Госдума в первом чтении проголосовала за снижение размера госшполины для физлиц-банкротов

Закон о банкротстве физических лиц – пожалуй, один из самых трудных в российской законотворческой истории. Не менее трёх раз президент Владимир Путин давал прямые поручения разработать и закрепить в законодательстве доступный гражданам порядок избавления от непосильных долгов. И трижды самые разные составы российского парламента успешно саботировали его прямые распоряжения.

Нынешняя Госдума не стала исключением: закон после недолгого обсуждения отклонён. Получат ли россияне простую и доступную схему ликвидации непосильных долгов? Кто в России не боится вступать в противостояние с самим президентом – и всегда выигрывает?

Каждому – по неспособности

Первая попытка установить порядок, при котором гражданин сможет избавиться от любых долгов и начать свою кредитную историю с чистого листа, была предпринята ещё в начале двухтысячных годов.

Тогда ещё Федеральная служба по финансовому оздоровлению (да, была такая) разработала и направила поправки к закону «О банкротстве» и Гражданскому кодексу на согласование в Минюст.

Смысл их был в том, что россиянин, который оказался не в состоянии расплатиться по долгам, может по суду стать банкротом.

Его имущество, за исключением самого необходимого (единственного жилья и прочей утвари), будет распродано. После чего гражданин будет освобождён от всех долгов вне зависимости от того, хватило ли вырученных средств на их покрытие или нет.

Инициатива была настолько хороша, что тут же, в Минюсте, и была успешно похоронена – во всяком случае о каких-либо последствиях история умалчивает.

Позже самые разные попытки закрепить порядок избавления граждан от долгов предпринимало Минэкономразвития.

Пока наконец в 2006 году ведомство не объявило об официальном окончании разработки закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника».

В качестве альтернативы банкротству в проекте была прописана возможность в процессе банкротства взять отсрочку в погашении долга сроком до пяти лет.

После этого документ несколько лет согласовывался и пересогласовывался в самых различных ведомствах. Наконец в 2008 году тогдашний замминистра экономики Анна Попова победно заявила: все согласования закончены, и до конца года проект будет официально внесён в правительство, а после чего принят Госдумой. С этого момента о документе благополучно забыли на несколько лет.

Закон четырёхлетней выдержки

Вспомнил о нём весной 2010 года премьер-министр Владимир Путин, который всё-таки поручил внести в Госдуму законопроект, «устанавливающий реабилитационные процедуры в отношении граждан-должников». И многострадальный закон четырёхлетней выдержки официально поступил в парламент.

Произошло это потому, что актуальность мере придал кризис 2008–2010 годов, когда многие граждане, набрав кредитов, оказались не в силах их обслуживать.

При этом банки, разумеется, на любую задолженность начисляли проценты, пени и штрафы за просрочку очередного платежа.

По сути, человек оставался в рабстве – он не мог обслуживать свой долг, вся его официально полученная зарплата или иной доход тут же списывались приставами, а задолженность только росла.

Банкротство физлиц как «поддержка социальной стабильности и защиты населения» была предусмотрена планом антикризисных действий правительства, предложенных Владимиром Путиным.

Согласно «путинскому» проекту закона, после начала конкурсного производства все выплаты должника останавливаются (за исключением нескольких оговорённых в законе случаев), а проценты и пени перестают начисляться.

Далее либо кредиторы договариваются с заёмщиком о реструктуризации долга, погашение которого может быть растянуто на пять лет, либо должник подвергается процедуре банкротства, в ходе которой все остатки его долгов списываются.

Госдума в первом чтении проголосовала за снижение размера госшполины для физлиц-банкротов

Госдума провела несколько обсуждений и круглых столов, все бонзы нижней палаты высказались в том ключе, что закон нужно принимать как можно быстрее, на том сердце парламентариев и успокоилось, проект снова был положен под сукно. Граждане остались с неоплаченными кредитами, в стране расцвёл полулегальный бизнес по выбиванию долгов.

Банкротство второй свежести

Минэкономразвития, надо отдать ему должное, на этом не остановилось и предлагало всё новые и новые варианты банкротства физлиц, пытаясь найти хоть какой-то компромисс с теми, кто вроде бы публично за, но не публично успешно саботирует принятие закона. И вот, казалось бы, победа. 2012 год, Путин уже президент, и многострадальный проект наконец-то официально внесён в Государственную думу. Через пару месяцев его даже примут в первом чтении. После чего опять забудут на пару лет.

Но очередной кризис, уже 2014 года, заставил стряхнуть накопившуюся пыль с документа.

Санкции, падение рубля, новый кризис на потребительском рынке плюс очередной «волшебный пинок» от президента Путина – и выяснилось, что для окончательной доработки и принятия проекта нужна всего-то пара месяцев. Конечно, всё прошло не без проблем.

Голосование по проекту и дата вступления в силу несколько раз переносились, его переписали настолько, что окончательная версия разительно отличалась от той, которую имел в виду президент.

В настоящее время средняя стоимость процедуры банкротства гражданина составляет 150–200 тысяч рублей и выше.

Главное изменение состояло в том, что в деле о банкротстве гражданина стало обязательным участие финансового управляющего, который на время процедуры будет управлять всеми финансами будущего банкрота. Разработчики из Минэкономразвития эту фигуру предлагали как опцию: если кредитор захочет, то управляющий участвует в процессе, но тогда уж сам кредитор и оплачивает его услуги.

В окончательном варианте, подписанном президентом, ситуация поменялась кардинально: финансовый управляющий стал обязательным, а его услуги оплачивает не кредитор, а должник.

И хотя в законе была прописана максимальная сумма вознаграждения такого специалиста (тогда – 10 тысяч рублей), было очевидно, что работать за эту сумму никто не будет.

На этом минусы принятого закона не заканчиваются, но уже эта пролоббированная банками мера помогла сделать процедуру очень дорогостоящей и недоступной большинству должников.

Госдума в первом чтении проголосовала за снижение размера госшполины для физлиц-банкротов

Банки под шумок пытались тогда пропихнуть норму, согласно которой можно было бы выставить на продажу и единственное жильё должника, но, слава богу, это вовремя заметили СМИ, и норма не прошла. В результате получилось «как всегда»: вроде бы депутаты формально и выполнили поручение Путина, но по сути получилось издевательство – доступного банкротства так и не появилось.

Третий раз – тоже не указ

И вот 29 марта в третий раз закинул он невод: президент Путин попросил Госдуму обеспечить гражданам доступную процедуру банкротства.

Интересно, что новый законопроект с поправками от Минэка в текущую процедуру банкротства физлиц был внесён ещё до нефтяного кризиса и всемирной корона-истерики – 19 сентября прошлого года. Официально внёс его председатель комитета Госдумы по собственности Николай Николаев.

Проект Минэка не предполагал какой-то суперреформы. Просто для небольших долгов от 50 тысяч до 500 тысяч рублей он предложил ввести внесудебную процедуру банкротства.

Мол, всё равно в 75 процентах таких дел с граждан ничего взыскать не удаётся, реабилитационные процедуры не дают эффекта – должникам просто нечем платить.

При этом уже сейчас 3,6 миллиона россиян имеют долги в 50–500 тысяч рублей с просрочкой три месяца.

Поэтому внесудебное банкротство в версии Минэка, хотя и предполагало арбитражного управляющего, было максимально дебюрократизированным: чтобы избавиться от долгов, можно было подать заявление в любую СРО арбитражных управляющих.

Затем выбранный организацией специалист проверяет данные о будущем банкроте (отсутствие имущества, которое можно было бы реализовать, высокого дохода и т. д.), вносит информацию о клиенте в специальный реестр – и через год долги гражданина автоматически обнуляются.

При этом для гражданина вся процедура была бы бесплатной – работа управляющего должна была бы оплачиваться из специального фонда.

Госдума в первом чтении проголосовала за снижение размера госшполины для физлиц-банкротов

Но традиционно для подобного законопроекта он был почти сразу же положен под сукно и стал покрываться пылью, пока через полгода о нём снова не вспомнил Путин – как раз когда коронавирус пересёк границы России, а цены на нефть обвалились к минимуму.

Читайте также:  Приняты новые поправки, защищающие граждан в сфере недвижимости

Сразу после обращения президента к нации, в котором он поручил всё-таки сделать порядок банкротства доступным, над проектом началась работа, уже запылившийся документ Минэка был одобрен правительством, которое в официальном отзыве пошло дальше и предложило убрать из процесса арбитражного управляющего. Для избавления от долгов гражданину достаточно было бы подать заявление в МФЦ.

И всё было хорошо, пока комитет по собственности не опубликовал итоговый вариант поправок, который он предлагал Госдуме принять во втором, основном чтении.

Работа банковских лоббистов видна невооружённым глазом: согласно одобренным комитетом поправкам, на внесудебное банкротство могли претендовать чуть менее чем никто.

Например, чтобы заёмщик мог претендовать на облегчённый порядок, он должен был исполнять свои кредитные обязательства как минимум год и в текущем году внести не менее девяти платежей из двенадцати.

То есть перед тем как банк спишет несостоятельному гражданину остаток долга, он должен вернуть практически всю взятую у банка в кредит сумму, да ещё и проценты сверху заплатить.

Кроме того, в течение полугода до банкротства у гражданина должно возникнуть не более четверти долга.

То есть две трети необслуживаемого долга должны были бы возникнуть за год до банкротства, и при этом гражданин умудрился бы взять новый заём.

Но… даже такую издевательскую версию законопроекта, несмотря на одобрение комитета, всё равно не приняли. Законопроект отложен на неопределённый срок. Видимо, до следующего кризиса.

Как банки уделали Путина

Банки и не скрывают, что являются последовательными противниками процедуры банкротства физических лиц. Их устраивает, когда однажды не рассчитавшие своих сил граждане с помощью процентов и штрафов становятся фактически банковскими рабами.

Внесудебный порядок, даже в том издевательском виде, как его одобрил думский комитет, тем более банкирам не симпатичен.

Официально позицию всего банковского сообщества высказала Ассоциация банков России в письме правительству. Мол, сразу же появится множество мошенников, которые перестанут обслуживать свои кредиты, появится множество фиктивных безработных, которые будут получать зарплаты в конверте и не платить по долгам.

Интересно, что для самих банков Госдума «карантинные» льготы приняла моментально. Помогает нашим банкирам и Центробанк: тут и поблажки по начислению резервов, и «скидки» по соблюдению обязательных нормативов. Сбербанк без проблем даже получил безотзывную кредитную линию от ЦБ в 500 миллиардов рублей.

Интересно, кто же всё-таки руководит Россией? Пока банки ведут со счётом 3:0…

Жизнь банкротов не упрощается

Участники финансового рынка раскритиковали законопроект Минэкономики по упрощению процедуры внесудебного банкротства граждан. По их мнению, увеличение суммы обязательств, допускающих использование схемы, до 1 млн руб. поместит в зону риска ипотечные кредиты в регионах. А рост числа потенциальных внесудебных банкротств приведет к ужесточению условий выдачи кредитов.

Как стало известно “Ъ”, Национальный совет финансового рынка (НСФР) написал письмо в Минэкономики с отзывом на разработанный ведомством законопроект, упрощающий процедуру внесудебного банкротства граждан. Согласно проекту, вдвое, до 1 млн руб., увеличивается максимальная сумма долга, с которой можно подать заявление на банкротство в многофункциональный центр (МФЦ) о внесудебном банкротстве.

Процедура упрощенного банкротства физлиц появилась 1 сентября 2020 года. За десять месяцев возбуждено 4032 процедуры, завершено 1679.

Именно против увеличения порога для внесудебного банкротства выступает НСФР. При увеличении суммы до 1 млн руб.

в «зону риска» инициирования внесудебного банкротства попадают кредиты, обеспеченные ипотекой (особенно учитывая стоимость жилых помещений в регионах), что может создать сложности для добросовестных кредиторов в реализации прав залогодержателей в виде приостановления взыскания по исполнительным документам, отмечается в заключении на проект. Это повлечет ужесточение требований к заемщикам при выдаче кредита:

«По большому количеству долгов мы лишимся возможности взыскания долга, так как не будет производиться анализа обоснованности признания должника банкротом».

Впрочем, из поправок следует, что 500 тыс. из них — налоговая задолженность, а долг перед остальными кредиторами ограничен 500 тыс. руб.

Кроме повышения суммы, по мнению главы НСФР Андрея Емелина, проблемой выглядит отсутствие коммуникации между МФЦ и бюро кредитных историй (БКИ).

МФЦ запрашивает только сведения об исполнительных производствах в отношении подавшего заявление на банкротство. При этом сведения о кредиторах МФЦ получает от самого должника и не проверяет.

В результате может быть нарушено условие о максимальном размере долга для внесудебного банкротства, поясняет господин Емелин.

Еще одна проблема в том, что МФЦ не обязан направлять информацию о внесудебном банкротстве гражданина в БКИ.

«В процедуре «стандартного» банкротства такие сведения согласно закону «О кредитных историях» направляет финансовый управляющий, который является источником формирования кредитной истории.

В рамках же процедуры внесудебного банкротства такие сведения в БКИ не поступают»,— говорится в письме НСФР. В результате, по мнению экспертов совета, потенциальный кредитор может просто не знать о процедуре внесудебного банкротства у гражданина, который обращается к нему за кредитом.

Для решения этих проблем НСФР предлагает обязать МФЦ запрашивать в БКИ сведения о размере обязательств гражданина, обратившегося с заявлением о внесудебном банкротстве.

А также в обязательном порядке добавить МФЦ, наряду с финансовым управляющим, в перечень источников формирования кредитной истории.

Председатель «Банкротного клуба» Олег Зайцев не согласен с критикой повышения суммы долга до 1 млн руб.: «Это людоедство.

Сейчас для внесудебной процедуры установлены слишком зауженные критерии и мало кто из россиян может ею воспользоваться».

Директор департамента корпоративного права РКТ Елена Кравцова называет сомнительным указание на возможность утраты залогов: «Наличие у должника имущества, пусть и заложенного банку, не позволяет инициировать внесудебное банкротство».

Глава правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский полагает, что из-за неясных формулировок в законе риски для залоговых кредиторов теоретически все же есть, поэтому имеет смысл четко прописать, что если на ипотечную квартиру взыскание не обращено, то и долг по такому кредиту с ипотекой не может списываться через «внесудебку».

По словам замглавы Минэкономики Ильи Торосова, обязанность гражданина представить исчерпывающий список кредиторов и размер обязательств перед ними закреплена законом.

«Кроме того, проект расширяет права кредиторов»,— добавляет чиновник.

Их предложено наделить правом обратиться в суд при несогласии с указанными в заявлении сведениями о кредиторе, размере требований или иных спорных моментах с иском о неприменении правила об освобождении от долгов.

Максим Буйлов, Анна Занина

а“аОбаДбƒаМаА баНаИаЗаИб‚ аГаОбаПаОбˆаЛаИаНбƒ аДаЛб аПб€аИаЗаНаАаНаИб б„аИаЗаИб‡аЕбаКаИб… аЛаИб† аБаАаНаКб€аОб‚аАаМаИ аДаО 300 б€бƒаБаЛаЕаЙ

  • A
  • A
  • а аЕаКаОаМаЕаНаДаОаВаАб‚бŒ
  • аŸаЕб‡аАб‚аАб‚бŒ

а”аЕаПбƒб‚аАб‚б‹ а“аОбаДбƒаМб‹ аПб€аИаНбаЛаИ аВаО аВб‚аОб€аОаМ (аОбаНаОаВаНаОаМ) б‡б‚аЕаНаИаИ аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аО баНаИаЖаЕаНаИаИ б€аАаЗаМаЕб€аА аГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНаОаЙ аПаОбˆаЛаИаНб‹ аДаЛб аПб€аИаЗаНаАаНаИб б„аИаЗаЛаИб† аБаАаНаКб€аОб‚аАаМаИ аДаО 300 б€бƒаБаЛаЕаЙ.

аŸб€аИаНбб‚б‹аЙ аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аПб€аЕаДбƒбаМаАб‚б€аИаВаАаЕб‚ баОаКб€аАб‰аЕаНаИаЕ б€аАаЗаМаЕб€аА аГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНаОаЙ аПаОбˆаЛаИаНб‹, аВб‹аПаЛаАб‡аИаВаАаЕаМаОаЙ б„аИаЗаИб‡аЕбаКаИаМ аЛаИб†аОаМ аПб€аИ аПаОаДаАб‡аЕ аДаОаКбƒаМаЕаНб‚аОаВ аО аПб€аИаЗаНаАаНаИаИ аЕаГаО аБаАаНаКб€аОб‚аОаМ.

ааА аДаАаНаНб‹аЙ аМаОаМаЕаНб‚ аИ аДаЛб б„аИаЗаИб‡аЕбаКаИб…, аИ аДаЛб бŽб€аИаДаИб‡аЕбаКаИб… аЛаИб† б€аАаЗаМаЕб€ аГаОбаПаОбˆаЛаИаНб‹ баОбб‚аАаВаЛбаЕб‚ 6 б‚б‹ббб‡ б€бƒаБаЛаЕаЙ. а”аЛб бŽб€аИаДаИб‡аЕбаКаИб… аЛаИб† б€аАаЗаМаЕб€ аВб‹аПаЛаАб‡аИаВаАаЕаМаОаЙ аПаОбˆаЛаИаНб‹ аНаЕ аИаЗаМаЕаНаИб‚бб.

аŸаО баЛаОаВаАаМ аЗаАаМаЕбб‚аИб‚аЕаЛб аМаИаНаИбб‚б€аА б„аИаНаАаНбаОаВ а аЄ а˜аЛбŒаИ аЂб€бƒаНаИаНаА, аКаОб‚аОб€б‹аЙ аПб€аЕаДбб‚аАаВаЛбаЛ аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аВ а“аОбаДбƒаМаЕ, аПаЛаАаНаИб€бƒаЕаМаОаЕ аИаЗаМаЕаНаЕаНаИаЕ б€аАаЗаМаЕб€аА аПаОбˆаЛаИаНб‹ аДаЛб б„аИаЗаЛаИб† баВбаЗаАаНаО баО аВбб‚бƒаПаЛаЕаНаИаЕаМ аВ баИаЛбƒ аНаОаВаОаЙ аНаОб€аМб‹ аЗаАаКаОаНаОаДаАб‚аЕаЛбŒбб‚аВаА аО аБаАаНаКб€аОб‚бб‚аВаЕ. а­б‚аА аНаОб€аМаА аОб‚аКб€б‹аВаАаЕб‚ аВаОаЗаМаОаЖаНаОбб‚бŒ аДаЛб б„аИаЗаИб‡аЕбаКаИб… аЛаИб† аОаБб€аАб‰аАб‚бŒбб аВ ббƒаД б аЗаАбаВаЛаЕаНаИаЕаМ аО аБаАаНаКб€аОб‚бб‚аВаЕ аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаЙ аИаЛаИ аГб€аАаЖаДаАаН.

аŸб€аИаНбб‚б‹аЙ аВаО аВб‚аОб€аОаМ б‡б‚аЕаНаИаИ аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аНаАаПб€аАаВаЛаЕаН аНаА аВаНаЕбаЕаНаИаЕ аИаЗаМаЕаНаЕаНаИаЙ аВ бб‚аАб‚бŒбŽ 333 б‡аАбб‚аИ аВб‚аОб€аОаЙ ааАаЛаОаГаОаВаОаГаО аКаОаДаЕаКбаА а аЄ.

а’ баЛбƒб‡аАаЕ аОаКаОаНб‡аАб‚аЕаЛбŒаНаОаГаО аПб€аИаНбб‚аИб аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚аА а“аОбаДбƒаМаОаЙ, аНаОб€аМаА аВбб‚бƒаПаИб‚ аВ баИаЛбƒ б 1 баНаВаАб€б 2017 аГаОаДаА, аНаО аНаЕ б€аАаНаЕаЕ б‡аЕаМ аПаО аИбб‚аЕб‡аЕаНаИаИ аОаДаНаОаГаО аМаЕббб†аА баО аДаНб аЕаГаО аОб„аИб†аИаАаЛбŒаНаОаГаО аОаПбƒаБаЛаИаКаОаВаАаНаИб.

а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аБб‹аЛ аВаНаЕбаЕаН аВ а“аОбаДбƒаМбƒ 20 баЕаНб‚баБб€б 2016 аГаОаДаА аПаО аИаНаИб†аИаАб‚аИаВаЕ аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаА а аЄ.

а˜аНб„аОб€аМаАб†аИаОаНаНаОаЕ аАаГаЕаНб‚бб‚аВаО а аОббаИаИ аЂааЁаЁ

ааОаВаОбб‚аИ аПаАб€б‚аНаЕб€аОаВ

Госдума приняла Законопроект об упрощенном банкротстве в первом чтении

Главная/Свежие новости по банкротству физ. лиц

Необходимость реформ для снижения кредитной нагрузки назревала давно – существующие положения банкротства физических лиц не позволяют обанкротиться социально незащищенным категориям населения ввиду дороговизны и сложности процедур.

Читайте также:  Могут ли отстранить от работы или уволить за отсутствие прививки: разъяснения минтруда

Проблема неоднократно поднималась в процессе обсуждений ЦБ и Минэкономразвития, но пока все идеи носили формат обсуждений. В начале февраля 2020 года в первом чтении Госдума приняла проект, который представляет собой эффективный механизм банкротства для малоимущих людей.

Предлагаем ознакомиться с подробностями.

Идея законопроекта

Идейным разработчиком выступает депутат от партии Единая Россия, Н. Николаев.

По словам законодателя, представленная процедура необходима бедным людям, для которых существующая система признания несостоятельности является непозволительной роскошью.

Реалии таковы, что только при подаче заявления человеку необходимо иметь для оплаты расходов от 26 000 рублей. В дальнейшем в процедуре возникают дополнительные расходы, которые тоже следует оплачивать.

Упрощенная процедура позволит признать банкротство:

  • без судебного рассмотрения дела;
  • без огромных расходов на процедуру;
  • с введением реабилитационного периода на срок 12 месяцев.

Напомним, что идея упрощенной системы обсуждалась довольно давно, и была представлена на обсуждение еще в 2016 году. Тогда законодатели предложили:

  • банкротство с суммой долга от 50 000 до 900 000 рублей, потом – до 700 000 рублей;
  • отсутствие финансового управляющего в процедуре;
  • отсутствие реабилитационных мероприятий в виде реструктуризации долгов;
  • необходимость самостоятельного обращения за банкротством, самостоятельной подачи публикаций в ЕФРСБ;
  • самостоятельную распродажу имущества должником;
  • прохождение формальностей процедуры за 4 месяца.

Позже в проект были внесены поправки, в конечном итоге Госдума приняла следующее:

  • банкротство можно будет пройти с наличием задолженности 50 000-500 000 рублей;
  • количество кредиторов не должно превышать лимит 10 лиц;
  • управляющий обязательно ведет процедуру, подает публикации, проверяет финансовое состояние должника;
  • у человека не должно быть имущества в собственности, за исключением перечня предметов, которые не подлежат реализации;
  • вводится реабилитационный период сроком до 1 года, после чего человек автоматически признается банкротом, его просроченные долги списываются.

Для кого работает Федеральный закон упрощенного банкротства

Давайте разберемся, кому подойдет новая система.

  1. Гражданам, которые не имеют достаточного уровня доходов. Если семейный бюджет составляет меньше прожиточного минимума в месяц на одного члена семьи должника, или если у человека нет работы – он может пройти процедуру по «упрощенке».
  2. Гражданам, у которых нет имущества. Не учитываются личные вещи, предметы быта, техника, единственное жилье – это перечень имущества, которое не может быть изъято в счет погашения долгов.
  3. Гражданам, у которых нет денежных средств. У человека, обратившегося за процедурой, на счетах и картах в совокупности должно быть не больше 50 000 рублей. Дополнительно будет учитываться состояние счетов должника за последние 3 месяца до обращения.
  4. Гражданам, которые не имеют судимостей (если были – они должны быть сняты или погашены) по преступлениям экономического профиля. Также они не должны на момент обращения быть подвергнуты наказанию по административным правонарушениям. В частности, за мелкое хищение и причинение вреда имуществу.
  5. Гражданам, которые не признавали себя банкротами за последние 5 лет.

Процедура в особенности подойдет социально незащищенным категориям граждан:

  • многодетным семьям;
  • пенсионерам;
  • инвалидам;
  • лицам, потерявшим трудоспособность и т.д.

Сколько стоит упрощенная процедура

Особенность нового проекта заключается в отсутствии существенных затрат на банкротство. Создается специальный Фонд за счет средств саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в который каждое партнерство обязано переводить от 15 000 рублей ежемесячно.

В дальнейшем средства будут тратиться на упрощенные процедуры банкротства:

  • оплата вознаграждения финансовым управляющим;
  • оплата публикаций в ЕФРСБ.

Таким образом, у должника практически не возникнет расходов.

Порядок упрощенного банкротства: инструкция

  1. Должник находит нужную СРО АУ: согласно нормам № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», каждое некоммерческое партнерство обязано вести официальный сайт с реестром членов. Найти сайты СРО можно в интернете, реестры изложены в свободном доступе.

  2. Человек делает официальный запрос в интересующую организацию на выделение управляющего для банкротства.
  3. СРО рассматривает заявку и выделяет финуправляющего.
  4. Управляющий проводит проверку финансового состояния гражданина, если данные подтверждаются, далее подаются публикации о начале процедуры.
  5. Данные о должнике вносятся в реестр.

    Дальше у человека есть 12 месяцев, чтобы подать заявление на исключение из реестра. Это значит, что финансовое положение улучшилось, и необходимость в банкротстве отпала.

  6. Если заявление не будет подано, через год автоматически признается банкротство, задолженности списываются.

Текущие расходы оплачиваются вышеупомянутым Фондом.

Таким образом, банкротство станет доступным для очень бедных людей. По предварительным прогнозам, в силу проект вступит в 2021 году.

Назад в новости

Проект о внесудебном признании физлиц банкротами прошел I чтение

Введение порядка внесудебного признания гражданина банкротом поддержали депутаты Государственной Думы. Первое чтение документа состоялось на пленарном заседании в четверг, 13 февраля.

Упрощение процедуры личного банкротства поможет малоимущим гражданам, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, отметил во время рассмотрения документа Председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Спикер ГД также пояснил, что поправками вводится новый механизм, когда человек, не имеющий возможности полностью выплатить долг в размере от 50 тысяч до 500 тысяч рублей, может обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке. Согласно действующему законодательству, процедурой личного банкротства должник может воспользоваться только при условии, что его долг превышает 500 тысяч рублей.

Документ также предполагает возложить обязанность по сопровождению внесудебного порядка банкротства физического лица на арбитражного управляющего.

«При этом важно, что услуги арбитражного управляющего — а это и его гонорар за работу, и все расходы по делу — будут полностью оплачены из фонда поддержки внесудебного банкротства граждан. Для самого должника они будут бесплатными»,

подчеркнул Вячеслав Володин.

Председатель Госдумы добавил, что услуги арбитражного управляющего обходятся минимум в 25 тысяч рублей, а таких денег у человека, оказавшегося из-за жизненных трудностей в долгах, нет. 

При признании физлица банкротом приостанавливается начисление пеней, неустоек и иных финансовых штрафов, а также процентов по всем обязательствам гражданина. При этом за кредиторами сохраняется право на подачу заявления в суд о признании должника банкротом в общем порядке.

Если финансовое положение гражданина стабилизировалось в течение одного года, он должен предоставить информацию об этом арбитражному управляющему. Тогда действие внесудебного порядка банкротства заканчивается.

Если этого не произошло, упрощенный порядок завершается наступлением банкротства физлица в силу закона. Таким образом, поправки фактически позволяют должнику получить «долговые каникулы», пояснил спикер Госдумы.

«За этот годичный период арбитражный управляющий может помочь добросовестному должнику выбраться из финансовой ямы без потери остатков имущества и полного поражения в кредитных правах»,

пояснил Вячеслав Володин.

Глава Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев ранее пояснял, что кредитор в любой момент сможет оспорить процедуру и перевести упрощенную форму банкротства в обычную судебную.

Ранее сообщалось о разработке поправок, которые упростят и удешевят процедуру банкротства физических лиц.

«Спекулянтов будем вешать»: в Госдуме обсудили госрегулирование цен — МК

Глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский рассказал депутатам Госдумы, как правительство собирается сдерживать рост цен буквально на всё.

Ведомству нужны дополнительные полномочия, сказал он, и предостерег от стремления решить проблему тотальным жёстким государственным регулированием цен.

В ходе дискуссии вспоминали опыт «недружественных» западных стран и цитировали Маршака.

Накануне Росстат сообщил пренеприятное известие: в годовом выражении инфляция в России на начало марта превысила 10%, выйдя на рекордный для последних 20 лет уровень. Какие-то меры, призванные несколько ограничить рост цен, доложил г-н Шаскольский, уже прописаны в первом антикризисном пакете. Сейчас на подходе второй пакет.

Что касается продуктов питания — проверки производителей мяса, гречихи, сахара и куриного яйца по поручению правительства проводятся, а цены растут в том числе и по объективным причинам.

Дело в том, что степень импортозамещенности в российской пищевой промышленности и сельском хозяйстве не столь велика, как хотелось бы в нынешних условиях.

Семена, в значительной степени сельскохозяйственная техника, племенной скот, ветеринарные препараты, добавки — всё это импортное, и потому сворачивание торговли и девальвация рубля оказывают свое негативное влияние.

С начала 2022 года, сказал г-н Шаскольский, сначала крупные общероссийские торговые сети, а потом и около 40 региональных сетей, продающих товары первой необходимости, взяли на себя добровольное обязательство ограничить пятью процентами наценки на подсолнечное масло, хлеб, сахар и овощи для т.н. борщевого набора (только овощи, без мяса). Средний совокупный уровень наценок в результате принятых мер удалось снизить с 22% до 10%. Но цены это сдерживает лишь отчасти…

Особая головная боль — лекарства. Государство регулирует лишь цены на те 808 препаратов, что включены в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). ФАС считает, что нужно пересмотреть правила, и включать в этот перечень лекарства не по инициативе производителей, как было раньше, а и по инициативе органов власти.

Перечень товаров, которые дорожают, был длинным. Бытовая техника, металлопродукция, древесина, сотовая связь…

Тут спикер Вячеслав Володин заметил, что буквально завтра парламент примет законы, которые позволят правительству, как и в 2020 году, в начале пандемии, вводить ограничения на рост цен на ряд товаров первой необходимости, и определять сам перечень товаров, цены на которые будут контролироваться.

Вице-спикер Борис Чернышов (ЛДПР) сказал, что молодые семьи страдают от «взрывного» роста цен на детское питание, одежду: подгузники стали дороже на 20-30%, каши — в два раза, и попросил рассказать о мерах, которые предпринимает ФАС, чтобы всё это остановить.

Г-н Шаскольский признал, что обращения по этому поводу «зафиксированы», но проверка показала, что сейчас рост цен на детские товары вызван в первую очередь тем, что компании-производители отменили промоакции, а со скидками в данном сегменте продавалось до 50% всех товаров. Кроме того, «есть импортная составляющая».

«Коррекция», сказал глава ФАС, и тут связана с нарушением логистических цепочек и трудностями с поставками новых объемов продукции.

Наладить логистические цепочки, обеспечить продавцов и производителей средствами для закупки всего необходимого за рубежом (там, где можно) — всё это не сфера полномочий ФАС. Многие депутаты признавали, что вообще-то о мерах по сдерживанию цен надо спрашивать скорее глав Минпромторга, Минсельхоза, Минэкономразвития… И главу Центробанка.

«Торговые сети обещают 5% наценки, но посредники завышают на десятки и сотни процентов стоимость продукции. Чего не хватает ФАС, чтобы пресекать картельные сговоры?»- спросил Антон Гетта («ЕР»).

Многие рынки являются конкурентными, и цены на них жестко государством не регулируются, напомнил г-н Шаскольский, к тому же на посредников антимонопольные запреты не распространяются.

ФАС хочет и их сделать ответственными за разного рода ценовые сговоры.

«В конце 80-х — начале 90-х годов в СССР применялось жесткое госрегулирование цен, но что в итоге случилось? Крах и дефицит»,- заявил Антон Ткачев («Новые люди»), и предложил учитывать негативный исторический опыт. «Если ввести госрегулирование цен без поддержки бизнеса и снятия барьеров для его развития, за какой срок закончатся товары?»- спросил он.

«Действительно, сейчас нужно принимать разные жесткие и резкие меры, но они должны быть прагматичными и дальновидными»,- ответил глава ФАС.

Дополнительные полномочия для контроля за ситуацией на товарных рынках могут понадобиться, но «сейчас идет коррекция цен, рынки ищут новые точки равновесия, и вмешиваться в эти процессы надо очень аккуратно, с оглядкой на тот самый опыт», повторил он. И заметил, что «в основном предприниматели — добросовестные и порядочные люди и ищут решение проблем».

Тут в дискуссию вмешался спикер. «Испания цены на все товары первой необходимости регулирует и контролирует. Франция — 20% от линейки. США от 5 до 10% цен аграрных производителей регулирует. Германия — 60%.

А наш какой подход? А мы почему эти вопросы не обсуждаем?» — спросил он, не уточнив, впрочем, какими именно мерами регулируются цены на товары первой необходимости в этих странах, которые ранее в тот же день депутат Владимир Шаманов («ЕР») предложил, раз так, честно называть «врагами».

Но г-н Шаскольский опять повторил про «конкретные товарные рынки, на которых сейчас происходит ценовая коррекция».

И процитировал стихотворение Самуила Маршака, написанное 100 лет назад: «Я пришел к жене своей И хотел ее утешить.

Говорю ей: с этих дней: Спекулянтов будем вешать»… там стихотворение долгое, всех повесили, но нечего было купить в результате». Но «там, где будет спекуляция, будем принимать жесткие меры», пообещал глава ФАС.

Тут спикер попросил уточнить, «чем отличается коррекция цен от спекуляции».

«Компаниям необходимо восполнить запас товаров, потому что потребителей беспокоят цены, но их также беспокоит и то, что они не найдут товаров, к которым привыкли»,- ответил г-н Шаскольский, дав понять, что неизбежный в таких условиях рост цен — «коррекция». Но «там, где идет скупка поддонами сахара и гречки, чтобы за углом их продавать, что мы видим иногда — это спекуляция, и это будем выявлять и наказывать»,- заверил он.

Позже сегодня на совещании Путина с правительством глава Минпромторга Денис Мантуров заверил, что госрегулирование цен на товары — недорогие и социально значимые — будет вводиться лишь в самом крайнем случае, если цены будут расти необоснованно.

Комитет рекомендовал Госдуме упрощенные варианты банкротства физлиц

Москва, 13 апреля 2020, 11:37 — REGNUM Комитет Госдумы по собственности рекомендует нижней палате парламента принять законопроект об упрощенном банкротстве физлиц, передает корреспондент ИА REGNUM 13 апреля.

Ко второму чтению подготовлены поправки. Так, банкротство физлиц кроме как по суду может пойти двумя путями, в частности, процедура будет доступна не только через арбитражных управляющих, но и через нотариусов и МФЦ.

Упрощенный порядок банкротства будет доступен тем, у кого есть постоянные долги в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. Предполагается еще один вариант банкротства — для людей, которые находятся в трудных жизненных ситуациях, для них предусмотрена нижняя планка в 50 тыс. рублей.

Что касается стоимости банкротства, то если обращение будет через суд или нотариусов, то цена составит 3 тыс. рублей, если через МФЦ — бесплатно для должника, но уже должно пройти исполнительное производство.

«Сразу хочу сказать: много споров было относительно того, насколько широкое или узкое горлышко должно быть к допуску к процедуре банкротства, и сейчас у нас очень сложная ситуация. Но мы должны понимать, что эта ситуация не будет вечной.

Поэтому одна из задач, которую мы преследовали и хотим решить, чтобы у нас было два условия: первое — для постоянного режима и второе — чтобы была возможность принять определенные меры в ситуациях, аналогичных нынешней», — пояснил глава комитета Госдумы Николай Николаев («Единая Россия»).

В ходе дискуссии возникали опасения, что банкротством можно будет воспользоваться в мошеннических целях.

Комитет предлагает Совету Думы вынести законопроект на обсуждение нижней палаты парламента 14 апреля.

Госдума в феврале приняла в первом чтении законопроект, вводящий порядок внесудебного признания гражданина банкротом. Согласно законопроекту, сопровождение внесудебного порядка банкротства гражданина предлагается возложить на арбитражного управляющего, который будет обязан проверить соответствие гражданина предъявляемым законом требованиям.

Сейчас процедурой личного банкротства должник может воспользоваться только тогда, когда его долг превышает 500 тыс. рублей.

  • Отметим, что в России на фоне коронавируса вводится мораторий на банкротства физлиц.
  • Читайте ранее в этом сюжете: Малоимущие получат «долговые каникулы»
  • Читайте развитие сюжета: В Госдуме в мае ожидают роста обращений на банкротство от физлиц
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector