Как происходит легализация приговора при переводе осужденного в другое государство?

  •  РатифицированаУказом Президиума Верховного Совета СССРот 3 апреля 1979 года N 9063-IX
  • Договаривающиеся Государства,
  • руководствуясь желанием развивать сложившиеся отношения взаимного доверия и сотрудничества,
  • учитывая, что отбывание осужденными наказания в государстве, гражданами которого они являются, способствовало бы более эффективному достижению целей исправления и перевоспитания правонарушителей,
  • исходя из принципа гуманности,
  • договорились о нижеследующем:
  • Граждане каждого из Договаривающихся Государств, осужденные к лишению свободы в другом Договаривающемся Государстве, будут по взаимному согласию этих Государств передаваться для отбывания наказания в то Государство, гражданами которого они являются.

Гражданство осужденного определяется в соответствии с законодательством Государств — участников настоящей Конвенции. Гражданином Договаривающегося Государства является лицо, которое по закону этого Государства имеет гражданство данного Государства.

  1. Передача осужденного для отбывания наказания в Государство, гражданином которого он является, может иметь место после вступления приговора в законную силу.
  2. Осужденный, переданный для отбывания наказания в Государство, гражданином которого он является, не может быть вновь привлечен к уголовной ответственности за то же деяние, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 настоящей Конвенции.
  3. Передача осужденного в порядке, предусмотренном настоящей Конвенцией, не производится, если:
  4. а) по законодательству Государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением;
  5. б) в Государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан, либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;
  6. в) наказание не может быть исполнено в Государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;
  7. г) осужденный имеет постоянное место жительства на территории Государства, судом которого вынесен приговор;
  8. д) не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией.
  9. Передача осужденного для отбывания наказания осуществляется по предложению Государства, судом которого вынесен приговор, если Государство, гражданином которого является осужденный, согласно принять его для исполнения приговора с соблюдением условий настоящей Конвенции.
  10. Государство, гражданином которого является осужденный, может обратиться к Государству, судом которого вынесен приговор, с просьбой рассмотреть вопрос о возможности передачи осужденного.

Осужденный и его родственники могут обращаться к компетентным органам Государства, судом которого лицо осуждено, или Государства, гражданином которого оно является, с ходатайством о передаче осужденного. О возможности такого обращения разъясняется осужденному.

По вопросам настоящей Конвенции компетентные органы Договаривающихся Государств сносятся друг с другом непосредственно. Каждое Договаривающееся Государство сообщит депозитарию наименование своего компетентного органа.

  • В целях передачи осужденного для отбывания наказания компетентный орган Государства, судом которого вынесен приговор, обращается к компетентному органу Государства, гражданином которого является осужденный.
  • Обращение составляется в письменной форме. К обращению прилагаются:
  • а) удостоверенные копии приговора и имеющихся по делу решений вышестоящих судебных инстанций, документы о вступлении приговора в законную силу;
  • б) документ о части наказания, отбытой осужденным, и той части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию в соответствии с законодательством Государства, судом которого вынесен приговор;
  • в) документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено;
  • г) текст статей уголовного закона, на основании которого лицо осуждено;
  • д) документ, свидетельствующий о гражданстве осужденного;
  • е) другие документы, если это сочтут необходимым органы Государства, судом которого вынесен приговор;
  • ж) заверенный перевод обращения и прилагаемых к нему документов.
  • В случае необходимости органы Государства, гражданином которого является осужденный, могут запросить дополнительные документы или сведения.
  • Компетентный орган Государства, гражданином которого является осужденный, в возможно короткий срок уведомляет компетентный орган Государства, судом которого вынесен приговор, о согласии либо об отказе принять осужденного на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией.
  • Место, время и порядок передачи осужденного определяются путем договоренности между компетентными органами заинтересованных Государств.
  • Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того Государства, в котором он был осужден.
  • Суд Государства, гражданином которого является осужденный, исходя из вынесенного приговора, принимает решение о его исполнении, определяя по закону своего Государства такой же срок лишения свободы, как и назначенный по приговору.
  • Если по законодательству Государства, гражданином которого является осужденный, за данное деяние предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору, суд определяет максимальный срок лишения свободы, предусмотренный законодательством этого Государства за совершение данного деяния.
  • В случаях, когда по законодательству Государства, гражданином которого является осужденный, за совершение данного деяния в качестве наказания не предусмотрено лишение свободы, суд определяет по законодательству своего Государства наказание, наиболее соответствующее назначенному по приговору.
  • Часть наказания, отбытия осужденным в Государстве, судом которого вынесен приговор, засчитывается в срок наказания, а при определении наказания, не связанного с лишением свободы, отбывая часть наказания принимается во внимание.

Назначенное по приговору дополнительное наказание, если оно не было исполнено, определяется судом Государства, гражданином которого является осужденный, если такое наказание за совершение данного деяния предусмотрено законодательством этого Государства. Дополнительное наказание определяется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

  1. В отношении лица, переданного для отбывания наказания в Государство, гражданином которого оно является, наступают такие же правовые последствия осуждения, как и в отношении лиц, осужденных в этом Государстве за совершение такого деяния.
  2. Компетентный орган Договаривающегося Государства, которому передан осужденный для отбывания наказания, уведомляет компетентный орган Государства, в котором был вынесен приговор, о решении суда об исполнении приговора, принятом в соответствии со статьей 10 настоящей Конвенции.
  3. Исполнение неотбытого до передачи осужденного наказания, а также полное или частичное освобождение от наказания после принятия решения об исполнении приговора осуществляются в соответствии с законодательством Государства, которому передан осужденный.
  4. Помилование осужденного осуществляется тем Государством, которому он передан для отбывания наказания.
  5. Амнистия после передачи осужденного осуществляется в соответствии с актами об амнистии, изданными в Государстве, судом которого вынесен приговор, и Государстве, гражданином которого является осужденный.
  6. Пересмотр приговора в отношении осужденного, переданному Государству, гражданином которого он является, может быть осуществлен только судом Государства, в котором вынесен приговор.

Если после передачи осужденного для отбывания наказания приговор изменен в Государстве, где он был вынесен, копия решения об этом и другие необходимые документы направляются компетентному органу Государства, которому передан осужденный. Суд этого государства разрешает вопрос об исполнении такого решения в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящей Конвенции.

Если после передачи осужденного для отбывания наказания приговор отменен с прекращением уголовного дела в Государстве, где он был вынесен, копия решения об этом и заверенный его перевод немедленно направляются для исполнения компетентному органу Государства, которому передан осужденный.

Если после передачи осужденного для отбывания наказания приговор в Государстве, где он был вынесен, отменен и предусмотрено новое расследование или судебное разбирательство, копия решения об этом и другие материалов, необходимые для нового рассмотрения дела, направляются компетентному органу Государства, которому передан осужденный, для решения вопроса о привлечении его к ответственности по законодательству этого государства.

Каждое Договаривающееся Государство разрешает транзитную перевозку по своей территории осужденных, передаваемых в соответствии с настоящей Конвенцией третьему Договаривающему Государству. Такая перевозка разрешается по просьбе Государства. гражданином которого является осужденный.

Связанный с передачей осужденного расходы, возникшие до его передачи, несут Договаривающиеся Государства, у которых они возникли. Другие расходы, связанные с передачей осужденного, в том числе по его транзитной перевозке, несет Государство, гражданином которого является осужденный.

Вопросы, возникающие при применении настоящей Конвенции, решаются по согласованию между компетентными органами Договаривающихся Государств.

Настоящая Конвенция не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются Договаривающиеся Государства.

Настоящая Конвенция подлежит ратификации подписавшими ее Государствами. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Правительству Германской Демократической Республики, которое выполняет функции депозитария этой Конвенции.

Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день, считая со дня сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты. Для Государства, ратификационная грамота которого будет сдана на хранение депозитарию после вступления в силу настоящей Конвенции, она вступит в силу на девяностый день, считая со дня сдачи на хранение депозитарию его ратификационной грамоты.

Настоящая Конвенция будет действовать в течение пяти лет со дня вступления ее в силу. По истечении этого срока Конвенция автоматически продлевается каждый раз на новый пятилетний период.

Каждое Договаривающееся Государство может выйти из настоящей Конвенции, направив за 12 месяцев до истечения текущего пятилетнего срока ее действия письменное уведомление об этом депозитарию.

К настоящей Конвенции после вступления ее в силу могут присоединиться с согласия всех Договаривающихся Государств другие Государства путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается вступившим в силу по истечении девяноста дней со дня получения депозитарием последнего сообщения о согласии на такое присоединение.

  • Депозитарий будет незамедлительно извещать все подписавшие настоящую Конвенцию и присоединившиеся к ней Государства о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления Конвенции в силу, а также о получении других уведомлений, вытекающих из настоящей Конвенции.
  • Депозитарий настоящей Конвенции примет соответствующие меры с целью регистрации этой Конвенции в Организации Объединенных Наций в соответствии с ее Уставом.
  • Настоящая Конвенция сдается на хранение депозитарию, который разошлет надлежащим образом заверенные копии Конвенции Государствам, подписавшим Конвенцию и присоединившимся к ней.
  • Совершено в Берлине 19 мая 1978 года в одном экземпляре на русском языке.
  • Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 3 апреля 1979 года.
  • Ратификационная грамота СССР сдана на хранение Правительству Германской Демократической Республики 28 мая 1979 года.
  • В соответствии со статьей 20 Конвенции она вступила в силу 26 августа 1979 года.
  1. Текст документа сверен по:»Сборник международных договоров по оказанию правовой помощи»,
  2. Москва, 1996 год
Читайте также:  Сколько стоит вступить в наследство в 2022 году: по завещанию и без завещания – стоимость услуг нотариуса при оформлении наследства, размер госпошлины

Уголовно-процессуальное право

Одна из форм международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является.

В Россию может быть передан гражданин РФ, осужденный судом иностранного государства к лишению свободы, а Россия может передать лицо, осужденное судом РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. Это закреплено и в международно-правовых нормах о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и в положениях главы 55 УПК РФ.

Нормами международного права и УПК РФ передача осужденного для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, допускается в случаях, когда назначенное наказание в виде лишения свободы еще не отбыто осужденным. На лиц, осужденных не к лишению свободы, а к иным наказаниям, нормы главы 55 УПК РФ не распространяются.

  • Основанием передачи лица, осужденного судом РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина России, осужденного судом иностранною государства к лишению свободы, для отбывания наказания в РФ является решение суда.
  • Суд принимает решение о передаче осужденного по результатам рассмотрения: (а) представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний;
  • (б) обращения осужденного; (в) обращения представителя осужденного; (г) обращения компетентных органов иностранного государства.

Компетентными органами иностранного государства признаются органы, имеющие право принимать решение о передаче осужденного. К ним относятся, как правило, министерства юстиции и прокуратура.

В России федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области исполнения наказаний, является Министерство юстиции РФ. Непосредственно исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, подведомственная Министерству юстиции РФ.

  1. Представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, а равно обращение осужденного, его представителя, компетентных органов иностранного государства о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, рассматриваются судом, постановившим приговор.
  2. При невозможности рассмотрения судом вопроса о передаче осужденного ввиду неполноты либо отсутствия необходимых сведений судья вправе отложить его рассмотрение и запросить недостающие сведения либо без рассмотрения направить обращение осужденного в компетентный орган Российской Федерации для сбора необходимой информации в соответствии с положениями международного договора Российской Федерации, а также для предварительного согласования вопроса о передаче осужденного с компетентным органом иностранного государства.
  3. В передаче лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, может быть отказано в случаях, если:
  1. ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный;
  2. наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие:
    • истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;
    • непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда РФ либо признания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания на территории иностранного государства;
    • несопоставимости с условием и порядком отбывания осужденным наказания, определенных судом или иным компетентным органом иностранного государства;
  3. от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска;
  4. не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации;
  5. осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации.

Вопросы, связанные с исполнением приговора суда иностранного государства о передаче гражданина России для отбывания наказания на территории Российской Федерации, решаются судом, к подсудности которого относится совершенное осужденным преступление, с учетом его квалификации по УК РФ и места последнего проживания осужденного в России.

Если при рассмотрении представления или обращения о передаче гражданина Российской Федерации, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, российский суд придет к выводу о том, что деяние, за которое осужден гражданин Российской Федерации, не является преступлением по законодательству РФ либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу истечения срока давности, а также по иному основанию, предусмотренному законодательством РФ или международным договором Российской Федерации, он выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства. Во всех остальных случаях российский суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства, в котором указывает:

  1. наименование суда иностранного государства, дату и место постановления приговора;
  2. сведения о последнем месте жительства осужденного в Российской Федерации, месте его работы и роде занятий до осуждения;
  3. описание преступления, в совершении которого осужденный признан виновным, и уголовный закон иностранного государства, на основании которого он осужден;
  4. статью УК РФ, предусматривающую ответственность за преступление, совершенное осужденным;
  5. вид и срок назначенного наказания (основного и дополнительного), отбытый срок и срок наказания, которое осужденный должен отбыть в Российской Федерации, его начало и окончание, вид исправительного учреждения, порядок возмещения вреда по гражданскому иску.

Если по УК РФ за преступление, совершенное осужденным, предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору суда иностранного государства, то российский суд определяет максимальный срок лишения свободы за совершение данного преступления, предусмотренный УК РФ.

Если же за совершенное деяние в УК РФ лишение свободы в качестве наказания не предусмотрено, то российский суд определяет иное наказание, наиболее соответствующее наказанию, назначенному по приговору суда иностранного государства, в пределах, установленных УК РФ за данное преступление.

Если приговор суда иностранного государства относится к двум или нескольким деяниям, не все из которых являются преступлениями в Российской Федерации, то суд в РФ определяет, какая часть наказания, назначенного по приговору суда иностранного государства, применяется к деянию, являющемуся преступлением.

Постановление российского суда обращается к исполнению в общем порядке, установленном ст. 393 УПК РФ.

В случае отмены или изменения приговора суда иностранного государства либо применения в отношении лица, отбывающего наказание в РФ, изданных в иностранном государстве актов об амнистии или о помиловании, вопросы исполнения пересмотренного приговора суда иностранного государства, а также применения актов об амнистии или о помиловании решаются российским судом, рассматривавшим вопросы, связанным с исполнением приговора иностранного суда.

Условия передачи осужденного иностранного гражданина для отбывания наказания в государстве его гражданства

Следует отметить, что правовое регулирование передачи осужденного иностранного гражданина (гл.

55 УПК РФ) существенно отличается и по форме, и в отдельных случаях по содержанию от правового регулирования, предусмотренного международными договорами Российской Федерации.

Последние, в частности, закрепляют условия, соблюдение которых допускает передачу лица для отбывания им уголовного наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Конвенция 1983 г. содержит шесть условий, подлежащих соблюдению при осуществлении передачи.

Первое условие связывается с наличием у лица гражданства того государства, куда оно может быть передано для отбывания наказания (подп. «а» п. 1 ст. 3 Конвенции 1983 г.

).

Анализ правовых норм, закрепленных ст. 3 Конвенции 1983 г.

, свидетельствует о необходимости толкования понятия «гражданин государства исполнения приговора» в единстве с правоустановлением о том, что любое присоединившееся к Конвенции государство наделено правом самостоятельного определения термина «гражданин» с учетом своего национального законодательства.

В частности, Латвия уточнила, что понятие «гражданин» в целях Конвенции 1983 г. включает не только граждан Латвийской Республики, но и лиц, не являющихся гражданами Латвии, чей правовой статус определен Законом о статусе граждан бывшего СССР, не являющихся гражданами Латвии или любого другого государства.

Читайте также:  Какова стоимость ваших услуг по представления моих интересов в суде?

Одновременно уточним, что с учетом содержания Европейской конвенции о международной действительности судебных решений по уголовным делам при толковании понятия «гражданин» допустимо применение таких понятий, как «лицо, имеющее обычное место проживания в другом государстве» (п. «а» ст. 5 Конвенции), «государство происхождения лица» (п. «d» ст. 5 Конвенции).

При решении вопроса о передаче лица не исключается возникновение нестандартной ситуации: лицо имеет два и более гражданства, при этом одно из них в государстве вынесения приговора.

Ее разрешение определяется самостоятельно договаривающимися сторонами.

Применительно к Российскому государству такая передача исключается с учетом действия конституционно-правовой нормы о выдаче (передаче) граждан РФ.

Второе условие передачи заключается в том, что решение суда об осуждении лица к лишению свободы вступило в законную силу (п. lb ст. 3 Конвенции 1983 г.

), поскольку только с этого момента оно подлежит исполнению. Между тем не исключается возможность пересмотра судебного решения, о чем можно заключить исходя из содержания правовой нормы, закрепленной ст. 13 Конвенции 1983 г.

Следующее условие передачи предусматривает уточнение оставшегося срока отбывания наказания, при котором допускается передача (по общему правилу), — не менее шести месяцев на момент получения запроса о передаче осужденного.

Определение указанного минимального предела обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, с учетом организационных мероприятий, связанных с передачей осужденного, оставшийся для отбытия срок наказания должен быть достаточен для социальной реабилитации передаваемого осужденного.

Во-вторых, передача является в бюджетном отношении затратной процедурой, поэтому должна быть обеспечена соразмерность, главным образом для государства исполнения приговора, понесенных затрат в связи с передачей осужденного и полноты достижения цели наказания.

Вероятность этого увеличивается, как следует ожидать, если оставшийся срок является значительным.

Однако Конвенцией 1983 г. допускается возможность передачи осужденного, если оставшийся срок составляет менее шести месяцев

  • (п. 2 ст. 3). Для осуществления такой передачи необходимо выполнение двух условий:
    • 1) наличие исключительной ситуации;
    • 2) достижение взаимной договоренности сторон о передаче-приеме осужденного.

По нашему мнению, передача осужденного при оставшемся сроке наказания менее шести месяцев целесообразна, если она сопровождается невысокими затратами (в случае передачи-приема между двумя соседними государствами, территориально небольшими).

Применительно к Российской Федерации такое условие передачи неприменимо из-за проблем материально-технического, организационно-правового характера, большой территории страны, что и было учтено при ратификации Конвенции 1998 г., увеличившей срок уведомления Российской Федерацией запрашивающего государства о принятом решении по вопросу передачи с 40 дней до 120 дней (с момента обращения с ходатайством о передаче).

Четвертое условие передачи предусматривает наличие согласия передаваемого осужденного лица или в исключительных случаях (преклонный возраст лица, особое физическое или психическое состояние осужденного, не позволяющее в полной мере реализовать или осознать право на заявление ходатайства о передаче в государство его гражданства) его представителя. Согласие представителя осужденного истребуется в случае, если это признает необходимым хотя бы одна из договаривающихся сторон. Наличие согласия осужденного на его передачу является основополагающим фактором, способствующим успешной социальной реабилитации указанного лица.

Анализ российской правоприменительной практики показывает, что согласие на передачу осужденный выражает в заявлении, в котором он просит либо компетентный орган (Минюст России), либо уполномоченный орган (ФСИН России) о передаче в государство его гражданства.

Но не исключается ситуация (хотя и достаточно редкая), что в последующем осужденный отзывает свое согласие, обращаясь в один из указанных органов с соответствующим заявлением. Российская практика идет по пути достаточности получения согласия осужденного в начале процесса его возможной передачи.

Вопрос, поддерживает ли в дальнейшем осужденный свое согласие на передачу, не является предметом изучения компетентного органа ни страны вынесения приговора, ни страны исполнения приговора.

Данный вопрос не урегулирован нормами международного права, поскольку, полагаем, поддержание осужденным выраженного согласия на передачу и в момент передачи признается международным юридическим сообществом полностью очевидным.

Следует, на наш взгляд, закрепить в международных правовых актах положение о необходимости уточнения как стороной вынесения, так и стороной исполнения приговора того, что осужденный поддерживает свое согласие вплоть до момента его передачи. Это усилит процессуальные гарантии законности передачи лица в государство его гражданства, во-первых, а во-вторых, подтвердит, что он до окончания процедуры передачи осознавал вытекающие из нее правовые последствия.

В развитие указанного целесообразно дополнить соответствующими правовыми нормами и Конвенцию 1983 г. (в ст. 7 дополнительно включить п. 3), и Конвенцию 1998 г. (в ст. 4 дополнительно включить п. 5).

Следует отметить, что в российском законе не установлен запрет на передачу лица в государство его гражданства при отсутствии согласия осужденного на передачу (ст. 471 УПК РФ).

Но российский правоприменитель при разрешении вопроса о передаче руководствуется конституционно-правовым положением о приоритетности международно-правовых норм перед национальным законодательством.

Поэтому обязательным является получение согласия осужденного на передачу, причем добровольное.

Анализируя указанное условие, следует подчеркнуть, что Конвенция 1983 г.

закрепляет правовой механизм проверки государством исполнения приговора как факта согласия на передачу, так и добровольности его получения и понимания осужденным вытекающих последствий.

Это происходит, в частности, посредством встречи консула или иного официального лица государства исполнения приговора с осужденным, подлежащим передаче, возможность которой обеспечивает государство вынесения приговора (ст. 7 Конвенции 1983 г.).

Для приведения российского законодательства в соответствие с нормами международного права в области правового регулирования института передачи осужденного иностранного гражданина необходимо расширить перечень оснований отказа в передаче осужденного (ст. 417 УПК РФ), указав в качестве такового отсутствие согласия осужденного, акцентировав внимание на добровольности его получения и возможности проверки государством исполнения приговора.

Важно также уточнить понятие «представитель», согласие которого на передачу осужденного истребует в отдельных случаях (с учетом возраста, физического или психического состояния осужденного) одна из договаривающихся сторон. По смыслу правовой нормы, закрепленной п. Id ст.

3 Конвенции 1983 г.

, с большой долей вероятности можно утверждать, что понятие «представитель» включает любое лицо, которое на основании закона и в установленном законом порядке уполномочено представлять интересы осужденного (либо родственник осужденного, либо лицо, уполномоченное компетентным органом). Следует признать несовершенной редакцию указанной международно-правовой нормы, которая исключает ее единообразное толкование. Аналогичная процессуальная форма представления интересов осужденного закреплена и в российском законодательстве (ч. 1 ст. 470 УПК РФ).

Более удачно данная правовая позиция представлена в Конвенции 1998 г.

, в которой разграничены субъекты, наделенные правом обращения с ходатайством о передаче осужденного (кроме самого осужденного близкие родственники, законный представитель и адвокат осужденного (п. 2 ст.

4), и субъекты, выражающие согласие на передачу осужденного в указанных выше (схожих) случаях (законный представитель (п. 3 ст. 5)).

На наш взгляд, чтобы обеспечить единообразное толкование понятия «субъект, уполномоченный на представление интересов осужденного иностранного гражданина», оптимизацию анализируемой правоприменительной практики, восполнить пробел в законодательном регулировании в рассматриваемой области, российскому законодателю целесообразно заимствовать опыт правового регулирования передачи осужденного из Конвенции 1998 г., представленный выше.

Пятое условие, подлежащее соблюдению при передаче осужденного, закрепляет принцип «двойной наказуемости» (п. 1е ст. 3 Конвенции 1983 г.

). Данное правовое установление российским законодателем закреплено в форме основания отказа в передаче осужденного при его несоблюдении (подп. «б» п. 1 ст. 471 УПК РФ).

Отмеченное условие предписывает, что передача может состояться в том случае, если деяние, за которое осужден иностранный гражданин, является уголовно наказуемым в государстве исполнения приговора.

Для выполнения анализируемого условия не требуется тождественности формулировки и квалификации деяния в национальном законодательстве договаривающихся сторон. Достаточным является совпадение элементов состава уголовного правонарушения (преступления — по российскому законодательству). Такой же правовой позиции придерживается и Верховный Суд РФ.

Шестое условие передачи осужденного предусматривает наличие согласия как государства вынесения приговора, так и государства исполнения приговора на передачу-прием осужденного для отбывания наказания наряду с согласием самого осужденного на такую передачу.

Несмотря на отсутствие в российском законодательстве соответствующего условия передачи, о нем косвенно можно судить исходя из анализа ст. 469 УПК РФ[1].

Однако тот факт, что согласие на передачу- прием осужденного должны дать обе договаривающиеся стороны, из указанной уголовно-процессуальной нормы не усматривается.

Между тем оно является наиболее важным условием из всех выше представленных.

Выражение как согласия, так и несогласия на осуществление передачи договаривающейся стороной является ее правом, реализация которого не может быть обеспечена применением какого-либо принуждения. При этом участники Конвенции 1983 г.

Читайте также:  Изменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности

условились, что договаривающаяся сторона, отказавшись от осуществления передачи, не обязана мотивировать причины такого отказа (ст. 1, п. 4 ст. 5 Конвенции 1983 г.).

Иной позиции придерживаются государства, присоединившиеся к Конвенции 1998 г.: если ходатайство о передаче заявлено осужденным, его близким родственником, законным представителем или адвокатом, то договаривающаяся сторона должна объяснить причину своего отказа в удовлетворении ходатайства о передаче (п. 3 ст. 4 Конвенции 1998 г.).

Данный факт следует расценивать как процессуальную гарантию законного и обоснованного разрешения ходатайства уполномоченного физического лица о передаче, поскольку обратившийся уведомляется о причинах отказа в удовлетворении данного ходатайства и тем самым получает возможность определиться в необходимых действиях, направленных на устранение препятствий к положительному разрешению заявленного им ходатайства о передаче осужденного.

С учетом того, что указанные субъекты передачи осужденного обладают меньшими возможностями для подготовки и представления в компетентный орган запрашиваемого государства необходимых для передачи материалов, данное правовое установление, безусловно, заслуживает положительной оценки.

Статья 75 УИК РФ. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания

1. Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу.

В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами.

Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

1. Наказание в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Несовершеннолетние осужденные направляются в воспитательные колонии (ст. 56 УК РФ).

Направление осужденного к месту отбытия наказания является важным этапом исполнения наказания. На этом этапе прежде всего решается вопрос о конкретном учреждении, в котором будет отбывать наказание осужденный.

Как правило, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены.

В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ.

Однако, учитывая в основном весьма значительные территории субъектов РФ, очень важно, чтобы учреждение, где осужденный будет отбывать наказание, находилось как можно ближе к месту его жительства.

Это во многих случаях способствует сохранению осужденным социально полезных связей, в первую очередь семьи, поскольку облегчает возможность родственникам осужденного чаще его навещать, оказывать ему моральную и психологическую поддержку, положительно воздействовать на его поведение.

Должная организация процесса направления осужденных к месту отбывания наказания влияет и на своевременность применения к ним мер исправительного воздействия.

Чем скорее осужденный окажется в исправительном учреждении, где будет отбывать наказание, тем больше возможностей у администрации помочь осужденному скорректировать свое поведение, приобрести социально полезные установки, адаптироваться к условиям отбывания наказания.

И наконец, четко организованный процесс направления осужденных к месту отбывания наказания весьма значим с позиции обеспечения нормальной деятельности следственных изоляторов, многие из которых, как известно, значительно перегружены. Поэтому своевременная отправка осужденных влияет и на наполняемость следственных изоляторов, а следовательно, и на условия содержания в них подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Направление представляет собой перемещение осужденного к месту отбывания наказания. Перемещения могут иметь как плановый, так и иной характер. В зависимости от этого определяется и число перемещаемых осужденных.

Как уже было отмечено, осужденные к лишению свободы, как правило, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Это правило установлено ст. 73 УИК РФ.

Этой же статьей предусмотрены и случаи, когда осужденные могут направляться для отбывания наказания в другие места. Например, при отсутствии по месту жительства или по месту осуждения соответствующего исправительного учреждения.

Основанием исполнения наказания и направления осужденного в места лишения свободы является приговор суда либо изменяющие его определения или постановления суда, вступившие в законную силу. Обращение приговора к исполнению возлагается на суд.

Оно заключается в том, что председатель суда или судья направляют администрации следственного изолятора распоряжение об исполнении приговора.

К этому распоряжению прилагается копия приговора, справка о вступлении его в законную силу, а также копия определения суда кассационной инстанции, в случае, если приговор был обжалован.

Направление осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства для дальнейшего отбывания наказания за пределы Российской Федерации, а также принятие из-за рубежа осужденных российских граждан осуществляются по решению суда в соответствии с международными договорами РФ либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.

Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу.

В течение 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами (о свидании осужденных см. комментарий к ст. 89 УИК РФ).

  • Осужденные, не имеющие места жительства, как правило, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов РФ, на территории которых они осуждены.
  • Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов РФ (по месту жительства) производится администрацией следственных изоляторов только после того, как через территориальные органы ФСИН России убедится в наличии исправительного учреждения соответствующего вида.
  • С соблюдением перечисленных требований направляются в исправительные учреждения для отбывания оставшегося срока лишения свободы осужденные, которые по приговору суда часть срока наказания отбыли в тюрьме, лица, переведенные в порядке поощрения из колоний особого режима в колонии строгого режима, а также осужденные, переведенные в соответствии с требованиями УИК РФ из воспитательных колоний либо из изолированных участков воспитательных колоний, функционирующих как исправительные колонии общего режима, в исправительные колонии общего режима, а также осужденные, которым судом изменен вид исправительного учреждения по другим основаниям, в том числе в связи с изменением законодательства.
  • При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные по указаниям территориальных органов ФСИН России направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта РФ.
  • При невозможности размещения в пределах данного субъекта РФ осужденные направляются в соответствии с распоряжениями ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта РФ, в которых имеются условия для их размещения.

В отдельные исправительные учреждения направляются осужденные — бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.

Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

Осужденные за преступления, предусмотренные ст. 126, ч. ч. 2 и 3 ст. 127.1, ст. ст. 205 — 206, ч. 1 ст. 208, ст. ст. 209 — 211, 275, 277 — 279, 281, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст.

360 УК РФ, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определенных ФСИН России.

2. Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

Для исполнения этой обязанности администрация следственного изолятора направляет указанному осужденным родственнику извещение, в котором сообщается время выбытия осужденного из следственного изолятора, адрес и наименование исправительного учреждения, в которое направлен осужденный.

В случае неисполнения администрацией следственного изолятора этой обязанности родственники осужденного вправе обратиться в вышестоящие органы Минюста России, к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности при исполнении наказаний, а также в суд, вынесший приговор.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector