Сможет ли пострадавшая пассажирка получить страховку, если перевозчиком был частное лицо?

ДТП может произойти даже в том случае, если водитель придерживается аккуратного стиля вождения и соблюдает все правила дорожного движения.

Но участником происшествия может быть и пассажир, и при этом оказаться виновником такой аварии. Также такая категория участников дорожного движения имеет полное право на выплату по ОСАГО.

 Попробуем детально разобраться в том, как быть пассажиру, попавшему в ДТП, в 2022 году.

Кто такой пассажир в ДТП?

Согласно ПДД,

дорожно-транспортное происшествие – это ситуация, возникшая в процессе движения транспорта, с его участием, в которой была повреждена машина, оказан вред здоровью людей или есть погибшие.

Участниками ДТП могут быть разные объекты:

  • автомобиль,
  • пешеход,
  • транспорт,
  • пассажир.

Участником ДТП будет считаться пассажир автомобиля, который непосредственно не принимал участие в управлении транспортным средством, но получил травмы или иной ущерб (имуществу) в результате аварии.

Как пострадавшее лицо, пассажир имеет полное право на возмещение ущерба с виновника аварии. А ответственность виновника может быть застрахована по ОСАГО.

Если пассажир – виновник?

В этом случае он обязан возместить вред, который нанесён имуществу и здоровью других людей. Здесь порядок возмещения ничем не отличается от аналогичной ситуации, к примеру, с пешеходами или велосипедистами – пассажир выплачивает потерпевшим и/или пострадавшим из своего кармана, так как по ОСАГО такие лица не страхуются.

Наиболее распространённые ситуации ДТП с пассажирами, где таковые признаются виновниками, такие:

  • пассажир открыл (левую) дверь машины, в результате чего в неё въехал другой автомобиль или велосипедист (но при этом, конечно же, учитывается вопрос о том, мог ли движущийся предотвратить столкновение),
  • непристёгнутый пассажир своим телом и весом нанёс травмы другим лицам, в том числе водителю, к примеру, при опрокидывании авто,
  • сидящий рядом с водителем человек взял вопреки воле водителя управление на себя.

Сможет ли пострадавшая пассажирка получить страховку, если перевозчиком был частное лицо?

Как правильно оформлять аварию с пострадавшими?

Пассажир, который попал в аварию на стороннем транспорте, не может самостоятельно установить факт ущерба и рассчитать его величину. Чтобы зафиксировать повреждения и участие в ДТП, такой пассажир должен вместе с остальными участниками ДТП дождаться приезда сотрудников ГИБДД для выяснения обстоятельств.

При оформлении материалов о происшествии инспектор внесет в них сведения и о пассажире. Только в этом случае страховая компания сможет возместить ущерб.

После составления материалов пассажиру нужно собрать необходимые документы, в том числе предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья и нанесенных травмах в страховую компанию виновника аварии.

В том числе подтвердить лечение в результате ДТП соответствующими документами.

Бывают ситуации, когда пассажир оказывается в бессознательном состоянии и покидает место аварии на машине скорой помощи. После лечения ему выдается медицинский лист, где указаны причины попадания в больницу, перечислены все повреждения. Также выдается официальное медицинское заключение, которое и следует предоставить в страховую.

Бывают ситуации, когда сразу после аварии человек находится в состоянии шока и отказывается от госпитализации.

Через некоторое время он обнаруживает травмы, но в этом случае есть риск не получить возмещение, так как подтвердить именно причастность таких травм к ДТП может не представляться возможным.

Впрочем, Верховный суд указал на то, что даже в случае оформления европротокола потерпевший может обращаться и после первого обращения, если позже обнаружит вред здоровью (пункт 15 Постановления Пленума Верховного суда №58).

Стоит отметить, что в 2022 году по закону есть 3 вида вреда:

  • ущерб нанесён здоровью пассажира с его участием в ДТП,
  • когда авария стала причиной того, что пассажир погиб,
  • вред имуществу (мобильному телефону, одежде и т.п.).

Можно ли оформить европротокол?

Европротокол – это оформление факта ДТП без участия ГИБДД. Есть несколько условий (пп. «а» п. 1 ст. 11.1 ФЗ-40), которые должны быть соблюдены при оформлении документов таким способом:

  • в аварии задействованы только 2 автомобиля;
  • в результате ДТП ни один человек не пострадал;
  • у обоих участников процесса есть действующие полисы ОСАГО.

Таким образом, если в ДТП пострадали пассажиры, здоровью или имуществу которых причинен вред, участники не могут оформить европротокол.

Пострадавший пассажир – как работает страховка ОСАГО?

Страховой полис ОСАГО должен возместить вред пассажиру. При этом расходы ложатся на страховую компанию машины-виновника ДТП. В ходе судебных разбирательств также может быть вынесено решение о дополнительном возмещении ущерба пассажиру со стороны самого причинителя вреда – виновного в аварии лица.

Действия суда обосновываются тем, что автомобиль, согласно Гражданскому кодексу РФ, вне зависимости от стиля вождения является источником повышенной опасности на дороге. Поэтому каждый, кто садится за руль, должен нести ответственность не только за себя, но и за перевозимых пассажиров.

Сможет ли пострадавшая пассажирка получить страховку, если перевозчиком был частное лицо?

Инструкция по получению выплаты?

Чтобы получить возмещение по полису ОСАГО, пассажир должен обратиться в страховую компанию, предоставить документы и заполнить заявление на предоставленном бланке.

Заявление рассматривается не более 20 дней, по истечении которых вред должен быть возмещен, либо предоставлен мотивированный отказ, согласно ст. 12 п.21 Федерального закона №40-ФЗ.

Обращаться за выплатой по ОСАГО необходимо в страховую виновника аварии.

В список документов входят следующие:

  • справка о ДТП, выдаваемая в ГИБДД или от скорой помощи (она в 2022 году может не выдаваться);
  • медицинское заключение, документы о лечении, купленных препаратах, платных процедурах;
  • справка о смерти, выдаваемая в ЗАГСе, если пассажир погиб (в этом случае за выплатой обращаются его родственники);
  • опись имущества, пострадавшего в ДТП, документы в виде экспертной оценки либо чеки и акты выполненных работ по стоимости ремонта или восстановления.

Обратиться в страховую компанию пассажир может только после того, как будет завершено административное расследование и определен виновник аварии. Сроки обращения законом не оговариваются, но рекомендуется сделать это как можно быстрее после вынесения решения отделением ГИБДД или судом.

Когда лучше оформлять аварию без пострадавших?

Расследование по делу о ДТП чаще всего занимает очень долгое время – нередко дела затягиваются на 6-12 месяцев, что соответственно откладывает и сроки обращения в страховую компанию. Если в результате аварии участники могут договориться об условиях возмещения самостоятельно, водители идут навстречу друг другу, то оформить ДТП лучше без пострадавших.

Есть еще одна причина, почему в некоторых случаях лучше не упоминать факт причинения вреда пассажиру. Это касается ситуаций, когда в результате обращения пассажира автомобиля будет серьезно наказан его водитель – друг или родственник пассажира.

Наказание может вызвать не только штраф, но по состоянию на 2022 год также и лишение прав, согласно 12.24 КОАП.

Поэтому если авария была некрупной, а пассажир пострадал лишь поверхностно, стоит подумать о том, нужно ли заявлять о повреждениях или можно обойтись без этого.

Если пассажир погиб

Если пассажир автомобиля погиб, то действия виновника аварии оцениваются уже с точки зрения уголовного кодекса. Право на возмещение ущерба получают близкие родственники погибшего.

В этом случае по ОСАГО возмещение будет проводить страховая компания, в которую предоставляются документы. Если у виновника аварии отсутствует страховка, родственники могут обратиться в Российский Союз Автостраховщиков (РСА).

Срок обращения не установлен и составляет общий срок исковой давности – 3 года.

По этому направлению возмещение достигает 500 тысяч рублей (из которых 25 тысяч выделяются на погребение погибшего), список документов уточняется по каждой конкретной ситуации.

Сможет ли пострадавшая пассажирка получить страховку, если перевозчиком был частное лицо?

Можно ли возместить упущенную выгоду?

Понятие упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ) и способы ее возмещения устанавливаются Гражданским кодексом России. Если автомобиль пострадал по вине другого человека, в том числе пассажира, собственник имеет право возместить упущенную выгоду.

Рассчитывается этот показатель на основании трех направлений:

  • расходы на восстановление работоспособности автомобиля;
  • стоимость авто, которое приносило доход, на момент попадания в ДТП;
  • доходы, которые автомобиль мог принести владельцу на протяжении периода восстановления.

Но доказать упущенную выгоду в суде достаточно сложно. Судебная практика показывает, что такие решения суд принимает неохотно, но попробовать все же стоит. Для этого собирается пакет документов, в которые входят основные материалы на машину, страховые полисы, протоколы по факту ДТП, иные доказательные документы.

Собранные материалы прикладываются к иску, который подается на имя виновника ДТП. В ходе разбирательств может потребоваться проведение экспертизы, иных исследований. Сроки рассмотрения таких дел не регламентируются.

Судебная практика

Стоит отметить, что возмещение ущерба пассажиру по страховке ОСАГО имеет свои особенности. Возмещение происходит в том случае, если медицинская помощь не могла быть оказана бесплатно. Например, если пациенту назначены лекарства, которые ни одна больница не выдает, поэтому он купил их за личные средства.

Если же медицинская помощь могла быть оказана бесплатно, но человек решил воспользоваться платными услугами, решение по возмещению будет отрицательное.

Дело Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга

По факту ДТП истец затребовал возмещение расходов на лечение, в частности на установку плечевой конструкции. При этом, в ходе лечения обнаружилось, что отечественная конструкция, которая предоставляется бесплатно, гражданину не подошла по индивидуальным особенностям организма. Была приобретена импортная конструкция по высокой цене.

Суд постановил возместить расходы пострадавшего в полном объеме, поскольку такой способ лечения был вынужденной мерой.

Читайте также:  Все уведомления от госорганов начнут приходить через портал Госуслуги

Дело районного суда Ростов-на-Дону

Рассматривался вопрос о претензии со стороны пассажира автомобиля, который попал в ДТП. В результате аварии пассажир получил легкие повреждения здоровью, последствия были устранены в результате стационарного бесплатного лечения. Однако пассажир дополнительно затребовал возмещение морального ущерба.

Суд постановил частично удовлетворить требования истца в размере 30% от заявленной суммы. Подробнее о деле можно узнать здесь.

Дтп с автобусом. какие выплаты положены пострадавшим пассажирам

Серьезные аварии с пассажирским транспортом происходят на российских трассах достаточно часто. К сожалению, практически всегда есть пострадавшие и даже погибшие. Например, в декабре прошлого года автобус с пассажирами упал с моста в Забайкалье. Трагедия унесла жизни 19 человек.

9 февраля 2020 года произошло столкновение грузовика и пассажирского автобуса на трассе Кемерово – Анжеро-Судженск. Водитель фуры погиб на месте, один пассажир скончался в больнице, 38 человек пострадали.

В таких ситуациях пострадавшим и родственникам погибших положены страховые выплаты. О том, какие выплаты кому положены и как их получить разъясняет «Страховой помощник».

На страховые выплаты могут рассчитывать все пассажиры, получившие вред жизни, здоровью или имуществу в результате аварии общественного транспорта: автобус, поезд, самолет, за исключением легкового такси.

Пассажиры не покупают страховку, так как все по умолчанию застрахованы перевозчиком.

 С 2013 года страхование пассажиров – законодательное обязательство транспортных организаций, занимающихся пассажироперевозками.

С января 2018 года право на получение возмещения имеют пассажиры транспортных средств, в которых более восьми пассажирских мест, при условии, что перевозка осуществлялась не для личных нужд.

За причинение вреда жизни пассажира выплата составляет 2 002 5000 рублей на одного человека.

За причинение вреда здоровью пассажира выплата может составлять не менее 2 млн рублей на человека – все зависит от степени тяжести травмы. Минимальные травмы (ушибы или ссадины) оцениваются в 1 тыс. рублей, переломы – от 20 тысяч рублей. За несколько травм выплаты суммируются в пределах 2 млн рублей.

Если пострадало личное имущество пассажира, например, телефон, ноутбук, то пострадавший может рассчитывать на выплату не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного человека. 

Также важно знать, что в течение трех рабочих дней пострадавшим могут выплатить сумму в размере 100 тысяч рублей. Это предварительная выплата, на которую могут рассчитывать в случае причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью. Для ее оформления также пишется заявление о предварительной выплате в страховую компанию. 

Общий срок окончательного рассмотрения заявления на полную выплату не должен превышать 30 дней. 

Ждать факта установления виновника аварии – это самая большая ошибка пострадавших. Необходимо действовать сразу же.

Первое, что нужно сделать, – это после происшествия обратиться к перевозчику и получить документ, в котором зафиксирован факт аварии и данные пострадавшего пассажира. Такой документ составляется в произвольной форме и может называться как «акт о произошедшем событии на транспорте», «сообщение», «справка».  

Для получения страховой выплаты необходимо написать заявление в страховую компанию и приложить к нему следующие документы: паспорт, документ подтверждающий факт происшествия от перевозчика и документ от медучреждения, в которых описан характер полученных травм, диагноз и период нетрудоспособности.

Если пассажир автобуса погиб в результате ДТП, то право на выплату по ОСГОП имеют его иждивенцы, а при их отсутствии ближайшие родственники. Для этого пишется заявление в страховую компанию, к которому прикрепляются документы, удостоверяющие личность и подтверждающие факт родства или нахождения на иждивении у погибшего, свидетельство о смерти.

Отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности у перевозчика не освобождает его от ответственности – он выплачивает возмещение на тех же условиях, что и застрахованные компании. В таких случаях пострадавшим необходимо написать заявление об осуществлении выплаты владельцу маршрута или обратиться к «Страховому помощнику».

Такое поведение страховой компании неправомерно и, как правило, требует вмешательства. Вы можете написать претензию или обратиться к «Страховому помощнику». Этим вы сэкономите время на возмещение и сможете быть уверенными в том, что получите выплату в полном размере.

В своей работе «Страховой помощник» действует последовательно и рекомендует вам придерживаться тех же шагов:

  • Изучает ситуацию. Перед обращением сотрудники компании изучают все необходимые для подачи документы, проверяют, чтобы все обязательные документы имелись на руках, и что страховая компания по-прежнему действует.
  • Отслеживает процесс. Страховщик не вправе запрашивать документы, не предусмотренные законом. В течение 30 дней обязан произвести выплату или направить мотивированный отказ.
  • Проводит правильный расчет выплаты. За каждую травму потерпевший получает определенный процент от страховой суммы. Правильный расчет – это кропотливый труд, который помимо изучения имеющихся документов направлен на установления правильности постановки диагноза и наличия отсроченных осложнений. Только комплексный подход, при котором учитываются травмы, расходы, период нетрудоспособности, нуждаемость в оздоровительном лечении, дает возможность получить полное возмещение. 

Не важно, сколько времени прошло с момента аварии, позвоните в «Страховой помощник» и там проверят, правильно ли вам произвести расчет страховой выплаты, возможно, вам положена доплата.

Из опыта нашей работы каждый второй, получивший подробную инструкцию к действию, все равно сталкивается с проблемами оформления выплат и обращается за помощью. Компания готова встать на вашу защиту с любого момента возникновения спорной ситуации.

«Страховой помощник» – это квалифицированный посредник в делах, связанных с получением страховых выплат.

В своей работе компания привыкла обнародовать неочевидные факты из страховой практики и права потерпевших, чтобы каждый имел возможность получить то, что ему необходимо для возмещения убытков.

Освещая путь от происшествия до получения страховой выплаты, сотрудники компании стараются упростить жизнь клиентам, взяв все заботы на себя.

Они помогают с момента наступления страхового случая, представляют интересы в ГИБДД и во время следствия, собирают документы, принимают меры к примирению сторон.

 Таким образом компания берет на себя не только вопрос оформления страховой выплаты, но и все правовые проблемы с момента наступления страхового случая. 

«Страховой помощник»Сможет ли пострадавшая пассажирка получить страховку, если перевозчиком был частное лицо? г. Барнаул, пр. Социалистический, 59 Тел.: 8-800-222-95-75

Сайт: страховойпомощник.рф 

Страховые выплаты пассажирам при ДТП: кто, сколько и как может получить возмещение

11.01.2016

В месяц на дорогах Омской области происходит примерно 25 аварий с участием автобусов и маршрутных такси, в которых получают травмы десятки человек. О том, какая страховая компенсация полагается по закону и как ее получить, — в материале Om1.ru.

Прежде всего, нужно знать, что компания-перевозчик несет гражданскую ответственность перед пассажирами, причем застраховаться обязаны все коммерческие перевозчики — это декларировано законом № 67-ФЗ, рассказал директор Омского филиала АО «СОГАЗ» Олег Душенко. Если случается ДТП, пострадавшим (или их близким — в случае гибели пассажира) положены страховые выплаты.

Если перевозчик нарушил закон и не застраховал свою ответственность, взыскать возмещение вреда с него можно в судебном порядке по нормам гражданского законодательства. Если страховщик, застраховавший ответственность, обанкротился, за выплатой следует обращаться в Национальный союз страховщиков ответственности (НССО).

Размеры страховых сумм

В случае смерти пассажира родственникам выплачивается полная страховая сумма — 2 млн рублей. Также в пределах 25 тысяч рублей будут компенсированы расходы на погребение погибшего.

Если пассажир был травмирован по вине перевозчика, то он также получает страховое возмещение.

В этом случае размер выплаты зависит от тяжести травмы и рассчитывается на основании таблицы выплат, в которой расписаны возможные виды повреждений и соответствующие им нормативы возмещений. Этот документ утвержден постановлением Правительства РФ № 1164.

Нередко бывает так, что страховую выплату пассажир получил, но в дальнейшем последствия травмы привели к инвалидности. Тогда он вправе обратиться за дополнительным возмещением.

Оно будет рассчитываться как разница между ранее выплаченной суммой по таблице травм и суммой, соответствующей установленной группе инвалидности (I — 100% страховой суммы, то есть 2 млн рублей, II — 70%, III — 50%, «ребенок-инвалид» — 100%).

В этом случае следует предоставить заключение медико-социальной экспертизы и справку об инвалидности.

Кто имеет право получить страховые выплаты

Право на получение максимальной компенсации имеют, в первую очередь, нетрудоспособные лица, то есть те, кто находился на иждивении погибшего, а также неработающие, если они ухаживают за детьми, братьями, сестрами, внуками погибшего в возрасте до 14 лет либо старше 14 лет, но нуждающихся в уходе по медицинским показаниям. Если у погибшего пассажира на иждивении никого не было, то в этом случае право на страховую выплату имеют супруг, родители и дети погибшего, а также граждане, у которых погибший находился на иждивении.

Бывает так, что заявление на страховую выплату подают сразу несколько человек, причем у каждого есть такое право по закону. Например, это двое несовершеннолетних детей погибшего. В этом случае выплата будет разделена поровну между подавшими заявление.

Деньги на погребение выплачиваются либо тому, кто фактически понес ритуальные расходы и подтвердил это документально, либо — при отсутствии такового человека — делятся между выгодоприобретателями, подавшими заявление на страховую выплату.

Что нужно для получения страховых выплат

Пострадавший пассажир или его наследники должны знать, что для получения страховой выплаты, во-первых, необходимо предоставить документы, подтверждающие факт страхового события (справка ГИБДД о ДТП, протокол перевозчика).

Во-вторых, нужно предъявить документы, подтверждающие личность (паспорт), родство или иждивение (паспорт, свидетельство о рождении ребенка, документы органов опеки и судебных инстанций), а также свидетельство о смерти при получении выплат за погибшего.

Читайте также:  Замглавы Минпромторга: рестораны и кафе откроются при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических норм

В случае причинения вреда здоровью требуется достаточно подробный документ медицинского учреждения с указанием диагноза при поступлении и при выписке.

Страховые выплаты за повреждение имущества пассажира

Если по вине перевозчика пострадало имущество пассажира, например, багаж, ручная кладь, то вред также может быть возмещен в пределах 23 тысяч рублей. Но пассажиры должны знать, что за вещи, которые были на них, так называемые носильные вещи, выплаты не производятся.

Чтобы получить деньги, надо предъявить страховщику багажные квитанции и, если есть, документы, подтверждающие фактическую стоимость багажа.

Если подтверждающих документов нет, выплата рассчитывается по нормативам, установленным законом: 600 рублей за килограмм багажа и 11 тысяч рублей за всю ручную кладь.

Получить деньги может как сам владелец, так и уполномоченное им по доверенности другое лицо.

Кто ответит, если в ДТП пострадал пассажир – ilex

При ДТП ответственность возникает не только за нарушение ПДД. Владельцу автомобиля придется возместить вред, в том числе причиненный пассажиру. Рассмотрим, кто еще в ответе перед пассажиром, какой вред нужно возместить и что поможет смягчить ответственность.

Кто отвечает за причинение вреда

Никто не спорит, что автомобиль — источник повышенной опасности. Поэтому ответственность за причинение вреда при его использовании обычно несет законный владелец. Это может быть собственник или тот, кто управлял автомобилем по доверенности (далее — автовладелец) .

Данное правило не распространяется на водителя, который управляет автомобилем по поручению или с согласия собственника .

Например, автовладелец передал автомобиль на время другу, но доверенность не оформил. Поэтому в случае ДТП будет отвечать за причиненный пассажиру вред. Аналогичная ситуация складывается, когда автомобиль принадлежит организации. Хотя им управляет работник, ответственность несет организация.

  • Обратите внимание!
  • Автовладелец не обязан возмещать причиненный пассажиру вред, если докажет, что он возник :
  • — из-за непреодолимой силы;
  • — умышленных действий самого пассажира;
  • — противоправных действий третьих лиц, неправомерно завладевших автомобилем.
  • Кто еще участвует в возмещении вреда

При столкновении автомобилей ответственность перед пострадавшим пассажиром несут автовладельцы солидарно . Следовательно, пассажир может потребовать возместить вред и от всех автовладельцев сразу, и от любого из них в отдельности. Причем как полностью, так и частично.

На заметку

Автовладелец, который возместил пассажиру вред, вправе истребовать выплаченную сумму у виновных в этом лиц .

Причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира в результате ДТП признается страховым случаем. При его наступлении возникает ответственность страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств .

Таким образом, если есть страховка — вред возместит страховая организация. В отдельных случаях это сделает Белорусское бюро по транспортному страхованию .

На заметку

Вред, причиненный по вине водителя, возмещается на основании страховки автовладельца .

Страховая организация возместит пассажиру сумму вреда в пределах лимита ответственности. Если ее окажется недостаточно, остальное придется доплатить автовладельцу .

Обратите внимание!

Если автовладелец добровольно выплачивает пассажиру вред, страховая организация от страхового возмещения не освобождается. Когда лимита ее ответственности недостаточно, выплаченная сумма засчитывается в счет возмещения вреда. Если страховое возмещение полностью покрывает причиненный ущерб — возвращается автовладельцу .

Какой вред нужно возместить

Не имеет значения, сам пассажир пострадал в ДТП или его имущество. Вред все равно нужно возместить в полном объеме .

Имущественный вред возмещается :

— в натуре, т.е. предоставляется вещь того же рода и качества либо исправляется поврежденная, чтобы пассажир смог и дальше использовать ее по целевому назначению;

— в виде компенсации убытков, т.е. выплачивается стоимость поврежденного имущества, а порой и доходы, которые пассажир мог бы получить от его использования.

Вред личности пассажира включает, кроме прочего :

— утраченный заработок;

— расходы на восстановление здоровья (лечение, лекарства, дополнительное питание, протезирование, посторонний уход и т.д.);

  1. — компенсацию морального вреда (физические и нравственные страдания) .
  2. На заметку
  3. Моральный вред возмещает исключительно автовладелец (автовладельцы солидарно) .
  4. Как смягчить ответственность
  1. Автовладелец может направить пассажира в страховую компанию или возместить вред добровольно в сумме, подтвержденной документально. Например, когда речь идет о поврежденном имуществе, это только средства, фактически затраченные на его восстановление (ремонт). Расходы на лечение, покупку лекарств, дополнительное питание или уход должно подтвердить заключение МРЭК. Размер расходов подтверждают счета (иные документы) .

На заметку

Размер компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения вреда имуществу. К тому же основанием для уменьшения выплат может стать неосторожность самого пассажира (не пристегнулся, отвлекал водителя, громко разговаривал по телефону и т.д.) и материальное положение автовладельца .

  1. В случае судебного разбирательства в нем надо активно участвовать. В частности, можно ходатайствовать:
  • — привлечь в качестве соответчиков других автовладельцев, если они причинили вред совместно, или страховую организацию (страховые организации всех автовладельцев, участвовавших в ДТП). Если она не будет вовлечена в судебное разбирательство, решение суда могут отменить ;
  • — уменьшить моральный вред.
  • При необходимости стоит представить доказательства, что:
  • — причиной вреда стали умышленные действия самого пассажира или его грубая неосторожность (например, можно представить детальную копию телефонных звонков пассажира);

— автомобилем противоправно завладели третьи лица. И тогда именно они будут отвечать за причиненный вред. Если, конечно, правонарушению не способствовала неосторожность автовладельца. В этом случае его тоже могут привлечь к ответственности .

Страховые споры в грузоперевозках

Путь от подачи заявления о наступлении страхового события до фактического получения денег может занять несколько лет. Это обусловлено следующими факторами:

  • договор страхования всегда практически безупречен;
  • у страховых компаний отлично обученные юристы, которые специализируются именно на таких делах;
  • судебные споры по договорам страхования проходят (в подавляющем большинстве случаев) по месту регистрации страховой компании;
  • арбитражные суды отдельно выделяют споры, по которым ответчиком (должником) является страховая компания (подробнее здесь);
  • у страховщиков огромная, наработанная в их пользу, судебная практика, на которую они ссылаются.

Этот список далеко не полный, но по нему уже можно понять, что без участия опытного юриста, специализирующегося на делах, связанных с получением страхового возмещения перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем, шансы на успех весьма низкие.

Когда надо обращаться к юристу?

В идеале — до заключения договора страхования. Юрист проанализирует договор и правила страхования, укажет на тонкие места в документах и, возможно, вы предпочтете выбрать другую страховую компанию, в которой договор и правила страхования соответствуют целям, которые вы преследуете при страховании своей ответственности.

Если вы не обратились к юристу на стадии заключения страхового договора, а страховой случай уже наступил (допустим, сгорел перевозимый груз) — обязательно проконсультируйтесь с юристом до подачи заявления о наступлении события, подпадающего под застрахованный риск.

Сведения, которые вы укажете в заявлении о случившемся страховом событии в дальнейшем будут играть огромную роль. Именно от этих сведений потом, в суде, будет зависеть удастся ли вам получить со страховщика выплату.

Ни в коем случае не консультируйтесь с сотрудником страховой компании по поводу того, что вам указать в заявлении — сотрудник играет не в вашей команде, он никак не заинтересован в том, чтобы у его работодателя возникли крупные финансовые потери.

Часто застрахованное лицо обращается к юристу после получения отказа о выплате страхового возмещения. В таком случае необходимо предоставить все документы, относящиеся и к перевозке, и к договору страхования. В ходе консультации юрист определит перечень документов, которые ему необходимы для работы со страховым случаем и решения вашего вопроса.

Обращение к юристу во время длящейся судебной тяжбы со страховщиком наименее эффективное, но не безнадежное. Хотя, конечно, до этого лучше не доводить. Все надо делать вовремя, только тогда вы обеспечиваете надежную юридическую защиту собственных бизнес-интересов.

Мошенничество, грабеж или кража груза?

Страховая компания, выплачивая страховое возмещение, не просто дарит деньги застрахованному лицу, а взыскивает свои убытки (сумму выплаченного возмещения) с виновного лица. Это называется переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба или, если сказать одним словом, суброгация. Общий порядок суброгации установлен ст. 965 Гражданского кодекса РФ.

Многие страховые компании неохотно включают в страхуемые риски утрату груза в результате мошенничества. Чаще всего страхуются риски кражи груза и грабежа водителя, перевозящего груз.

При утрате груза по вине третьих лиц страховщик может воспользоваться правом на предъявление суброгационного требования только в том случае, если однозначно установлен виновник — вор, грабитель или мошенник. В отсутствие лица, виновного в утрате груза, страховая компания вынуждена относить выплаченное возмещение на свои убытки.

Криминальная статистика свидетельствует о том, что чаще всего утрата груза происходит вследствие кражи или мошенничества. Разбой и грабеж случаются, но происходят не настолько часто. Именно это часто является краеугольным камнем всех страховых дел.

Проблема в том, что грань между мошенничеством и кражей груза нередко очень тонка, поэтому от юриста страхователя требуются знания не только гражданского, но и уголовного и уголовно-процессуального права, чтобы при рассмотрении дела в суде убедить суд в том, что случившееся является страховым случаем и страховая компания обязана выплатить положенное по договору возмещение.

Читайте также:  Почему оперативники не могут использоваться «наведение справок» для получения электронной почты

Взыскание страхового возмещения за утрату, повреждение, порчу груза

Предположим, страховой случай наступил. Какова вероятность того, что страховщик добровольно выплатит страховое возмещение да еще и в полном объеме? Вероятность варьируется в зависимости от обстоятельств и выбранной вами страховой компании, но в среднем она равна примерно 20%. Если вы попали в остальные 80%, то необходимо взыскивать страховое возмещение в судебном порядке.

До обращения в суд обязательно соблюсти досудебный этап — это установлено частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ. После 30 дней с момента отправки претензии вы вправе обратиться в суд с иском.

Этапы работы юриста по делам, связанным со страховыми спорами

Так как споры со страховыми компаниями относятся к одной из самых сложных категорий судебных дел, юристу необходимо внимательно ознакомиться и изучить все имеющиеся материалы. Главные документы для юридического анализа:

  • договор страхования;
  • правила страхования;
  • договор перевозки или экспедирования;
  • заявка на перевозку или оказание экспедиционных услуг;
  • товарно-транспортная или транспортная накладная, экспедиторская расписка или иной документ, подтверждающий прием груза для перевозки у грузовладельца;
  • документы, подтверждающие наступление страхового случая (протоколы, определения, постановления компетентных государственных органов — МВД, МЧС и т. п.).

В ходе анализа необходимо увязать событие, в результате которого возникли убытки, с договором страхования; выяснить, является ли произошедшее страховым случаем, рассчитать сумму страховой выплаты с учетом всех обстоятельств, разработать тактику взыскания со страховщика возмещения.

После того как юрист сформирует и определит порядок действий для получения выплаты со страховой компании возмещения, он направляет письменное требование — претензию. Соблюдение претензионного порядка по делам, связанным с получением перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем страхового возмещения, обязательно в силу ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При отказе от удовлетворения претензии юрист готовит исковое заявление и направляет его в суд.

На этом этапе начинается плотная работа по взысканию страховой выплаты — суды очень строго относятся к таким заявлениям, въедливо вчитываются в содержание договора и правил страхования.

В свою очередь страховая компания не ведет себя пассивно, наоборот, страховщик активно защищает свою позицию, представляя в суд мотивированные отзывы, возражения и пояснения на иск.

Как долго длятся дела по страховым спорам?

Бывает, что по нескольку лет. Однозначно гарантировать быстрое и приятное получение денег по суду со страховой организации не может ни один добросовестный юрист.

Страховая компания располагает значительными ресурсами — человеческими, финансовыми, юридическими — позволяющими затягивать процесс выплаты страхователю. Страховщики, как и любые юридические лица, ведут деятельность для получения прибыли.

Каждая страховая выплата уменьшает размер этой прибыли, поэтому вполне естественно, что страховая компания будет всеми способами стремиться уменьшить процент страховых дел, по которым застрахованные лица будут получать возмещение.

Страховые компании содержат большие штаты юристов, что позволяет вырабатывать новые тактики и схемы защиты.

Например, некоторое время у страховщиков в судах проходили доводы о том, что Уставом автомобильного транспорта и Законом о транспортно-экспедиторской деятельности прямо не предусмотрена возможность перевозчиков и экспедиторов страховать свои риски, вследствие чего заключенный договор страхования рисков перевозчика является недействительным. Исправлять юридически абсурдную ситуацию пришлось Верховному Суду РФ (п. 12 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции).

Подытожим

Страхование груза или ответственности за груз — не самое дешевое удовольствие.

Если вы решили застраховать свою ответственность экспедитора или перевозчика (либо вы грузовладелец и застраховали перевозимый груз), обратитесь к юристу, предоставьте ему договор страхования для анализа.

На этом этапе вы сможете понять, “сработает” ли страховка при хищении, утрате или порче груза. Если страховой случай произошел — обращайтесь к юристу для составления заявления о получении страхового возмещения и дальнейшего ведения дела, вплоть до получения подлежащих выплате сумм.

Личный опыт: как потерпевшему в ДТП получить компенсацию, если нет страховки

У моего полиса ОСАГО истёк срок действия, и на момент аварии новый я оформить не успела. Буквально за пару дней до визита в страховую я попала в ДТП. Авария произошла зимой 2021 года.

Мы с мамой ездили за продуктами и как раз собирались уезжать с парковки, когда в мою машину врезалась Mazda 3. Водитель не заметила мой автомобиль и не услышала, как я сигналила.

У моей машины треснул и отвалился бампер, треснула правая фара.

Слева — моя машина, у которой после столкновения с Mazda 3 отвалился бампер.

Водитель второго автомобиля вышла из машины. Я спросила, почему она не остановилась, когда я начала сигналить. Девушка сказала, что не слышала. Мы установили аварийный конус, вызвали ДПС. И для неё, и для меня это была первая авария. Однако у меня действующего полиса ОСАГО не было, а у неё — был.

Пока мы ждали сотрудников ДПС, девушка в машине советовалась с кем-то по телефону. Спустя 20 минут, когда приехали инспекторы, она стала настаивать на том, что мы обе виноваты в аварии.

Чувствуя себя совершенно правой и не желая затягивать с разбором, я максимально подробно описала подробности ДТП в объяснительной записке. Уточнила все детали, которые могли вызвать сомнения: и то, что я неоднократно подавала сигналы, и то, что соблюдала дистанцию. Водитель Mazda 3 тоже написала объяснение. На следующий день нам назначили группу разбора.

Я думала, что разбор будет происходить в кабинете, с участием обеих сторон, но это был мой самый короткий визит в ГАИ. Я пришла, получила определение об отказе в возбуждении уголовного дела. В нём говорилось, что виновником аварии является водитель Mazda 3 и что дело решено досудебно.

Мне также дали инструкции, как действовать дальше. Нужно было позвонить в страховую компанию виновника ДТП, сообщить о страховом случае и договориться об экспертизе повреждений.

Определение, которое выдали в ГАИ на разборе.

Я позвонила страховщику и заявила о страховом случае. Заявку приняли и назначили дату экспертизы. Оператор предупредила, что машина должна быть чистой, и попросила взять с собой:

  • все документы, связанные с ДТП: постановление, определение, протокол;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства (ПТС);
  • свидетельство о регистрации авто (СТС);
  • водительское удостоверение.

В указанный день, спустя неделю, я приехала в страховую компанию. Эксперт осмотрел машину, сфотографировал повреждения, отсканировал документы. Я написала заявление на получение компенсации за повреждения. Через несколько дней мне сообщили положенную сумму и пригласили на ремонт в автосервис.

Страховая компания насчитала компенсацию в 8000 ₽ с учётом износа — моей машине было уже 10 лет. На момент аварии у меня уже около двух недель хранились в гараже новые бамперы и фары. Давно собиралась их поменять, но всё время откладывала.

Смысла в ремонте я не видела: у меня уже были нужные запчасти. Выгоднее было получить деньги, поэтому я написала заявление на компенсацию в денежном эквиваленте. Форму заявления предоставили сотрудники страховой компании.

Возможно, деньги мне выдали бы в отделении страховой компании в Орехово-Зуеве, но там уволился сотрудник, отвечавший за эти операции. Страховщик предложил обратиться в головной офис компании в Москве. Для меня это неудобно, но других вариантов не было. Я съездила в Москву, написала заявление на компенсацию, и через несколько дней мне перечислили 8000 ₽ по указанным банковским реквизитам.

ведущий юрист Европейской Юридической Службы

ОСАГО — это страхование не автомобиля, а ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения.

Давайте представим себе обратную ситуацию: ОСАГО нет у виновника аварии, а не у потерпевшего. В этом случае предстоит судебная тяжба с виновным.

При подготовке к ней пострадавшему придётся заплатить эксперту за оценку ущерба, юристу — за ведение дела, почтовые расходы, госпошлину.

Разбирательство может затянуться на несколько месяцев, а после может выясниться, например, что с должника просто нечего взять: официальных доходов он не имеет, имущества нет.

Личный опыт: в мою машину врезался водитель без ОСАГО

Федеральный закон «Об ОСАГО» как раз нацелен на то, чтобы потерпевший мог получить компенсацию до 400 тысяч ₽ без дополнительных финансовых и временных затрат. Он обязывает всех автовладельцев страховать свою ответственность. За отсутствие полиса ОСАГО полагается штраф в размере 800 ₽.

Виновник ДТП, не оформивший полис ОСАГО, несёт личную ответственность перед пострадавшим в соответствии со статьями 15, 1064 и 1079 Гражданского кодекса. То есть ему самому придётся выплачивать ущерб и компенсировать потерпевшему все расходы и издержки.

Если этого не сделать, деньги взыщут судебные приставы. Предельного срока взыскания не существует: пострадавший в аварии может требовать деньги до конца жизни должника, а после — обратиться к его наследникам.

Всего этого можно избежать, если ежегодно оформлять ОСАГО.

Оформите ОСАГО, чтобы ни о чём не беспокоиться

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector