В фпа одобряют новый вид уголовного наказания – принудительные работы

Со следующего года за преступления небольшой или средней тяжести или же за тяжкое преступление, если обвиняемый совершил его впервые, суды смогут назначать новый вид наказания, который станет альтернативой лишению свободы, – принудительные работы. В Федеральной палате адвокатов прокомментировали грядущее нововведение.

Уголовный кодекс пополнился статьей 53.1 «Принудительные работы» еще в 2011 году, она должна была заработать с января 2014 года. Но из-за нехватки денег на учреждение исправительных центров применение нового вида наказания отложили на неопределенный срок (см. «Россиянам не будут светить принудительные работы еще три года»).

В октябре этого года замглавы Федеральной службы исполнения наказаний Валерий Максименко проинформировал, что с 2017 года заработают сразу четыре исправцентра на базе реформируемых ИК – в Тюменской и Тамбовской областях, а также Ставропольском и Приморском краях. Также в колониях некоторых регионов откроют спецучастки для приговоренных к принудительным работам. В общей сложности появится почти 900 мест для осужденных к новому виду наказания (см. «С 2017 года в России введут новый вид уголовного наказания»). Принудительные работы смогут назначать на срок от двух месяцев до пяти лет, в течение которых осужденных будут привлекать к труду в специальных исправцентрах и других местах, определяемых ФСИН. Причем от 5 до 20% их зарплаты будет удерживаться в доход государства.

Советник ФПА Нвер Гаспарян приветствует применение исправительных работ. «В Российской империи широко применялись наказания, связанные с принудительным привлечением осужденного к труду.

В основном это был каторжный труд осужденных к ссылке без изоляции от общества. В Советском Союзе исправительные работы также довольно часто применялись.

В связи с этим мы имеем дело с ренессансом ранее хорошо известного вида уголовного наказания», – отметил он.

По мнению Гаспаряна, это выгодная для всех статья УК. Так, государство привлекает осужденных к труду там, где это требуется, и параллельно получает от этого доход в виде удержаний из их зарплат. Сам осужденный остается на свободе и зарабатывает деньги. Не обделят и потерпевшего: он сможет рассчитывать на вычеты из заработка осужденного в качестве возмещения причиненного ему вреда.

Сейчас Минюст работает над расширением нормативно-правовой базы, которая нужна для применения такого вида наказания, как принудительные работы.

По данным пресс-службы ведомства, уже готов законопроект, за счет которого ФСИН на базе соглашений о взаимодействии с территориальными органами и госучреждениями службы занятости населения сможет получать информацию о наличии вакансий для трудоустройства приговоренных к принудительным работам.

Источник: ПРАВО.РУ

Принудительные работы вместо колонии

15 мая 2018 г. 11:42

Перевод из колонии в исправительные центры будет упрощен

Отбывшие часть срока в колонии смогут рассчитывать на ускоренную замену наказания на менее строгое – принудительные работы. При этом срок для получения условно-досрочного освобождения (УДО) не изменится. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс предлагает внести Минюст.

По мнению авторов законопроекта, это позволит увеличить число трудоустроенных осужденных и поспособствует их выходу на свободу по УДО.

В ФПА полагают, что такой подход позволит гибко применять уголовно-исполнительное законодательство, цель которого – исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

Поправки в Уголовный кодекс уже рассмотрела правительственная комиссия по законопроектной деятельности, рассказал журналистам собеседник, знакомый с итогами ее заседания. Теперь документ обсудит Правительство, уточнил он.

Минюст предложил уменьшить срок, после которого лишение свободы можно заменить на принудительные работы. Согласно проекту осужденные за преступления небольшой или средней тяжести смогут претендовать на уменьшение срока и последующую замену наказания после отбывания четверти от назначенного срока.

После трети – те, кто совершил тяжкое преступление. Половину срока придется отбыть тем, кто осужден за особо тяжкое преступление.

При этом послабление касается только замены на принудительные работы. Срок отбывания наказания, после которого человек может получить штраф или УДО, не меняется.

Поправки будут способствовать ресоциализации заключенных, отмечают авторы документа. Кроме того, возрастет число трудоустроенных осужденных: это позволит быстрее возмещать ущерб потерпевшим. Последнее является одним из условий для условно-досрочного освобождения – таким образом, УДО сможет применяться чаще, следует из материалов к проекту.

Сейчас, по данным Минюста, в России действует восемь исправительных центров и 15 специализированных участков в колониях. К 1 января 2019 г. число таких центров может увеличиться до 15, специализированных участков – до 49 с общей вместимостью 5,7 тыс. мест.

Законопроект уже согласован в Государственно-правовом управлении Президента РФ, Минфине и Федеральной службе исполнения наказаний. Однако замечания есть у Генпрокуратуры (ГП) и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Так, ГП, хотя и поддержала концепцию законопроекта, все же отметила, что пока исправительных центров в России не так много.

Проект расширяет возможности применения принудительных работ, однако не увеличивает эффективность мер социальной адаптации осужденных, обратили внимание в Институте законодательства. А совместное пребывание осужденных за нетяжкие и тяжкие преступления в исправительных центрах не будет способствовать их ресоциализации.

Инициативу Минюста стоит только приветствовать, полагает исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Андрей Сучков. Такой подход, по его мнению, позволит более гибко применять уголовно-исполнительное законодательство, цель которого – исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

«Если осужденный на протяжении всего срока наказания ведет себя примерно, чем подтверждает свое исправление, то вполне нормально в дальнейшем стимулировать его к подобному поведению заменой наказания на более мягкое», – полагает он.

Кроме того, замена наказания на принудительные работы будет способствовать скорейшей выплате компенсации потерпевшим и пополнит госбюджет (часть заработанных осужденным средств идет в доход государства. – Прим.), пояснил эксперт.

Источник: https://iz.ru/743131/tatiana-berseneva-marina-iurshina/prinuditelnye-raboty-vmesto-kolonii

Неотбытый срок лишения свободы теперь можно заменить принудительными работами

Вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 540-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации». Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект был разработан Минюстом России с целью повысить эффективность системы мер социальной адаптации осужденных. В Госдуму он был внесен в мае 2017 г.

Минюст планирует предоставить заключенным возможность замены лишения свободы на принудительные работы с последующим УДО

Закон позволяет уменьшать сроки фактически отбытого наказания в виде лишения свободы, после которого возможна замена наказания принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены наказания более мягким или для применения условно-досрочного освобождения.

Так, для осужденных к лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести наказание может быть заменено более мягким после отбытия не менее трети срока либо же не менее четверти при замене его на принудительные работы.

Для совершивших тяжкое преступление – не менее половины срока лишения свободы либо не менее одной трети срока наказания при его замене принудительными работами. В случае совершения особо тяжкого преступления осужденный должен отбыть не менее двух третей срока наказания для замены его более мягким или же не менее половины в случае замены принудительными работами.

Согласно закону при замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК, в пределах, предусмотренных для каждого вида наказания, за исключением случаев замены лишения свободы принудительными работами в соответствии с ч. 2 ст. 80 УК.

Судьи не хотят экспериментироватьНесмотря на то что наказание в виде принудительных работ предусмотрено в немалом количестве статей Уголовного кодекса РФ, назначают его редко

Комментируя «АГ» принятые поправки, директор юридической компании «ООО “Центр Правосудия”» Армен Восканян отметил, что подписание президентом данного закона было ожидаемым для юридического сообщества.

«Принятие закона обусловлено необходимостью повышения эффективности системы мер социальной адаптации осужденных к наказанию в виде лишения свободы, и наше мнение полностью совпадает с законодателем и Президентом РФ, что замена лишения свободы при определенных условиях принудительными работами в установленных законом пределах и порядке – это именно та необходимая и ожидаемая мера», – подчеркнул он, добавив, что о достаточности принятых мер можно будет судить по оценке их результатов.

Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Михаил Колесников, который комментировал документ на стадии разработки законопроекта, отмечал, что воспринимает предложенные изменения неоднозначно.

В целом он поддержал гуманизацию уголовного законодательства и выразил убеждение, что рядовому гражданину, совершившему преступление, достаточно нескольких месяцев в исправительной колонии, чтобы у него сложилось стойкое нежелание туда вернуться.

В то же время, по мнению эксперта, лиц, систематически нарушающих закон, от новых преступлений не удержит и 20-летний срок лишения свободы. Из плюсов поправок он также отмечал возможность снижения нагрузки на исправительные колонии.

В отношении принятого закона Михаил Колесников по-прежнему считает, что расширение возможности применения такого вида наказания, как принудительные работы, является преждевременным, поскольку он применяется ФСИН России только с 1 января 2017 г. По мнению адвоката, к данному вопросу будет возможно вернуться только через несколько лет, когда в России появится достаточное количество исправительных центров, а исполнение принудительных работ будет отлажено системой ФСИН России.

В то же время, по данным ФСИН России, за минувшие два года исправительные центры и изолированные участки исправительных учреждений, функционирующие как исправительные центры, созданы в 56 субъектах Федерации, и в будущем сеть таких исправительных центров расширится.

«За два года существования в них уже отбыли наказание более 2500 человек. Сейчас же наказание в виде принудительных работ отбывают свыше 1100 осужденных. В текущем году из заработной платы осужденных удержано более 3,5 млн руб. в доход государства, возмещено более 1,8 млн руб.

исковых обязательств», – сообщается на сайте ведомства.

Адвокат Омской областной коллегии адвокатов Евгений Забуга отметил, что принятый закон продолжил цикл законотворческой деятельности по гуманизации уголовного законодательства. «Как ранее отмечалось, государство тем самым создает возможность для движения осужденных по системе так называемых “социальных лифтов”», – пояснил он.

По мнению эксперта, единственное, что на данный момент невозможно прогнозировать, – применение новых норм судами, поскольку даже имеющаяся практика рассмотрения ходатайств осужденных на стадии исполнения приговоров является неоднородной и зачастую зависит от позиции высшего суда конкретного региона.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Алтайского края

          Принудительные работы, как вид наказания  за  уголовные преступления введены ФЗ от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Читайте также:  Видеозапись судебного заседания станет обязательной

          Введение данного вида наказания расширило возможность для суда назначать наказания, не связанные с лишением свободы.

          Согласно ст.53.1 УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые, если такой вид наказания предусмотрен санкцией  статьи.

  •           Также предусмотрено, что если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он вправе заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.
  •          При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.
  •          Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы на срок от двух месяцев до пяти лет.
  •          Из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5% до 20%.
  •          В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за 1 день принудительных работ.
  •          Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

         Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ регламентирован гл.8.1 УИК РФ, в соответствии с которой установлено, что осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены.

          При отсутствии исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления УИС в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду).

         При этом изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.

         Лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ, производятся в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (под конвоем). Эти лица подлежат освобождению из-под стражи по прибытии в исправительный центр.

         В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания, в том числе в случае неявки за получением предписания, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

         Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр.

В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со статьей 60.

4 УИК РФ, из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ.

  1.          В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.
  2.          В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров.
  3.          Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны: выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров; работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; постоянно находиться в пределах территории исправительного центра, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.
  4.          Для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить осужденным краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина или лица без гражданства).

         Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются.

  •          Помещения, в которых проживают осужденные, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру.
  •          Осужденным не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
  •          Не имеющим взысканий осужденным, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
  •          Им разрешается обучение по заочной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.

         В общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее четырех квадратных метров.

         Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой, обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств.

При отсутствии у осужденных к принудительным работам собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

         Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к принудительным работам оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья и установленным УИК РФ порядком отбывания наказания.

         Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров.

Осужденные привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков. Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы.

         В период отбывания принудительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный к принудительным работам, по согласованию с администрацией исправительного центра. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает у осужденного по истечении шести месяцев отбывания принудительных работ. Осужденным к принудительным работам, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется.

  1.          С осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра проводится воспитательная работа, применяются меры поощрения и взыскания
  2.          Надзор за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за поведением осужденных в исправительном центре и по месту работы, а также в иных местах их пребывания.
  3. Старший помощник прокурора г. Бийска Татьяна Лысенко

Путин одобрил идею принудительного труда вместо лишения свободы — Газета.Ru

Владимир Путин поддержал идею министра юстиции Константина Чуйченко о том, чтобы заменить лишение свободы на исправительные работы для почти 100 тыс. заключенных. По словам главы Минюста, эти люди готовятся к выходу на свободу. В СПЧ заявили, что к работам должны приговаривать тех, кто не совершал тяжких преступлений.

В 2017 году ФСИН признавала, что за свой труд заключенные получают меньше денег, чем зарабатывают.

Президент РФ Владимир Путин одобрил идею главы Минюста Константина Чуйченко о замене лишения свободы на исправительные работы для тысяч российских заключенных.

Министр в ходе встречи с главой государства отметил, что такой шаг может быть выгодным для бюджета , потому что заключенные будут де-факто сами оплачивать свое содержание.

«Мы исходим из того, что на сегодняшний день около 100 тыс. человек достойны того, чтобы применить к ним эту меру, а именно — заменить лишение свободы на принудительные работы… достоинство этой меры состоит в том, что люди работают, получают деньги, они уже готовятся, как говорится, к выходу в свободную жизнь», — приводит слова Чуйченко сайт Кремля.

По данным министра, с 2000 года количество заключенных в РФ снизилось в два раза. Минюст отмечает, что в 2000 году в местах лишения свободы пребывал 1,06 млн человек, а в 2021 – 483 тыс. заключенных, из которых порядка 20% находились в следственных изоляторах.

Член Совета по правам человека при президенте РФ Ева Меркачева заявила в разговоре с «Лентой.ру», что для некоторых категорий осужденных исправительные работы могли бы стать весьма действенным решением.

«Если мы говорим о категориях преступников, то в первую очередь к этой мере должны приговариваться те, кто не совершал насильственные преступления. Это наркотические и экономические преступления. Это люди, которые никого не насиловали и не убивали», — сказала Меркачева.

Она добавила, что для приговоренных к принудительному труду должны создаваться адекватные условия работы.

«Это не ГУЛАГ»

Весной 2021 года тогдашний глава ФСИН Александр Калашников предложил использовать труд российских заключенных. Отбывающие наказание могут заменить трудовых мигрантов, считает он, при этом ведомство готово «организовать не ГУЛАГ, а абсолютно новые достойные условия».

Читайте также:  Нарушение режима больничного листа: последствия, оплата, коды нарушения в 2022 году

В частности, ФСИН хотела привлечь осужденных к восстановлению Сибири после лесных пожаров, посадке деревьев.

Глава ведомства добавил, что заключенный в этом случае «будет трудиться в рамках общежития или снимать квартиру, при желании с семьей, получать достойную зарплату». Калашников выразил мнение, что так решится не только трудовая проблема, но и будет дан старт решению проблемы социализации освободившихся.

Председатель СПЧ при президенте РФ Валерий Фадеев заявлял «Газете.Ru», что в целом не против этой инициативы — сгонять на работы принудительно, «как это было в прошлые печальные времена, конечно, никто не будет».

«Если заключенным будет предложена работа, и они добровольно на нее согласятся, если она будет определенным образом оплачиваться, то почему нет. Надо будет разбираться в деталях, какие есть предложения.

Есть проблема: далеко не все осужденные заняты работой, далеко не во всех российских колониях есть работа.

Это очень серьезная проблема, потому что сидеть за колючей проволокой без работы гораздо тяжелее, чем сидеть с работой», — подчеркнул Фадеев.

Возможность привлекать осужденных к лишению свободы к труду предусмотрена законодательством РФ – статьей 103 УИК. На заключенных распространяются конституционные гарантии, обычно привлекают к работам добровольцев, это учитывается при рассмотрении ходатайств об условно-досрочном освобождении.

Работать заключенные должны на основании договоров, их труд должен оплачиваться. Бесплатно трудиться они могут только на благоустройстве колоний и прилегающих территорий.

К ряду работ осужденных привлекать нельзя – это работа в административных зданиях, где хранятся специальные технические средства и служебная документация, работа ночными сторожами на удаленных объектах и водителями оперативных машин.

В 2017 году ФСИН признала, что заключенные получают за свой труд меньше положенного. Средняя зарплата осужденного в 2016 году составляла, по данным Минюста РФ, всего 205 руб. в день (или 6355 руб. в месяц). Из 670 тыс.

осужденных к труду привлекались 182,5 тыс. человек.

Замглавы управления режима и надзора ФСИН Александр Дергачев тогда признал, что вопрос труда «достаточно дискуссионный», а служба знает о проблеме низкой зарплаты и «возможно, требуется более жесткий контроль».

Минюст сокращает тюремные сроки. Ведомство готовит поправки о замене их принудительными работами

/Коммерсантъ/

Заключенному, отсидевшему в тюрьме часть срока, можно будет заменять пребывание в колонии на «принудительные работы» в исправительных центрах. Такие поправки к Уголовному кодексу (УК) РФ разработаны Министерством юстиции.

В профильном комитете Госдумы считают поправки разумными, так как они вполне вписываются в тенденцию гуманизации уголовного законодательства. Правозащитники тоже признают в этом «позитивный шаг», но считают его «очень скромным».

Минюст разработал поправки к УК РФ, которые позволяют сокращать сроки «фактически отбытого наказания в виде лишения свободы», после которого возможен перевод на «принудительные работы» тех, кто был осужден за преступления небольшой и средней тяжести или за тяжкое преступление, совершенное впервые.

Для этого Минюст предлагает внести поправки в ст. 53.1 (принудительные работы) и ст. 80 (замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания) УК РФ. Предложения Минюста размещены для общественного обсуждения на правительственном портале проектов нормативных актов.

Необходимость подобного смягчения наказания в Минюсте связывают с «созданием новых альтернативных возможностей ресоциализации осужденных, твердо вставших на путь исправления» с возможностью последующего «условно-досрочного освобождения».

Как пояснили “Ъ” в пресс-службе министерства, «принудительные работы» как вид наказания применяются российскими судами лишь с января 2017 года.

Те, кто осужден к принудительным работам, отбывают наказание не в традиционных колониях, а в специальных учреждениях — исправительных центрах, которые имеются в каждом субъекте федерации. Таким образом, осужденный трудиться в том регионе, в котором он проживал до совершения преступления.

Трудиться заключенный будет на тех объектах, которые определят местные органы Федеральной службы исполнения наказаний.

Исправительные центры — учреждения изолированные, но, в отличие от тюрьмы, организованы как общежития, а у заключенных есть право свободного хождения по зданию и прилегающей территории, беспрепятственный доступ к мобильным телефонам.

В думском комитете по госстроительству одобряют намерение Минюста, поскольку оно вписывается в тенденцию гуманизации уголовного законодательства, чем законодатели занялись в 2010–2011 годах при президенте Дмитрии Медведеве. «Должна приветствоваться любая инициатива, которая заменяет лишение свободы альтернативным видом наказания»,— заявил “Ъ” глава комитета единоросс Павел Крашенинников.

«Тюрьму закрытую заменят тюрьмой открытой»,— заявил “Ъ” член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин (возглавляет комиссию СПЧ по реформе пенитенциарной системы). Сам по себе этот «шаг позитивный, но очень скромный», уверен правозащитник.

Он напомнил, что статья о принудительных работах появилась в УК РФ в 2011 году, но суды не могли применять этот вид наказания в качестве альтернативы лишению свободы, так как не существовало исправительных центров.

«На их строительство понадобилось шесть с половиной лет, и в большинстве своем они сейчас пустуют»,— говорит он.

По словам члена СПЧ, «судьи не знают этого вида наказания, не понимают его, не видят, как оно исполняется», поэтому Минюсту следует «устроить рекламную кампанию для судей, к примеру провезти их по исправительным центрам».

Не допускается использование всех материалов, размещенных в разделе «Мониторинг СМИ» официального сайта Министерства юстиции Российской Федерации, без указания их правообладателя, указанного для каждой публикации

Советская "химия" возвращается: Госдума одобрила замену колонии принудительными работами — МК

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит заключенным просить замены колонии или тюрьмы на принудительные работы раньше, чем сейчас. Масштабы гуманизации ограничены вместимостью исправительных центров для отбывания этого вида наказания: с 1 января 2019 года они смогут принять не больше 6 тысяч россиян.

Новый вид наказания «принудительные работы» (приблизительный аналог существовавшей в советские времена т.н.

«химии») появился в почти двухстах статьях российского УК еще в 2011 году, но применять его на практике начали лишь с 1 января 2017 года.

Дело в том, что на строительство специальных общежитий строгого режима, где под надзором администрации должны жить приговоренные к этому виду работ, долгое время не находилось денег.

Напомним: суд может приговорить к принудительным работам на срок от 2 месяцев до 5 лет, если речь идет о преступлении небольшой или средней тяжести или если преступление тяжкое, но виновный осужден впервые.

Трудиться придется там, где скажут (в федеральном казенном учреждении), а из зарплаты государство удержит от 5 до 20%.

Если гражданину «светит» больше 5 лет лишения свободы, на принудительные работы рассчитывать не стоит.

Законопроект, который Госдума приняла в первом чтении 16 октября, направлен на «повышение эффективности мер социальной адаптации осужденных», заявил представитель правительства, замглавы Минюста Юрий Любимов.

Осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести к лишению свободы после 1 января 2019 года смогут просить о переводе на принудительные работы, отбыв не менее одной четвертой срока (сейчас — не менее трети срока), осужденные за тяжкое преступление — отбыв не менее одной трети срока (сейчас — не менее половины), а осужденные за особо тяжкое преступление — отбыв не менее половины срока (сейчас — не менее двух третей). Следующей ступенью «ресоциализации», пояснил докладчик, может стать условно-досрочное освобождение, но при условии полного или частичного возмещения причиненного преступлением ущерба. Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») предложил поддержать эти предложения, так как они создают «альтернативу УДО» для тех, кто пока не имеет права рассчитывать на полное освобождение.

Г-н Любимов напомнил, что инициатива разработана во исполнение поручения президента. Поручение это, между прочим, было дано в конце 2016 года, то есть на написание документа, попавшего в Госдуму только в июне 2018 года, у правительства ушло более полутора лет.

Принудительные работы как вид уголовного наказания по УК РФ. Суть, сроки, условия назначения

Принудительные работы – один из видов уголовного наказания, исчерпывающий перечень которых закреплен в статье 44 УК РФ.

Порядок и места отбывания принудительных работ, исчисление сроков, условия труда осужденных, меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к принудительным работам и иные вопросы урегулированы нормами главы 8.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (ст. ст. 60.1 — 60.21 УИК РФ).

Суть принудительных работ

С содержательной стороны принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы (ст. 53.1 УК РФ).

Так же как и при исправительных работах из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.

Принудительные работы предполагают:

  • принудительное привлечение к труду;
  • привлечение к труду в специальных учреждениях — исправительных центрах;
  • привлечение к труду на определенный срок (от двух месяцев до пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 УК РФ);
  • удержание в доход государства определенной доли заработной платы осужденного (в пределах от пяти до двадцати процентов).

Условия применения принудительных
работ как вида уголовного наказания

Принудительные работы применяются судом в следующих случаях:

  1. когда они прямо предусмотрены санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо впервые тяжкого преступления («совершение преступления впервые» означает, что не подлежат учету преступления, судимости за которые сняты или погашены в установленном законом порядке, либо преступления, по которым истек срок давности привлечения к уголовной ответственности);
  2. при злостном уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, от отбывания обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы;
  3. в порядке замены лишения свободы, назначенного на срок не более пяти лет, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 УК РФ, принудительные работы не применяются.

Кому не назначаются принудительные работы?

Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Исчисление сроков принудительных работ

Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр.

Читайте также:  Верховный суд РФ разъяснил особенности определения вины при ДТП в некоторых случаях

В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со ст. 60.

4 УИК РФ из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ.

В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

Разъяснения Верховного Суда РФ
о назначении принудительных работ

О назначении уголовного наказания в виде принудительных работ см. п.п. 22.1 — 22.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»

Что такое и где проходят принудительные работы?

Система уголовных наказаний в Российском уголовном праве не ограничивается только лишь лишением человека свободы. По решению суда преступника могут посадить под домашний арест, отправить на исправительные или обязательные работы. Сегодня мы и поговорим о том, что такое принудительная работа.

Что такое принудительные работы: основные положения и сущность наказания

В нашей стране принудительные работы как уголовное наказание – статья 53 Уголовного Кодекса – были введены с 7 декабря 2011 года, но в связи с нехваткой бюджетных средств на создание исправительных центров, использование принудительных работ в качестве наказания было ограничено.

Принудительные работы были введены в качестве альтернативного вида уголовного наказания за совершение преступления небольшой и средней тяжести в первый раз и при раскаянии преступника – Особенная часть Уголовного Кодекса РФ.  Основная цель – перевоспитать преступника в условиях наиболее подходящих для психологической стороны вопроса.

Поэтому суд имеет право избрать принудительные работы как уголовное наказание и заменить им реальный срок, если:

  • Осужденный на всех этапах следствия и ведения судебного заседания содействовал расследованию;
  • Осужденный признает вину и раскаивается;
  • Отсутствие мотива или злого умысла;
  • Если преступление совершено по легкомыслию, допускается неосторожность;
  • Преступление было квалифицировано как небольшой тяжести, если оно было совершено впервые, то суд может рассмотреть и преступление средней тяжести.

На данный момент (сентябрь 2017 года) в России действуют 4 исправительных центра, рассчитанных на 900 осужденных:

  1. В Тамбовской области;
  2. В Тюменской области;
  3. В Ставропольском крае;
  4. В Приморском крае.

Итак, принудительные работы по УК РФ подразумевают собой один из видов уголовного наказания, при избрании которого осужденного обязуют работать по месту работу, определяемому сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы. Впоследствии из заработной платы осужденного будут вычитаться определенные денежные суммы. Он будет трудиться по месту работы, определяемому органом уголовно-исполнительной власти.

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Если преступник был осужден к наказанию в виде лишения свободы, то принудительная работа не назначается.

Если осужденный будет уклоняться от выполнения принудительных работ, то они будут заменены реальным лишением свободы по принципу «один день принудительных работ – один день лишения свободы».

Порядок исполнения наказания

Если осужденному вынесен приговор принудительные работы, то дальнейшая его деятельность будет регулироваться статьей 60 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.

Итак, порядок исполнения принудительных работ предусматривает:

  1. Постоянную явку приговоренного на отметку в уголовно исполнительную инспекцию;
  2. Подписание и исполнения документа об исполнении всех правил, установленных инспекцией;
  3. Обязательное исполнение трудовых обязанностей, определенных комиссией. Исключение: замена работ по медицинским показаниям.
  4. Осужденные обязаны носить с собой паспорт.

Основная цель принудительных работ – перевоспитание оступившихся граждан, поэтому и были установлены эти указания.

Чем принудительные работы отличаются от исправительных и обязательных?

Принудительные работы часто путают с исправительными и обязательными. На самом деле это в корне не верно.

Вначале поговорим о том, в чем отличие принудительных работ от исправительных:

  • Осужденный, приговоренный к принудительным работам, может быть отправлен на отбытие наказания к месту работы, не находящейся на территории города или иного субъекта РФ, где он постоянно проживаем. Как правило, это происходит если по месту его жительства отсутствуют исправительные центры или отсутствует само место работы.
  • Основное отличие от обязательных работ: наличие оплаты труда. То есть, осужденный на принудительные работы имеет право получать заработную плату.
  • Из заработной платы за принудительные работы будут удержаны средства (в пределе 5 – 20 % от общей суммы) в пользу государства. Деньги будут перечислены на счет органа исполнительной власти, контролирующего исполнение наказания.

По факту принудительные работы считаются самой тяжелой формой из всех видов работ, используемых как уголовное наказание.

Кому не могут быть назначены принудительные работы?

По закону принудительные работы в России не назначаются следующим категориям лиц:

  • Беременные или женщины, воспитывающие детей до трех лет;
  • Несовершеннолетние дети;
  • Инвалиды 1 и 2 группы;
  • Лица, достигшие пенсионного возраста:
    • Женщины – 55 лет;
    • Мужчины – 60 лет;
  • Военнослужащие.

Как и где проходят принудительные работы?

Исполнение принудительных работ определено в главе 8.1 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.

Согласно его положениям:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

  • Телефон в Москве и Московской области: +7 (495) 266-02-45
  • Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 603-78-25
  • Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20
  1. Осужденные исполняют наказание в специально оборудованных учреждениях – исправительных центрах, которые могут быть расположены исключительно на территории России;
  2. Если имеется возможность, то осужденный будет выполнять принудительные работы в регионе или на территории субъекта, где он постоянно проживает или был привлечен к уголовной ответственности.
  3. Если в регионе проживания осужденного отсутствует исправительный центр, или он по каким-то причинам не может принять осужденного (например, отсутствуют рабочие места), то по решению исполнительных органов преступник может быть привлечен к труду на территории иного региона РФ.

При назначении места отбытия принудительных работ, исправительные органы обязаны проверить соответствие условий размещения требованиям, указанным в УК РФ и УИК РФ. А приговоренные к работам должны ходить на отметку в уголовно-исполнительную инспекцию, которая и определяет место работы на следующий временной период (день, неделя).

Особенности принудительных работ

Основные особенности принудительных работ:

  1. Альтернативность лишению свободы, поскольку осужденный отбывает наказание 6 дней в неделю весь день;
  2. Приговоренный к принудительным работам не может отказаться от них;
  3. Принудительные работы – это практически единственный вид уголовных наказаний в виде «работ», за который осужденный платит деньги.

На практике довольны распространены случаи, когда «бывалые» преступники, получившие уголовное наказание в виде принудительных работ, расстраиваются и просят заменить очередной «отсидкой». Нередко суды идут у них на поводу.

Кому и за что могут быть назначены?

На практике основная доля правонарушителей, которых приговаривают к принудительным работам – это злостные неплательщики алиментов на несовершеннолетних детей.

Как правило, это происходит по следующему плану действий:

  1. При открытии исполнительного производства по взысканию задолженности по алиментам, сотрудники службу судебных приставов регулярно пересылают в прокуратуру данные о злостном неплательщике;
  2. Как только размер долга по алиментам превышает максимально допустимый порок, прокуратура начинает возбуждение уголовного дела и привлекает потерпевшего получателя алиментов.
  3. Далее должнику предлагается альтернатива: или погасить долг по алиментам в кратчайшие сроки, или быть приговоренным к принудительным работам, оплата которых почти в полном объеме будет переводиться на счет потерпевшей стороны.

Однако в срок принудительных работ будет причислен период, который осужденный находился под стражей или конвоем.

Какие существуют виды принудительных работ?

Принудительные работы различают по следующим признакам:

  • По территориальному расположению:
    • Принудительные работы по месту жительства осужденного;
    • Отбытие осужденного в другой регион для выполнения судебного приговора.
  • По сроку приговора:
    • Срок наказания от 2 месяцев до года будет носить более воспитательный и профилактический характер;
    • А срок принудительных работ от года до 5 лет является суровой степенью наказания.

Так, на практике, в качестве принудительных работ могут назначить:

  1. Уборку улиц, придомовых территорий;
  2. Сбор мусора в общественных местах;
  3. Участие в благоустройстве города.

Итак, принудительные работы могут быть назначены абсолютно любых видов законной деятельности, а их виды выделяются только по территориальным и временным признакам.

Возможен ли запрет принудительного труда?

В Росси нередко поднимается вопрос о том, что принудительные работы – это нарушение запрета на принуждение гражданина РФ к труду, установленному Конституцией РФ (пункт 2 статья 37).

Кроме того, противники принудительного труда используют следующие нормативно правовые акты:

  • Международные конвенции, подписанные СССР или Россией, о запрете рабства и принудительного труда;
  • Конституция РФ.

Однако именно конвенция о запрете рабства допускает исключение о принудительных работах в качестве уголовного наказания по судебному приговору.

Кроме того, принудительные работы означают обязательный труд, а потому военнослужащим их заменяют таким же исполнением военных обязанностей и их активном участии при введении военного положения или чрезвычайной ситуации.

Заключение

Никто не застрахован от того, что по каким-то причинам ему придется украсть чужую вещь или нанести легкий вред здоровью другого человека. Ситуации в жизни бывают разные, а в роли преступника, к сожалению, оказываются добропорядочные граждане, которые были вынуждены защищать себя, но просто «перегнули палку».

Поэтому за впервые совершенное преступление средней тяжести или просто преступление малой тяжести, по нормам морали несправедливо отправлять людей за решетку в колонию к преступникам и рецидивистам.

По этим соображениям законодатели РФ и ввели исправительные работы как вид уголовного наказания, представляющий собой альтернативу лишения свободы. Срок принудительных работ составляет от 2 месяцев до 5 лет.

Однако в России существует ряд категорий лиц, которым принудительные работы не назначаются.

Однако в России практика приговора к принудительным работам еще не набрала обороты, поскольку по мнению большинства принуждение к работе – неэффективный и дорогостоящий для государства способ наказания.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector