Какие права приобретает человек с момента фактического задержания?

При осуществлении такого процессуального действия, как задержание, важно соблюдать максимальные сроки его проведения. Органам, осуществляющим этот процесс, важно знать, как исчисляется срок задержания и с какого момента начинается.

Понятие

Пятнадцатым пунктом пятой статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ установлено, что задержание — это фактическое лишение свободы передвижения гражданина, который подозревается в совершении правонарушения уголовного характера. Его проведение осуществляется в строгом соответствии с порядком, определенным Кодексом. Срок задержания исчисляется с момента реального лишения возможности человека свободно передвигаться.

Данное мероприятие по отношению к потенциальному преступнику является мерой принудительного характера. Его применение допускается определенным кругом субъектов (органов правопорядка и других органов). Максимальный срок задержания подозреваемого исчисляется в часах и не может превышать сорока восьми часов. Если за этот период вина гражданина не доказана, его обязаны отпустить.

Некоторые правоведы определяют, что срок задержания подозреваемого исчисляется с момента доставления его к дознавателю или следователю. Такая мера носит кратковременный характера.

Основания для процедуры

Человек, который считается подозреваемым, может быть задержан по следующим основаниям:

  • подозреваемое лицо было обнаружено на месте совершения преступления;
  • имеют место свидетельские показания о том, что данный человек совершил правонарушение уголовного характера;
  • на вещах или в жилом помещении гражданина были обнаружены улики, которые свидетельствуют, что именно это лицо совершило уголовное правонарушение.

Какие права приобретает человек с момента фактического задержания?

Помимо оснований, важны также причины задержания. К ним относятся:

  1. Попытки скрыться, предпринимаемые гражданином, находящимся под подозрением.
  2. Личность подозреваемого или местожительства (регистрации) не установлены.
  3. Следователь получил санкцию прокурора на проведения данного мероприятия.

При наличии одной из указанных причин, срок задержания исчисляется по тем же основаниям.

Доказательства правомерности процедуры

Более длительный срок задержания лица исчисляется с момента установления следственными органами факта его причастности к совершению уголовного правонарушения. Кроме того, сотрудники следствия должны незамедлительно получить разрешение на осуществление данного процессуального действия.

Меры по ограничению свободы применяются в следующих случаях:

  • обвиняемый сообщил, что совершенное им уголовное правонарушение было реализовано в соучастии;
  • очевидцы произошедшего преступления указывают на причастность к нему конкретного лица;
  • органы следствия установили реальную причастность задержанного к совершению преступления на основании доказательств;
  • гражданин полностью подходит под описание, данное свидетелями.

В этих случаях также срок задержания исчисляется с момента лишения гражданина свободы передвижения.

Разновидности задержания

Чтобы установить, с какого момента исчисляется срок задержания, необходимо знать его разновидности. Российским законодательством установлено два типа задержания: административное и уголовное.

Административный тип применяется в том случае, когда речь идет о лишении человека свободы до момента рассмотрения дела о совершенном им правонарушении административного характера.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента фактического применения ограничительных мер в отношении передвижения виновного человека и составления протокола о задержании.

Продолжительность и типы сроков в зависимости от степени тяжести правонарушения закреплены в соответствующем Кодексе.

Какие права приобретает человек с момента фактического задержания?

Уголовный тип задержания применяется в ситуациях, когда человек подозревается в совершении правонарушения уголовного характера. Срок такой меры, в отличие от срока административного задержания лица, исчисляется краткосрочным периодом (в часах), так как является временной ограничительной мерой.

Сроки ограничения свободы зависит от типа задержания и повода его осуществления.

Сущность процедуры административного типа

Рассмотрев, с какого момента исчисляется срок административного задержания, следует определить сущность данного понятия.

Данный тип имеет множество нюансов, в зависимости от повода к лишению свободы и тяжести совершенного правонарушения. Минимальный срок административного задержания исчисляется тремя часами (если речь идет о правонарушении легкой степени). Максимальная продолжительность принудительной меры достигает 48 часов.

В отношении продолжительности времени задержания имеется ряд особенностей. Например, если совершенное гражданином правонарушение имеет признаки посягательства на российскую границу, основания лишения человека свободы передвижения меняются, а срок и порядок его исчисления остается тот же.

В рамках административных дел существуют особенности того, как исчисляется срок задержания, в зависимости от личности виновного.

Одним из таких примеров является доставление в отдел полиции гражданина в состоянии опьянения (токсического, наркотического или алкогольного типов).

В этом случае срок административного задержания исчисляется с момента полного отрезвления человека, когда он может адекватно воспринимать происходящее вокруг него и свои действия.

Какие права приобретает человек с момента фактического задержания?

Административный тип задержания в некоторых случаях начинает течь не с момента фактического ареста гражданина, хотя это закреплено на законодательном уровне.

Так как одним из условий начала течения срока является составление протокола, в исключительных ситуациях арест производится до момента отсчета срока задержания. Это связано с тем, что не всегда есть возможность составить протокол на месте ареста.

В этом случае документ составляется при прибытии в отдел полиции, и срок задержания исчисляется с момента его составления.

Действия правоохранительных органов

После того, как произведено задержание административного типа и составлен соответствующий протокол, начинается течение срока в 48 часов (в некоторых случаях меньше).

После того, как максимальное время ареста истекло, гражданину должны предъявить обвинения или отпустить его. Если за этот период были найдены доказательства виновности лица, в отношении него избирается пресекательная мера.

Дальнейшее содержание под стражей таковой мерой в данном случае не является. С гражданина могут взять подписку о невыезде или применить в отношении него меру в виде ареста в домашних условиях.

Какие права приобретает человек с момента фактического задержания?

Если гражданин совершил преступление особой тяжести, его могут оставить в месте задержания до момента оглашения обвинительного приговора. При этом, такой арест должен быть санкционирован судом путем вынесения соответствующего постановления.

Случаи административных арестов

После задержания гражданина-нарушителя, доставления в полицейский отдел и составления протокола, в определенных случаях на лицо налагается арест административного типа. К таким случаям относятся следующие:

  • мелкая кража;
  • несоответствующая нормам эксплуатация автомобиля или другого вида транспорта;
  • незаконный сбыт наркотических или наркосодержащих средств и веществ;
  • производство без соответствующего разрешения наркотических или наркосодержащих средств и веществ.

Какие права приобретает человек с момента фактического задержания?

В каждом из этих случаев к преступнику применяется 48-часовое задержание административного типа, а затем соответствующий арест до пятнадцати суток. В любом из этих случаев арест должен сопровождаться письменной санкцией суда.

Порядок задержания и оповещения о нем третьих лиц

Так как ограничительный срок начинает течь с момента составления протокола, субъектом его определения является должностное лицо, осуществляющее процесс применения ограничительной меры. Этот же субъект составляет протокол, исследует дело или передает его следователю и ходатайствует в дальнейшем о продлении срока задержания или произведении в отношении виновного лица ареста.

Срок транспортировки задержанного в полицейский отдел в период задержания не входит. Независимо от того, было ли лицо поймано возле здания полиции или на другом конце города, течение срока начинается с момента доставки лица в отдел полиции.

При составлении протокола сотрудник полиции обязан указать не только точное время задержания и данные о подозреваемом, но и мотивы действия и его особенности (например, сопротивление при аресте, наличие у задержанного повреждений, не связанных с арестом, и т. д.). Особенности задержания обязательно должны быть указаны в связи с тем, что противоправное поведение арестованного влияет на применяемые к нему санкции, а наличие у него незафиксированных повреждений может быть отнесено на счет сотрудника полиции.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

После составления протокола и размещения подозреваемого в камере, сотрудник полиции должен провести следующее действия:

  1. Оповестить о проведенном задержании сотрудника следствия до истечения двенадцати часов.
  2. Дать задержанному лицу возможность оповестить о своем местонахождении ближайших родственников. Если задержанный – несовершеннолетний, сотрудник полиции сам оповещает родственников, опекунов или иных законных представителей.
  3. Оповестить иных лиц, органы или организации (например, командование воинской части, если задержанный – военнослужащий; секретаря соответствующей российской палаты, если речь идет о члене наблюдательной общественной комиссии; посольство (консульство), если задержанный – гражданин иностранного государства).

В некоторых случаях оповещение кого-либо о проведенном задержании категорически не допускается. К примеру, если проведение расследования и все действия в рамках дела должны храниться в тайне. Для таких дел на сокрытие информации должна быть дана санкция прокурора.

Основания для освобождения лица

Досрочное освобождение задержанного имеет место в следующих случаях:

  • отсутствует вина подозреваемого в совершении преступления или связь с ним;
  • при задержании сотрудники полиции нарушили процедуру проведения данного процессуального действия;
  • отсутствуют основания лишения гражданина свободы.

Своевременное освобождение задержанного имеет место в следующих случаях:

  • суд отказал в продлении срока задержания;
  • суд вынес постановление о лишении гражданина свободы.

Какие права приобретает человек с момента фактического задержания?

Если сотрудник следствия направил в суд ходатайство о необходимости продления срока задержания еще на сутки в связи с невозможностью принятия окончательного решения, суд выносит соответствующий документ (или отказывает в продлении времени).

Читайте также:  Путин подписал Указ о призыве запасников на сборы, а Минтруд утвердил перечень работ для альтернативной службы

После окончания срока ограничения свободы, отпущенный гражданин получает справку о времени и периоде задержания, о его причине.

Действия гражданина

Чтобы не допустить нарушения сроков задержания со стороны полицейских сотрудников, подозреваемый должен знать принадлежащие ему права и алгоритм возможных действий. Задержанному следует помнить следующее:

  1. В процессе проведения процедуры необходимо потребовать от полицейского документы, а также выяснить причину осуществления данного процессуального действия. Каждый гражданин вправе знать, в чем его обвиняют, а каждое должностное лицо должно документально подтвердить свои полномочия.
  2. Подозреваемый вправе попросить сотрудника полиции об оповещении его ближайших родственников о факте задержания и месте содержания.
  3. При задержании необходимо самостоятельно зафиксировать время проведения данного процессуального действия.
  4. При подписании протокола подозреваемый должен внимательно изучить все сведения и данные, включенные в документ.
  5. Подозреваемый по истечении срока ограничения свободы должен быть отпущен, если ему не предъявляется конкретного обвинения и оснований для продления срока не имеется.
  6. Задержанный вправе по прибытии в отдел полиции обратиться за юридической помощью к адвокату. Если подозреваемый не может оплатить услуги стороннего представителя, государственный защитник ему предоставляется безвозмездно.
  7. При задержании и нахождении в отделе полиции подозреваемый не должен грубить сотрудникам полиции, применять насилие и так далее. В противном случае к нему будут применены определенные санкции.

Какие права приобретает человек с момента фактического задержания?

Права задержанного включают в себя следующие пункты:

  • знать повод для задержания;
  • пользоваться услугами адвоката;
  • давать устные и письменные показания на родном языке, даже если он не является русским;
  • пользоваться услугами переводчика (при необходимости);
  • изучить протокол, подписать или написать несогласие;
  • получить ксерокопию протокола;
  • при нахождении подозреваемого в месте задержания более трех часов, он вправе получить место отдыха и еду.

Сроки задержания должны строго соблюдаться правоохранительными органами. Подозреваемый, со своей стороны, должен контролировать соблюдение этих сроков и соблюдать правила поведения при задержании.

Процессуальный порядок и сроки задержания лица в качестве подозреваемого

Процессуальный порядок задержания регламентирован ст. 92 УПК РФ. Условием задержания является наличие возбужденного уголовного дела.

Порядок задержания состоит из следующих этапов:

а) при наличии оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ, лицо задерживается и доставляется в орган дознания или к следователю.

Подозреваемому предоставляется право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения (ч. 3 ст. 46 УПК РФ);

  • б) в срок не более 3 часов с момента доставления в орган дознания или к следователю должен быть составлен протокол задержания;
  • в) подозреваемому разъясняются права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ;
  • г) в течение 12 часов с момента задержания лица — уведомляется прокурор в письменном виде;
  • д) не позднее 12 часов с момента задержания лица дознаватель уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление родственников может не производиться с согласия прокурора, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним;

  • е) в течение 24 часов с момента фактического задержания лица, оно должно быть допрошено. До начала допроса в случае реализации подозреваемым права на защитника, ему должно быть предоставлено свидание с защитником наедине и конфиденциально. Если необходимо производство процессуальных действий с участием подозреваемого, продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, с обязательным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника;
  • ж) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, предусмотренном ст. 184 УПК РФ.

Срок задержания — это установленный законом период времени, в течение которого лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления на основании ст.

91, 92 УПК РФ, фактически лишено свободы и временно находится в изоляторе временного содержания с целью проверки этого лица на причастность к совершению преступления. Срок задержания подозреваемого исчисляется 48 часами с момента фактического задержания — т.е.

с момента фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления производимого в порядке, установленном ст. 92 УПК РФ.

В свою очередь, порядок предусматривает составление протокола задержания, который составляется в срок не более 3 часов с момента доставления лица в орган дознания. Следовательно, срок задержания следует исчислять с момента составления протокола.

Задержание лица на месте совершения преступления (захват), удержание его и доставление в ОВД для выяснения всех обстоятельств — не входят в понятие процессуального задержания.

Период времени с момента удержания лица на месте совершения преступления и до момента составления протокола о задержании не включается в срок 48 часов, отведенный законодателем для задержания.

Этот период времени находится за рамками уголовнопроцессуальных отношений и регулируется другими нормативными актами, в том числе и ведомственными.

Требование законодателя о необходимости составления протокола задержания в срок не более 3 часов после доставления лица в орган дознания (ст. 92 УПК РФ) делает необходимым обязательное документирование доставления человека с отражением факта, времени, субъекта, основания и иных существенных обстоятельств доставления.

Срок задержания — 48 часов не продлевается. Однако если дознаватель обратится в суд с ходатайством о заключении под стражу лица, задержанного в качестве подозреваемого, то судья вправе продлить срок задержания на срок не более 72 часов, при условии признания задержания законным и обоснованным (ч. 7 ст. 108 УПК РФ).

Соблюдение требований закона при задержании, доставлении гражданина, досмотр и изъятие его вещей

8 Май 201817 Май 2018 Публикации и практика.Уголовные правоотношения

Соблюдение требований закона при задержании, доставлении гражданина, досмотр и изъятие его вещей.
Каждый по отдельности Федеральный закон от 07.02.

2011 N 3-ФЗ “О полиции”, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет процедуру задержания, доставление гражданина, досмотр и изъятие его вещей.
Сотрудник полиции должен представиться, назвать свою должность, звание и фамилию, сообщить причину и цель обращения.

Вы в праве потребовать предъявить служебное удостоверение и сотрудник полиции должен вам его показать. Должен разъяснить причину и основания по которым ограничивает ваше право на передвижение.

Основания в лишение возможности свободно перемещаться в каждом вышеуказанном нормативном акте различные, также и сама процедура в задержании имеет некоторые различия, но принципы по защите прав и свобод гражданина схожи.
Рассмотрим порядок и основание задержание, доставление гражданина, досмотр и изъятие в каждом законе в отдельности.
1.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ).
В соответствии со ст.

91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Кроме этого, при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо может быть задержано, если: (а) следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меру пресечения в виде заключения под стражу;
(б) если пыталась скрыться;
(в) не имеет постоянного места жительства;
(г) не установлена его личность.
После того как вас доставили в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть оформлен протокол задержания. В протоколе указываются основания и мотивы задержания и другие обстоятельства его задержания.
Как правило личный обыск проводится в каждом случае задержания подозреваемого. О необходимости проведения личного обыска подозреваемого сразу после его задержания свидетельствует и часть 2 статьи 92 УПК РФ, предписывающая фиксировать его результаты прямо в протоколе задержания.
Личный обыск подозреваемого до вынесения соответствующего постановления невозможен. Обыскать задержанного можно лишь после возбуждения уголовного дела в при присутствии понятых. Необязательно только наличие постановления о производстве обыска.
На практике, проводимый по существу личный обыск прямо на месте фактического задержания до возбуждения уголовного дела к процессуальному мероприятию, предусмотренному УПК РФ не имеет. Во время фактического задержания лица, сотрудники правоохранительных органов проводят его досмотр, предусмотренный п. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей (п.п. 16 п.1 ст. 13 закона «О полиции», административным досмотром (ст. 27.7 КоАП РФ), освидетельствованием (ст. 179 УПК РФ), осмотром места происшествия. Подобные действия по отысканию и изъятию предметов, документов или ценностей, которые, не имея строго установленного правового режима, являются некими суррогатами личного обыска. Результаты таких мероприятий, хотя прямо противоречат целому ряду положений УПК РФ, тем не менее, в дальнейшем прекрасно используются в доказывании по уголовному делу.
Конечно, подобная практика не является повсеместной. Так, при совершении преступлений коррупционной направленности в ходе оперативного эксперимента, когда подготавливают материалы и доказательства продумывают заранее, перспектива дела просчитана следователь возбуждает уголовное дело (прямо на месте происшествия, если это не сделано ранее) и проводить по возбуждённому уголовному делу личный обыск в соответствии со ст. 184 УПК РФ.
Подозреваемый, который был задержан в вышеупомянутых случаях должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания.
Он имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких родственников о своём задержании и месте нахождения. По просьбе подозреваемого следователь, дознаватель должен обеспечить участие защитника. Адвокат допускается в дело с момента фактического задержания.
II. Административное задержание и доставление.

Читайте также:  Личные неимущественные права, обеспечивающие физическое существование гражданина

Доставление. Это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение ОВД, военной прокуратуры, органа местного самоуправления или иное служебное помещение.

Такая принудительная мера применяется к правонарушителям в целях составления протокола об административном правонарушении в том случае, если нет возможности составить его на месте выявления правонарушения, а эта процедура обязательна.

По своей природе доставление является частью административного задержания.

Доставление применяется только в случаях совершения серьезного правонарушения, когда имеется реальная угроза жизни, здоровью граждан и сотрудников милиции, нарушается общественный порядок, правонарушитель пытается скрыться или оказывает сопротивление законным требованиям сотрудников милиции. В таких ситуациях они обязаны прежде всего пресечь преступление или правонарушение, восстановить общественный порядок, обезопасить жизнь и здоровье граждан и сотрудников милиции.

При подобных обстоятельствах, когда, как правило, установить личность, проверяя документы, или составить протокол на месте невозможно, милиция вправе не только принудительно доставить правонарушителя, но и применить к нему физическую силу, специальные средства и даже оружие.

Доставление осуществляется также в случае, когда у сотрудника милиции, заметившего гражданина, имеющего подозрительный внешний вид или поведение, возникают серьезные основания подозревать в этом человеке разыскиваемого преступника. В таком случае сотрудник милиции в соответствии с Уставом ППС обязан предпринять меры по проверке подобного лица.

В таких условиях наиболее безопасно проверить документы и установить личность подозреваемого в отделении милиции.

Доставление в отделение может быть применено при отсутствии у лица каких-либо документов. Если гражданин не совершил иных правонарушений в общественном месте, то на этом контакт с сотрудниками милиции после установления личности в отделении должен быть закончен.

Гражданин, личность которого устанавливается, должен находиться в помещении отделения милиции, а не за решеткой в камере (в простонародье называемой обезьянником), куда отправляют лиц, в отношении которых применено административное задержание.

Проводя мероприятия по установлению личности гражданина в отделении милиции при отсутствии с его стороны каких-либо правонарушений, сотрудники милиции не вправе применять такие меры, как личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при доставленном.

КоАП не устанавливает срок доставления, однако закреплено, что оно должно быть произведено в возможно короткий срок.

Перечень должностных лиц, которые вправе осуществлять доставление, содержится в ст. 27.2 КоАП. К ним относятся:

  • • должностные лица органов внутренних дел;
  • • военнослужащие МВД;
  • • военнослужащие внутренних войск МВД;
  • • должностные лица органов, на которые возложен надзор за соблюдением правил пользования транспортом при выявлении административных правонарушений на транспорте;
  • • должностные лица военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных сил РФ;
  • • должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды при выявлении правонарушений в соответствующей сфере;
  • • военнослужащие органов и войск пограничной службы при выявлении нарушений в области защиты и охраны Государственной границы РФ;
  • • должностные лица таможенных органов при выявлении нарушения таможенных правил.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или административном задержании.

В протоколе указываются дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могут вноситься объяснения доставленного.

Если задержанный оказал неповиновение, сопротивление или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к нему специальных средств (дубинка, наручники и т. п.), в протоколе о доставлении это обязательно должно быть зафиксировано.

Напомним, что отсутствие у сотрудника милиции бланков протоколов об административном правонарушении или квитанций о взыскании штрафа на месте не может служить основанием для доставления гражданина в отделение милиции. В таких случаях дисциплинарную ответственность должен нести сотрудник милиции за неготовность к несению службы.

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица (гражданина).

Данная мера может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления об административном правонарушении.

Это не мера наказания, хотя органы милиции часто используют его для применения неоправданного насилия, ограничения свободы физического лица с целью оказания психологического давления, в том числе с угрозой применения таких мер.

Цель административного задержания – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда данная процедура обязательна, но на месте сделать это невозможно. В отличие от доставления основанием для применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуж­дения, применяемая органом дознания, дознавателем, следова­телем на срок не более 48 часов с момента фактического задер­жания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, ко­торое, в силу своей неотложности не требует для его примене­ния судебного решения.

Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обос­нованности задержания, четко регламентируя условия, основа­ния, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).

Основания задержания:

Лицо может быть за­держано только по подозрению в совершении такого преступ­ления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:

    1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо

    • пыталось скрыться, либо
    • не имеет постоянного места жительства, либо
    • не установлена его личность, либо
    • если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

«Иные данные» — фактические дан­ные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению. К ним могут относиться:

    1. показания сви­детелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступле­ния, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
    2. показания обвиняемых, подозре­ваемых о соучастниках;
    3. результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
    4. материалы ревизий, инвентаризаций;
    5. сходст­во по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.

Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основа­ния для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыть­ся, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутст­вием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.

  • Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из ус­ловий (например, лицо не имеет постоянного места жительст­ва), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подоз­ревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процес­суальное задержание недопустимо.
  • Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.
  • Фактическое задержание означает захват лица и принудитель­ное доставление его в органы дознания или к следователю.
  • Право уголовно-процессуального задержания в порядке, уста­новленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.
Читайте также:  Злостных нарушителей пдд необходимо наказывать строже

Если лицо было задержано непосредственно при соверше­нии преступления (т. е.

до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после до­ставления такого подозреваемого в орган дознания или к сле­дователю должны быть вынесены постановление о возбужде­нии уголовного дела (при наличии соответствующих основа­ний) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уго­ловно-процессуальному задержанию.

Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида — это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроиз­водство.

Закон устанавливает, что соответствующее должност­ное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований.

Право превращается в обязанность лишь тогда, ко­гда появляются мотивы, обусловливающие необходимость за­держания в данном конкретном случае.

Мотивами задержания могут быть:

    1. пресечение преступно­го деяния;
    2. предотвращение совершения новых преступле­ний;
    3. лишение возможности скрыться, уничтожить доказа­тельства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
    4. установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
    5. своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.

Не допускается использование задержания как средства по­лучения от подозреваемого признания вины в совершении пре­ступления.

Срок задержания

Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не мо­жет превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступле­ния (п. 15 ст. 5 УПК).

Важность четкого определения момента фактического задер­жания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ консти­туционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализа­цию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактиче­ского задержания лица, подозреваемого в совершении преступ­ления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).

Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исклю­чением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисле­ния сроков требуется учитывать день, час и минуту фактиче­ского задержания.

УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обосно­ванности задержания и обеспечения прав задержанного.

Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержа­ния.

Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо долж­но быть доставлено в орган дознания или к следователю. Пред­ставляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия.

Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления дол­жен быть доставлен в орган дознания или к следователю в тече­ние разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часо­вого срока является основанием для освобождения подозревае­мого (ч. 2 ст. 94 УПК).

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК).

В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.

) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, на­пример, в случае задержания лица при совершении преступле­ния).

В протоколе задержания указывается как дата и время со­ставления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие об­стоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК).

По смыслу этой уголовно-про­цессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о при­менении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе за­держания должны быть указаны все имевшие место такие об­стоятельства.

В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозревае­мым и лицом, его составившим.

В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производ­ства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст.

29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления, но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст.

184 УПК).

В течение 12 часов с момента фактического задержания до­знаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):

  • прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
  • кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
  • командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
  • секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию — при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений».

Основания и порядок освобождения задержанного

Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

    1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
    2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
    3. задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

    • в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо
    • суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу.

Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector