческие истории, с которыми столкнулись судьи.

Преподаватель русского языка и литературы, победитель городского конкурса «Учитель года», лауреат премии 2012 года «За нравственный подвиг учителя», сегодня Юрий Сипинев без работы. Крест на профессии поставила история семилетней давности. Тогда сын Юрия, избитый одноклассниками, попал в больницу с сотрясением мозга.

Разгневанный отец разобрался с обидчиками совсем не педагогическими методами — он ударил их ремнем. Юрия оштрафовали по уголовной статье за избиение на 15 тысяч рублей. О той истории, казалось бы, давно забыли, но поправки в Трудовой кодекс в 2012 году заставили учителя уволиться.

Закон запретил работать в школе тем, у кого была судимость, и срок давности значения не имеет.

20 лет назад Константин Щербина всего лишь сделал замечание старшеклассницам, которые беседовали посреди проезжей части. Воспитательный процесс сопровождался крепкими словечками. Константина Щербину приговорили к штрафу по уголовному обвинению в оскорблении.

За прошедшие годы педагог стал директором спортивной школы, получил звание заслуженного работника физической культуры, его воспитанники завоевали десятки наград на самых разных спортивных соревнованиях, но летом 2012 пришлось уволиться, потому что приняли поправки в Трудовом кодексе, и ему запретили работать.

Закон одинаково наказал и мурманскую учительницу Ольгу Крикливенко, которая 12 лет назад подралась с бывшим мужем из-за алиментов, и директора школы в Курской области, который 30 лет назад был осужден за групповое изнасилование. Такая уравниловка вызвала негодование.

«Я ужасно возмущен и рад, что мне предоставлена такая возможность сказать нелестные слова о том законе, который под одну гребенку ставит блистательных учителей… Мы все не без недостатков, что-то может случиться в любой жизни», — уверен заслуженный учитель России Олег Парамонов.

Исключения закон сделал лишь для имущественных преступлений. Воры и мошенники преподавать все же могут. И во всех этих коллизиях пришлось разбираться конституционным судьям. Они обратили внимание и на то, что поправки нарушили принцип презумпции невиновности. Запрет на профессию вводился даже для тех, кто всего лишь попал под следствие.

В итоге решение судей оказалось неоднозначным. С одной стороны, для тех, кто совершил тяжкие, особо тяжкие преступления, а также был наказан по статьям о педофилии, действующие запреты остаются в силе. С другой стороны, судьи отметили: за мелкие проступки и правонарушения, расплачиваться всю жизнь учителя не должны.

«Ну, произошло много лет назад небольшое преступление, но они работают добросовестно — ну разве так можно, просто формально взять и прекратить трудовые отношения, которым они посвятили жизнь», — считает судья Конституционного суда РФ Владимир Ярославцев.

Окончательное решение могут принимать родители или педагогический совет школы. Такой порядок будет действовать до тех пор, пока Государственная дума не примет необходимые изменения в Трудовой кодекс.

Типы судимости

Судимость предусматривает особые правовые отношения государства с осуждённым. Устанавливается судебным приговором и продолжается вплоть до её снятия или погашения (ст. 86 УК РФ).

После отбытия наказания осуждённый не сразу признаётся несудимым. Срок длительности судимости зависит от тяжести совершённого деяния.

До этих пор гражданин всё ещё признаётся потенциально опасным, поэтому находится под присмотром правоохранительных органов, а за новые преступления ему вменяется более жёсткое наказание.Существуют следующие типы судимости:

  • Текущая: преступник ещё отбывает наказание или недавно освободился от него, но срок давности судимости ещё не прошёл.
  • Условная: устанавливается для условно осуждённых граждан.
  • Погашенная: означает, что человек, вернувшись из тюрьмы, по прошествии определённого периода не совершал преступлений.
  • Снятая судимость: снимается судом досрочно ввиду хорошего поведения осуждённого или иных причин, например, помилования или амнистии.

Сведения о судимости гражданина хранятся в ГИАЦ РФ. Единственный способ убрать её из данной базы – снять по реабилитирующим обстоятельствам, то есть, признать гражданина невиновным в совершении инкриминируемого ему ранее уголовного преступления.

Куда не берут на работу из-за судимости?

Наличие судимости при приёме на работу имеет значение в случае трудоустройства в образовательные, воспитательные, медицинские, социальные, культурные учреждения.

В полном объёме перечень видов деятельности, для которых судимость накладывает ограничения при приёме на работу, обозначен в ст. 331 и 351 ТК РФ.

При попытке трудоустроиться в учреждения из данного списка работодатель обязательно потребует справку об отсутствии судимости. Получить эту справку можно в органах МВД по месту регистрации.

Больше бюрократии

Сергей Булкин/NEWS.ru

На людей, которые хотят, например, провести одну лекцию, кинопоказ или круглый стол, будут накладываться те же требования, что и на педагогов. Последние обязаны предоставлять работодателю справки об отсутствии судимости и медицинских противопоказаний из наркологического и психдиспансера.

Как подчёркивает Лобанов, это создаст серьёзные бюрократические препоны и людям, которых время от времени приглашают выступать с лекциями, придётся оформлять большие объёмы документов.

Это произойдёт, например, если студенты захотят пригласить известного человека, чтобы он прочитал лекцию, или при подготовке к мероприятиям в районных библиотеках, ростом числа которых, по словам сотрудника МГУ, любят хвастаться московские власти.

Если кто-то решил организовать там кружок, позаниматься шахматами с подростками, провести семинар о капитальном ремонте многоквартирного дома или презентовать книгу в кругу знакомых, он должен будет предоставить документ о наличии двухлетнего стажа соответствующей деятельности, об отсутствии судимости и ещё из диспансера, — отмечает Лобанов.

Другой бюрократический момент, по его словам, заключается в том, что проектом предусмотрено заключение договора с организацией, в которой проходит просветительское мероприятие.

Раньше выделение помещения, согласование тематики лекции или кинопоказа и другие вопросы решались в форме устной договорённости, а теперь, как обращает внимание Лобанов, лектору придётся оформлять дополнительный документ, привозить его на подпись, проводить через бухгалтерию или отдел кадров.

Это такая вещь, которая напрочь убьёт инициативу со стороны студентов и преподавателей. Мероприятий в организациях образования и культуры станет гораздо меньше, чем сейчас. Это большая проблема и для вузов, и для школ, куда часто приходят провести разовое выступление либо бывшие ученики, либо ветераны, либо учёные, — добавил он.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector