Исковая давность по договорам перевозки

Исковая давность по договорам перевозкиВ сфере международных перевозок грузов автомобильным транспортом очень распространены споры по поводу потери груза или опоздания поставки груза со стороны перевозчика, а также ряд других разновидностей споров между перевозчиком и заказчиком перевозки. 

В случае возникновения таких споров лица, имеющие право требовать компенсации от другой стороны, в частности перевозчика, ожидают, что требование будет удовлетворено по доброй воле.

В худшем случае многие надеются, что компенсацию за ущерб присудит суд.

Однако, простая подача иска или претензии (даже если требование действительно имеет основания) не гарантирует, что понесенный ущерб будет компенсирован. 

Несоблюдение сроков подачи претензии или иска может быть единственной причиной, по которой потерпевшая сторона не получит компенсации за ущерб.  

Сроки подачи претензий перевозчику, а также правила расчета этих сроков изложены в статье 30 Конвенции КДПГ. Сроки исковой давности, которые применяются к подаче исков, а также правила расчета этих сроков, изложены в статье 32 Конвенции КДПГ. 

На основании вышеуказанных статей Конвенции КДПГ мы выделили основные сроки, которые должен знать каждый перевозчик и каждый заказчик: 

  • 0 дней – для предъявления претензии по потере груза или его очевидным недостаткам. Претензии к перевозчику по потере (части или всего) груза или его очевидной порче должны быть выдвинуты не позже, чем во время приёма груза, путем внесения соответствующих записей/замечаний в накладную. 
  • 7 дней (не считая воскресений и праздничных дней) – для претензии по неочевидным недостаткам груза.
  • 21 день – для претензии по опозданию поставки грузa.
  • 1 год – для исков, когда нет злоумышленного поступка или вины перевозчика, которая приравнивается к злоумышленному поступку.
  • 3 года – для исков в случае злоумышленного поступка или вины перевозчика, которая приравнивается к злоумышленному поступку.

Сроки предъявления претензий

При расчете данных сроков важно, чтобы не был пропущен день отправления письменной претензии. Пропуск каждого из вышеуказанных сроков влечет за собой разные последствия. 

Например, в случае пропуска срока для предъявления претензии по неочевидным недостаткам груза считается, что груз получен такой, какой указан в накладной.

Как следствие, лицо, пропустившее срок, имеет право требовать от перевозчика возмещения ущерба только при условии, что докажет факт повреждения груза во время его перевозки, и тот факт, что установить данные повреждения во время принятия груза было невозможно. 

  • А в случае пропуска срока для предъявления претензии по опозданию поставки груза лицо, пропустившее срок, вообще лишается права требовать от перевозчика возмещения ущерба, возникшего в связи с просрочкой доставки груза.
  • Сроки исковой давности
  • День, от которого нужно считать сроки исковой давности, зависит от характера требования. В соответствии с характером требования Конвенция КДПГ предусматривает три разных момента расчета сроков:
Характер требованияНачало срока исковой давности
Из-за частичной потери груза, его повреждения или просрочки в доставкеСо дня сдачи груза (обычно день сдачи груза указывается в накладной)
Из-за потери всего грузаНа 30-й день после согласованного времени доставки груза (например, если в договоре перевозки предусмотрено, что перевозчик должен доставить груз до 2018-06-01, то срок исковой давности должен начаться с 2018-07-01)
или
на 60-й день после того, как перевозчик принял груз (если стороны не договорились о конкретной дате доставки)
Во всех остальных случаях (например, для требования оплаты за перевозку)Через 3 месяца с даты подписания договора перевозки

После истечения вышеуказанных сроков суд все еще примет иск, но другая сторона спора может потребовать, чтобы иск был отклонен только на том основании, что иск был подан после истечения срока исковой давности.

Срок исковой давности может быть приостановлен при подаче претензии в письменной форме. Письменная претензия приостанавливает срок исковой давности до тех пор, пока претензия не будет рассмотрена и отклонена.

Это означает, что от подачи письменной претензии до ее отклонения в письменной форме срок исковой давности не исчисляется.

Если претензия признана лишь частично, срок давности обновляется только для спорной части претензии. 

Повторные претензии (на тех же основаниях) не приостанавливают срока исковой давности.

После пропуска срока исковой давности в некоторых случаях можно попросить суд восстановить его. Однако, суд соглашается восстановить пропущенный срок давности только при условии, что истец предоставляет доказательства, подтверждающие, что срок был пропущен по уважительным объективным причинам (например, когда местонахождение перевозчика было неизвестно). 

Сроки исковой давности, установленные в статье 32 Конвенции КДПГ, также применяются к регрессным искам, которые перевозчик предъявляет другим перевозчикам, участвующим в том же процессе грузовой перевозки.

Однако срок подачи иска в таком случае исчисляется либо со дня вынесения окончательного судебного решения, которым определяется размер возмещения, подлежащего уплате согласно положениям Конвенции, либо при отсутствии такого решения со дня фактической уплаты возмещения.

Важно иметь в виду, что сроки подачи претензий и исков, а также правила их расчета, установленные Конвенцией КДПГ, нельзя изменить по соглашению сторон. В части 1 статьи 41 Конвенции КДПГ указано, что все соглашения, которые прямо или косвенно отступают от Конвенции, считаются недействительными.

Удачи на дорогах!

Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма «JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

Особенности применения исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки и транспортной экспедиции

Согласно ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

  • Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
  • Специальные сроки
  • Вместе с тем, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности и специальный порядок их исчисления.
  • Так, Федеральные законы «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливают, что для требований, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.
  • Начало исчисления данного срока установлено указанными нормативно-правовыми актами императивно и, как правило, связано с моментом выдачи груза (предполагается, что именно в этот момент лицо, которому причинен ущерб, в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза узнало или должно было узнать о нарушении своего права).
  • Несколько лиц — исполнителей
  • В хозяйственной деятельности часто бывают ситуации, когда в организации и осуществлении перевозки задействовано несколько (более двух) лиц, например, сначала клиент заключает договор транспортной экспедиции с экспедитором, затем экспедитор заключает договор перевозки с перевозчиком (иногда привлеченный перевозчик привлекает к исполнению своих обязанностей последующего фактического перевозчика).
  • В случае причинения ущерба в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза при множественности лиц на стороне исполнителя возникают сложности в процедуре взыскания ущерба и соблюдении участниками перевозки сокращенного срока исковой давности — клиент взыскивает убытки с экспедитора в рамках заключенного между ними договора, затем экспедитор взыскивает ущерб с перевозчика в рамках заключенного между ними договора, и так далее по цепочке привлеченных лиц. 
  • В такой ситуации непосредственный виновник причиненного ущерба (фактический перевозчик) зачастую пытался уйти от ответственности, так как, когда требование предъявлялось ему, срок исковой давности почти всегда истекал (если взыскание ущерба производилось в судебном порядке, то сначала рассматривалось дело по иску клиента к экспедитору, затем по иску экспедитора к перевозчику, и так далее).
  • Ссылка на регресс

Ранее при рассмотрении таких споров суды руководствовались положением, изложенным в п. 3 ст. 200 ГК РФ, согласно которому по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.

То есть годичный срок исковой давности по иску экспедитора к перевозчику начинал исчисляться со дня возмещения экспедитором причиненного ущерба клиенту (в том числе, по судебному решению, при его наличии), а не с момента, определенного указанными выше нормативно-правовыми актами. При таком подходе уйти непосредственному виновнику причиненного ущерба от ответственности в связи с истечением срока исковой давности было сложнее.

Однако в конце 2017 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил «Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки и транспортной экспедиции», где впервые закрепил принцип — срок исковой давности к перевозчику / экспедитору в любом случае начинает исчисляться с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах.

Данный срок не может произвольно продлеваться в зависимости от действий истца. Своевременное возмещение истцом-экспедитором клиенту убытков позволило бы истцу обратиться в суд к перевозчику в установленный срок — руководствоваться при определении начала исчисления срока исковой давности следует не п. 3 ст.

200 ГК РФ, а моментом, определенным в транспортных уставах и кодексах.

Интересно, что еще в 2014 г. в Постановлении Президиума ВАС РФ № 13817/13 была закреплена правовая позиция о том, что наличие между сторонами договорных обязательств исключает ссылку на регресс в принципе.

Окончательно вопрос начала исчисления срока исковой давности был закреплен с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г.

№ 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», где еще раз была подтверждена ранее высказанная правовая позиция о том, что в любом случае, срок исковой давности к экспедитору или перевозчику (независимо от количества лиц на стороне исполнителя) начинает исчисляться с момента, определенного специальными транспортными законами и уставами. 

  1. В данном Постановлении было закреплено еще одно важное положение – экспедитор, обращаясь с требованием в суд к перевозчику, не обязан подтверждать факт возмещения им причиненного клиенту ущерба.
  2. До принятия Постановления истцы-экспедиторы, чтобы не пропустить сроки исковой давности к перевозчику, не дожидаясь рассмотрения дела по существу по иску клиента к экспедитору, предъявляли иск к перевозчику и приостанавливали данный процесс до вступления в силу решения суда по иску клиента к экспедитору. 
  3. Теперь, по-видимому, ситуация упростится, однако, сформированной судебной практики по применению данной правовой позиции пока нет.
Читайте также:  Плюсы и минусы банкротства физических лиц в 2022 году: последствия процедуры

Регулирование применения исковой давности по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956 г.

Согласно ст. 1 Конвенции, она применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Согласно ст. 32 Конвенции, подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, выполненных в соответствии с Конвенцией, может происходить в течение одного года (аналогичный срок установлен и законодательством РФ).

Однако в ч. 4 ст. 39 Конвенции установлены особенности исчисления срока исковой давности, когда в перевозке задействованы несколько перевозчиков.

В этом случае, согласно ч. 4 ст. 39 Конвенции, срок подачи иска исчисляется либо со дня вынесения окончательного судебного решения, которым определяется размер возмещения, подлежащего уплате согласно положениям Конвенции, либо при отсутствии такого решения со дня фактической уплаты возмещения.

Таким образом, Конвенцией фактически закреплены особенности применения срока исковой давности аналогичные тем, что применялись в судебной практике РФ до 2017 года применительно к сроку исковой давности, закрепленному в законодательстве РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что своевременное предъявление требований в рамках срока исковой давности к экспедитору / перевозчику позволит последнему своевременно обратиться к страховщику, если ответственность экспедитора / перевозчика застрахована, за получением возмещения.

В противном случае экспедитор / перевозчик откажет в удовлетворении предъявленных ему требований, так как почти всегда в договорах страхования предусмотрено, что предъявление требований по истечении срока исковой давности является основанием для отказа в выплате страхового возмещения.

 

Таким образом, добросовестным участникам правоотношений, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, следует помнить о сокращенном сроке исковой давности в соответствии с законодательством РФ и об особенностях его применения — данный срок исчисляется с момента, определенного специальными законами и кодексами независимо от количества привлеченных лиц на стороне исполнителя, для того чтобы не понести убытки из-за отказа в иске в связи с его пропуском.

Вс дал разъяснения по применению сроков исковой давности в арбитражных спорах

Верховный суд РФ представил обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции. Этот документ утвержден 20 декабря Президиумом ВС.

В 30-страничном обобщении ВС сформулировал правовые позиции по спорам, касающимся ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; ответственности грузоотправителя за искажение сведений о массе груза в транспортной накладной; ответственности экспедитора за неисполнение договора транспортной экспедиции; страхования ответственности экспедитора и перевозчика. Кроме того, анализируются споры, возникающие из договоров на подачу и уборку вагонов; вопросы исковой давности по требованиям к перевозчикам и экспедиторам.

Подробно разбирая дела последней категории, ВС, в частности, отмечает, что сокращенный (годичный) срок исковой давности, установленный статьей 797 ГК РФ и статьей 13 Закона о транспортной экспедиции, не распространяется на требования к участникам процесса транспортировки, основанные на нормах главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ.

При выполнении на путях необщего пользования погрузочно-разгрузочных работ завод повредил стоящие на соседних путях и не участвующие в перевозке вагоны, принадлежащие обществу. Общество обратилось в арбитражный суд с иском к заводу о взыскании убытков. В возражениях на иск завод сослался на пропуск обществом сокращенного (годичного) срока исковой давности.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

Суды исходили из того, что статьей 104 Устава железнодорожного транспорта предусмотрены последствия повреждения или утраты предоставленных перевозчиком вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить стоимость ремонта, а также иные убытки.

Следовательно, на данное требование распространяется специальный срок исковой давности (статья 126 Устава железнодорожного транспорта).

Арбитражный суд округа постановлением отменил названные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, общество является собственником вагонов и не участвовало в отношениях по перевозке. Перевозку по договору с заводом выполняло третье лицо.

Следовательно, положения статьи 104 Устава железнодорожного транспорта и главы 40 ГК РФ к правоотношениям с участием общества не применяются.

Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 06.10.

2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», положения Устава об ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей за утрату и повреждение подвижного состава не лишают собственников и законных владельцев вагонов и контейнеров права на защиту их нарушенных прав и законных интересов в порядке и способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Заявленные обществом требования основаны на статьях 15, 1064 ГК РФ. При этом в соответствии со статьей 196 ГК РФ к требованиям о взыскании убытков, возникших вследствие причинения вреда имуществу (глава 59 ГК РФ), применяется общий трехлетний срок исковой давности.

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 797 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает неразрывную связь между претензиями и исками, вытекающими из договора перевозки грузов. Предусмотренный п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок означает обязательную досудебную процедуру урегулирования спора его участниками.

Обращение в суд без соблюдения претензионного порядка влечет за собой оставление искового заявления без рассмотрения (ст. 148 АПК).

Претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров на транспорте существовал в советское время и был сохранен в действующем законодательстве по очевидным причинам: «…транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т.п.». Исходя из тех же причин законодатель устанавливает в п. 3 комментируемой статьи по требованиям, вытекающим из перевозки груза, сокращенный срок исковой давности в один год. Следует отметить, что сокращенный срок исковой давности применяется как к требованиям, которые предъявляются грузоотправителем или грузополучателем к перевозчику, так и к требованиям, которые предъявляются перевозчиком к этим лицам. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте введены годичные сроки исковой давности и по договорным требованиям перевозчика к пассажирам (ст. 126 УЖТ; п. 4 ст. 164 КВВТ).

Сокращенный срок исковой давности является существенным ограничением в судебной защите нарушенного права, которое устанавливается законом. Применение такого срока оправданно в отношениях, связанных с перевозкой груза, где обе стороны являются лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Для отношений, вытекающих из договора перевозки пассажира, введение сокращенного срока исковой давности комментируемой статьей не предусмотрено. Соответственно, к требованиям пассажиров, вытекающим собственно из договора перевозки пассажира, применяется общий трехгодичный срок исковой давности (иногда на это прямо указывается в транспортных законах — п. 3 ст. 164 КВВТ).

Что касается требований, вытекающих из договора перевозки багажа, то на железнодорожном и автомобильном транспорте для таких требований пассажиров прямо установлен годичный срок исковой давности (ст. 125 УЖТ; ст. 42 УАТ). В п. 3 ст. 164 КВВТ РФ, напротив, подчеркивается, что для этих требований существует общий трехгодичный срок исковой давности.

Воздушный кодекс РФ хранит молчание по этому вопросу, соответственно, к требованиям из договора перевозки багажа должен применяться общий срок исковой давности.

Специфичными являются правила, установленные для морской перевозки. К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, по общему правилу применяется двухгодичный срок исковой давности (п. 1 ст. 409 КТМ).

Но если перевозчик или пассажир в заграничном сообщении являются лицами российского права, то применяются общие трехгодичные сроки исковой давности (п. 1 ст. 197 КТМ).

При каботажном плавании (между российскими портами) также применяются общие сроки исковой давности.

2. Претензионный порядок урегулирования споров может быть установлен только федеральным законом. В принципе в комментируемой статье такой порядок предписывается для перевозок грузов всеми без исключений видами транспорта.

Но необходимо иметь в виду, что на морском транспорте в соответствии с п. 1 ст. 43 КТМ РФ предъявление перевозчику претензии является обязательным только в отношении исков, связанных с перевозкой груза в каботаже (т.е.

при перевозке между российскими морскими портами) .

Читайте также:  Согласие мужчины на беременность и отказ от жилищных алиментов: новые требования к женщинам

———————————
См.: п. 11 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

В п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок предписан только в отношении требований, вытекающих из договора перевозки груза и предъявляемых к перевозчику (тем самым для требований перевозчика к грузоотправителю или к грузополучателю досудебный порядок урегулирования спора не установлен).

Претензии предъявляет или грузоотправитель, или грузополучатель. Особым субъектом в претензионных отношениях является страховщик, выплативший страховое возмещение грузоотправителю (грузополучателю) в связи с ненадлежащим выполнением перевозчиком обязательств по перевозке груза.

К нему по закону в порядке суброгации переходит право требования к перевозчику, которое может быть реализовано только с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и перевозчиком.

Следовательно, до обращения в суд страховщик обязан предъявить претензии к перевозчику, если только такая претензия не была предъявлена страхователем .

———————————
См.: п. 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

Уступка указанными лицами своих прав на предъявление претензий и исков к перевозчику не допускается, поскольку такая уступка входит в противоречие с сущностью установленного комментируемой статьей порядка .

———————————
См.: там же, п. 40.

Что касается претензионного порядка урегулирования споров, вытекающих из договоров перевозки пассажира и перевозки багажа, то вопрос о его обязательности решается в транспортных законах по-разному.

На железнодорожном и автомобильном транспорте претензии, вытекающие из договора перевозки пассажира и его багажа, могут быть предъявлены к перевозчику (ст. 121 УЖТ; ст. 39 УАТ). Соответственно, соблюдение досудебного порядка урегулирования в данном случае необязательно.

Однако для требований, связанных с перевозкой грузобагажа, предъявление претензий является обязательным (ст. 120 УЖТ). На воздушном транспорте для пассажиров установлена необходимость предъявления или претензий, или неких заявлений (п. 4 ст. 124 ВК).

Требование о предъявлении подобных заявлений не может считаться установленным обязательным досудебным порядком урегулирования споров. Необходимость предъявления претензий по требованиям, возникающим из договора перевозки пассажира, прямо предусмотрена на внутреннем водном транспорте (ст. 161 КВВТ).

3. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи порядок предъявления претензии к перевозчику устанавливается в соответствующем транспортном законе. Установленный порядок предъявления претензии должен отвечать на три вопроса:

  • 1) кто именно (грузоотправитель или грузополучатель) может предъявлять претензии к перевозчику; 2) какие документы должны прилагаться к претензии и 3) в течение какого срока должна быть предъявлена претензия?
  • Детальное регулирование процедуры подачи претензии предусмотрено не во всех транспортных уставах и кодексах.
  • На железнодорожном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 120 УЖТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены определенный документ с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза;

— недостача, повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная, выданный перевозчиком коммерческий акт, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего, поврежденного (испорченного) груза;

— просрочка доставки груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена накладная;

— задержка выдачи груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная и акт общей формы;

— возврат провозной платы в случае несостоявшейся перевозки. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции отправления о возврате груза;

— другие случаи, включая споры, вытекающие из договора на подачу транспортных средств.

Перевозчик рассматривает претензии в соответствии с Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 42.

На внутреннем водном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 162 КВВТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены квитанции о приеме груза с отметкой перевозчика о неприбытии груза, а также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза;

— несоблюдение сроков доставки груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная;

— другие случаи.

На воздушном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 125 ВК):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должны быть приложены накладная с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза или документ об оплате провозной платы и справка перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;

— недостача или повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная или коммерческий акт;

— другие случаи.

Право на предъявление претензии возникает с момента наступления определенных обстоятельств. Так, на железнодорожном транспорте претензии по требованиям об утрате груза могут предъявляться по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза, претензии о недостаче груза — со дня его получения и т.д. (ст.

123 УЖТ); на автомобильном транспорте претензии по требованиям об утрате груза предъявляются, когда груз считается утраченным, т.е.

по истечении 10 дней со дня приема груза при перевозках в городском и пригородном сообщении и по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза при перевозках в междугородном сообщении (ст. 14 УАТ).

Принципиальное значение имеет вопрос о сроке, в течение которого может быть предъявлена претензия. В комментируемой статье об этом сроке не упоминается. Положения о том, что претензия к перевозчику, вытекающая из перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности, содержатся в ст. 406 КТМ РФ; в п. 4 ст. 161 КВВТ РФ; в п. 6 ст. 39 УАТ.

На железнодорожном и воздушном транспорте установлен иной порядок: общий срок (предусмотрены и сокращенные сроки) для предъявления претензии установлен в шесть месяцев с момента, когда такое право возникает (ст. 123 УЖТ; ст. 128 ВК).

Пропуск данного срока на предъявление претензии может быть квалифицирован судом как несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров.

4. Право на предъявление иска к перевозчику возникает у лица, имеющего право на подачу претензии, в том случае, если перевозчик не ответил на претензию в течение 30 дней с момента ее получения, а также в том случае, если в ответе содержится полный или частичный отказ в удовлетворении претензии (п. 2 комментируемой статьи).

Претензия считается удовлетворенной при фактическом получении заявителем претензии истребуемой денежной суммы. Заявитель претензии в течение годичного срока исковой давности вправе истребовать от перевозчика признанные им суммы в судебном порядке.

При этом признание претензии перевозчиком без ее удовлетворения свидетельствует о признании перевозчиком заявленных требований, что влечет перерыв течения срока исковой давности .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 486 — 487.

В большинстве транспортных законов установлено, что начало течения срока исковой давности по требованиям из перевозки груза начинается с момента возникновения права на предъявление претензии.

Таким образом, в течение одного года грузоотправитель или грузополучатель должны успеть и соблюсти претензионный порядок, и предъявить требование в суд . Исключение составляет правило п. 2 ст.

128 ВК РФ, в соответствии с которым начало течения срока исковой давности начинается на следующий день после получения ответа об отклонении претензии полностью или частично, а в случае неполучения ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком.

———————————
Только для морской перевозки установлено правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на предъявленную в установленном порядке претензию или истечения установленного для ответа срока (см. ст. 407 КТМ РФ; п. 12 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81)).

Суд по договору перевозки

Юридические услуги в сфере железнодорожных, авиа- и автомобильных перевозок. Разовые услуги или полное сопровождение под ключ. Опыт юристов в сфере транспорта – более 20 лет.

Претензия  перевозчику

Составим грамотную претензию за 1 день

Закон устанавливает обязательный претензионный порядок до предъявления иска к перевозчику (ст. 797 ГК РФ). Причем, должен быть учтен в первую очередь Устав или Кодекс соответствующего транспортного перевозчика.

В ряде ситуаций грамотно составленная претензия может решить спорный вопрос и без обращения в суд.

Но, как показывает наша практика, если есть серьезные убытки, повреждение или полная порча груза, недостача, утрата груза, существенный срыв сроков или срыв погрузки, выгрузки, опоздание на выгрузку, невыполнение заявки и пр., превышающие ответственность по договору, добровольного исполнения требования пострадавшей стороны не будет.

Перевозчик как юридическое лицо, и его бухгалтерия, в частности, должны получить решение Арбитражного суда для установления размеров компенсаций и убытков, которые следует оплатить за невыполнение взятых предприятием обязательств. Поэтому, чаще всего, встречная сторона (перевозчик) пишет ответ на претензию с дальнейшими действиями в Арбитраже.

Срок выставления претензий перевозчику – срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Читайте также:  Работа судов в связи с коронавирусом

Обе стороны спора должны подготовить акт сверки и документы, доказывающие их правовую позицию, в т.ч. документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.

Если для решения спора приглашается юрист, то это должен быть узкопрофильный специалист, хорошо знакомый с технологиями таких споров.

Именно он  должен указать на «узкие места» в документах, показать возможность правильной правовой позиции и позитивного результата.

С учетом документов встречной стороны юридическая позиция  должна быть уточнена и дополнена. Можем рекомендовать Вам нашего юриста с опытом работы по таким спорам – 30 лет!

Куда предъявлять претензию к перевозчику?

Претензии и иски всегда предъявляются к Перевозчику. Но с определенными тонкостями.

Транспортными уставами и кодексами предусмотрен следующий порядок предъявления претензий:

  • При перевозках грузов речным транспортом —  по месту их нахождения (ст. 161 КВВТ РФ).
  • при перевозках морским транспортом  и если перевозка груза не была осуществлена —  к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее.
  • при перевозках груза в смешанном сообщении —  к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки (ст. 403 КТМ РФ).
  • При перевозках воздушным транспортом — к аэропорту пункта отправления или в аэропорт пункта назначения по усмотрению заявителя.
  • При перевозках на автомобильном транспорте — к перевозчику, выдавшему груз, а в случае полной утраты груза — к транспортной организации, принявшей груз к перевозке.
  • При перевозках железнодорожным транспортом к перевозчику (ст. 122 УЖТ), однако здесь есть ряд тонкостей..

Особенностью предъявления претензий грузоотправителей, грузополучателей, юр.диц и ИП к Перевозчику является то, что Перевозчик вправе обратиться в Арбитражный суд с иском в течение одного года, без учета требований к претензионному порядку.

Важно

  • Претензии к Перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев.
  • Претензии в отношении штрафов и пеней — в течение сорока пяти дней.
  • Особенности исчисления сроков предъявления претензий указаны в ст.123 УЖТ.

Иск к перевозчику

Составим правильный иск за 1 день.

Важно обратить внимание, что право на предъявление иска для каждой категории споров (воздушные, автомобильные, железнодорожные и пр.

), конечно же,  после благополучно выполненных действий по выставленной претензии —  имеют разные субъекты спора. Для точного определения надлежащей стороны это необходимо выяснить у юриста.

Есть ряд Обобщений судебной практики, которые также следует учитывать при подготовке исков и доказательной базы к судебным заседаниям.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами» (ст. 797 п. 3 ГР РФ).

  Исковое заявление в  Арбитражный суд может быть предъявлено грузоотправителем или грузополучателем в случае спора, при полном или частичном отказе перевозчика в удовлетворении полученной претензии или при отсутствии ответа от перевозчика в 30-дневный срок.

Самые распространенные, конечно же,  иски следующие:

  • иски перевозчиков по договору перевозки;
  • иски грузоотправителей.  

Коротко о судебной практике по договорам перевозки, сроках

Имущественные споры, вытекающие из договора перевозки, как по искам грузоотправителей, грузополучателей, так и перевозчика имеют определенную сложность и рассматриваются в Арбитражных судах длительное время. Длительность рассмотрения дел связана с тем, что стороны приходят на суд недостаточно подготовленными, иногда возникают вопросы по имеющимся финансовым документам или составлению актов-сверок, назначении экспертизы и т.д.

Судьи Арбитражных судов в целях соблюдения сроков рассмотрения дел (2 месяца) начинают «напрягать» стороны, отказывая в заявлениях и ходатайствах.

Арбитражные споры этой категории дел (даже при достаточности документов) протекают не быстро, лишь в 15% случаев  решение принимается в 1-2 судебных заседания.

Здесь, в суде, уже все понятно, но… Сторона спора должна ДО судебного процесса настолько хорошо подготовить доказательную базу, возможно, привести документы в порядок, сделать акты сверки, заказать ряд подтверждающих правоту стороны документов.

Сформировать нужно не только пакет документов, показывающий ситуацию по существу, но и полномочия стороны на совершение определенных действий как по договору, так и при защите в суде.

Законодательная база по спорам , связанным с перевозкой, более сложна, чем в иных случаях законодательства. Здесь следует учитывать не только Кодексы и законы, относящиеся к предмету спора, но и Постановления верховного суда, Арбитражную практику, и что очень важно – Уставы и иные документы стороны по делу.

Одно и то же дело, при, казалось бы, равных обстоятельствах, будет решаться по-разному, не нарушая норм закона.

Претензионный порядок по Уставам и Кодексам

1. Ст.124 Воздушного кодекса РФ (ВК)

— по требованию пассажира, грузоотправителя, грузополучателя… перевозчик обязан составить коммерческий акт

п.3 До предъявления к Перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки перевозчику предъявляется претензия.

Претензия или заявление предъявляются в аэропорту пункта отправления или аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

— Отсутствие  К.А. (комм.акт) не лишает пассажира, грузоотправителя, грузополучателя права на предъявление претензии или иска.

Ст.126 ВК РФ – Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках.

  • Претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:
  • — в случае недостачи или повреждения, порчи груза или почты, а также в случае просрочки доставки —  со дня, следующего за днем выдачи груза.
  • — в случае утраты груза – через 10 суток по истечении срока доставки.
  • Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока (шести месяцев), если срок  пропущен по уважительной причине.
  • 2. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ)
  • Ст. 161
  •  — до предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к Перевозчику обязательным является предъявление претензии к Перевозчику или Буксировщику.
  • — претензии к перевозчиками могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.
  • Сроки исковой давности исчисляются в отношении:
  • — за утрату груза, багажа – по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза
  • — за недостачу, повреждение груза – со дня выдачи груза, багажа
  • — несоблюдение срока доставки – со дня выдачи груза
  • Ст. 163  – Сроки рассмотрения претензии
  • Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию
  • по результатам уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.
  • Ст. 164 – Срок исковой давности
  • Иски к Перевозчику могут быть предъявлены в 30-дневный срок после претензии.
  • 3. Кодекс торгового мореплавания (КТМ)
  • Ст.403 КТМ – Претензии к Перевозчику
  • До предъявления Перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление Перевозчику претензии.
  • — претензии предъявляются к Перевозчику, который осуществлял перевозку груза
  • — претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к Перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

Ст.405 КТМ – Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены документы, предусмотренные п.1 наст.ст. (подтверждающие право на предъявление претензии и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза)

Перевозочные документы предъявляются в подлиннике.

Ст.406 КТМ – Претензия к Перевозчику может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Ст.407 КТМ – Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из Договора морской перевозки груза в течение 30 дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонить ее.

  1. Ст.408 КТМ – Срок исковой давности
  2. — к требованиям, вытекающим из договора морской перевозки, применяется годичный срок исковой давности.
  3. Указанный срок исчисляется по требованию.
  4. — при утрате груза – по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан

Ст.409 КТМ — … в заграничном сообщении – двухгодичный срок исковой давности.

  • 4. Устав железнодорожного транспорта (УЖТ)
  • Ст.120 УЖТ
  • До предъявления Перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
  • Предъявление претензии регулируется:

Приказ Минтранса России от 31.03.2016 №84 «Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензии при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, ж/д транспортом»

  1. — К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования.
  2. Указанные документы предоставляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенных копий.
  3. Ст.123 УЖТ
  4. — Претензии к Перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев
  5. — Претензии в отношении штрафов и пеней – в течение сорока пяти дней.
  6. Указанные сроки исчисляются:
  7. — повреждения, недостачи – со дня выдачи груза, багажа
  8. — возмещения за утрату груза по истечении 30 дней со дня окончательного срока доставки
  9. — просрочки доставки —  со дня выдачи груза
  10. — взыскание штрафа за невыполнение принятой заявки по истечении 5 дней с момента взыскания штрафа
  11. Ст.126 УЖТ
  12. Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям, другим юридическим лицам и ИП в связи с перевозкой грузов – в течение одного года со дня наступления события.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector