В каком размере необходимо будет возмещать с учетом износа или без?

Износ по ОСАГО – одна из основных причин, почему выплат может не хватить на ремонт автомобиля. Владелец транспортного средства старше 5 лет уже точно не сможет оплатить покупку новой детали, взамен поврежденной, только за счет страховки.

Износ по ОСАГО – одна из основных причин, почему выплат может не хватить на ремонт автомобиля. Владелец транспортного средства старше 5 лет уже точно не сможет оплатить покупку новой детали, взамен поврежденной, только за счет страховки.

Как производится расчет износа по ОСАГО

Для расчета износа по обязательному страхованию у страховых компаний существует несколько различных методик. Вне зависимости от того, какая из них используется, наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

  • дата выпуска автомобиля;
  • пробег;
  • срок эксплуатации поврежденной детали, только если по ней есть конкретная информация.

При расчете наибольшее влияние часто оказывается именно временем изготовления транспортного средства. В результате всего за год размер потенциальной компенсации может уменьшиться на 8%.

В каком размере необходимо будет возмещать с учетом износа или без?

Если в результате ДТП были повреждены шины, то по страховке с учетом износа вы сможете получить минимум средств, если они были куплены давно. Для свежих покрышек следует хранить документы, подтверждающие дату их приобретения.

Также на размер компенсации по шинам влияет:

  • высота рисунка протектора у новой шины;
  • текущая высота рисунка протектора;
  • законодательно установленная минимальная высота рисунка протектора.

Поэтому, если у вас старый автомобиль, но шины были куплены недавно – сохраните на них документы. Тогда вы сможете получить за них полную компенсацию.

Максимальный размер износа

Законодательно установлено, что максимальный размер износа составляет 50%. Например, если автомобиль 2001 года выпуска попал в ДТП, то по формуле его узлы будут изношены более, чем на 70-80%.

Но водитель получит не такую маленькую компенсацию. При выплате по автостраховке расчет будет в любом случае снижен до 50% с учетом уровня изношенности деталей. Это позволяет гарантировать справедливые выплаты, которых хватит на проведение большей части ремонта.

Можно ли взыскать сумму износа с виновника ДТП

Несмотря на то, что вам придется доплачивать за детали, для ОСАГО износ обязательно учитывается в расчете, взыскать эту сумму с виновника ДТП не получится. Законом определяется, что участник аварии с полисом уже застраховал свою ответственность. Поэтому весь ущерб должен компенсировать его страховщик.

Как отмечалось выше, при выплате по страховке износ учитывается в обязательном порядке. Поэтому сумма, выплаченная страховой компанией, итоговая, и вы не сможете получить больше с участников ДТП.

Ремонт без учета амортизации

Некоторые водители могут получить ремонт без учета времени эксплуатации тс. Обычно страховые компании предлагают специальные дополнительные услуги клиентам, которые никогда не попадали в ДТП по своей вине.

В каком размере необходимо будет возмещать с учетом износа или без?

В результате владелец транспортного средства может:

  • отремонтировать автомобиль у официального дилера, при этом расчет амортизации для выплаты страховки проводится не будет;
  • получить повышенную выплату, не превышающую действительную стоимость транспортного средства;
  • получить компенсацию, даже если у виновника ДТП отсутствует страховой полис.

Такая дополнительная услуга подходит опытным водителем с безупречным стажем вождения. Она позволяет существенно сэкономить время, силы и средства при получении компенсации и выполнении ремонтных работ.

Вы можете самостоятельно оценить сумму выплат, использовав для расчета износа калькулятор. Он анализирует все необходимые параметры и дает такой же результат, как и у страховой. Предварительные расчеты затем можно использовать для проверки своего страховщика на занижение суммы выплат. 

Рейтинг статьи 3.5 из 5

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

В каком размере необходимо будет возмещать с учетом износа или без?Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

  • Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.
  • Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
  • Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.
  • Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

  1. В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

  2. Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.
  3. При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.
  4. Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

  • После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.
  • В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.
  • Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».
Читайте также:  Уменьшение размера алиментов в связи с рождением второго ребенка: судебная практика и образец заявления на уменьшение

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

  1. Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71
  2. Адрес электронной почты: [email protected]
  3. С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Учет компенсации работником сумм причиненного ущерба

Бурсулая Т.Д., ведущий аудитор ООО «ИГХУ»

На практике не редки случаи, когда по вине работника предприятия происходит порча или утеря имущества организации. Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций, связанных с компенсацией работником сумм причиненного ущерба.

Компенсация ущерба работником и трудовое законодательство

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб в соответствии с нормами трудового законодательства и иными федеральными законами (ст. 238 ТК РФ).

  • При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
  • Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
  • В силу статьи 22 ТК РФ работодатель вправе потребовать возмещения ущерба, причиненного работником.

Порядок расчета размера удержания с работника

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в указанной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246 ТК РФ).

По общему правилу работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

При этом совокупный размер удержаний не может превышать 20% от выплачиваемой заработной платы, оставшейся после удержания налогов (ст. 138 ТК РФ, Письмо ФНС России от 14.08.2018 N АС-4-20/15707).

Таким образом, если, к примеру, размер ущерба, причиненного работником, составил 45 000 руб., а его заработная плата — 50 000 руб., то ежемесячно работодатель сможет удерживать из его зарплаты не более 8 700 руб. ((50 000 руб. — (50 000 руб. x 13%)) x 20%).

В этом случае ущерб в размере среднемесячного заработка будет возмещен за 6 месяцев.

При этом сумма последнего удержания составит 1 500 руб. ((45 000 руб. – (8 700 руб. x 5 мес.)).

Процедура взыскания ущерба

В случае обнаружения ущерба работодатель обязан установить его размер и причину возникновения (ст. 247 ТК РФ).

В соответствии со статьей 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.

Специальная комиссия

Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

В приказе о создании комиссии, составленном в произвольном виде и подписанном руководителем организации, следует указать должности и Ф.И.О. всех проверяющих, а также срок, в течение которого они должны закончить проверку.

Специальная комиссия должна установить и подтвердить:

  • точный размер ущерба;
  • возможность привлечения конкретного работника к материальной ответственности.

Письменное объяснение работника

Для установления причины возникновения ущерба сотрудники, использующие поврежденное (уничтоженное) имущество, должны представить письменное объяснение, указав в нем все обстоятельства произошедшего. В случае отказа или уклонения работника от представления данного объяснения составляется акт.

Если работник предприятия не признает свою вину по нанесению ущерба или отказывается его компенсировать, то организации следует обратиться в суд.

Заключение или акт по итогам служебного расследования

  1. По итогам служебного расследования комиссии надо составить заключение или акт.

  2. Так как на сегодня нет стандартного унифицированного образца акта или заключения, то документ можно быть составить в произвольной форме или по шаблону, действующему внутри организации.

  3. Вот какие сведения нужно обязательно отразить в таком документе:

1. Дата, номер и место написания, название организации.

2. В основной части документа следует:

  • описать причиненные имуществу повреждения;
  • указать наименование и количество пострадавших товарно-материальных ценностей;
  • оценить приблизительную сумму ущерба.

3. Также нужно внести:

  • информацию о виновнике: его должность, фамилию-имя-отчество; и
  • причины, по которым произошла порча или утрата имущества (этот пункт очень важен для определения точной степени вины и вынесения наказания).

4. Далее в документе следует написать выводы о последствиях нанесенного имуществу вреда: можно ли это имущество починить или его нужно списать.

Отметим, что работодатель не обязан самостоятельно знакомить сотрудника с материалами служебного расследования. Однако, согласно ст. 247 ТК РФ, он должен предоставить их подчиненному по его требованию.

Способ возмещения ущерба

Отметим, что возмещать ущерб необязательно денежными средствами. С согласия работодателя виновный сотрудник может произвести ремонт поврежденного имущества или предоставить организации равноценную вещь.

Бухгалтерский учет

Что такое износ и как рассчитываются выплаты по ОСАГО с учетом амортизации? Действия при обмане страховщиками

Автомобиль попал в ДТП и пострадал? Сразу возникает вопрос – какая выплата положена по полису автогражданского страхования. В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние.

К таким затратам относятся ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.

Скрыть содержание

Что это такое?

Износ деталей по автогражданке является естественным процессом, который происходит во время эксплуатации авто.

Важно! Размер амортизации влияет на сумму возмещения ущерба от ДТП, если оно является страховым случаем.

На естественный износ транспортного средства и его деталей влияет ряд факторов. К ним относятся:

  • год выпуска, год введения авто в эксплуатацию (в некоторых случаях эти даты могут отличаться, к примеру, если в автосалоне был куплен новый автомобиль, выпущенный годом ранее);
  • пробег;
  • общее состояние покрышек, которые установлены на машину (срок эксплуатации, размер протектора и проч.).

Этот параметр учитывается только в том случае, когда требуется заменить определенный узел или деталь. Если поврежденные элементы можно восстановить, износ не учитывается. Чаще всего размер естественной амортизации составляет 8-15% от начальной стоимости автомобиля.

Расчет

В первую очередь необходимо разобраться, как действует автогражданка или ОСАГО. Данное страхование направлено на возмещение ущерба пострадавшей в ДТП стороне. Выплаты осуществляются за счет полиса виновника аварии. Поэтому ОСАГО является обязательным для всех владельцев транспортных средств.

Страховая компания компенсирует расходы на восстановление только тех узлов и агрегатов, которые пострадали при столкновении. При этом нужно помнить, что пострадавшее авто не было на 100% новым. Поэтому страховые выплаты рассчитываются не по стоимости новых частей, ас учетом их амортизации.

Кто выполняет?

Производить расчет износа авто по автогражданке может только независимый эксперт, с которым заключили договор страховщики. По этой причине многие владельцы транспортных средств жалуются на небольшие компенсации, не покрывающие все затраты на ремонт.

Чтобы избежать подобной ситуации, автовладельцам рекомендуется самостоятельно ознакомиться с методикой расчета амортизации.

Методика и формула

Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются:

  • год выпуска транспортного средства;
  • пробег;
  • срок использования узла или детали (только в том случае, если по ним существует необходимая информация).

При определении размера компенсации основным показателем является год изготовления авто. Всего за год размер вероятной страховой компенсации может снизиться на 8-10%.

На сумму выплаты по покрышкам влияют такие характеристики:

  • высота рисунка протектора у новой «резины»;
  • высота рисунка протектора на момент аварии»;
  • установленная нормативными документами высота рисунка.

Если в аварии пострадали новые шины, то при наличии документов, подтверждающих дату приобретения, можно получить компенсацию без амортизации по страховке.

В соответствии с существующей методикой износ рассчитывается по формуле:

Ики=100*(1-е-(∆TТки-∆LLки)), где

  • Ики – амортизация комплектующего элемента транспортного средства (процентов);
  • е – основание натурального логарифма (е ≈ 2,72);
  • ∆T – коэффициент, который учитывает влияние на амортизацию узла или детали их возраста;
  • Тки – возраст комплектующего элемента автомобиля (лет);
  • ∆L – коэффициент, учитывающий воздействие на амортизацию комплектующей части общего пробега машины с этим элементом;
  • Lки – пробег (тыс.км).
Читайте также:  Кпрф предложила изменить пенсионный возраст

Значения коэффициентов ∆L и ∆T для разных типов транспорта указаны в приложении №5 к Единой методике расчета износа по ОСАГО.

Расчет для реального автомобиля

Разберем на наглядном примере, как рассчитывается амортизация по ОСАГО:

  1. авто марки – CHERY T11 TIGGO;
  2. дата выпуска – 2009;
  3. пробег – 85251 км;
  4. дата аварии – 18 июля 2015 г.

Для данной модели транспортного средства вышеназванные коэффициенты будут иметь следующие значения:

  • е ≈ 2,72;
  • ∆T = 0,057;
  • Тки = 6 (лет);
  • ∆L = 0,0029;
  • Lки = 85,25 (тыс. км).

Подставляем их в исходную формулу и получаем, что Ики=44,52%. Это значит, что для расчета страховой суммы будет учитываться амортизация равная 44,52%

Какой максимальный процент амортизации по автогражданке?

Раньше максимальный размер амортизации по автогражданке составлял 80%, что составляло достаточно существенную сумму. К примеру, при стоимости транспортного средства 500 тыс. рублей, автовладелец может получить не более 100 тыс. рублей. Это не выгодно ни с точки зрения экономики, ни логики.

Поэтому в октябре 2014 года в законодательство, действующее в данном направлении, были внесены некоторые поправки. После вступления поправок в силу максимальный размер износа стал составлять 50%.

Важно! Данный размер амортизации закреплен законодательством, и любое отклонение может привести к серьезной административной ответственности.

При этом комплектующие изделия, существенно влияющие на безопасность движения и жизнь людей, страховщики почти всегда оплачивают в полном объеме, независимо от износа и других факторов.

Детали и узлы, для которых нет учета амортизации

При расчете страховой выплаты амортизация учитывается на все узлы и детали транспорта, кроме тех, которые напрямую влияют на безопасное использование авто. Перечень деталей, для которых не учитывается износ по автогражданке, приведен в 7 приложении Постановления Центрального Банка РФ. К ним относятся:

  1. детские кресла, подушки и ремни безопасности;
  2. пневматика и гидравлика тормозов;
  3. элементы антиблокировки;
  4. тормозные колодки, диски, барабаны;
  5. индикаторы повреждения тормозов;
  6. пружины тормозных колодок и педалей;
  7. суппорты;
  8. элементы рулевого управления;
  9. отдельные узлы сцепления.

Выплата с учетом затрат на ремонт или покупку запчастей

Размер выплаты по ОСАГО зависит от затрат на осуществление ремонта, покупку материалов и запасных деталей. Рассчитывается стоимость необходимых запчастей с учетом амортизации по формуле:

РЗ=(k1*СД1*(1-И1/100)+…+ (kn*СДn*(1-Иn/100), где

  • k – количество запчастей одного типа, которые требуется заменить;
  • СД – стоимость одной детали;
  • И – амортизация элемента.
  • Количество комплектующих изделий, нуждающихся в замене, определяют независимые эксперты, а их стоимость регулируется специальными справочниками.
  • Определяя стоимость запчасти, требуется учитывать регион регистрации автомобиля.
  • Из формулы следует, что страховая выплата уменьшается за счет амортизации.

Например, в ДТП был поврежден бампер. Стоимость нового бампера 6 500 рублей, монтаж нового бампера обойдется в 2 000 рублей. Износ авто составляет 25%.

С учетом амортизации стоимость нового бампера составляет: 6 500 – 6 500/100*25 = 4 875 руб.

Размер страховой выплаты: 4 875+2 000 = 6 875 руб.

Полученная компенсация на 1 625 руб. меньше.

На первый взгляд сумма небольшая, но если в аварии пострадало больше элементов, а износ транспортного средства больше, то невыплаченная сумма может серьезно отразиться на финансовом состоянии автовладельца.

Что делать, если СК обманывает при оценке

Так как расчетом амортизации занимаются сотрудники страховой компании, заинтересованные в большей прибыли, то ее размер может быть серьезно завышен. Но не все автовладельцы знают, как поступить в такой ситуации и что нужно делать, чтобы получить все соответствующие выплаты в полном объеме. Если СК обманывает при оценке владельцу транспортного средства нужно действовать по такой схеме:

  1. провести повторную экспертизу у независимого эксперта, несвязанного со страховой компанией;
  2. подать исковое заявление в суд (на этом этапе рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному автоюристу, который поможет правильно оформить пакет необходимых документов);
  3. дождаться решения суда.

При незначительном уменьшении страховой выплаты суд может принять решение в пользу СК.

Если такое произошло, то можно обратиться в вышестоящую инстанцию. По мнению специалистов, современная методика расчета компенсации по ОСАГО еще не совершенна и нуждается в доработке. Поэтому автовладельцам следует самостоятельно изучить схему расчета выплат и амортизации по ОСАГО. Это поможет в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций с СК.

Если пострадавший требует возместить износ по ОСАГО

Данная статья будет посвящена размышлениям на тему возмещения износа с виновника ДТП при наличии полиса ОСАГО. Более двух лет назад, увидело свет одиозное решение Конституционного Суда (КС) от 10.03.17, которое позволило взыскивать разницу между страховым возмещением с износом и без износа с виновника ДТП. Мы писали об этом в одной из наших статей.

Что изменилось на сегодняшний день

Самым главным изменением в сфере ОСАГО за прошедшее время, стал переход на натуральное возмещение. Натуральное возмещение по ОСАГО (ремонт) не предусматривает учета износа автомобиля и это ключевой момент.

Т.е. если пострадавший ставит автомобиль на ремонт по ОСАГО, ему не нужно вообще думать об износе. При этом, в случае организации экспертизы по-прежнему считается сумма ремонта как с учетам износа, так и без него.

На самом деле, очень часто страховые компании выплачивают возмещение деньгами с учетом износа. Как это возможно? – На основании п.16.1 «ж» ст. 12 ФЗ-40, в котором сказано, что возмещение может быть выплачено деньгами при наличии письменного соглашения между потерпевшим и СК. П.19 указанной статьи предусматривает в таком случае учет износа.

Как отказаться возмещать износ

Исходя из перечисленного в предыдущем абзаце, легко сделать вывод о том, что если потерпевший получил возмещение с износом, он ранее (наиболее вероятно) уже подписал соглашение с СК, в котором выразил свое согласие с суммой возмещения.

Выходит, что выразив свое согласие с суммой возмещения, потерпевший еще и лишил себя права на полноценное возмещение (без износа) за счет СК.

При страховом случае ОСАГО СК подменяет собой должника (виновника) и обязуется исполнить обязательства перед кредитором (потерпевшим) в рамках 40ФЗ.

При этом, наличие соглашения между СК и кредитором свидетельствует о надлежащем исполнении обязательства (ГК РФ Статья 408. П.1). Таким образом, заключая соглашение по п. «ж» 16.1 ст.

12 40ФЗ потерпевший отказывается от дополнительных требований и подтверждает исполнение обязательства, а это значит, что он не может требовать исполнения этого обязательства с виновника ДТП.

Порядок действий

Порядок действий тут предельно простой, скорее всего, вы уже получили претензию от потерпевшего и надо посмотреть, что именно он заложил в основу своих требований. Если, вы видите, что с вас требуют именно «износ», надо выяснить по какой причине была выплата с износом, возможно, это удастся понять из претензии и приложенных документов.

В случае, если выплата осуществлена на основании соглашения вам надо написать возражение на претензию. В возражении можно перечислить аргументы из предыдущего пункта.

Если же потерпевший дойдёт до суда, то указанные аргументы следует привести в суде, но тут лучше воспользоваться помощью юриста.

Износ для выплаты ОСАГО: расчет коэфициента в 2019

При расчете компенсации при наступлении страхового случая ОСАГО учитывается износ элементов транспортного средства. Во время проведения экспертизы оценивается возраст транспорта, факт замены деталей. Полученная цифра напрямую зависит от итогового результата, который выведет эксперт и повлияет на сумму компенсации.

Что такое износ автомобиля и как он влияет на ОСАГО

Российское законодательство не определяет понятие “износ” для расчета стоимости ремонта или замены поврежденных частей автомобиля. Однако в нормативным акте Центробанка, служащему как дополнение к основному ФЗ № 40 об обязательном страховании авто, содержится правовая норма данного понятия.

Согласно акту, автогражданка действует по принципу выплаты компенсации владельцу авто, которое попало в ДТП, выплаты производит как страховая компания или сам виновник происшествия за счет своего полиса.

Страховая фирма оплачивает не только ремонт и восстановление, но и производит замену комплектующих транспорта. Но все авто в ДТП не новые на 100%. Раньше страховщики подсчитывали степень износа поврежденных деталей на момент столкновения. И выплата осуществлялась не по цене новой запчасти, а с учетом ее износа.

С мая 2017 года действую поправки в данной сфере подсчета износа и его влияния на ОСАГО. Это ФЗ № 49 “О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности ОСАГО владельцев транспортных средств”. Что привело к перерасчету и выплате компенсации без учета износа ТС и с ним в определенных ситуациях.

Что говорит закон о вопросах износа ТС по ОСАГО

Согласно Положению № 432 в 1 пункте 3.4 (о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт) указано:

  • размер компенсации на восстановление определяется с учетом изношенности комплектующих авто, которые подлежат замене.
Читайте также:  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Законодательная норма указывает на параметр изношенности авто как характеристику размера потери деталей авто от первоначально состояния. Расчет должен производится с целью определить потери и возместить их пострадавшему.

Расчет износа авто

Параметр изношенности авто рассчитывается несколькими способами:

  1. Страховой агент заказывает экспертизу и оценивает состояние авто.
  2. Владелец авто заказывает независимую экспертизу.
  3. Владелец авто, попавшего в ДТП, производит расчет на онлайн-калькуляторе.

Когда и кем производится расчет износа

Расчет износа проводится страховой компанией после наступления случая ДТП. Страховщик отправляет авто на экспертную оценку состояния транспорта, степени повреждений. Такую же экспертизу может заказать сам собственник транспортного средства, если не уверен в расчетах компании. После этой процедуры выбирается один из способов компенсации:

  • денежная выплата;
  • направление на ремонт.

Внимание. По факту ремонт может обойтись дороже, а разницу будет доплачивать сам водитель.

На какие детали износ не распространяется

Износ распространяется только на заменимые детали и запчасти. Если при ремонте детали можно восстановить, то выплату страховки производят без учета изношенности.

Но износ не начисляется на некоторые виды оборудования, список которых узаконен и идет дополнением в ФЗ № 40 (как приложение №7 от Банка РФ). К данным элементам относятся следующие:

  • части подушек безопасности;
  • крепления и ремни безопасности;
  • гидравлическая система;
  • сигнализация;
  • пневматические тормоза;
  • динамики и акустические установки;
  • индикаторы неисправности тормозов;
  • рулевой механизм;
  • сцепное устройство и т.д.

В полном списке присутствует оборудование, при повреждении которого автомобиль требуется вывести из эксплуатации, а не восстанавливать.

Методика, формула и пошаговый порядок расчета с примером

На законодательном уровне принята единая методика расчета износа авто. Она используется страховыми компаниями и онлайн-калькуляторами. Формула расчеты выглядит следующим образом:

  • Износ автомобиля по ОСАГО (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:
  • где:
    Ики — износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);
    e – основание натуральных логарифмов (e ≈ 2,72);
  • ΔT – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), его срока эксплуатации;

Tки– срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата);
ΔL – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
Lки – пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия.

  1. Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных категорий и марок транспортных средств приведены в приложении 5 к настоящей Методике подсчета.
  2. Например:
  1. Х = 0,042 (коэффициент срока эксплуатации) х 5 (непосредственная величина) + 0,0023 (коэффициент пробега) х 33,5 (непосредственная величина) = 0,28705.
  2. Далее возводится основание логарифма е-х (равного ≈ 2,72) в степень, получившуюся выше и получается = 0,75033809
  3. 1 — 0,75033809 = 0,2496619
  4. 100 х 0,2496619 = 25%

Износ равен 25%. Данный процент применим к любой детали авто.

Для онлайн-калькулятора (https://www.osa-spb.ru/kalkulyator-raschjota-iznosa-transportnogo-sredstva.html) используются следующие параметры (с примером):

  1. Дата эксплуатации – 12.12.2007.

Рассуждения по поводу износа

Так как данная тема волнует многих и не только страховщиков, постараюсь рассмотреть подробно со всех сторон, как со стороны противников так и со стороны сторонников применения износа.

Много, я бы даже сказал, слишком много споров вызвано износом, законно или незаконно его применение при возмещении ущерба? У каждой спорящей стороны имеются свои веские доводы и очень веские основания.

Попробую разобраться в данном вопросе, исключив судебную практику как выразителя судейского мнения и буду основываться исключительно на основании закона и немного на чувстве справедливости. Кстати, справедливость должна быть не только в отношении потерпевшего, но и в отношении виновника, который как ни странно, тоже имеет некоторые права.

Итак начнем пожалуй. Если кто то не знает, износ — это уменьшение стоимости имущества ввиду его устаревания — потертости, побитости, ржавления, наличия царапин и т.д. Антиквариат не рассматриваю, что бы не усложнять проблему. Остановлюсь на самом распространенном применении износа – который возникает при расчете стоимости ремонта транспортного средства после его повреждения.

Износ распространяется лишь на заменяемые детали, на сами ремонтные работы износ не распространяется.

Стандартная ситуация, когда после ДТП на ремонт автомобиля не хватает денег выплаченных страховщиком, потому что износ автомобиля составил, допустим 50 процентов и страхового возмещения на ремонт автомобиля не хватает.

Потерпевшему кажется что его обманули, что он теперь должен либо выплачивать часть расходов из своего кармана или взыскать недостающую сумму с виновника.

Возникает вопрос, кто должен возмещать износ, страховщик или виновник? А может никто не должен?

Один наиболее часто употребляемых доводов в пользу возмещения ущерба без учета износа, это довод о том, что в продаже отсутствуют детали с износом и соответственно купить их невозможно, так как на бывшие в употреблении детали отсутствуют сертификаты подтверждающие качество изношенных деталей. И это верно. Так как на многочисленных разборках, хоть и продают бывшие в употреблении детали по стоимости деталей с износом, а иногда и дешевле, но никто не даст никакой гарантии качества и что по причине их поломки не случится какого либо ДТП.

Отчасти все правильно, никто не обязывает устанавливать старые несертифицированные детали на ремонтируемый автомобиль. Однако, устанавливая на свой автомобиль новые детали вместо старых, потерпевший улучшает свой автомобиль. Напрашивается вопрос, если кто то вынудил Вас улучшить Ваш же автомобиль, будут ли эти расходы являться для Вас убытком? По моим соображениям, не будет.

Другим самым распространенным доводом, в пользу сторонников возмещения без износа является ссылка на ст. 15 ГК РФ: «1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков… 2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права…»

Казалось бы все правильно, все необходимые расходы должны быть возмещены. Однако постоянно упускается из виду один неудобный вопрос, который является ключевым моментом в споре об износе: а каков, собственно, объем нарушенного права? Другими словами, всегда ли понесенные расходы равны причиненному ущербу?

Для начала немного правового обоснования. Рассмотрим ст. 1082 ГК РФ «Способы возмещения вреда».

«Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.

) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15)». В соответствии с данной статьей, возможны два способа возмещения вреда, деньгами и в натуре.

Что такое возмещение деньгами, все знают. При возмещении вреда в натуре, предоставляется вещь того же рода и качества. Значит ли это, что от этого размер ущерба изменится? Можно ли натурой возместить дороже или дешевле чем деньгами?

Что бы ответить на этот вопрос, рассмотрим что такое деньги. Согласно Википедии, да собственно и любого учебника экономики, деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Ключевое слово – эквивалент.

Согласно той же Википедии — эквивалент (от позднелатинского equivalent «равнозначный», «равноценный»). Соответственно, деньги — это эквивалент товара или в нашем случае – эквивалент натуры. То есть, согласно Закона, а именно ст. 1082 ГК РФ, возмещение в натуре должно быть равно возмещению деньгами.

Ведь логично предположить, что размер ущерба не может и не должен меняться от способа его возмещения.

Оппоненты возразят, что исходя из дословного прочтения статьи 1082 ГК РФ, допустима замена только вещи на вещь того же рода и того же качества, а автомобиль это вещь неделимая (ст.

133 ГК), и соответственно на нее на эту вещь, не распространяется условие о замене части вещи (детали) того же рода и того же качества, то есть, ремонт неделимой вещи должен быть произведен без учета износа.

Однако, данный вывод легко опровергается доводом, что любая технически сложная вещь (например автомобиль), считается неделимой вещью только лишь с точки зрения ее эксплуатации, а с точки зрения ремонта, она вполне делима и на нее распространяется условие о замене вещи в натуре.

Если предположить что возмещение ущерба без учета износа законно, то мы сразу получим перекос в сторону потерпевших. В этом случае виновники ДТП станут дойными коровами, с которых можно будет взыскивать столько сколько захочется, главное подтвердить расходы и неважно, что расходы на ремонт будут превышать стоимость самого автомобиля.

Соответственно вывод: Возмещение ущерба без учета износа, всегда будет являться обогащением потерпевшего.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector