Какие есть меры административного воздействия?

Определение 1

Государственное принуждение – одна из разновидностей социального принуждения, представляющая собой меры психического, физического, материального или организационного влияния, применяемые уполномоченными на это субъектами в установленном законодательством порядке независимо от воли субъекта с целью обеспечения общественного порядка и безопасности.

К признакам государственного принуждения следует отнести такие характерные особенности:

  • Разновидность социального принуждения;
  • На основании психомотивационной природе устанавливается конфликтом между государственной волей, выражаемой нормами законодательства и индивидуальной волей лица, нарушившего правовые предписания;
  • Правовая опосредованность, носит правовой характер;
  • Является актом психического, физического, материального или организационного воздействия на субъект;
  • Оказывает влияние на сознание, волю и поведение лица;
  • Предусматривается конфликтом между волей государства, которая выражается законодательными нормами и субъекта;
  • Реализация в рамках правовых отношений охранительного типа.

Видовая дифференциация подразумевает собой следующее:

  • Административное принуждение;
  • Уголовное принуждение;
  • Принуждение гражданско-правового характера;
  • Дисциплинарное принуждение.

Административное принуждение как один из основных видов государственного управления

Определение 2

Административное принуждение – способ государственного управления, который основывается на административно-правовых нормах, и представляют собой совокупность психических, физических или иных средств воздействия, которые используются уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Характерными чертами административного принуждения являются:

  • Основано на нормах административного права;
  • Применение как физическими лицами, так и юридическими;
  • Применение в сфере общественных отношений, которые регулируются как административно-правовыми нормами, так и нормами других правовых отраслей;
  • Регламентирование законными и подзаконными нормативно-правовыми актами;
  • Возможно применение широким кругом уполномоченных на это субъектов;
  • Разносторонность системы мер административного принуждения (широкий спектр воздействия);
  • Зачастую применение в административном, то не в судебном, порядке;
  • Порядок применения мер устанавливается нормами административно-процессуального кодекса, который формирует более упрощенную процедуру.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Классификация мер административного принуждения

Классификация административного принуждения разнообразна и представлена ниже.

К признакам, по которым можно классифицировать принуждения административного характера, относятся:

  • Характер и специфика воздействия;
  • Субъект применения;
  • Нормативные основания;
  • Сфере влияния;
  • Способ обеспечения общественного порядка и целевому предназначению.
  • По характеру и специфике воздействия различают меры психического воздействия, физического воздействия, имущественного воздействия и организационного воздействия.
  • В зависимости от субъекта применения различают меры, которые принимаются индивидуальными субъектами и меры, которыми субъектами коллективного типа.
  • Нормативные основания подразумевают собой меры, основанные на законодательных актах и подзаконных правовых нормах.
  • По сфере влияния административное принуждение делится на внутриорганизационные и внешние властные меры.
  • Меры административного предупреждения, пресечения, административно-процессуального обеспечения, а также защитные меры (правовосстановительные) и меры наказания относятся к такой категории, как способ обеспечения общественного порядка и целевого предназначения.
  • Меры административного принуждения, исходя от широкого спектра влияния, также классифицируются по своим целям.
  • Целевая категория включает в себя следующие составляющие:
  • Предотвращение правонарушений и наступления неблагоприятных последствий, не имеющих непосредственного отношения к правонарушению;
  • Предупреждение правовых нарушений;
  • Восстановление нарушенного состояния;
  • Обеспечение, имеющее процессуальный характер;
  • Возложение ответственности на правонарушителя за совершенное деяние.

Замечание 1

Административное принуждение также основываются как на правонарушениях, так и фактах, аномальных от правового содержания.

Поскольку процесс применения мер административного принуждения является довольно сложным, то его подразделяют на соответствующие стадии.

Стадиями меры принуждения являются:

  • Проведение анализа возникшей ситуации;
  • Выбор конкретной меры принуждения, исходя из обстоятельств;
  • Вынесение решения по принятию мер административного принуждения;
  • Применение меры административного принуждения на практике;
  • Проведение анализа в отношении эффективности применения мер;
  • Внесение корректировок в дальнейшую правоприменительную деятельность.

Вывод 1

Для правильного и эффективного применения мер, необходимо определить какой правовой отраслью законодательства эти нормы были установлены.

Какие есть меры административного воздействия?

Екатерина Свеклова-Богданова

Преподаватель гражданского права

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Меры административного воздействия

  • Меры административного правового воздействия, принимаемые органами федеральной службы безопасности.
  • Административное воздействие – осуществление органами исполнительной власти системы юридически  значимых действий в связи с реализацией ими прав и обязанностей.
  • Виды воздействия:
  • Методики:
  1. экономические
  2. административные

Меры административного воздействия – это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным НПА правил и норм в различных сферах, в т.ч. в  области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственно-финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей среды и экономической безопасности и т.д.

Особенности применения ОФСБ мер административного воздействия.

  1. Все меры предусмотрены актами ФОИВ. 
  2. Применяются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.
  3. Направлено на неподчинённые им объекты.
  4. Носят властный, активный характер.
  5. Применяется вопреки воли объекта и вызывает неблагоприятные для них последствия.

Применение мер административного воздействия строго регламентируется законами. 

ОФСБ применяют меры административного воздействия в целях предупреждения и пресечения административных проступков.

Административное воздействие – применение ОФСБ в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, предусмотренных законом методов государственного управления обеспечивающих соблюдение установленных в целях обеспечения государственной безопасности правопорядка.

   В основе административного воздействия лежат общие методы государственного управления:

  1. Убеждение. Является главным методом управления, выступает как средство профилактики:
  2. разъяснение
  3. обоснование
  4. обсуждение
  5. внушение
  6. поощрение
  7. показ положительных примеров

Убеждение ОФСБ – это воздействие на сознание и поведение участников отношений, возникающих а сфере обеспечения безопасности в целях формирования у них внутренней потребности соблюдать законы, воспитания дисциплинированности и организованности.

  1. Принуждение. Применяются ОФСБ на основе НПА.

Виды принуждения:

  1. Меры предупреждения
  2. Меры  пресечения
  3. Иные  меры 
  1. Меры  предупреждения ОФСБ :
  1. — отказ в выдачи отдельным лицам к секретным работам и документам — прекращение, аннулирование согласия на допуск — приостановление или аннулирование лицензии на работу с секретными документами  — заключение о нежелательности выезда отдельных граждан или въезда иностранных граждан на территорию РФ      
  2. — закрытие въезда в РФ отдельных иностранных граждан или лиц без гражданства

Основания препятствующие допуску гражданина к государственной тайне

  • -признание лица недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом — нахождение лица под судом или следствием — наличие у лица медицинские противопоказания на работу с государственной тайной — постоянное проживание лица или его близких родственников заграницей или оформление документов этих лиц на выезд — выявление противоправных действий лица, создающих угрозу государственной  безопасности
  • — уклонение от проверочных мероприятий и сообщение о себе заведомо ложных сведений
  •   Решение о допуске к секретным сведениям принимает руководитель предприятия, учреждения в индивидуальном порядке. Прекращение допуска лица к государственной тайне (принимает решение руководитель предприятия, организации, учреждения) :
  1. расторжение с лицом трудового договора или контракта
  2. наличие обстоятельств, предусмотренных ст.12 закона «О государственной тайне»  
  3. однократное нарушение прав и обязанностей

 Основания для отказа в выдаче лицензии предприятиями на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной :

  1. наличие документов
  2. отрицательное заключение экспертизы, проводимой ОФСБ
  3. отрицательное заключение государственной аттестации руководителем предприятия

  Меры пресечения, принимаемые ОФСБ осуществляется в целях:

  • предотвращение противоправных действий, направленные на нанесение ущерба безопасности РФ

Административное  задержание

  • предусмотренное законом принудительное кратковременное ограничение свободы лиц, совершивших административное правонарушение, противоречащее интересам государственной безопасности

Ст. 239 КоАП предусматривает основания административного задержания

  • установление личности лица
  • составление протокола об административном правонарушении
  • обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях По факту задержания составляется протокол, в котором указываются следующие сведения:
    1. время, место составления протокола
    2. должность, фамилия, имя, отчество лица, составлявшего протокол
    3. основания задержания

Срок задержания для установления личности 3 часа. Срок исчисляется с момента доставления лица в соответствующее учреждение. Личный досмотр регламентируется КоАП и заключается в тщательном обследовании вещей, обуви лица, а при необходимости и его тела. Личный досмотр осуществляется лицом того же пола с участием двух понятых того же пола. О проведении личного досмотра уведомляется прокурор.

  1.         Меры предупреждения и пресечения: -административное задержание лица — административный арест имущества юридического лица — личный досмотр — досмотр и изъятие вещей и документов, товаров, орудия охоты и рыбной ловли — отстранения от учреждения ТС
  2. — освидетельствование на состояние опьянения
Читайте также:  Иск о разделе наследственного имущества в суде (образец): порядок подачи искового заявления

Порядок применения этих мер регламентируется нормами гл.19 КоАП, законодательством о налоговой службе и налоговой полиции, таможенным законодательством и другими федеральными законами («Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995г.)

Административное воздействие – осуществление органом исполнительной власти (ФСБ РФ) системы юридически значимых действий в связи с реализацией им права (обязанности) на применение методов, предусмотренных нормами административного права. Общие методы управления : убеждение и принуждение. По способам воздействия  различают экономическое и административное. Административное воздействие со стороны органов исполнительной власти предполагает комплексное использование методов управления.

Административное воздействие – это неотъемлемая часть компетенции органов исполнительной власти.

Оно характеризует внешнюю деятельность органа, которая вступает в правоотношения с другими государственными органами, общественными организациями и гражданами на основе норм административного права.

ОФСБ как ФОИВ наделена полномочиями по применению мер административного воздействия , при этом для всех мер воздействия общим является следующее:

  1. они предусмотрены актами ОГВ РФ (законами, УП, ПП)
  2. они применяются ОФСБ исключительно в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, поскольку административное воздействие носит активный, властный характер и направлено на эффективное решение задач обеспечения государственной безопасности
  3. всегда обращены к объектам управления, не находящимися с ОФСБ в отношениях служебной подчинённости, т.е. ОФСБ выступают в роли органов исполнительной власти
  4. в силу того, что административное воздействие осуществляется  вопреки воли и интересов объекта, и в отдельных случаях  вызывает неблагоприятные для него правовые последствия, применение мер принуждения и убеждения строго регламентировано законами и подзаконными актами, при этом особое внимание обращается на строгое соблюдение законности и учёт права и свободы человека и гражданина.

В отличии от уголовных и уголовно-процессуальных  мер, направленных на пресечение  преступлений, меры  административного воздействия применяются в основном с целью предупреждения и пресечения антиобщественных проступков, могущих перерасти в преступления. ОФСБ наделены правом применять следующие административные предупредительные меры:

  1. высказывание мнения о нежелательности выдачи отдельным лицам допуска к особо важным, совершенно секретным и секретным сведениям
  2. прекращение (аннулирование) ранее выданных соглашений на допуск
  3. приостановление или аннулирование лицензии для юридических лиц на работу с секретными документами
  4. вынесение заключения о нежелательности выезда заграницу отдельной категории российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.

  Меры административного пресечения, применяемые ОФСБ:

  1. Применяемые в отношении ПУО, нарушающих требования определённых административно-правовых режимов.
  2. Отзыв или аннулирование лицензий.
  3. Временное ограничение работы отдельных участников предприятий, нарушающих установленный режим защиты государственной тайны.

Применяемые к физическим лицам:

  1. административное задержание
  2. личный досмотр задержанных и досмотр находящихся при них вещей
  3. изъятие у задержанных лиц предметов, запрещённых к свободному обращению или являющихся орудиями и средствами совершения правонарушения.

Понятие и виды мер административного принуждения



В данной статье рассмотрены понятие и вид мер административного принуждения. В частности, дано понятие мер административного принуждения, произведена их классификация и рассмотрены меры административного пресечения.

Ключевые слова: административное право, административное принуждение, меры административного принуждения, меры административного пресечения, административное задержание

Нормы административного права содержат широкий спектр мер принудительного воздействия, которые применяются публичной администрацией с целью обеспечения правопорядка. Данный вид принуждения охраняет как административно-правовые нормы, так и нормы иных отраслей права (трудового, гражданского, земельного и т. д.), реализацию которых обеспечивают субъекты публичной исполнительной власти.

В связи с тем, что административно-правовое принуждение является одним из видов правового принуждения, то ему характерны признаки последнего. Однако, административно-правовое принуждение обладает и рядом особенностей, которые присущи только ему. К таким особенностям относят:

  • а. применение мер административно-правового принуждения происходит в связи с антиобщественными деяниями, которыми, как правило, являются административными правонарушениями;
  • б. осуществление административно-правового принуждения происходит в рамках внеслужебного подчинения, то есть между сторонами правоотношения отсутствует организационное и линейное подчинение;
  • в. разнообразие и множественность субъектов, которые осуществляют административную юрисдикцию;

г. административному воздействию могут быть подвержены как физические лица, так и коллективные субъекты.

д. административно-правовое принуждение регулируется административно-правовыми нормами, закрепляющими виды мер принуждения, порядок и основания их применения [3].

Административно-правовое принуждение, являясь особым видом правового принуждения, заключается в применении субъектами публичной функциональной власти принудительных мер, которые установлены нормами административного права, в связи с неправомерными действиями. Административно-правовое принуждение играет важную роль в охране правопорядка и в профилактике правонарушений.

Административно-правовое принуждение обладает большим количеством средств пресечения (например: запрещение эксплуатации механизмов или задержание граждан). Их использование прекращает антиобщественные действия и предотвращает наступление общественно вредных последствий.

Зачастую административно-принудительные средства применяются к лицам, которые впервые, случайно совершили правонарушения.

В этом случае они оказывают огромное воспитательное воздействие, являясь звеном системы профилактики преступлений.

Безнаказанность мелких нарушений, которая выражается в непринятии мер административно-правового принуждения к виновным, может привести к совершению лицом новых правонарушений, в том числе и преступлений.

В состав административно-принудительных мер входят и такие меры, которые считаются самостоятельными. Это административные санкции. Применение таких мер предполагает решение вопроса по существу.

Кроме того, имеются процессуальные меры (например: задержание или досмотр вещей). Они создают условия для нормального хода производства по делам об административных нарушениях.

Такие меры называют обеспечительными.

Применение принуждения осуществляется с целью охраны правопорядка. Данная цель может достигаться несколькими способами. Во-первых, это пресечение нарушений.

Во-вторых, возмещение причиненного вреда, и, в-третьих, наложение наказания.

В связи с этим, в зависимости от цели, для достижения которой используются средства принуждения, выделяют меры пресечения, восстановительные меры и меры наказания.

Административное принуждение, по сути, должно обеспечивать исполнение правил поведения, выражение которых происходит в административно-правовых нормах.

В связи с этим, необходимо обратить внимание на то, что применение мер административного принуждения происходит для обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а лишь тех, которые формулируют правила поведения, не имеющие ведомственных границ, в сфере государственного управления, то есть являющихся общеобязательными. К ним можно отнести правила дорожного движения, обеспечение санитарной и пожарной безопасности и т. д.

Для принудительных мер характерен в основном административный (внесудебный) порядок их применения.

В большинстве случаев использование таких мер отнесено к полномочиям органов исполнительной власти и их должностных лиц, при этом, не всех без исключения, а только тех, которые наделены соответствующими полномочиями.

Как правило, меры административного принуждения применяются органами, которые осуществляют правоохранительные функции. К таким органам можно отнести таможенные органы, полицию и различные надзорные органы. Круг субъектов, которые наделены таким правом, достаточно широк.

Реализация мер административного принуждения, уполномоченными на то органами и должностными лицами, происходит без обращения в суд. В то же время, некоторые меры административного принуждения могут быть применены только судьями.

К таким случаям относятся назначение наказаний в виде административного ареста, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и т. д. Порядок рассмотрения правонарушений, предусматривающих применение за их совершение, видов наказания назначаемых исключительно судом закреплен в КРФоАП.

Следовательно, все меры административного принуждения условно можно разделить на применяемые во внесудебном порядке, и на применяемые только в судебном порядке.

Использование мер административного принуждения ограничивает права и свободы граждан, поэтому особую актуальность принимает вопрос об административно-правовых нормах, которые регулируют применение мер административного принуждения.

В то же время, при применении мер административного принуждения, ограничение прав и свобод не выходит за границы конституционных положений.

Таким образом, условия, основания и порядок применения мер административного принуждения, меры, допустимые к использованию в определенных случаях, органами, уполномоченные на их применение, определяется исключительно нормами федеральных законов [5].

  1. По целевому назначению меры административного принуждения можно разделить на три группы:
  2. 1) административно-предупредительные меры;
  3. 2) меры административного пресечения;
  4. 3) меры административной ответственности.
  5. Все меры административного принуждения, в зависимости от способа и целей обеспечения правопорядка, которые определяются объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на них, можно разделить на четыре группы:
  6. − административно-предупредительные меры;
  7. − меры административного пресечения;
  8. − меры административной ответственности;
  9. − меры административно-процессуального обеспечения.
Читайте также:  Банкротство супругов: что будет с совместным имуществом супругов

Среди прочих, необходимо выделить меры административного пресечения, так как они применяются довольно часто и их применение связано с нарушением прав и свобод граждан. Реальные правонарушения представляют прямую угрозу общественным отношениям и причиняют им вред.

С целью их защиты органами исполнительной власти и их должностными лицами необходимо немедленное принятие мер для пресечения действий, которые нарушают правовые предписания.

Например, такими мерами являются: запрещение эксплуатации неисправных механизмов и машин, административное задержание нарушителя, приостановление работы магазинов либо предприятий общественного питания при нарушении ими санитарных правил и т. д.

Несмотря на многообразие, суть подобных мер заключается в принудительном прекращении противоправных действий граждан, организаций, должностных лиц, которые нарушают установленный порядок.

Необходимо отметить, что значение данных мер особенно велико в системе правоохранительных средств, так как в ходе их применения происходит пресечение наиболее распространенных правонарушений, которыми являются административные правонарушения, при этом, обеспечивается привлечения нарушителей к ответственности. В то же время, назначение мер административного пресечения не ограничивается борьбой с административными правонарушениями. Данные меры могут применяться и для пресечения преступлений.

  • Основаниями к применению мер административного пресечения являются:
  • − совершение правонарушения;
  • − совершение противоправных деяний либо наступление противоправных состояний или событий, представляющих опасность.
  • Применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.
  • Меры административного пресечения можно разделить на несколько групп. Так, к ним относятся:
  • а. меры, которые применяются непосредственно к правонарушителю (например: административное задержание);
  • б. меры имущественного характера (например: изъятие огнестрельного охотничьего оружия);
  • в. меры технического характера (например: запрещение эксплуатации неисправного транспорта);
  • г. меры финансового характера (например: отзыв лицензии, предоставляющей право осуществлять финансовые операции);
  • д. меры медико-санитарного характера (например: отстранение от работы инфекционных больных);
  • е. меры связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (например: приостановление действия лицензии);

ж. меры специального (исключительного) назначения (например: применение огнестрельного оружия).

  1. Меры административного пресечения непосредственно связаны с мерами административной ответственности и зачастую предшествуют им, обеспечивая, таким образом, возможность ее фактической реализации. Личный досмотр, административное задержание, изъятие вещей и документов позволяют:
  2. − установить личность правонарушителя;
  3. − составить документы для привлечения нарушителя к ответственности;
  4. − сохранить вещественные доказательства по делу;
  5. − обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания [3].

В заключении необходимо отметить, что административно-правовое принуждение заключается в применении субъектами, наделенными властными полномочиями, принудительных мер, которые установлены нормами административного права, в связи с неправомерными действиями.

Административно-правовое принуждение играет важную роль в охране правопорядка и в профилактике правонарушений.

Меры административного принуждения, являясь одной из разновидностей государственного принуждения, преимущественно используются как средство обеспечения охраны общественного правопорядка и общественной безопасности, а так же борьбы с правонарушениями.

Среди множества мер административного принуждения выделяют меры административного пресечения, так как они применяются довольно часто и их применение связано с существенным нарушением прав и свобод граждан. К таким мерам относят: административное задержание, административное доставление, личный досмотр и т. д.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 9. — Ст. 851.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. (в актуальной редакции) // Собрание 3аконодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Братановский С. Н. «Административное право. Общая часть: Учебник» — М.: «Директ-Медиа», 2013. 254 с.
  4. Куракин А. В., Костенников М. В., Мышляев Н. П. К вопросу о классификации административно-профилактических мер — «Административное и муниципальное право», 2015, № 9. С. 84–86.
  5. Рябенко Ю. Н. Административное задержание и доставление – «Законность», 2015, № 10. С. 34–36.

Основные термины (генерируются автоматически): административное принуждение, мера, административно-правовое принуждение, административное пресечение, административное задержание, свобода граждан, административная ответственность, норма, исполнительная власть, личный досмотр.

Способы средства мера административного воздействия

Меры административного правового воздействия, принимаемые органами федеральной службы безопасности.

Административное воздействие – осуществление органами исполнительной власти системы юридически значимых действий в связи с реализацией ими прав и обязанностей.

Меры административного воздействия – это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным НПА правил и норм в различных сферах, в т.ч. в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственно-финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей среды и экономической безопасности и т.д.

Особенности применения ОФСБ мер административного воздействия.

  1. Все меры предусмотрены актами ФОИВ.
  2. Применяются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.
  3. Направлено на неподчинённые им объекты.
  4. Носят властный, активный характер.
  5. Применяется вопреки воли объекта и вызывает неблагоприятные для них последствия.
  • Применение мер административного воздействия строго регламентируется законами.
  • ОФСБ применяют меры административного воздействия в целях предупреждения и пресечения административных проступков.
  • Административное воздействие – применение ОФСБ в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, предусмотренных законом методов государственного управления обеспечивающих соблюдение установленных в целях обеспечения государственной безопасности правопорядка.
  • В основе административного воздействия лежат общие методы государственного управления:
  1. Убеждение. Является главным методом управления, выступает как средство профилактики:
  2. разъяснение
  3. обоснование
  4. обсуждение
  5. внушение
  6. поощрение
  7. показ положительных примеров

Убеждение ОФСБ – это воздействие на сознание и поведение участников отношений, возникающих а сфере обеспечения безопасности в целях формирования у них внутренней потребности соблюдать законы, воспитания дисциплинированности и организованности.

  1. Принуждение. Применяются ОФСБ на основе НПА.
  1. Меры предупреждения
  2. Меры пресечения
  3. Иные меры
  1. Меры предупреждения ОФСБ :

— отказ в выдачи отдельным лицам к секретным работам и документам — прекращение, аннулирование согласия на допуск — приостановление или аннулирование лицензии на работу с секретными документами — заключение о нежелательности выезда отдельных граждан или въезда иностранных граждан на территорию РФ

— закрытие въезда в РФ отдельных иностранных граждан или лиц без гражданства

Основания препятствующие допуску гражданина к государственной тайне

  1. -признание лица недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом — нахождение лица под судом или следствием — наличие у лица медицинские противопоказания на работу с государственной тайной — постоянное проживание лица или его близких родственников заграницей или оформление документов этих лиц на выезд — выявление противоправных действий лица, создающих угрозу государственной безопасности
  2. — уклонение от проверочных мероприятий и сообщение о себе заведомо ложных сведений
  3. Решение о допуске к секретным сведениям принимает руководитель предприятия, учреждения в индивидуальном порядке. Прекращение допуска лица к государственной тайне (принимает решение руководитель предприятия, организации, учреждения) :
  1. расторжение с лицом трудового договора или контракта
  2. наличие обстоятельств, предусмотренных ст.12 закона «О государственной тайне»
  3. однократное нарушение прав и обязанностей

Основания для отказа в выдаче лицензии предприятиями на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной :

  1. наличие документов
  2. отрицательное заключение экспертизы, проводимой ОФСБ
  3. отрицательное заключение государственной аттестации руководителем предприятия

Меры пресечения, принимаемые ОФСБ осуществляется в целях:

  • предотвращение противоправных действий, направленные на нанесение ущерба безопасности РФ

Административное задержание

  • предусмотренное законом принудительное кратковременное ограничение свободы лиц, совершивших административное правонарушение, противоречащее интересам государственной безопасности

Ст. 239 КоАП предусматривает основания административного задержания

  • установление личности лица
  • составление протокола об административном правонарушении
  • обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях По факту задержания составляется протокол, в котором указываются следующие сведения:
    1. время, место составления протокола
    2. должность, фамилия, имя, отчество лица, составлявшего протокол
    3. основания задержания
Читайте также:  Адвокат по уголовному делу - хищение материальных ценностей

Срок задержания для установления личности 3 часа. Срок исчисляется с момента доставления лица в соответствующее учреждение. Личный досмотр регламентируется КоАП и заключается в тщательном обследовании вещей, обуви лица, а при необходимости и его тела. Личный досмотр осуществляется лицом того же пола с участием двух понятых того же пола. О проведении личного досмотра уведомляется прокурор.

Меры предупреждения и пресечения: -административное задержание лица — административный арест имущества юридического лица — личный досмотр — досмотр и изъятие вещей и документов, товаров, орудия охоты и рыбной ловли — отстранения от учреждения ТС

— освидетельствование на состояние опьянения

Порядок применения этих мер регламентируется нормами гл.19 КоАП, законодательством о налоговой службе и налоговой полиции, таможенным законодательством и другими федеральными законами («Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995г.)

Административное воздействие – осуществление органом исполнительной власти (ФСБ РФ) системы юридически значимых действий в связи с реализацией им права (обязанности) на применение методов, предусмотренных нормами административного права. Общие методы управления : убеждение и принуждение. По способам воздействия различают экономическое и административное. Административное воздействие со стороны органов исполнительной власти предполагает комплексное использование методов управления.

Административное воздействие – это неотъемлемая часть компетенции органов исполнительной власти.

Оно характеризует внешнюю деятельность органа, которая вступает в правоотношения с другими государственными органами, общественными организациями и гражданами на основе норм административного права.

ОФСБ как ФОИВ наделена полномочиями по применению мер административного воздействия , при этом для всех мер воздействия общим является следующее:

  1. они предусмотрены актами ОГВ РФ (законами, УП, ПП)
  2. они применяются ОФСБ исключительно в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, поскольку административное воздействие носит активный, властный характер и направлено на эффективное решение задач обеспечения государственной безопасности
  3. всегда обращены к объектам управления, не находящимися с ОФСБ в отношениях служебной подчинённости, т.е. ОФСБ выступают в роли органов исполнительной власти
  4. в силу того, что административное воздействие осуществляется вопреки воли и интересов объекта, и в отдельных случаях вызывает неблагоприятные для него правовые последствия, применение мер принуждения и убеждения строго регламентировано законами и подзаконными актами, при этом особое внимание обращается на строгое соблюдение законности и учёт права и свободы человека и гражданина.

В отличии от уголовных и уголовно-процессуальных мер, направленных на пресечение преступлений, меры административного воздействия применяются в основном с целью предупреждения и пресечения антиобщественных проступков, могущих перерасти в преступления. ОФСБ наделены правом применять следующие административные предупредительные меры:

  1. высказывание мнения о нежелательности выдачи отдельным лицам допуска к особо важным, совершенно секретным и секретным сведениям
  2. прекращение (аннулирование) ранее выданных соглашений на допуск
  3. приостановление или аннулирование лицензии для юридических лиц на работу с секретными документами
  4. вынесение заключения о нежелательности выезда заграницу отдельной категории российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Меры административного пресечения, применяемые ОФСБ:

  1. Применяемые в отношении ПУО, нарушающих требования определённых административно-правовых режимов.
  2. Отзыв или аннулирование лицензий.
  3. Временное ограничение работы отдельных участников предприятий, нарушающих установленный режим защиты государственной тайны.

Применяемые к физическим лицам:

  1. административное задержание
  2. личный досмотр задержанных и досмотр находящихся при них вещей
  3. изъятие у задержанных лиц предметов, запрещённых к свободному обращению или являющихся орудиями и средствами совершения правонарушения.

Источник

1. Методы административного воздействия и их характеристика

  • Метод управленческой деятельности — совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия субъекта управления на коллектив, группу или одного человека.
  • Для методов управления характерны следующие особенности:
  • • реализуются в процессе деятельности государственного характера;
  • • формируются по воле государства;
  • • используются основными субъектами управления — органами исполнительной власти (должностными лицами);
  • • выражают присущие исполнительным органам (должностным лицам) государственно-властные полномочия.
  • Виды методов в деятельности органов управления.

1. Морально-политические (убеждение, воспитание и т.п.).

2. Экономические (материальное поощрение различных лиц и коллективов, стимулирование производственной или иной деятельности).

3. Организационные (прогнозирование, координация, контроль и т.д.).

4. Общие — методы, используемые на всех важнейших стадиях управленческого процесса (метод убеждения, наблюдения, контроля и разработки, методы косвенного и прямого воздействия на управляемый объект, осуществляющие регулирование, общее руководство и непосредственное управление).

5. Специальные — методы, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях процесса управления (методы выполнения отдельных функций, выработка и принятие решений, программно-целевой метод, гласные и негласные методы).

6.

Административные — способы воздействия на деятельность предприятий, учреждений, организаций, на поведение трудовых коллективов, должностных лиц и граждан со стороны органов государственного управления путем прямого установления их обязанностей или в форме приказа, опирающегося на гласное полномочие и систему подчиненности При использовании административных методов должностное лицо прямо предписывает управляемому, что и как он должен делать.

7. Принуждение применяется к тем, кто уклоняется от соблюдения законности и государственной дисциплины, нарушает установленные административно-правовыми нормами правила поведения. Принуждение выражается в применении дисциплинарного и административного воздействия.

8. Убеждение — процесс последовательного осуществления таких действий, как овладение вниманием, внушение, разжигание интереса, стимулирование действий и т.д.

2. Метод принуждения в административном праве и его виды

Административное принуждение как способ воздействия предполагает не только применение дисциплинарных взысканий или административных наказаний, но и располагает разнообразными действиями (мерами) воздействия.

Административное принуждение можно разделить в зависимости от целей применения воздействия на виды, которые иначе называются мерами административного принуждения. Это — административно-предупредительные меры, административно-пресекательные меры, административные наказания, а также меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Административно-предупредительные меры применяются, когда правонарушение не совершено, но во избежание наступления вредных (опасных) последствий для общества. Указанные меры принуждения применяются к физическим и юридическим лицам в целях предупреждения возможного совершения ими различных правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

В законодательстве определены следующие виды мер административного предупреждения: введение карантина; проверка документов; прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; проведение карантинных мероприятий, установление комендантского часа, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и т. д.

Административно-пресекательные меры применяются для пресечения уже совершившихся правонарушений.

В данном случае речь идет об административном задержании, доставлении правонарушителей, о применении сотрудниками милиции физической силы, огнестрельного оружия и т. д.

Административные наказания являются мерой административной ответственности. Перечень административных наказаний, процедура их наложения и исполнения определены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Меры процессуального обеспечения направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях.

Они применяются в следующих целях: пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Законодатель к ним относит: доставление; административное задержание, личный досмотр; досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

  1. Таким образом, указанные методы управления, в своей совокупности воздействуя на управляемых, обеспечивают выполнение функций органов исполнительной власти.
  2. Разнообразие методов воздействия, применяемых субъектами исполнительной власти, позволяет достигать целей хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства.
  3. Источник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector