Отказывают в оформлении земельного участка, есть ли выход?

В соответствии с действующим законодательством право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии — Росреестре.

Это нужно государству — оно получает возможность вести учёт зарегистрированных земель, контролировать их оборот и рациональное использование. В регистрации заинтересован и собственник участка — это действие юридически закрепляет его права на землю и позволяет ему заключать сделки с ней.

Процедура, о которой идёт речь, регламентирована Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации). 

Регистрация участка проводится на основании сведений межевого плана. Услуги по межеванию оказывает кадастровый инженер (чтобы узнать какие организации выполняют межевание и другие кадастровые услуги рекомендуем обратиться к каталогу исполнителей, а выяснить какова стоимость услуг в вашем регионе рекомендуем при помощи онлайн калькулятора кадастровых работ на нашем сайте). 

Нередки случаи, когда Росреестр не регистрирует право собственности на земельный участок.

События могут развиваться по трём сценариям: специалисты возвращают заявление и приложенные к нему документы без рассмотрения, Росреестр приостанавливает рассмотрение заявления, наконец, Федеральная служба отказывает в удовлетворении заявления и регистрации земельного участка. Что может послужить причиной таких решений и как действовать в перечисленных ситуациях? Развёрнутые ответы — далее.

Возврат заявления без рассмотрения

Решение о возврате выносит специалист, отвечающий за приём документов. До государственного регистратора и глубокой юридической экспертизы ситуации в данном случае дело не доходит. Заявление возвращают без рассмотрения, если:

  • не оплачена государственная пошлина за регистрацию права собственности на земельный участок (для физических лиц её размер равен 2000 руб.);
  • в поданных документах есть зачёркнутые слова, приписки, подчистки, иные исправления;
  • документы исполнены с помощью карандаша и не могут быть однозначно истолкованы;
  • в заявлении на регистрацию земельного участка нет личной подписи заявителя;
  • в ЕГРН есть запись о том, что участок невозможно зарегистрировать без личного присутствия заявителя.

Если документы, которые вы подали, вам вернули без рассмотрения, устраните имеющиеся недочёты и подайте заявление в Росреестр повторно.

Приостановка регистрации

Соответствующее решение выносит государственный регистратор после изучения представленных документов и правового статуса земельного участка.

Если специалист находит причины, препятствующие регистрации (речь о них пойдёт далее), он может приостановить процесс на определённый срок — как правило, составляющий 1 месяц, но не превышающий 3 месяцев.

В день приостановки государственный регистратор оформляет письменное уведомление о принятом решении и направляет или вручает его заявителю.

Если регистрацию земли по вашему участку приостановили, устраните в установленный срок причины, указанные в полученном от Росреестра уведомлении, и подайте заявление и документы повторно.

Отказ в регистрации

В статье 26 Закона о регистрации перечислены причины, по которым Росреестр может отказать заявителю. Их количество исчисляется десятками, но на практике, как показывает опыт специалистов Федеральной службы, чаще всего имеют место лишь некоторые из них.

Одна из наиболее распространённых причин отказа в регистрации земельного участка — несоответствие поданных документов требованиям законодательства, касающимся формы или содержания.

Речь может идти об отсутствии нотариальной заверки, которая необходима при заключении сделок с недвижимостью, подаче документов, составленных в другом государстве и не легализованных в нашей стране (не имеющих апостиля), отсутствии в документах сведений о том, что на участке нет зданий и сооружений, других подобных недочётах.

Ещё одна причина, по которой Росреестр часто отказывает в регистрации прав собственности на землю, — неполнота поданного пакета документов. В нём могут отсутствовать сведения о семейном положении, согласие супруга на заключение сделок с недвижимостью, разрешение, выданное органами опеки, другие документы, обязанность по представлению которых лежит на заявителе.

Государственный регистратор может отказать в регистрации участка при отсутствии сведений о фактически имеющихся обременениях. Право собственности должно быть зафиксировано в правоустанавливающем документе строго в том состоянии, в котором оно находится на момент его оформления, то есть со всеми обременениями, зафиксированными в ЕГРП. При несоблюдении этого требования неизбежен отказ.

В практике Росреестра есть случаи вынесения отрицательных решений, в которых заявление о регистрации подаёт ненадлежащее лицо. Один из примеров — обращение в регистрирующий орган по доверенности, которая на день подачи заявления аннулирована доверителем.

По этому же основанию государственный регистратор может отказать, если в документах неправильно указаны фамилия, имя и/или отчество заявителя — Росреестр не сможет идентифицировать лицо и достоверно установить принадлежность правоустанавливающего документа.

При обнаружении одной из перечисленных или других причин, изложенных в статье 26 Закона о регистрации, Росреестр выносит решение об отказе в регистрации. Письменное уведомление об отрицательном решении направляется или вручается заявителю в течение пяти дней после истечения срока, отведённого на рассмотрение заявления. Уплаченная государственная пошлина не возвращается.

Как действовать при вынесении отказа?

У вас есть право обжаловать отрицательное решение Росреестра. Действующее законодательство не предусматривает обязательного досудебного порядка урегулирования подобных споров — это значит, что вы можете сразу обращаться в суд.

Дела об обжаловании решений Росреестра в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ рассматриваются по нормам Гражданско-процессуального кодекса РФ. Исковое заявление нужно подавать в районный суд по месту нахождения земельного участка. Понадобится уплатить государственную пошлину в размере 300 руб.

При несоблюдении перечисленных требований суд вернёт исковое заявление без рассмотрения.

В настоящее время заявление в суд можно подать не только в традиционной бумажной форме, но и по цифровому каналу связи — составив документ на официальном сайте суда и заверив его электронной цифровой подписью.

Изложите в исковом заявлении обстоятельства дела. Укажите причину, по которой Росреестр отказал в регистрации земельного участка. Приведите доводы в свою пользу, обоснуйте ошибочность позиции государственного регистратора.

Подкрепите доводы доказательствами, приложив к исковому заявлению документы, имеющие отношение к существу спора.

Рекомендуем воспользоваться помощью профессиональных юристов, специализирующихся на вопросах, касающихся земли, — они облегчат вам работу и повысят шансы на успех.

В исковое заявление следует включить два требования:

  • основное касается признания отказа в регистрации земли незаконным;
  • дополнительное касается возложения на Росреестр обязанности выполнить государственную регистрацию права собственности на участок.

При соблюдении правил подсудности и требований к содержанию и форме документов суд рассмотрит исковое заявление и вынесет решение. Оно будет положительным, если судья установит вашу правоту и справедливость ваших доводов.

В этом случае на Росреестр возложат обязанность зарегистрировать участок земли, причём без подачи вами нового заявления — исключительно на основании судебного решения и документов, которые вы передали регистратору ранее.

Росреестр в трёхдневный срок уведомит вас о получении решения суда и проинформирует о сроке государственной регистрации земельного участка.

Перспективы обжалования

Изучение судебной практики позволяет сделать вывод: заявителям, устранившим недочёты в документах и правовом статусе земли, во многих случаях удаётся успешно обжаловать отказы Росреестра в выполнении регистрационных действий.

Самым сложным случаем, пожалуй, является отсутствие земельного участка в государственном кадастре недвижимости. Перспективы обжалования отказа нулевые — Росреестр не может зарегистрировать то, чего юридически не существует, и ни один суд не встанет на противоположную точку зрения.

Рекомендуем заказать межевание, поставить участок на кадастровый учёт и лишь после этого обжаловать отрицательное решение государственного регистратора.

Основания для отказа в приобретении прав собственности на землю

  • Согласно Земельному кодексу РФ  владельцы зданий, сооружений и иных строений наделены правом выкупа земельных участков, на которых находятся  данные строения.
  • В Земельном кодексе РФ также расписаны сроки и порядок рассмотрения заявлений со стороны желающих приобрести в собственность муниципальные или государственные земельные участки.
  • Отказать обратившимся за приобретением  земельных участков лицам уполномоченный орган государственной власти может только в установленных законом случаях.
  • Согласно действующему законодательству, участок земли нельзя приватизировать, если он:
  • попадает под ограничение в обороте со стороны федерального закона или полностью изъят из оборота;
  • находится под запретом выкупа, установленным федеральным законом;
  • находится в списке резервных земель для муниципальных и государственных нужд.
  1. Других, кроме перечисленных выше, причин для отказа в приобретении земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, НЕТ.
  2. Федеральный закон может ограничить право выкупа земельного участка, но установление подобных ограничений органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ не подлежит применению.
  3. Однако даже при отсутствии оснований для отказа в выкупе желающий может не суметь приобрести участок государственной или муниципальной собственности из-за невыполнения формальных законных требований.

Например, если заявитель не придерживается процедуры обращения за приобретением в собственность земельного участка или не предоставляет всех требуемых документов. Такие причины особенно актуальны, в случае, когда на земельном участке расположены здания, сооружения, самовольные постройки или иные строения, принадлежащие третьим лицам.

Однако не лишним будет знать, что в последнее время участились случаи, когда владельцам объектов недвижимости, расположенных на участке, и желающим приобрести его в собственность отказывают по не предусмотренным законами Российской федерации причинам.

Бывает, что в качестве основания для отказа уполномоченный орган власти ссылается на одно из установленных Земельным кодексом ограничений, однако предъявить доказательства его наличия он не может, хотя это его непосредственная обязанность.

И если, принявший решение отказа в приобретении прав собственности на земельный участок, уполномоченный орган власти не предъявляет каких-либо доказательств наличия оснований для отказа, то такое решение считается незаконным и подлежит обжалованию.

Особой причиной для отказа в приватизации земельного участка со стороны уполномоченного органа власти часто выступает не соответствие площади расположенных на участке строений с площадью самого запрашиваемого участка. Но согласно действующему законодательству данный факт не способен служить поводом для отказа в выкупе, он может только стать причиной  для уменьшения размера запрашиваемого участка.

  • В любом случае каждый может обжаловать через суд отказ уполномоченного органа власти в приобретении прав собственности на земельный участок.
  • Воспользоваться большим количеством организационно-правовых услуг вы можете в МЮЦ «ПРАВОВЕД».
  • Здесь Вам помогут:
  • выявить правовой статус земельного участка и определить, существуют ли причины для отказа в приобретении прав собственности на него, а также ограничения в ведении хозяйственной деятельности, базирующиеся на рассмотрении определенных градостроительных регламентов;
  • составить заключение установление ограничений на использование определенных участков земли. Все заключения составляются исходя из документов планирования территории (проекты и планы поселений, застройки и землепользования) и градостроительного зонирования; 
  • получить заключение о градостроительных регламентах определенного участка земли, выданное органами государственной власти.
  • провести изучение возможностей приватизации земельного участка и оформление сделки;
  • представлять свои интересы в органах государственной власти, как владельца объектов недвижимости, расположенных на земельном участке;
  • выявить отсутствие или наличие причин для отказа в приобретении прав собственности на участок земли
  • в письменной или устной консультации по методам защиты в суде своих прав в случае отказа в приватизации земельного участка или бездействии органов местного самоуправления и органов государственной власти;
  • составить и подать заявление (иск) в суды различных инстанций о признании неправомерным отказа в приобретении прав собственности на участок земли и бездействия со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти, а также принуждения к составлению договора купли-продажи на участок земли.
  • представить в суде интересы по составленному иску.
Читайте также:  Госдума отменила нотариальное удостоверение сделок с земельными долями

Свяжитесь с нами:

тел.355-380 (для жителей г.Сыктывкара)

  1. тел. 8(912)865-53-80 (для жителей других районов РК и регионов РФ)
  2. ← или заполните форму обратной связи и мы свяжимся с Вами в течении 15 минут
  3. c 08:00 до 22:00 без выходных.
  4. ЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС,  И МЫ ВАМ ПОМОЖЕМ!

КОНСУЛЬТАЦИИ БЕСПЛАТНО!!!

Получить земельный участок по-хорошему не удалось. Придется тренировать администрацию по другому

  • В 2-х предыдущих статьях я начал описывать свой личный опыт по получению земельного участка.
  • В первой статье в пошаговой схеме я показал, как нашел свободный земельный участок.
  • Во второй статье подробно описал, как самостоятельно составил схему земельного участка.
  • После этого, с особым трепетом в душе, я подал в Администрацию города заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
  • К заявлению приложил впервые в жизни

собственноручно изготовленную Схему земельного участка

До сих пор помню этот волнительный момент, когда сотрудница администрации со скучным выражением лица ставила входящий штамп на моем экземпляре заявления.

После этого нужно было, скрестив пальцы на руках и ногах, ждать 30 дней.

Но администрация не утруждала себя спешкой и необходимостью соблюдать законные сроки на дачу ответа.  В итоге я прождал почти 3 месяца.

И вот, долгожданный ответ получен. Меня ждало разочарование.

Казенная фраза: «администрация города вынуждена принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка», разрушала мечты о своем кусочке планеты

  1. Наверное, для того, чтобы подсластить мне пилюлю, чиновник не поленился подробно описать, что я могу на сайте выбрать готовые земельные участки, которые администрация выставляет на аукцион, и поучаствовать в торгах.

  2. По все видимости идиотов, желающих купить земельный участок  на аукционе по цене превышающей кадастровую стоимость, становится  все меньше.
  3. Первое о чем я подумал, когда увидел отказ администрации, наверное, я «накосячил» со Схемой земельного участка.

Однако это было не так.

Схема полностью удовлетворила администрацию, потому что в отказе не было ни слова претензии к Схеме.

По своей форме и по обязательным элементам, в том числе, по координатам поворотных точек,

моя Схема земельного участка выдержала придирчивый взгляд чиновника

Изучив отказ в предварительном согласовании земельного участка, я был несколько озадачен. Основание для отказа показалось мне настолько очевидно нелепым и надуманным, что возникало ощущение, будто я либо чего-то не знаю, либо чиновник полагал, что пишет отказ для умственно отсталого, не умеющего сопоставлять и сравнивать факты.

Для того чтобы не потерять веру в собственную адекватность, я решил направить ответ со всеми документами на проверку моим юристам.

Я нуждался в трезвом заключении незаинтересованного профессионала с единственной целью: получить ответы на вопросы – кто прав? и что делать?

Пока юристы занимались проработкой моего вопроса, я изучил основание отказа.

Причина отказа сводилась к тому, что в границах земельного участка, который я запросил, находится дом и другой земельный участок, принадлежащий кому-то на праве собственности.

В общем, администрация популярно объяснила мне, что я хочу залезть на чужую территорию и захватить чей-то земельный участок и дом

Не поленившись 3 раза проверить всю информацию, изложенную в отказе администрации, в том числе:

  • кадастровые номера дома и земельного участка,
  • номера и даты свидетельств о праве собственности,
  • адреса дома и земельного участка,

я неуклонно приходил к выводу, что дом и земельный участок, которые, по мнению администрации, я стремлюсь оккупировать, находятся за пределами участка, который я просил предоставить.

После всех моих проверок выходило, что администрация отказала мне в предоставлении фактически свободного земельного участка, потому что на соседний земельный участок и дом зарегистрировано право собственности.

То есть логика отказа администрации такая – земельный участок дать не можем, потому что рядом есть отдельный земельный участок и дом, у которого есть  хозяин

  • В душе нарастала волна праведного возмущения.
  • И тут подоспело заключение от юристов на целых 9 листах.
  • Юридическое заключение вселило в меня надежду и уверенность в собственной адекватности.

Вот выдержки из того, что написали юристы:

«Дмитрий Владимирович, ваше заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассмотрено с нарушением установленных Земельным кодексом РФ сроков.

В связи с этим Вы вправе обратиться в прокуратуру с письменным заявлением о нарушении Департаментом архитектуры, строительства и землепользования сроков рассмотрения Вашего заявления.

По факту проведенной проверки прокуратура выдаст представление об устранении нарушений требований законодательства и потребует наказать виновных должностных лиц в дисциплинарном порядке. О результатах рассмотрения обращения Вы будете уведомлены письменно.

  1. Исходя из представленных документов следует, что несмотря на то, что по имеющейся информации испрашиваемый Вами земельный участок свободен, основанием для отказа является нахождение в границах интересующего участка жилого дома, принадлежащего на праве собственности иным лицам.
  2. В связи с этим, поскольку участок фактически свободен и отсутствуют иные основания для правомерного отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, Вы вправе в течение трех месяцев обратиться с административным исковым заявлением в суд о признании отказа неправомерным.
  3. Порядок обращения в суд с административным исковым заявлением приводится ниже в обосновании».

Таким образом, юристы, изучив мой земельный вопрос, пришли к выводу:

  • администрация нарушила срок для ответа,
  • отказ в предварительном согласовании земельного участка не обоснован и его можно  обжаловать в суд.

Далее в заключении юристы подробно расписали:

  • что нужно сделать для подачи иска в суд,
  • как написать исковое заявление, чтобы поставить администрацию на место.

Обращаться в прокуратуру, чтобы наказали виновных за нарушение сроков рассмотрения моего заявления, я не стал, потому как не кровожаден

А вот посудиться с администрацией посчитал делом правильным и благородным, для чего подготовил административное исковое заявление, как советовали юристы.

Кстати, о  моих юристах.

Добросовестные ребята. Я им благодарен.

Это мое не первое и не уже даже не десятое за 2 года обращение  к ним.

Деньги с меня за выданное заключение не взяли, потому, как я им один раз заплатил скромную фиксированную сумму за год и пользуюсь всеми их услугами целый год бесплатно.

Итак, для праведного наезда на администрацию, я составил административное исковое заявление

  • С текстом моего искового заявления можете ознакомиться ниже.
  • Думаю, что кому-нибудь пригодиться мой шаблон искового заявления, чтобы потренировать свою администрацию по вопросам предоставления земельного участка.
  • Центральный районный суд г. Хабаровска
  • административный истец: ___________________________
  • дата рождения «__»______ 19__ года, место рождения __________________,
  • место жительства: ______________________,
  • тел: _______________, e-mail: _________________________
  • административный ответчик: Департамент архитектуры, строительства

и землепользования администрации г. Хабаровска.

г. 680000, г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 17.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

26.10.2015 года я подал в Администрацию г. Хабаровска заявление  о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

  1. К данному заявлению была приложена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 27:23:0040628.
  2. На Схеме в таблице указаны координаты поворотных точек, а также имеется визуальное отображение места расположения испрашиваемого земельного участка, в отношении которого подано заявление.
  3. 02 ноября 2015 года Администрация города Хабаровска передала мое заявление в Департамент архитектуры, строительства и землепользования, поскольку указанный в заявлении вопрос относится к компетенции Департамента.

Блоги профессионалов на «Ведомостях»

Обременения земельного участка и ограничения его использования влияют на рыночную стоимость и инвестиционную привлекательность объекта. Участки без обременений встречаются на рынке редко. И чем более привлекателен для бизнеса участок, тем больше вероятность обнаружить ограничения.

И тем больше шансов, что эти обстоятельства может попытаться скрыть продавец, желающий получить за него стоимость, не учитывающую подобные сюрпризы. Покупателю важно выявить их до заключения сделки, чтобы оценить, можно ли будет использовать участок так, как планировал.

Как это лучше сделать?

Земельный кодекс РФ обязывает продавца земли при заключении договора купли-продажи предоставить покупателю информацию об обременениях участка и ограничениях его использования. Если продавец дал заведомо ложную информацию, покупатель вправе требовать уменьшения стоимости или расторжения договора и возмещения убытков.

Кроме того, продавец участка может и не знать о действующих ограничениях. Поэтому покупателю лучше самостоятельно найти сведения о наиболее важных и распространенных ограничениях.

В первую очередь необходимо запросить у собственника участка правоустанавливающие документы: договор купли-продажи, дарения, свидетельство о праве на наследство или иные документы о приобретении права собственности на землю, а также получить актуальную выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Выписка поможет установить категорию земель, выявить зарегистрированные обременения (залог, арест, долгосрочную аренду), сведения о внесенных в кадастр недвижимости зонах с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитных зонах, охранных зонах сетей и сооружений (ЛЭП, трубопроводов, теплосетей и подобных объектов), водоохранных зонах. В выписке ЕГРН также указываются кадастровые номера расположенных на участке объектов недвижимости. Выявить здания и сооружения и установить их собственника необходимо уже на этапе подготовки сделки, поскольку законодательство запрещает продажу земли без находящихся на нем объектов недвижимости, если они принадлежат одному лицу.

На практике покупатели участков часто сталкиваются с тем, что в ЕГРН нет сведений о недвижимом имуществе на участке и зонах с особыми условиями использования территорий.

Советское и постсоветское законодательство не предусматривало внесение в реестр недвижимости таких данных. Даже сейчас, когда такое требование закреплено в законе, многие ранее установленные ограничения до сих пор не внесены в ЕГРН.

Нахождение на участке таких зон влечет ограничения или полный запрет его использования для определенных видов деятельности. Например, Верховный суд в сентябре 2016 г.

признал законным требование «дочки» «Газпрома» – ООО «Газпром трансгаз Чайковский» к индивидуальному предпринимателю о сносе жилого дома в Удмуртии, построенного и введенного в эксплуатацию с нарушением минимальных расстояний от магистрального газопровода.

Читайте также:  Разрешение жены: когда без него нельзя продать бизнес

Также для получения дополнительных сведений об ограничениях можно воспользоваться общедоступными интернет-ресурсами: публичной кадастровой картой на портале Росреестра, информационными системами обеспечения градостроительной деятельности (РГИС в Санкт-Петербурге, ИАИС ОГД в Москве). Покупатель может узнать, к какой зоне отнесен участок согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки населенного пункта, утвержден ли проект планировки с проектом межевания территории.

Эти ресурсы хороши тем, что из них можно быстро и без затрат получить минимально необходимые сведения для оценки участка даже тому, кто не имеет специальной юридической подготовки.

Перед подписанием договора купли-продажи осмотрите участок. Если продавец отказывает в доступе – это повод задуматься, стоит ли покупать кота в мешке.

Закон не возлагает на покупателя такой обязанности, однако практика показывает, что пренебрежение осмотром на этапе подготовки сделки часто оборачивается проблемами после ее совершения.

К примеру, на участке может обнаружиться не оговоренный продавцом объект (самовольная постройка, незаконная свалка отходов, линейное сооружение и т. д.), вплоть до невозможности доступа к нему с прилегающих территорий.

Так, в октябре прошлого года Верховный суд РФ рассматривал спор между гражданами о расторжении договора купли-продажи земельного участка на территории военного городка в Крыму.

При совершении сделки продавец не сообщил покупателю о нахождении участка на территории режимного объекта, более того, заверил об отсутствии каких-либо ограничений.

Впоследствии истец обнаружил, что купленный участок невозможно использовать для строительства жилого дома, поскольку войсковая часть запретила доступ через контрольно-пропускной пункт.

Верховный суд РФ отменил определение суда апелляционной инстанции об отказе в иске и отправил дело на новое рассмотрение, а также подтвердил, что продавец обязан предоставить покупателю имеющуюся информацию о юридических и фактических ограничениях в использовании участка вне зависимости от их регистрации в публичном реестре.

Таким образом, даже если от собственника недвижимости получены заверения об отсутствии ограничений и обременений, покупателю лучше получить хотя бы общедоступную информацию об ограничениях.

Обязательно обратите внимание на окружающую застройку, наличие поблизости действующих предприятий, котельных и прочих источников загрязнения, поскольку существует вероятность попадания участка или его части в санитарно-защитные зоны таких объектов, что полностью исключает возможность жилой застройки и значительно ограничивает другие виды использования.

Если понадобится проверить или уточнить полученные сведения, можно направить письменные обращения в государственные или муниципальные органы власти, у которых есть необходимая информация.

Например, подробное заключение о режиме использования земельного участка в зонах охраны и защитных зонах объектов культурного наследия предоставляет КГИОП и Министерство культуры РФ.

Сведения о наличии и размерах санитарно-защитных зон могут быть запрошены в территориальном управлении Роспотребнадзора. Сведения о линейных объектах, их охранных зонах и ограничениях предоставляют сетевые организации, владеющие такими объектами.

Информацию о градостроительной документации можно найти на официальных сайтах органов власти и муниципальных образований, поскольку акты о ее подготовке, изменении или отмене далеко не всегда отражаются в публичных реестрах и системах.

В целом законодательство развивается в направлении консолидации, открытости и доступности сведений об ограничениях и обременениях объектов недвижимости, что облегчает подготовку сделок. Но риски остаются.

2.4. Последствия завершения строительства применительно к правам на землю

Права на землю после окончания строительства

  • Ситуация с правами на землю после ввода построенного объекта в эксплуатацию зависит от назначения построенного объекта (многоквартирный дом или иные объекты).
  • Завершение строительства многоквартирного жилого дома
  • Жилищным законодательством предусмотрены специальные правила, касающиеся оформления прав на земельный участок, расположенный под построенным многоквартирным домом.

Как отметили в совместном постановлении Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ, «если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведён государственный кадастровый учёт, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учёта (п. 5 ст. 16 Вводного закона[1]).

В силу п. п. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется[2].

Право собственности на земельный участок переходит к собственникам помещений с учётом следующих особенностей:

1)  До 1 января 2017 года судебная практика исходила из того, что право на участок переходит с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме, а публичный собственник утрачивает право на распоряжение им.

 Более того, с момента возникновения у собственников помещений в доме общей долевой собственности на земельный участок договор аренды этого участка должен считаться прекратившим своё действие на основании ст.

 413 ГК РФ (прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице)[3].

Между тем с 1 января 2017 года вступил в силу порядок ведения ЕГРН[4], согласно п. 139 которого право собственности застройщика или публичного образования на участок не прекращается после регистрации права собственности первого участника долевого строительства.

Вместо этого регистрирующий орган внесёт запись о долевой собственности застройщика (или публичного образования) и первого дольщика – правообладателя помещения.

Размер доли застройщика в праве на участок будет пропорционален общей площади не переданных дольщикам помещений и помещений, принадлежащих застройщику.

Таким образом, собственность застройщика или публично-правового образования с 2017 го­да прекращается не сразу, а «по частям» пропорционально площади передаваемых дольщикам помещений. Также из п. 139 указанного выше порядка следует, что договор строительной аренды будет прекращён не ранее передачи всех помещений дольщикам.

2)  Земельный участок должен быть сформирован для эксплуатации и обслуживания конкретного жилого дома[5]. Если на земельном участке расположены несколько объектов недвижимости, то право собственности на участок под ними к гражданам автоматически не переходит[6].

При этом с 01.03.2015 действует п. 6 ст.

 16 Вводного закона в новой редакции, которая предусматривает, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в ЕГРН.

Завершение строительства иного объекта капитального строительства

Если на земельном участке осуществляется строительство иного объекта, то логика, описанная применительно к жилым домам, не действует.

В этом случае оформление в собственность земельных участков осуществляется в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ за плату.

Кроме того, земельный участок может быть предоставлен в аренду для целей эксплуатации построенного объекта. В данном случае автоматически земельные отношения не изменяются, требуется подача застройщиком соответствующего заявления. Порядок его рассмотрения устанавливается на уровне того публично-правового образования, в собственности которого находится земельный участок.

Ст. 39.20 ЗК РФ заменила хорошо известную ст. 36 ЗК РФ, которая ранее регулировала отношения по поводу выкупа земельного участка или оформления его в аренду для целей эксплуатации.

Среди наиболее важных новаций в этой сфере необходимо отметить следующие:

1)  по правилам ст. 39.20 ЗК РФ земельный участок формируется в соответствии с проектом межевания или схемой расположения земельного участка, если проект межевания не утверждён;

2)  из закона убран критерий определения границ выкупаемого участка, предусмотренный ст. 36 ЗК РФ, а именно фактическое землепользование. При этом схема расположения земельного участка готовится без учёта фактического землепользования;

3)  из ст. 35 ЗК РФ исключён п. 2: «Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ГрК РФ».

В этой связи по-новому должна решаться традиционная проблема, возникавшая при выкупе земельных участков. Она касается того, что зачастую для эксплуатации построенных объектов требуется участок меньший, чем был предоставлен для их строительства. В период действия ст.

 36 ЗК РФ суды анализировали вопросы фактического землепользования заявителя, а также определения площади участка, необходимого для использования расположенных на нём объектов, с учётом требований строительных, пожарных и санитарных правил. Сейчас законные основания для этого отсутствуют. Статья 39.

20 ЗК РФ никаких критериев для определения границ земельного участка не содержит.

Кроме того, в письме Минэкономразвития России от 25.06.2015 № Д23и-2954 указано, что правообладатели застроенных земельных участков, которые в существующих границах значительно превосходят площадь застройки расположенных на них зданий, имеют право выкупа всего земельного участка (исходя из грамматического толкования положений ЗК РФ, предусмотренных пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

Несмотря на позицию Минэкономразвития России, судебная практика по этому вопросу складывается неоднозначно.

В связи с этим при разрешении споров судам нужно обращаться к нормам, касающимся подготовки проекта межевания или схемы расположения земельного участка. Рассмотрим несколько ситуаций, когда застройщику был предоставлен земельный участок для строительства, он построил объекты, но площадь предоставленного участка больше той, что необходима для их эксплуатации.

Предоставленный участок сформирован в соответствии с проектом межевания – в этом случае уполномоченный орган не вправе отказать в выкупе земельного участка в любом случае.

ЗК РФ исключает возможность формирования иного участка иначе как в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, поэтому реализация права на выкуп в данном случае возможна только на основании проекта межевания. Эта ситуация может быть как выгодна, так и не выгодна застройщику.

Например, в его интересах оформить участок меньшей площади для снижения налоговых платежей, однако застройщик также связан положениями проекта межевания, поэтому он может выкупить земельный участок только полностью.

Предоставленный участок сформирован на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или иного документа (до 01.03.2015) – в этом случае однозначного ответа законодательство не содержит.

Во-первых, как было отмечено, ранее действовавшие критерии «фактическое землепользование» и «площадь, необходимая для использования объекта» из законодательства исключены. Поэтому буквально применяя ст. 39.

20 ЗК РФ, нужно прийти к выводу о возможности выкупить арендованный земельный участок полностью, даже если его площадь превышает потребности заявителя.

Следует отметить, что некоторые публично-правовые образования готовятся к такому толкованию ст. 39.20 ЗК РФ, изменяя правила определения стоимости выкупа земельного участка, расположенного под зданием.

Ранее традиционно она была льготной и составляла определённый процент от кадастровой стоимости.

Сейчас же закрепляются положения либо о том, что земельный участок выкупается по полной кадастровой стоимости, либо о том, что льготный коэффициент может применяться только к застроенной части участка.

Вместе с тем, учитывая инертность судебной и административной практики, следует ожидать продолжения таких споров. Тогда при определении площади земельного участка, необходимого для эксплуатации, суды будут обращаться к п. 2 ст. 11.

10 ЗК РФ, которая предусматривает, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, Правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации и т. д., а также местоположения зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства.

Выделенное положение может стать основанием для назначения привычных судам землеустроительных экспертиз по вопросу определения необходимой для эксплуатации объекта площади земельного участка.

Пока судебная практика применения ст. 39.

20 ЗК РФ не восприняла отказ законодателя от критерия соразмерности участка объекту, поэтому при планировании выкупа земельного участка в полном объёме необходимо озаботиться предварительной подготовкой проекта межевания или отчётом землеустроительной экспертизы о соразмерности участка и соответствии его градрегламентам для исключения рисков последующего отказа в выкупе.

Основания для отказа в предоставлении участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов

Согласно ст. 39.16 ЗК РФ определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

  • Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
  • 1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
  • 2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
  • 3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);
Читайте также:  Какая должна быть по нормам температура в камере СИЗО?

3.1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

  1. 7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
  2. 8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
  3. 9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
  4. 10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
  5. 11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.

11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.

11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

  • 16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
  • 17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
  • 18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
  • 19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
  • 20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
  • 21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
  • 22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
  • 23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • 24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Других оснований для отказа, законодательством не предусмотрено. 

Вы имеете право обжаловать Отказ в предоставлении земельного участка в судебном порядке.Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП». Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: [email protected] . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 642-46-37 г. Москва, Старопименовский переулок 18 [email protected] http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович29.07.2019 19:34

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector