Можно ли привлечь к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ?

Можно ли привлечь к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ?

29.04.2019

Статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за тяжкий вред либо смерть, причиненные в ходе совершения общественного противоправного деяния.

Нарушение правил ПДД лицом, управляющем автотранспортным средством повлекшее за собой тяжкий вред здоровью человека наказывает принудительными работами на общий срок до трех лет, ограничением свободы до трех лет, запретом занимать определенную должность, арестом до полугода либо лишением свободы общим сроком до трех лет.

Причинение смерти человеку по неосторожности в ходе ПДД может наказываться принудительными работами на срок до четырех лет, запретом на занятие определенной должности, лишением свободы на срок до пяти лет. Причинение смерти с умыслом или в состоянии опьянения предусматривает более суровое наказание.

Это принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет.

В соответствии с положениями Уголовного кодекса России транспортными средствами признаются самоходные легковые и грузовые автомобили, спецтехника и иные транспортные средства, в отношении которых действует специальное право.

Основания для возникновения уголовной ответственности

Уголовная ответственность наступает при последствиях, связанных с нормами 264 статьи УК. То есть это причинение тяжкого вреда здоровью и смерть человека, наступившее в ходе ПДД умышленно или по неосторожности.

Субъектом преступления является лицо, которое достигло возраста шестнадцати лет, которое управляет автотранспортным средством.

Кстати, субъектом преступления признается не только автомобилист, сдавший экзамены на право управления автомобилем, но и иное лицо, управляющее автотранспортным средством.

Основные причины ДТП

Основной причиной всех ДТП чаще всего становится превышение скорости. Как показывает официальная статистика Государственной автомобильной инспекции примерно 40 процентов ДТП с тяжелыми последствиями или смертельным исходом как раз-таки приходится на превышение скорости.

В соответствии с правилами дорожного движения водитель должен управлять автотранспортным средством с скоростью, которая официально не превышает установленных ограничений.

Уголовная ответственность в соответствии с нормами статьи 264 предусматривает ответственность в том случае, если у водителя имелась возможность избежать ПДД, но он не смог по каким-то причинам избежать столкновения.

Также часто причиной ДТП выступает техническая неисправность автотранспортного средства, из-за которой автомобилист не может избежать наезда или столкновения.

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию.

Проведение судебной технической автомобильной экспертизы

В обязательном порядке при инкриминировании преступления по статье 264 УК России проводится судебная автотехническая экспертиза. Она позволяет ответить на ряд вопросов, имеющих значение для хода уголовного расследования. Она поможет ответить на вопросы о технической возможности остановки автомобиля, его состоянии, наличии или отсутствии технической неисправности, тормозном пути авто.

В компетенцию эксперта входят вопросы, связанные с решением только технических моментов. После анализов и оценки эксперт подготавливает специальное заключение, которое является доказательственной базой в ходе расследования преступления.

Отягчающие обстоятельства преступления

Отягчающим обстоятельством преступления выступает смерть потерпевшего лица или гибель двух и более лиц, которая стала следствием ДТП. Это может произойти в ходе наезда или перехода дороги, когда водитель, пешеходы или пассажиры в ходе ДТП погибают.

Ответственность за наступление гибели потерпевших регламентируется нормами 3 и 4 части статьи 264 Уголовного кодекса России. Как показывает судебная практика примерно семьдесят процентов случаев подобных ПДТ заканчивается реальным назначением тюремного наказания.

Особенно если ПДД со смертельным исходом произошло в результате опьянения водителя, что в свою очередь является еще одним отягчающим обстоятельством.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности), то тогда эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание

Стоит также сказать и о состоянии опьянения. На основании правил ПДД (статья 2.7) водителю запрещено управлять автотранспортным средством в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения.

Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения является признаком, которое отягощает ответственность водителя. К основным видам наказания используется лишение водительских прав на определенный срок.

При назначении этого наказания информируется подразделения ГИБДД по месту проживания и регистрации виновника ДТП.

Особенности освобождения от ответственности за примирением обоих сторон

Уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает ситуации, когда возможно освобождение от уголовного наказания в ходе примирения обоих сторон. На практике прекращение дела является правом, а не обязанностью участников судебного процесса.

При приятии решения суд исследует комплексно характер противоправного общественно опасного деяния, степень его общественной опасности, сведения о личных характеристиках подсудимого лица, оказывалось ли вообще давление на потерпевшее лицо с целью примирения в суде. Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.

Помимо прочего учитывается то, соблюдены ли условия статьи 76 Уголовного кодекса России, на основании которых от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, совершившее ПДД.

При обвинении рекомендовано обращаться к опытным адвокатам, которые смогут оценить суровость наказания.

Лучше не обращаться к бесплатным защитникам, которые не заинтересованы в том, чтобы избавить или минимизировать наказание.

Если люди получили травмы в результате дорожно-транспортного происшествия, водитель должен тщательно соблюдать инструкции:

Самостоятельно окажите раненым базовую медицинскую помощь. В случае серьезных травм немедленно вызовите скорую помощь. Если жизни и здоровью пострадавшего угрожает опасность, его могут отправить в ближайшее медицинское учреждение с передачей автотранспорта.

Позвоните в ГАИ

Запишите местонахождение транспортных средств после аварии, инфраструктуры, вещей и других деталей, связанных с аварией с пострадавшими. Рекомендуется фиксация видео или фото.

Если в результате аварии движение других транспортных средств становится невозможным, необходимо освободить полосу движения после определения участников аварии.

При объезде дороги не рекомендуется контактировать пострадавшим с транспортными средствами, попавшими в дорожно-транспортное происшествие.

Опросите очевидцев аварии и запишите их подробности

Что делают гаишники при регистрации дорожно-транспортного происшествия ?!

Прибывшие на место происшествия сотрудники обязаны составить схему дорожно-транспортного происшествия, которую подписывают водители. Если один из водителей получил травму и не может правильно воспринимать происходящее, он подпишет схему ДТП позже.

Кроме того, в журнал заносится следующая информация:

  • Данные о водителе и транспортном средстве (включая номера ОСАГО или КАСКО каждого участника);
  • Свидетельства участников и очевидцев ДТП;
  • Список повреждений, понесенных при транспортировке;
  • Травмы, полученные в присутствии пострадавших.

Последних привозят после того, как раненые осмотрены медперсоналом. Ответственность в КоАП за ДТП с пострадавшими. Если во время ДТП есть пострадавшие, дополнительно к журналу ДТП возбуждается административное или уголовное дело.

В зависимости от степени причиненного ущерба различают разные виды уголовных правонарушений:

  • Встретить пешехода;
  • Безжалостное убийство;
  • Травмы здоровья в автокатастрофе.

Первые два вида преступлений рассматриваются в контексте уголовного судопроизводства, а причинение вреда здоровью свидетельствует об административном правонарушении.

Согласно статье 12.24 КоАП РФ предусмотрены следующие виды взысканий:

За незначительный вред здоровью в результате несчастного случая (кратковременное повреждение здоровья или кратковременная утрата трудоспособности) — штраф в размере 2,5-5 тысяч рублей или лишение водительских прав от 1 до 1,5 лет. За умеренный вред здоровью в результате аварии (не опасное для жизни временное нарушение здоровья или временная нетрудоспособность) — штраф в размере 10-25 тысяч рублей или отзыв водительских прав на срок 1,5-2 года.

Действия водителя, виновного в дорожно-транспортном происшествии

Официальный сайт ГИБДД напоминает водителям, как вести себя после ДТП с пострадавшими. Прежде всего, один из участников аварии должен сохранять спокойствие. Законодательством предусмотрено, что виновник ДТП с потерпевшими выявляется в ходе расследования.

Однако водитель, который фактически виновен в дорожно-транспортном происшествии, обязан помочь всем пострадавшим, сообщить о происшествии в ГАИ и определить местонахождение всех элементов, связанных с происшествием.

Если невозможно вызвать ГАИ по мобильному телефону, нет проезжающих машин или свидетелей, преступник может отправить потерпевшего обратно в медицинское учреждение на собственном транспорте.

Перед тем, как покинуть место аварии, необходимо зафиксировать место и обстоятельства аварии на фото или видео и установить на дороге предупреждающий знак. Если кто-то погиб в аварии, вы не можете покинуть место аварии; О происшествии следует всеми возможными способами проинформировать дорожную полицию.

Штраф за несчастный случай с пострадавшим на пешеходном переходе

Пешеходный переход — это специально отведенная зона на дороге, которую могут использовать пешеходы. Водителям запрещается не пропускать человека, переходящего пешеходный переход. Следовательно, все ДТП со столкновением на пешеходном переходе априори происходят только по вине водителя, управляющего транспортным средством. Штраф зависит от степени ущерба, нанесенного пешеходу.

Действия водителя, виновного в дорожно-транспортном происшествию

Официальный сайт ГИБДД напоминает водителям, как вести себя после ДТП с пострадавшими. Прежде всего, один из участников аварии должен сохранять спокойствие. Законодательством предусмотрено, что виновник ДТП с потерпевшими выявляется в ходе расследования.

Однако водитель, который фактически виновен в дорожно-транспортном происшествии, обязан помочь всем пострадавшим, сообщить о происшествии в ГАИ и определить местонахождение всех элементов, связанных с происшествием.

Если невозможно вызвать ГАИ по мобильному телефону, нет проезжающих машин или свидетелей, преступник может отправить потерпевшего обратно в медицинское учреждение на собственном транспорте.

Перед тем, как покинуть место аварии, необходимо зафиксировать место и обстоятельства аварии на фото или видео и установить на дороге предупреждающий знак. Если кто-то погиб в аварии, вы не можете покинуть место аварии; О происшествии следует всеми возможными способами проинформировать дорожную полицию.

Читайте также:  Банкротство АО: особенности, основания, пошаговая процедура банкротства акционерного общества

Штраф за несчастный случай с пострадавшим на пешеходном переходе

Пешеходный переход — это специально отведенная зона на дороге, которую могут использовать пешеходы. Водителям запрещается не пропускать человека, переходящего пешеходный переход. Следовательно, все ДТП со столкновением на пешеходном переходе априори происходят только по вине водителя, управляющего транспортным средством. Штраф зависит от степени ущерба, нанесенного пешеходу.

Ущерб здоровью делится на три типа: тяжелый, средний и легкий, повреждение здоровья потерпевшего

Для определения степени причинения вреда здоровью, а также причинно-следственной связи несчастного случая с возникшими последствиями судебно-медицинскую экспертизу назначает должностное лицо, в порядке которого обозначен случай несчастного случая.

Если по результатам ОВОС установлено, что причиненный ущерб имеет среднюю или легкую степень тяжести, это действие подпадает под действие административного законодательства и наказывается только согласно Кодексу административных правонарушений.

В случаях, когда потерпевший в ДТП получил тяжкие телесные повреждения, к правонарушителю применяются нормы УК РФ (статья 264), согласно которым виновный наказывается ограничением свободы до пяти лет.

, либо арест от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права управления транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

Если впоследствии жертва аварии умирает, виновный наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до трех лет

В случае смерти двух и более правонарушителю грозит тюремное заключение на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Часто после полугодового административного расследования ДТП с пострадавшими (так оно и может продолжаться по закону) ничего не подозревающий водитель — виновный в ДТП, появляется в суде и глубоко удивляется решению лишить его свои права на полтора года.

Определенное значение для выбора вида санкции среди санкций, предусмотренных статьей (штраф или лишение права управления автомобилем), может иметь большое количество обстоятельств, например, нахождение в нетрезвом виде в момент ДТП, неоказание первой помощи пострадавшим в ДТП, скрытие от места ДТП и, наоборот, факт примирения виновного в ДТП гражданина с пострадавшими, а также возмещение причиненного ущерба. Пострадавший в аварии может обжаловать решение виновного в аварии. Обычно это происходит, когда потерпевший считает, что наказание, наложенное на травмированного водителя, слишком легкое.

Нужна консультация автоюриста в Москве, Московской области или в Регионах РФ ?!

Привлечение к уголовной ответственности по статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации

Раздел IX Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (далее – УК РФ) посвящен ответственности за совершение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

В частности, статьей 264 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (далее – ТС).

Объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации ТС, дополнительным объектом — жизнь, здоровье человека.

Предметом преступления являются автомобили, трамваи, тракторы и самоходные машины, которые объединяет понятие «механические средства», т.е. ТС, приводимые в движение двигателем.

Мопеды, т.е. двух- или трехколесные механические ТС, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб.

см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, квадрициклы с аналогичными характеристиками к числу предметов преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, не относятся.

Велосипеды, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч., не относятся к числу механических ТС и также не являются предметом данного преступления.

Объективная сторона преступления включает в себя нарушение Правил дорожного движения (далее – ПДД) и (или) эксплуатации ТС.

Нарушение ПДД может выражаться в проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима, в выезде на встречную полосу движения и т.п.

Нарушение правил эксплуатации ТС может выражаться в стоянке транспортного средства в неположенном месте, эксплуатации технически неисправного транспортного средства и т.д.

Обязательным признаком преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 и 2), смерти человека (ч. 3 и 4), смерти двух или более лиц (ч. 5 и 6). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между нарушением ПДД и (или) эксплуатации ТС и наступившими общественно опасными последствиями.

Состав преступления образует лишь такое нарушение ПДД, которое привело к аварийной ситуации, развитие которой обусловило возникновение ДТП.

Субъект преступления — специальный. Для наступления уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ лицо должно достичь 16-летнего возраста, а нарушение ПДД должно быть допущено при управлении автомобилем либо другим механическим ТС.

  • Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной формы вины.
  • Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
  • Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
  • Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Ч. 1 ст. 264 УК РФ установлена ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

  1. Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.
  2. Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
  3. Квалифицирующими признаками тяжкого вреда, причиненного здоровью человека, являются:
  4. причинение вреда, опасного для жизни человека;
  5. потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
  6. прерывание беременности;
  7. психическое расстройство;
  8. заболевание наркоманией либо токсикоманией;
  9. неизгладимое обезображивание лица;
  10. значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
  11. полная утрата профессиональной трудоспособности;

В соответствии с ч. 1 ст. 264 УК РФ нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • — ограничением свободы на срок до трех лет;
  • — либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • — либо арестом на срок до шести месяцев;
  • — либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • УК РФ предусматривает ужесточение уголовной ответственности в случае, если:

— нарушение совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ);

— нарушение повлекло по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 264 УК РФ);

— нарушение совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекло по неосторожности смерть человека (ч. 4 ст. 264 УК РФ)

— нарушение повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ).

— нарушение совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 6 ст. 264 УК РФ).

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 году была зарегистрирована 21 тысяча преступлений за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (для сравнения в 2016 году – 22 тысячи преступлений). Отметим, что за I полугодие 2018 года количество зарегистрированных преступлений за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств составило — 9,7 тысяч.

Будьте внимательны на дорогах, не нарушайте Правила дорожного движения!

Наказание за езду по встречке и серьезное превышение ужесточили

Дмитрий Сергеев

разобрался, кому бояться новых изменений в УК

Профиль автора

Президент подписал закон об изменениях в уголовном кодексе — теперь злостные нарушители ПДД рискуют кроме крупного штрафа получить судимость и даже лишиться свободы на срок до трех лет.

В группе риска водители, которых дважды привлекали к административной ответственности за выезд на полосу встречного движения и значительное превышение скорости. Третье такое нарушение обернется уголовной статьей, а не очередным крупным штрафом.

До новых изменений в УК РФ водителя можно было привлечь к уголовной ответственности за неоднократное вождение в пьяном виде и нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью или смерть потерпевшего. Эти нормы не изменились и сейчас.

Если водителя уже судили за ДТП в состоянии опьянения, в котором человек погиб или получил тяжкий вред здоровью — за повторное вождение в пьяном виде накажут еще строже.

Штраф составит от 300 000 до 500 000 Р, а срок лишения свободы — до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до шести лет.

Читайте также:  Продажа квартиры с несовершеннолетними детьми (собственниками): особенности, порядок, образец договора купли-продажи

Обычно «определенная деятельность» в таких случаях — все, что связано с управлением транспортом.

Другие нарушения ПДД раньше находились в сфере действия кодекса об административных правонарушениях. За них в основном штрафуют или лишают прав.

В уголовном кодексе появилась статья 264.2, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение ПДД для водителей, которых ранее уже дважды подвергали административному наказанию и дважды лишали прав.

Санкции — от штрафа до лишения свободы. Наказание будет строже, если человека уже судили по новой статье, а он снова превысил скорость более чем на 60 км/ч или выехал на встречку.

Первая судимость по статье 264.2

Повторная судимость по статье 264.2

Штраф от 200 000 до 300 000 Р или в размере зарплаты или иного дохода за период от года до двух лет

Штраф от 300 000 до 500 000 Р или в размере зарплаты или иного дохода за период от двух до трех лет

Обязательные работы на срок до 480 часов

Исправительные работы на срок до 3 лет

Принудительные работы на срок до 2 лет

Принудительные работы на срок до 3 лет

Лишение свободы на срок до 2 лет

Лишение свободы на срок до 3 лет

Дополнительно — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет

Дополнительно — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 6 лет

По новой статье к уголовной ответственности водителя могут привлечь, если нарушение зафиксируют сотрудники ГИБДД. Если выезд на встречку или превышение попадут на камеру в автоматическом режиме — водителя просто оштрафуют по КоАП РФ.

Но, допустим, материалы по нарушениям поступили в суд, и судья рассмотрел их в том же порядке — 11, 12 и 13 января. Но 13 января привлечь водителя к уголовной ответственности все еще нельзя — ни одно из предыдущих решений в силу не вступило.

На обжалование у водителя есть 10 суток со дня получения копии постановления суда. Если водитель решит обжаловать постановление — срок снова сдвигается, теперь уже до вынесения решения судом второй инстанции.

А раз так — то водитель все еще не считается привлеченным к административной ответственности. Оснований для уголовной ответственности пока нет.

А если водитель в суде добьется отмены постановлений, их не будет вовсе.

Но представим другую ситуацию — 1 января водитель гнал 180 по городу, попался сотрудникам, дело поступило в суд, и 1 февраля решение вступило в законную силу. Но водитель снова решил прокатиться с ветерком — 2 февраля попался с превышением скорости под 200 и снова оказался в суде, решение которого вступило в законную силу 1 марта.

На этом его лимит административных правонарушений закончился — поездка по встречной полосе как минимум в течение года будет означать судимость по уголовной статье, потому что «повторником» он считается со дня вступления решения суда в законную силу.

Если хоть одно постановление вступило в законную силу, а год со дня исполнения наказания еще не прошел, то каждое последующее нарушение считается повторным, и очередной выезд на встречку и превышение более чем на 60 км/ч приближает водителя к уголовной ответственности. Если же постановление вступило в законную силу, а водитель свое удостоверение не сдал или не уплатил штраф, у него будет меньше шансов избежать уголовной ответственности.

Если постановление вступило в силу, прошел год, а человек ничего не нарушил — считается, что он исправился. В этом случае следующее нарушение нельзя считать повторным.

Изменения никак не повлияют на тех, кто не нарушает правила систематически.

Для «серийных» любителей крупных превышений и езды по встречке рисков станет больше — теперь отделаться штрафом получится не всегда. Если третье нарушение зафиксируют сотрудники ГИБДД, есть риск лишиться свободы.

Когда наступает ответственность по статье 264 УК РФ?

  • Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имела место быть в нашей стране не только в современный период её правоприменительного развития, но и многие десятилетия существовала в период советского судопроизводства.
  • К сожалению, в связи с наблюдаемым в последние годы увеличением количества транспортных средств, особенно в крупных городах нашей страны, мы одновременно с этим, наблюдаем и увеличение преступлений, совершаемых по статье 264 УК РФ, при этом данное обстоятельство не является единственным в столь печальной статистике. 
  • Как показывает анализ судебно-следственной практики, постоянно проводимый автором настоящей статьи, наиболее часто встречающимися случаями нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, влекущих за собой наступление уголовной ответственности по соответствующим частям статьи 264 УК РФ являются: превышение скорости, выезд на встречную полосу, нарушение очередности проезда перекрестков, проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение бокового интервала, несоблюдение дистанции, выбор скорости, не обеспечивающей контроль за движением автомобиля и изменением дорожной обстановки. 

Так когда же имеет место быть наступление уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ и каковы основные критерии разграничения уголовной и административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств?

Действующее законодательство предусматривает наступление уголовной ответственности только при нарушении соответствующих пунктов Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека.

Если соответствующие пункты Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств были нарушены, однако последствия повлекли за собой причинение средней тяжести или легкого вреда здоровью человека либо вред здоровью человека не наступил вовсе, то в этом случае будет иметь место наступление административной ответственности. 

Обязательным условием наступления уголовной ответственности по статье 264 УК РФ является наличие причинно-следственной связи между наступившим последствием в виде тяжкого вреда здоровью или смерти человека и допущенными нарушениями Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. При отсутствии данной причинно-следственной связи, уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступить не может. 

При определении причинно-следственной связи, исходя из многолетней практики автора настоящей статьи, органы дознания, предварительного следствия и суды, должны в обязательном порядке устанавливать какие конкретно пункты Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств были нарушены и какие последствия повлекли за собой данные нарушения, при этом соответствующие пункты Правил, которые были нарушены, обязательно должны указываться в обвинении и соответственно в приговоре. При отсутствии указания на конкретные пункты Правил, которые были нарушены, справедливый приговор постановлен быть не может и уголовная ответственность при таких условиях не имеет за собой каких-либо юридических оснований. 

Еще одним обязательным условием наступления уголовной ответственности по рассматриваемой статье, является достижение 16-летнего возраста лицом, управлявшим транспортным средством в момент совершения преступления, при этом для действующего законодательства и правоприменительной практики не имеет значения имел ли водитель соответствующее водительское удостоверение, был ли он лишен водительского удостоверения, не имел его вовсе или оно было изъято, здесь достаточно самого установленного факта управления транспортным средством.

Для того, чтобы правильным образом определить наличие уголовной ответственности у того или иного лица, необходимо назначить и провести соответствующие автотехнические и судебно-медицинские экспертизы, и это также является обязательным условием привлечения к уголовной ответственности по статье 264 УК РФ.

Как показывает многолетний опыт автора настоящей статьи, органы дознания и предварительного следствия во множестве случаев допускают нарушения при производстве следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.

264 УК РФ, не в полной мере и не комплексно устанавливают все обстоятельства произошедших событий, неправильно устанавливают причинно-следственную связь между действиями лица и наступившими последствиями, что зачастую ведет к незаконному и несправедливому привлечению к уголовной ответственности.

  1. Исходя из проведенного анализа имевшихся обращений граждан, в большинстве случаев по постановленным судами приговорам, имели место быть многочисленные отмены и смягчения наказаний именно по причине выявления вышеуказанных нарушений автором настоящей статьи уже после вступления в уголовные дела для осуществления защиты, что объективно свидетельствует не в пользу качества расследования и рассмотрения уголовных дел по статье 264 УК РФ. 
  2. МАКСИМ СТАРКОВ –
  3. Адвокат Московской коллегии адвокатов «Старков и партнеры».

Особенности защиты по делам о ДТП по ст. 264 УК

Вероятно, не все знают, что 5% населения умирают от старости, а от ДТП 1%.

По статистике аварий по разным странам мира за 2018 год РФ занимает 72 место из 175 стран. При этом, мало кто из развитых стран Европы занимает худшие позиции.

За 2019 год в России было совершено 164 358 ДТП. Только за январь 2020 года 11 997 ДТП, среди которых погибло 1292 и ранено 15 887 человек, за февраль 2020 года в 22 350 ДТП погибло уже 2400 и ранено 29 176 человек.

Цифры ужасающие, но тенденция к росту очевидна. Пренебрегание правилами дорожного движения, неуважительное отношение к участникам дорожного движения, злоупотребление алкоголем за рулем, все это далеко не исчерпывающий список проблем ведущих к ДТП.

В результате возникшего дорожно-транспортного происшествия (ДТП) наступают следующие виды ответственности: Административная ответственность, если допущено нарушение Правил дорожного движения.

Меры ответственности – штраф, в некоторых случаях лишение права управления транспортным средством на установленное время, а так же административный арест на срок до 15 суток.Уголовная ответственность по ст.

264 УК РФ, если в результате ДТП причинен тяжкий вред здоровью потерпевшего. За совершение данного преступления срок наказания может достигать до 15 лет.

Гражданская ответственность, предусматривающая ответственность за причинение вреда имуществу и здоровью от ДТП. Ответственность в возмещении причиненного ущерба может возникнуть и в тех случаях, когда причинение вреда невиновное.

Если с первым видом ответственности все понятно, то на втором случае, уголовной ответственности остановимся подробнее.

Уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ возникает только в случаях причинения участнику ДТП тяжкого вреда здоровью или смерти. Учитывая вышеизложенную статистику, наступление такого вида последствий стало делом частым.

Из опыта адвокатов по 264 УК, довольно часто встречаются случаи наездов на пешеходов с летальным исходом и тяжким вредом для здоровья, влекущим инвалидность потерпевшего.

Категория преступления крайне сложная, поскольку требует специального опыта и познаний, ввиду необходимости проведения по делу автотехнической и судебно-медицинской экспертиз.

Необходимо знание специфики проведения данных видов экспертиз и особенности постановки вопросов для экспертов.

Не случайно в органах следствия созданы подразделения, в которых следователи занимаются только делами по ДТП по ст. 264 УК РФ.

Думается, что по той же причине, для профессионального и процессуального равновесия, необходимо привлечение к делу в защиту интересов обвиняемого, специалиста имеющего опыт и навыки ведения дел именно по ст. 264 УК РФ.

Игнорирование участия в деле опытного адвоката по 264 ст. может стоить обвиняемому свободы. Это далеко не тот случай, когда экономия оправдана.

И уж тем более, когда обвиняемое лицо находилось в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо результатом ДТП стала смерть потерпевшего.

При наличии указанных обстоятельств, лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, не способно оценить реальность наступивших последствий и бесстрастно оценить все факты по делу, построить объективную и сильную позицию защиты с учетом всех обстоятельств дела, оценить полноту и объективность полученных экспертных исследований, вести переговоры с потерпевшими, решать иные задачи по делу.

Слишком большой процессуальный перевес по делу – предварительное следствие, участие гос обвинения по делу, мнение и интересы потерпевших, с одной стороны, могут едва ли восполнить участие грамотного адвоката по 264 ст., с другой стороны.

Кроме того, решение задач по уголовно-правовой ответственности не решают вопросов гражданско-правовой ответственности. И в данном контексте необходимо непосредственное участие и помощь адвоката по ДТП, который должен обладать познаниями в области страхования гражданской ответственности и возмещения вреда в результате ДТП.

  • При необходимости решения задач по возмещению причиненного вреда в результате ДТП при столкновении двух транспортных средств, обязательно рекомендуем участие страхового адвоката или страхового юриста, который располагает специальными знаниями и квалификацией в области взыскания ущерба по договорам ОСАГО и КАСКО, в том числе с причинением вреда здоровью.
  • Ведь взыскание страхового возмещения со страховой компании может значительно снизить финансовое бремя причинителя вреда, при наличии оформленного в установленном порядке страхового полиса владельца транспортного средства.
  • При этом, нередки случаи, когда страховая компания не желает признавать заявленную Вами сумму страхового возмещения, тогда без обращения в судебные органы не обойтись.
  • Согласно последним изменениям в законодательство о гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по некоторым суммам возмещения вреда, до обращения в суд, необходимо обращение с требованием к финансовому уполномоченному.

Суммы, страхового возмещения, взысканные со страховой компании, не всегда могут покрыть весь ущерб, причиненный потерпевшему в результате ДТП, поскольку в результате ДТП потерпевшему может быть причинены как материальный, так и моральный ущерб.

Так, потерпевший может временно или бессрочно утратить свое здоровье, потратить денежные средства на лечение и восстановление здоровья, получить инвалидность, испытывать нравственные страдания, что так же является поводом для финансовых притязаний к виновнику ДТП.

  1. При таких обстоятельствах сопровождение адвоката по ДТП на всем протяжении решения возникающих вопросов, просто необходимо и рекомендовано.
  2. Потерпевшие могут недобросовестно требовать от причинителя вреда неподъемных сумм и оказывать тем самым влияние на способ и степень наказания при вынесении приговора по уголовному делу о ДТП.
  3. Участие специалиста по делам о ДТП даст возможность сориентироваться в суммах подлежащих возмещению, их соразмерности причиненному вреду, обоснованности тех или иных требований потерпевших и их представителей.

В настоящее время, достаточно часто и в разных вариациях обсуждается в СМИ событие произошедшего с участием актера Михаила Ефремова ДТП. На примере данного дела, мы можем видеть насколько объемная и трудоемкая задача стоит перед обеими сторонами по делу.

Если у одной, это — избежать уголовной ответственности и максимально снизить размер компенсации за потерю члена семьи, у другой, это – привлечь к максимально возможному виду наказания за совершенное деяние и возможно, взыскать максимальную сумму возмещения материального и морального вреда.

В любом случае, задачи перед обеими сторонами стоят не легкие, и их исполнение будет зависеть от множества факторов, в том числе от грамотного подхода к делу и качественной защиты адвокатов по ДТП.

КА г. Москвы «Шериев и партнеры» А.Н. Шериев

Ст. 264 УК РФ — Нарушение правил дорожного движения повлекшее вред здоровью или смерть

   В данной статье своим опытом и знаниями делится адвокат по ДТП.

   Статья 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения повлекшее причинение ТЯЖКОГО вреда здоровью или СМЕРТЬ человека.

   Если Вам срочно нужен адвокат по ст.264 УК РФ прямо сейчас то перейдите СЮДА. 

   Когда происходит ДТП и есть пострадавший, сотрудник ДПС оформляющий ДТП, направляет потерпевшего она медицинскую экспертизу.

Если экспертиза устанавливает тяжкий вред здоровью, то административный материал передается из ГАИ в следственный отдел МВД того муниципального образования, в котором произошло ДТП. Если ДТП с пострадавшим (ст.264 ч.1, ст.264 ч.

2) произошло в городе Кемерово – это будет управление МВД России по городу Кемерово. Когда дорожно-транспортное происшествие происходит в Кемеровском районе – тогда это будет отдел полиции по Кемеровскому району.

   Если ДТП со смертельным исходом (ст.264 ч.3, ч.4, ч.5, ч.6 УК РФ) порядок действия полиции такой же, однако разница в том, что при констатации факта смерти административный материал сразу передается для возбуждения уголовного дела.

   После возбуждения уголовного дела целью следователя проводящего предварительное расследование, является установление лица виновного в ДТП .

Следователь должен установить два обстоятельства: в действиях кого из водителей имеется нарушение ПДД; имеется ли причинно-следственная связь между действиями и произошедшим ДТП; Очень часто по дорожным делам назначается судебная экспертиза, а бывает и не одна. Некоторые обстоятельства установить без тросологической экспертизы невозможно.

   Установление причинно-следственной связи — очень важный аспект для привлечения к уголовной ответственности по с.264 УК РФ. Если взять такой пример, что пьяный водитель остановился на перекрестке на красный сигнал, а ему в зад въезжает автомобиль. Очевидно, что пьяный водитель нарушил ПДД управляя автомобилем в пьяном состоянии.

Более того, в отношении него будет составлен один из протоколов: либо по ст.12.8 Коап РФ (управление в состоянии опьянения), либо по ст.12.26 (отказ от освидетельствования). Вместе с тем, данный водитель будет невиновен в произошедшей аварии, так как его остановка на красный сигнал светофора даже в состоянии опьянения в данном случае не было причиной ДТП.

Такой причиной были действия второго водителя, который не выполнил требований п.10.1 правил и врезался в стоящий автомобиль . Таким образом, причинно-следственная связь в ДТП будет установлена с нарушением вторым водителем правил дорожного движения, а именно нарушением п.10.1 .

Именно его привлекут к уголовной ответственности при ДТП с пострадавшим или ДТП со смертельным исходом.

   Еще один, реальный и крайне печальный пример, того как важно установление причинно-следственной связи между ДТП и действиями водителя – это жуткое ДТП с четырьмя погибшими девушками — байкершами.

Водитель автомобиль Тойота, в котором находились погибшие, был лишен права управления, не имел полиса ОСАГО и техосмотра, а значит он нарушил правила дорожного движения. Однако причиной ДТП являлись действия Мовшина Ю., который нарушил правила Дорожного движения и совершил ужасное преступление.

На момент написания данной статьи, в суде уже идут прения сторон и прокуратурой предложено наказание в виде 5 лет лишения свободы колонии-поселения по ч.5 ст.264 УК РФ. Оглашение приговора назначено на 15 января 2018 года.

Во многом благодаря активной позиции адвокат потерпевших и общественному резонансу правда восторжествовала и дело было направлено в суд именно с обвинением в отношении Мовшина.

   С нашей точки зрения водитель должен наниматься адвокат по дтп сразу, не дожидаясь предъявления ему обвинения. Речь идет не об «уходе от ответственности», а о том, что адвокат по ДТП должен не допустить незаконного привлечения к ответственности невиновного лица.

Водителю важно с первого же допроса, даже в качестве свидетеля, иметь представление о возможном развитии событий.

Для этого, до допроса нужно внимательно изучить схему ДТП и протокол с места происшествия, в котором должно быть изложено все подробно: видимость, состояние дорожного полотна, состояние колес автомобилей, расположение автомобилей на проезжей части и т.д.

Водителю нужно вспомнить обстоятельства ДТП и излагать при допросах свою конкретную позицию относительно дорожной ситуации и причин ДТП, независимо от того по какой части возбуждено уголовное дело: будь то ч.1 ст.264 УК РФ, ст.264 ч.2, ст.264 ч.3, ч.4, ч.5 или ч.6 УК РФ.

   Судебная практика по ст.264 УК РФ говорит о том, что если речь идет о ст.264 ч.1 или ч.2 ст.264 УК РФ (там где нет смертельного исхода) можно надеяться на условное наказание. А вот если потерпевший погиб, и при этом водитель-виновник находился в состоянии опьянения, то наказание будет связано с реальным лишением свободы.

   В нашей же практике есть уголовные дела со смертельным исходом, когда обвиняемым были назначены условные наказания, не связанные с реальным лишением свободы.

Причем в одном из случаев водитель находился в состоянии опьянения и сбил пешехода на «зебре» — ему было назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы условно! О данных делах подробнее читайте в этом разделе и будьте осторожны на дороге.

   Адвокат Тарасенко Василий Георгиевич

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector