Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

Время на чтение: 11 минут Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

Основы ВБФ

Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.

В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.

Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

  • Отчисления во внебюджетные фонды:

Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

  • налоги;
  • субсидии;
  • налог на доход от юридических лиц;
  • коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
  • неиспользованные средства бюджета;
  • займы и кредиты банков;
  • иные виды доходов.

ВБФ выполняют две основные функции:

  1. Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
  2. Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.

Виды и классификация

ВБФ делятся на общегосударственные и целевые. Общегосударственные должны обеспечивать финансами промышленность, строительство, таможню, экономику и т. д. Целевые фонды созданы для финансирования таких отраслей, как медицина, образование, наука и т. д.

ВБФ могут классифицироваться по многим признакам. Вот некоторые из них:

Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

  1. По направлению финансирования делятся на социальные и экономические.
  2. По праву собственности бывают федеральные (в собственности федеральной власти) и региональные или муниципальные (в собственности субъектов федерации).
  3. По способу образования классифицируются на находящиеся в составе бюджета и автономные.
  4. По использованию в материальных отраслях делятся на фонды развития технологий и поддержки отраслей.
  5. По отчислениям они подразделяются на пополняемые от налогов и сборов и от себестоимости произведенной продукции.

Социально-экономическая сущность

ВБФ являются стабильным источником финансов для поддержания определенных отраслей экономики. Они имеют четко определенные источники вливания средств, что дает возможность прогнозировать объем средств, а также проследить за расходованием.

Причина, по которой были созданы ВБФ, состояла в том, чтобы обеспечивать социальные расходы, а также они должны были пополняться самостоятельно. ВБФ помогли разгрузить государственные бюджеты, взяв на себя часть расходов. Благодаря этой черте ВБФ не происходит повышения налогов.

  1. Особенности, характерные для ВБФ, которые отличают их от других финансовых систем:

Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

  • ВБФ имеют целевую направленность;
  • средства направлены на государственные расходы, которые не финансируются из бюджета;
  • большая часть доходов получается за счет взносов юридических лиц и частных предпринимателей;
  • имущество и финансы фондов находятся в собственности государства, но при этом не входят в состав бюджета;

Правовой статус ВБФ состоит из следующих основных элементов:

  1. Структура управления, образования, реорганизация, ликвидация являются отдельными от других субъектов экономики государства.
  2. Каждый ВБФ регламентируется законом или нормативным актом, который определяет его цели и задачи.
  3. ВБФ имеет права и обязанности по сохранению и использованию средств.
  4. Правовой режим денежных средств.
  5. Соответствующими государственными органами осуществляется контроль за ВБФ.

Государственные внебюджетные фонды РФ

  • ГВБФ или ГВФ (расшифровка — государственные внебюджетные фонды) — это денежные средства, которые были образованы без участия средств федерального и муниципальных бюджетов.
  • Бюджет ГВБФ — это денежные средства, которые формируются в соответствии с законодательством в составе бюджета за счет государственных ВБФ.

Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

Для хранения денежных средств ВБФ открываются счета в кредитных организациях или в казначействе, что позволяет наглядно видеть их объем и расходование.

К государственным ВБФ, в которые поступают платежи, относятся:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации.
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации.
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

В соответствующие органы РФ предоставляется статистика для каждого фонда. Эта статистика представляет собой анализ доходов и расходов и изучение эффективности этого фонда.

Характеристика правового режима централизованных ГВБФ:

Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

  1. Правовая база ПФР — Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года. Он находится в подчинении Правительства РФ.
  2. ФСС РФ определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года.
  3. Правовой режим ФОМС определяется Законом РФ «О медицинском страховании граждан РФ» от 29 ноября 2011 года.

Пенсионный фонд РФ (ПФР)

ПФР создан для удовлетворения права гражданина на пенсию и управления средствами пенсионной системы.

Доходы ПФР формируются из взносов работодателей, индивидуальных предпринимателей и других.

Задачи ПФР:

Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

  • сбор и сохранение денежных средств, а также расходование их по назначению;
  • взыскание денежных средств для пенсии по инвалидности для граждан, получивших производственные травмы, профессиональные заболевания или по потере кормильца;
  • привлечение спонсорских взносов;
  • сотрудничество РФ с другими государствами и заключение договоров по вопросам пенсий и пособий;
  • финансирование программ социальной защиты пенсионеров и инвалидов.

Средства ПФР расходуются на:

  • выплату пенсий (также гражданам, проживающим за пределами РФ);
  • выплату детских пособий;
  • оказание денежной помощи пенсионерам и нетрудоспособным гражданам;
  • финансирование деятельности ПФР.

Социальное страхование (ФСС РФ)

ФСС РФ занимается вопросами социально-страховой поддержки граждан и их страхованием. В обязанности ФСС РФ входит:

  • обеспечить пособиями граждан (по нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ним, пособия на погребение, а также отдых работников и их детей);
  • осуществление государственных программ охраны здоровья работников;
  • поддержание финансового состояния ФСС РФ;
  • повышение квалификации работников фонда;
  • работа с похожими организациями, занимающимися страхованием граждан.

Источники финансирования ФСС РФ:

  • страховые отчисления работодателей;
  • страховые взносы индивидуальных предпринимателей;
  • инвестиции;
  • добровольная помощь физических и юридических лиц;
  • средства государственного бюджета;
  • иные поступления.

Обязательное медицинское страхование (ФОМС РФ)

ФОМС РФ занимается финансированием медицинского обслуживания граждан. Направления деятельности ФОМС РФ:

  • обеспечение гражданских прав на получение бесплатной помощи здравоохранения;
  • финансирование стабильной деятельности ФОМС;
  • финансирование новых и старых программ в области медицинского страхования;
  • финансирование целевых программ.

ФОМС РФ ежегодно составляет план бюджета и представляет его на утверждение в Министерство здравоохранения РФ, а также в конце отчетного периода предоставляет отчет о порядке исполнения этого плана.

К бесплатным страховым услугам относятся:

  1. Экстренная медицинская помощь.
  2. Амбулаторное лечение граждан.
  3. Стационарное лечение граждан.
  4. Медицинская помощь на дому.
  5. Профилактика для инвалидов, ветеранов, онкобольных, беременных женщин, детей и людей с психическими расстройствами.
  6. Реабилитация пациентов после инсульта и инфаркта.

Обязанности застрахованных лиц:

  1. Иметь полис ОМС.
  2. Быть застрахованным в выбранной страховой медицинской организации.
  3. Сообщить выбранной организации о смене персональных данных.

Бюджетные и внебюджетные организации

Бюджетный фонд — это основная финансовая система государства, которая направлена на обеспечение общественных потребностей. В понятие бюджета входят также целевые бюджетные фонды, они используются для конкретных целей и не могут быть направлены на другие цели, не соответствующие назначению.

Роль государственных фондов состоит в покрытии расходов, связанных с улучшениями в производстве, поддержанием граждан во время кризисов, улучшением уровня жизни населения.

Несмотря на похожий характер, между целевыми бюджетными и внебюджетными фондами существует ряд различий:

  1. Основное отличие состоит в том, что бюджетные фонды входят в состав бюджета, а ВБФ не входят, поэтому и называются так.
  2. Бюджет ВБФ устанавливается отдельным законом на год, а объем финансов целевых бюджетных фондов регламентируется законом о бюджете на год.
  3. ВБФ создаются в основном для решения социальных вопросов, а бюджетные имеют более узкое направление (развитие регионов, покрытие затрат, восполнение ресурсов и т. д. ).
  4. ВБФ создают на более длительный срок, нежели бюджетные.

Государственные бюджетные и внебюджетные фонды — это важное звено в системе финансов государства. Они дают возможность решать задачи, стоящие перед правительством, которые требуют немалых финансовых вливаний. Эти фонды рассматриваются как единое финансовое состояние, которое может помочь улучшить состояние экономики государства. Для этого важно с умом расходовать их средства.

Вопрос 5. Правовой статус государственных внебюджетных фондов

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя, как отмечалось ранее, бюджетыгосударственных внебюджетных фондов (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ).

Читайте также:  Пенсионный фонд досрочно перечислил пенсии и пособия за апрель 2022

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач.

Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности.

Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

  • Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондов являются Бюджетный кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты.
  • К государственным внебюджетным фондам Российской Федерации относятся:
  • – Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • – Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предусмотрен ст. 145 Бюджетного кодекса РФ.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: единого социального налога: добровольных взносов физических и юридических лиц; других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Особенностью расходования средств государственных внебюджетных фондов является их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов.

  1. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
  2. По окончании бюджетного года орган управления фонда составляет отчет о его исполнении и Правительство Российской Федерации представляет его на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.
  3. Отчет об исполнении бюджета территориального внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.
  4. Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.
  5. К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:
  6. — целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;
  7. — участие на долговременной основе в финансовых федеральных и региональных программах по социальной поддержке населения;
  8. — расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.
  9. К источникам образования Пенсионного фонда относятся:

Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

  • — единый социальный налог;
  • — страховые взносы;
  • — средства федерального бюджета;
  • — суммы пеней и иных финансовых санкций;
  • — доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • — добровольные взносы;
  • — иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
  • Средства Пенсионного фонда расходуются в соответствии с названными ранее целями на выплату пенсии и некоторых пособии, в том числе выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие цели.

Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и исполнительная дирекция, которая с участием Министерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета пенсионного фонда, утверждаемый Правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.

В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды – соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

  1. Средства, поступающие в данные фонды, – собственность государства, они не включаются в состав бюджетов.
  2. Основным источником образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: единый социальный налог (взнос), бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления.
  3. Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого, страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия.

Особое место среди государственных внебюджетных фондов занимает Фонд социального страхования Российской Федерации, созданный в соответствии с постановлением Правительства РФ» от 12 февраля 1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, для финансирования расходов по социальному страхованию.

Источником образования фонда социального страхования являются: единый социальный налог (взнос), страховые взносы по установленным тарифам согласно закону на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах, добровольные взносы граждан и юридических лиц, прочие доходы.

Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные цели социального страхования.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на названные цели.

Внебюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды документы, система и управление, органы внебюджетных фондов

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами.

Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации.

Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

  1. Внебюджетные фонды документы
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Органы внебюджетных фондов
  4. Система внебюджетных фондов
  5. Управление внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов.

Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР.

Читайте также:  Что такое злоупотребления процессуальными правами со стороны адвоката

Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы.

Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью.

Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба.

Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств.

Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Фсс и фомс. государственные внебюджетные фонды (часть 2)

1. Фонд социального страхования Российской Федерации ФСС РФ возник в 1992 году в условиях формирования новой «либеральной рыночной экономики» России и фактического распада и деградации развитой советской системы социального обеспечения и социальных гарантий.

  • Видео лекция — ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды
  • Конечно, полноценной заменой советской системе он стать не могу в условиях буржуазной экономики и на протяжении всего этого времени (уже почти 30 лет) занимается только оплатой «листов временной нетрудоспособности», а также компенсирует часть расходов фонда обязательного медицинского страхования.
  • С официального сайта ФСС России:
  • «…С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:
  • Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;
  • Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций…». 1

Эволюция пенсионного законодательства: Правовой статус внебюджетных фондов

  • Вафин Эдуард Яфасович, управляющий, ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, кандидат экономических наук, г. Казань,
  • E-mail: [email protected]
  • Хамидуллина Эльвира Альбертовна,
  • E-mail: [email protected]

начальник юридического отдела, ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г.

Казань,

Зарождение пенсионного обеспечения имеет глубокие исторические корни, и в каждой стране оно происходило в соответствии с конкретными условиями. Человечество давно осознало необходимость оказания помощи всем, кто испытывает нужду по причине болезни или слабости преклонного возраста.

Постепенно забота о материальном благополучии детей, инвалидов и престарелых становилась нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества, обязанностью государства.

Политика любого социального государства, в том числе России, направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и личностное развитие человека.

Конституция России гарантирует права на труд и здоровье людей, устанавливает минимальный размер оплаты труда, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Значительное внимание вопросу пенсионного обеспечения Россия начала уделять в конце XIX века. Это было вызвано ростом промышленного производства и, как следствие, увеличением производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В России пенсионное страхование традиционно базируется на принципе «солидарности» поколений, т.е. добровольной ответственности младших поколений перед старшими, финансовую основу которых составляют фиксированные отчисления от заработной платы работников.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, законодательство, история, пенсии, внебюджетные фонды, правовой статус

Привычная на сегодняшний день система пенсионного обеспечения на самом деле имеет глубокие исторические корни. И, несмотря на различия в подходах, методах, в организационном оформлении, в основе его формирования во всех странах мира есть немало общего. Общество рано или поздно приходит к необходимости оказания помощи тем, кто нуждается в ней из-за болезни или пожилого возраста.

В России первые зачатки пенсионного обеспечения возникли для поддержки ушедших со службы в связи с преклонным возрастом или ранений и болезней военнослужащих. Обеспечение им и их семьям предоставлялось в виде земельных наделов, приютов в старости, богаделен и т.д.

В 1663 году при царе Алексее Михайловиче раненым назначались «лечебные» денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий.

Первые зачатки пенсионного законодательства можно разглядеть в Морском Уставе, утвержденном 13 января 1720 г. указом Петра I. В этом документе определено различие между пенсионным обеспечением морских чинов и поддержкой их вдов и сирот.

Но денежная помощь представлялась только тем вдовам и сиротам, которые не имели других доходов.

Вскоре аналогичное Положение появляется для чинов сухопутных войск, а чуть позже право на пенсию появляется и у гражданских чиновников, оставивших службу по выслуге лет [1].

В 1827 году в России был издан пенсионный Устав, обобщающий все положения о пенсиях для служащих различных гражданских ведомств. В 1869 году принимается отдельное пенсионное положение для военнослужащих. Пенсионное обеспечение других слоев населения было делом местных органов и хозяев отдельных предприятий.

В 1896 г. был издан универсальный устав, сохранивший прежние сроки выслуги для госслужащих. При этом прослужившие 35 лет получали при отставке пенсию в размере полного годового оклада, половинные зарплаты назначались работникам со стажем службы 25 лет.

Одновременно с государственной системой в России развивается и система негосударственного пенсионного обеспечения государственных служащих. Первые пенсионные кассы страхового типа появились на железных дорогах. По уставам выдавались несколько видов пенсий: обыкновенные, вдовьи и сиротские. Выплаты обуславливались размерами зарплаты и продолжительностью службы [2].

  1. 23 июня 1912 года был принят целый ряд законов:
  2. — «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве»;
  3. — «Об обеспечении рабочих на случай болезни»;
  4. — «Об утверждении Советов по делам страхования рабочих»;
  5. — «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих».
Читайте также:  Последствия банкротства физического лица для родственников должника

Таким образом, пенсионная система царской России постепенно интегрируется в систему экономических отношений и становится ее неотъемлемым элементом. Но разразившаяся первая мировая война, экономический кризис, вылившиеся в революцию и гражданскую войну, не позволили выстроить эффективную социальную политику и осуществить действенные меры в социальной сфере.

После Октябрьской революции в Советской России провозглашается полное социальное обеспечение трудящихся во всех случаях потери трудоспособности. Для воплощения в жизнь этой декларации с 1917 по 1922 годы Советским правительством было принято более ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения.

  • В 1928 году определяются основные моменты именно пенсионного обеспечения: пенсии устанавливаются независимо от состояния трудоспособности, определяется возраст для получения пенсий по старости для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет, стаж при этом должен был быть не менее 25 лет [3].
  • Постановлениями Совета народных комиссаров СССР были утверждены пенсии военнослужащим, а Президиум Верховного Совета СССР 26 июня 1941 года принял Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего состава в военное время».
  • После Великой Отечественной войны была проведена реформа социального обеспечения, в ходе которой приняты законодательные акты, закрепившие новые условия предоставления пенсий и пособий: Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях в СССР», Закон СССР от 15 июля 1964 года «О пенсиях и пособиях членам колхозов» и др.

Закон «О государственных пенсиях в СССР» установил порядок назначения пенсии по старости на общих основаниях мужчинам, достигшим 60 лет, при общем стаже работы не менее 25 лет, женщинам, достигшим 55 лет, при стаже работы не менее 20 лет.

Законодателем выделяются виды пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Средства на государственное пенсионное обеспечение закладывались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь являлся составной частью государственного бюджета страны.

Специальными документами регулировались пенсионное обеспечение колхозников, работников науки, лиц, имеющих исключительные заслуги перед СССР, а также персональные пенсии республиканского и местного значения.

Но к середине 80-х годов в СССР в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции, вытекающие из отсутствия непосредственной связи между трудовым вкладом и размером пенсии. Многое из того, что было заложено в пенсионном законодательстве СССР, устарело, пришло в противоречие с реальностью и перестало удовлетворять основные потребности пенсионеров.

Радикальные преобразования в экономике России 1990-2001 гг. обусловили принятие принципиально новых экономических и правовых решений в сфере пенсионного обеспечения, направленных на увеличение уровня материального обеспечения пенсионеров.

Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», принятый для решения этой задачи, создал единую систему пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно-полезной деятельности, был направлен на повышение уровня пенсий и ликвидацию их уравнительности, дифференциацию размера пенсий с учетом продолжительности трудового стажа. Были введены страховые взносы, которые собирались в Пенсионном фонде РСФСР, не входили в федеральный бюджет и не подлежали изъятию.

  1. Но в условиях углубляющегося экономического кризиса, резкого скачка цен, постоянно меняющейся ситуации в стране задачи эти так и не были достигнуты, размеры пенсий катастрофически не покрывали потребности населения.
  2. Необходимые предпосылки реформирования системы пенсионного обеспечения в России сложились лишь в 2001 году.
  3. Новая модель пенсионной системы должна была исключить недостатки прежнего пенсионного законодательства, предоставить социальные гарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых граждан и обеспечить зависимость размера пенсии от размера заработной платы для высокооплачиваемых, обеспечить регулярное повышение размера пенсии пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед ныне работающими гражданами.

Механизмом для решения данных задач должны были стать: Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.2001 г.

№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон от 07.05.1998 г.

№ 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Федеральный закон от 31.12.2001 г.

№ 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Однако и через десятилетие пенсионная система находилась в зависимости от трансфертов из федерального бюджета, предпринятые усилия не вылились в эффективный и самодостаточный механизм.

В результате с 1 января 2015 года в России начал действовать Федеральный закон от 28.12.2013г.

№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вводит новый механизм определения права на страховую пенсию и новый расчет размеров пенсии, в частности, необходимый стаж для выхода на пенсию увеличивается поэтапно с 5 до 15 лет.

Трудовая пенсия по старости трансформируется в 2 пенсии: страховую пенсию и накопительную пенсию, которые устанавливаются отдельными законами.

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Применение этих механизмов, реализацию их на практике обеспечивает Пенсионный фонд Российской Федерации, созданный в форме государственного внебюджетного фонда.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации включает в себя бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Они формируются за счет обязательных платежей юридических и физических лиц в целях реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок расходования средств этих фондов, которые находятся в федеральной собственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Государственные социальные внебюджетные фонды включают Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Правовой статус Пенсионного фонда РФ определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года.

Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и подчиняется Правительству РФ, непосредственную координацию его деятельности осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ.

Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны, а средства фонда являются государственной собственностью.

Фонд социального страхования РФ создан для финансирования расходов по социальному страхованию.

Его источниками служат страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы.

Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 29.11.2010г. № 326-ФЗ созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Но правовые основы медицинского страхования были заложены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993г.

№ 4543-1, в соответствии с которым фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово — кредитным учреждением.

Доходы и расходы каждого государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных органов власти.

Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете, а бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение органов власти субъектов Российской Федерации.

Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Таким органом в России является Счетная палата.

Таким образом, страховой принцип пенсионного, социального и медицинского обеспечения определил фонды в качестве страховщиков, аккумулирующих и перераспределяющих страховые средства застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.

Список использованной литературы

  1. Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях»;
  2. «О государственных пенсиях в РСФСР» Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1;
  3. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 01.04.1996, N 14, ст. 1401;
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector