Госдума установила приоритет ремонта над страховой выплатой по осаго

Если страховщик отказался направить машину на ремонт, а суд решил, что он это должен был сделать, то пострадавший должен получить всю сумму ущерба без учета износа автомобиля. К такому заключению пришел Верховный суд, разбирая спор между страховой компанией и автовладельцем.

Итак, на стоящий автомобиль некоего Саиляна наехал другой автомобиль. Вина второго была установлена. Саилян обратился к своему страховщику за прямой выплатой.

Страховщик организовал осмотр автомобиля, по результатам которого специалист составил акт. В акте было указано, что объем повреждений с технической точки зрения не соответствует заявленным событиям и получен при иных обстоятельствах.

На этом основании страховщик отказал в направлении на ремонт или выплате страхового возмещения.

Госдума установила приоритет ремонта над страховой выплатой по ОСАГО

Верховный суд РФ не стал пересматривать дело о клевете Навального

Пострадавший провел независимую оценку, а затем предъявил страховщику претензию, страховщик повторил свой отказ по тем же основаниям. Тогда Саилян обратился в суд с просьбой взыскать страховое возмещение в размере 346 300 рублей, неустойку, штраф и прочее.

Районный суд назначил судебную автотехническую экспертизу. Согласно ее заключению, часть повреждений автомобиля соответствует заявленному механизму столкновения.

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца по повреждениям, полученным в этой аварии, в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной Центробанком, составляет без учета износа 346 300 рублей, с учетом износа — 256 500 рублей.

Районный суд взыскал со страховщика сумму без учета износа, а также штраф 100 000 рублей, неустойку до заседания суда в размере 100 000, компенсацию морального вреда (1000 рублей), а также судебные расходы.

Кроме того, со страховщика в пользу пострадавшего взыскана неустойка за каждый день просрочки до дня фактического исполнения решения суда, но не более 300 тысяч.

Апелляционный суд, в который обратился страховщик, оставил это решение без изменения. Однако Второй кассационный суд определение апелляционного суда отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав, что страховое возмещение взыскано в денежном эквиваленте, а следовательно, размер расходов на запчасти должен определяться с учетом износа. Это решение обжаловал в Верховном суде Саилян.

И Верховный суд указал, что по закону об ОСАГО страховщик после осмотра машины или проведения независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт и осуществляет оплату стоимости восстановительного ремонта. При этом стоимость такого ремонта оплачивается без учета износа комплектующих.

  • Перечень случаев, когда страховое возмещение по выбору потерпевшего, по соглашению потерпевшего и страховщика либо в силу объективных обстоятельств вместо организации и оплаты восстановительного ремонта осуществляется в форме страховой выплаты, установлен законом об ОСАГО.
  • Страховщик не направил машину на ремонт, поэтому должен компенсировать его стоимость 
  • Обстоятельств, в силу которых страховая компания имела право заменить без согласия потерпевшего организацию и оплату восстановительного ремонта на страховую выплату, судами не установлено.

Страховщик не исполнил своих обязательств по организации восстановительного ремонта, в связи с чем должен возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих. Поэтому Верховный суд отменил предыдущие решения и направил дело на новое рассмотрение во Второй кассационный суд.

Это новое слово в судебной практике, которое автовладельцам, конечно, выгоднее. Страховщикам дороже обойдется отказ от своих обязательств.

Подписан закон, устанавливающий приоритет восстановительного ремонта ТС над денежной выплатой по закону об "автогражданке"

Федеральный закон от 28.03.2017 N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Согласно Федеральному закону после осмотра поврежденного транспортного средства страховщик, как правило, будет выдавать страхователю направление на ремонт на станцию технического обслуживания.

Станция технического обслуживания при этом должна соответствовать установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего.

При этом устанавливается перечень случаев, в которых осуществляется страховая выплата: если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключен договор по организации восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего и потерпевший не согласен на проведение ремонта на иной СТО; в случае полной гибели ТС; смерти потерпевшего или причинения ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму или лимит по «европротоколу»; по заявлению потерпевшего-инвалида; в случае признания всех участников дорожно-транспортного происшествия ответственными при отказе от осуществления доплаты за ремонт; при наличии соглашения между страхователем и страховщиком и в ряде иных случаев.

Кроме того, с согласия страховщика потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта ТС.

Федеральным законом предусматривается ряд положений, направленных на защиту интересов потерпевших, в частности: место проведения восстановительного ремонта должно быть доступно для потерпевшего (или предусматривается оплата страховщиком перемещения ТС до места проведения ремонта). Также вводится ответственность для страховщика за нарушение обязательств по восстановительному ремонту.

Еще одним нововведением Федерального закона является снятие ограничения по количеству участников ДТП, при которых осуществляется прямое возмещение убытков. Ранее водители должны были обращаться в «свою» страховую компанию только при ДТП с участием двух транспортных средств.

  • Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его обязательного опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, и применяется к договорам ОСАГО, заключенным после его вступления в силу.
  • Перейти в текст документа »
  • Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  • Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 28.03.2017

Поделиться ссылкой:

Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования.

В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти.

В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд.

Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда.

В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

Читайте также:  Судебное разбирательство у мирового судьи

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Страховщики требуют доказать реальные убытки

В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.

«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.

«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.

В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.

«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует.

Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст.

393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.

Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст.

15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС.

— В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт.

При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст.

393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».

По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.

Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.

В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.

«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе.

Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций.

И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы.

Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки.

Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС.

А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс.

рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно

Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя. Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.

А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.

Расчет натурой ????

Этим пользовались ушлые автоюристы, которые помогали автовладельцам отсудить компенсации и незаконно обогатиться. Мошенники организовывали на дорогах автоподставы, чтобы получить деньги по страховке. Наконец, честные ребята могли взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно, тогда хватило бы даже на новые запчасти.

Теперь после ДТП машину потерпевшего в большинстве случаев отправят в ремонт и страховая оплатит работу автосервиса и запчасти, которые оценит по методике ЦБ.

Кто не может выбирать способ возмещения. Денежные выплаты по выбору отменили только для легковых автомобилей, которые зарегистрированы в России и принадлежат россиянам.

Направление на ремонт выдают в течение 20 календарных дней после того, как страховая приняла заявление. Для ремонта в автосервисе не из списка страховщика направление могут выдать через месяц.

Срок ремонта. Все работы должны закончить за 30 рабочих дней. Срок считают с момента передачи машины в автосервис. Увеличить срок можно, только если этого требует технология ремонта и потерпевший не против. Если ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку.

Гарантия на ремонт. На кузовные работы дадут гарантию минимум год, а на остальные — полгода.

Пишем об изменениях в законе, которые касаются вас личноА еще рассказываем, как оспаривать штрафы, уберечь деньги от мошенников и проверить подержанный автомобиль при покупке

Куда отправят на ремонт. У каждой страховой компании будет список автосервисов, с которыми она заключила договоры. Автосервисов может быть много, но конкретную машину конкретного человека передадут на ремонт не в любой из них. По закону СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или дома потерпевшего.

Если страховщик оплатит эвакуатор до автосервиса, то может выбрать любой на свое усмотрение.

То есть если ДТП случится на трассе в 300 км от места жительства автовладельца, страховая имеет право прислать эвакуатор и привезти машину в ближайший автосервис на свое усмотрение — даже в другой город.

В таких случаях нужно помнить, что страховая обязана организовать транспортировку машины еще и обратно.

Если машина на гарантии. Страховщик должен дать направление в тот автосервис, который имеет право на сервисное обслуживание автомобилей конкретной марки по договору с производителем или дилером. Если такого сервиса в списке страховщика нет, можно согласиться на ремонт на другом сервисе из предложенных страховой компанией. А можно не согласиться и вот тогда забрать деньги.

Как выбрать автосервис. При оформлении полиса ОСАГО в заявлении можно указать конкретный автосервис, куда при прямом возмещении убытков страховая выдаст направление на ремонт.

По умолчанию СТО нужно выбирать из списка страховой, но если договориться, то можно указать другой автосервис, даже если его нет списке.

Все договоренности обязательно нужно фиксировать в заявлении, согласие страховщика тоже получать письменно.

Если страховая почему-то не может организовать ремонт в выбранном автосервисе из своего списка или по письменному соглашению, тогда тоже можно требовать выплату.

Если ремонт сделали плохо. Если машину отдали в ремонт, а автосервис вовремя не сдал работу или сделал ее плохо, сначала нужно написать претензию в страховую и попросить исправить недочеты. Если устранить недостатки невозможно, сначала стоит обратиться за компенсацией к страховщику и только потом идти в суд.

Когда выплатят деньги. Денежная компенсация положена, если:

  • машина не подлежит восстановлению,
  • потерпевший погиб, а родственники не хотят ремонтировать машину,
  • потерпевшему в ДТПпричинен средний или тяжкий вред и он выбрал выплату,
  • у потерпевшего есть инвалидность и специальная машина,
  • страховой суммы не хватит для оплаты ремонта,
  • установлена обоюдная ответственность,
  • потерпевший отказался от ремонта гарантийной машины в автосервисе, у которого нет договора с производителем,
  • страховая и потерпевший договорились о возмещении деньгами,
  • ЦБ запретил страховой возмещать ущерб ремонтом.

Методика Центробанка учитывает много параметров — от площади повреждений на кузове до аварии до объема потери тормозной жидкости при ремонте.

Автовладелец не может потребовать залить масло конкретной марки, к которой привык, или установить дорогие свечи зажигания, даже если до аварии стояли именно они. Страховая посчитает стоимость ремонта по своим справочникам, учтет состояние машины до аварии и данные экспертизы.

Читайте также:  Увольнение в связи с выходом на пенсию в 2020 году: запись в трудовой книжке, образец заявления

В результате денег на оплату всех работ и запчастей может не хватить. Страховая оплатит только то, что положено по методике ЦБ, а разницу — автовладелец за свой счет.

Чтобы уменьшить доплату, договоритесь со страховой об установке б/у запчастей. Например, купите бампер под покраску на разборе или, может, у вас есть какие-то детали от старой машины. Такое согласие нужно письменно оформить в страховой компании.

Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.

Список автосервисов страховые компании обязаны размещать на своих сайтах — это требование закона. Там будет не только перечень и адреса, но и сроки работ, и даже марки автомобилей, которые они могут обслуживать.

Изучайте сайты перед оформлением полиса ОСАГО! Если нет оснований для прямого возмещения убытков и придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП, выбирать будете из тех автосервисов, которые есть в ее списке

Спросите в сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.

Собирайте чеки на покупку запчастей, которые сами меняете. Они пригодятся для суда или экспертизы.

Если случится ДТП, следите за оформлением документов, чтобы не потерять возможность обратиться за прямым возмещением убытков в свою страховую компанию.

Если покупаете новую машину и хотите сохранить гарантию, запросите у дилера список авторизованных сервисов. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, у которой с ними есть договор. Даже если будете обращаться в страховую компанию виновника ДТП, требуйте направления в авторизованный сервисный центр или денежной выплаты.

Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые он недавно менял.

Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за ремонт при замене запчастей по ОСАГО. Получить выплату и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.

Гд приняла в i чтении проект о приоритете натурального возмещения по осаго

https://ria.ru/20161214/1483613255.html

Гд приняла в i чтении проект о приоритете натурального возмещения по осаго

Гд приняла в i чтении проект о приоритете натурального возмещения по осаго — РИА Новости, 03.03.2020

  • Гд приняла в i чтении проект о приоритете натурального возмещения по осаго
  • Законопроект допускает приоритет восстановительного ремонта над страховой выплатой по ОСАГО, предоставляя право выбора способа возмещения причиненного транспортному средству вреда страховщику.
  • 2016-12-14T17:47
  • 2016-12-14T17:47
  • 2020-03-03T01:53

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1483613255.jpg?13734626511583189639

россия

РИА Новости

  1. [email protected]
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2016

РИА Новости

  • [email protected]
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

  1. [email protected]
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

  • [email protected]
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

  1. [email protected]
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, госдума рф, россия

МОСКВА, 14 дек — РИА Новости. Госдума в среду приняла в первом чтении законопроект о приоритете восстановительного ремонта над страховой выплатой по ОСАГО.

Автором документа является замруководителя «Справедливой России» Михаил Емельянов.

Законопроект допускает приоритет восстановительного ремонта над страховой выплатой по ОСАГО, предоставляя право выбора способа возмещения причиненного транспортному средству вреда (в натуральной или денежной форме) страховщику. При этом устанавливаются требования к станциям технического обслуживания (СТО), на которых может производиться ремонт транспортных средств на основании договора со страховщиком.

Однако ранее глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков отмечал, что документ будет принят только при условии его доработки ко второму чтению.

«Общались с руководством Госдумы, представителями правительства и Центрального банка, договорились, что законопроект будет существенно переработан.

Были просьбы, чтобы установить короткий срок рассмотрения, чтобы он вступил в действие с января, но мы договорились о том, что должна быть стандартная процедура — месяц на рассмотрение предложений к данному законопроекту, чтобы мы могли активно поработать для того, чтобы защитить максимально возможно, а может и стопроцентно интересы потребителей этой услуги», — говорил Аксаков.

Предложения комитета по доработке

Комитет по финрынку обращает внимание, что законопроект в большей степени ориентирован на соблюдение интересов страховщиков, что «представляется несправедливым и необоснованным».

Поэтому при подготовке документа ко второму чтению должна быть выработана максимально сбалансированная редакция, учитывающая, в первую очередь, интересы автовладельцев — участников ДТП, добросовестно исполнивших обязанность по заключению договора ОСАГО.

Комитет предлагает четко определить гарантии потерпевших по получению надлежащего возмещения вреда в натуральной форме, в частности, возможность выбора потерпевшим при заключении договора ОСАГО станции технического обслуживания из предложенного страховщиком списка.

Банк России предлагается наделить полномочиями по установлению в правилах обязательного страхования требований к организации восстановительного ремонта и требований, которым должны соответствовать СТО в части доступности, предельных сроков ремонта, сохранения гарантийных обязательств производителя автомобиля. Это будет способствовать более оперативному решению проблем, возникающих при организации восстановительного ремонта, чем если бы подобные нормы были закреплены в законе, считают в профильном комитете.

В законопроекте должны быть установлены и меры воздействия, которые могут быть применены Банком России к страховщикам, неоднократно нарушающим свои обязанности по организации восстановительного ремонта транспортного средства. Помимо этого, исчерпывающим образом должны быть определены случаи, когда натуральное возмещение причиненного вреда не может быть осуществлено и потерпевшему полагается возмещение в денежной форме.

Кроме того, в рамках второго чтения текст документа может быть дополнен переходными положениями.

Причина разрабоки

Депутат Михаил Емельянов, внесший законопроект, ранее обращал внимание на огромное количество рассматриваемых судами дел, связанных с осуществлением выплаты страхового возмещения по договорам ОСАГО.

Данная ситуация, по его мнению, является следствием высокой активности посредников, действующих на основании доверенности или договора цессии, которые, минуя страховые организации, обращаются за выплатой страхового возмещения в суды.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина ранее заявляла, что ЦБ поддерживает введение приоритета натурального возмещения над денежными выплатами, но при условии наделения его полномочиями, которые позволят воздействовать на страховые организации, если они будут этим пользоваться недобросовестно.

Депутаты поддержали приоритет ремонта над страховой выплатой по ОСАГО

Григорий Скрипилев

Источник: ПРАВО.RU

Депутаты ко второму чтению определили, что деньги можно будет получить лишь в исключительных случаях. Например, при полном уничтожении автомобиля, превышении стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО, который равен 400 000 руб., а также если потерпевший не согласен доплатить.

Кроме того, денежная выплата будет положена в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью, а также если он является инвалидом.

Кроме того, потерпевший сможет рассчитывать на деньги, если договорится об этом со страховщиком, или в случаях, когда у страховой компании не получится организовать ремонт в сервисе, соответствующем всем требованиям, которые закон предъявляет к возмещению в «натуральном виде».

Парламентарии также внесли поправки, согласно которым станция техобслуживания должна находиться не дальше 50 км от места происшествия или от места жительства гражданина (в первой версии документа расстояние могло доходить до 200 км) за исключением случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. При этом депутат от КПРФ Алексей Куринный предлагал установить компенсацию в размере 10 000 руб. за проезд на общественном транспорте до станции ТО. Однако глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что «это будет средством заработать», в итоге эту поправку отклонили.

Кроме того, депутаты решили, что при восстановительном ремонте должны будут использоваться только новые детали, гарантия на них составит полгода, а на кузовные и лакокрасочные работы — год.

В целях реализации закона будет создан специальный реестр станций техобслуживания (СТО), сотрудничающих со страховыми компаниями. Автовладельцы смогут обращаться и в мастерские, которые не включены в реестр, но только при согласии страховой.

Максимальный срок ремонта составит не более 30 рабочих дней со дня предоставления автомобиля на СТО. При нарушении этих сроков страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы страхового возмещения.

Кроме того, в поправках установлено право Центробанка при неоднократном нарушении страховщиком обязательств по восстановительному ремонту запретить страховой компании осуществлять натуральное возмещение на срок до одного года.

Зампред Ц Б Владимир Чистюхин отметил, что в рамках этого законопроекта, чего не было сих пор, на страховую компанию возлагается вся ответственность за качество произведенного ремонта.

«В том случае, если потребитель не удовлетворен качеством ремонта, он будет обращаться именно в страховую компанию.

Это принципиально важный момент, который заключается в том, что страховая компания находится под надзором ЦБ, и на нее могут быть наложены как административные штрафы, так и ограничения», — рассказал Чистюхин, отметив, что страховщики прежде всего сами заинтересованы в повышении качества ремонта. По его мнению, введение реестра добросовестных СТО было бы оптимальным вариантом, однако на сегодняшний день его нет. «Если речь идет о реестре, то этот вопрос надо решать не только для ОСАГО, но и для всех случаев ремонта, со страхованием не связанных», — полагает зампред ЦБ.

При первом обсуждении законопроекта на ЦБ хотели возложить функции по введению закона в силу в «пилотных» регионах.

Ко второму чтению с этой идеей распрощались, но в законопроекте появилась другая норма — приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО будет действовать только в отношении вновь заключенных договоров. Предполагается, что закон начнет действовать через 30 дней со дня официального опубликования.

Алексей Куринный предлагал, чтобы закон вступил в силу только с 1 января 2018 года, однако эта поправка также поддержки у депутатов не нашла. Анатолий Аксаков отметил, что депутаты учли мнения всех заинтересованных сторон, а также взаимодействовали с экспертным и страховым сообществами.

«Законопроект по многим позициям улучшит защиту автолюбителей, а также решит проблему недобросовестных автоюристов, которые зарабатывали на страховых компенсациях», — заявил сегодня Аксаков.

Мнение юристов

Юристы с интересом наблюдают, как меняется законопроект в процессе обсуждения, и говорят о том, что ко второму чтению поправки в закон об ОСАГО претерпели позитивные изменения, однако совершенными их пока назвать нельзя.

Читайте также:  Справка о временной нетрудоспособности работника (форма № 095/с-у): когда и кем выдается, как получить и на какой срок

Адвокат «Инфралекс» Александр Васанов считает, что первоначально законопроект, не предоставляющий потерпевшим права выбора формы страхового возмещения, был внесен с целью защиты страховых компаний от экстремизма так называемых автоюристов, которые приобретают у потерпевших в ДТП права требования страховых выплат к страховым компаниям в обмен на некоторую денежную сумму.

«В процессе рассмотрения в Госдуме законопроект был значительно переработан, и в настоящее время он включает в себя множество условий, призванных облегчить потерпевшим процедуры восстановления пострадавшего в ДТП автомобиля, как ремонт в техцентре, имеющим одобрение завода изготовителя автомобиля, нахождение техцентра на незначительном расстоянии от места жительства потерпевшего и прочее», — уверен юрист.

С тем, что законопроект призван бороться с недобросовестными автоюристами, действия которых спровоцировали убыточность «автогражданки» в отдельных регионах, согласен и юрист адвокатского бюро «Казаков и партнёры» Григорий Скрипилев. «Вот только вместо борьбы с недобросовестными юристами законодатель предпочел поменять систему выплаты в целом», — говорит эксперт.

Он считает, что предлагаемый механизм компенсации причиненных убытков нельзя назвать совершенным. Ведь фактически поправки лишают самого страхователя права выбора. Да и качество проведенного ремонта на СТО, с которой у страховой компании заключен договор, может не устроить страхователя.

«Для собственников транспортных средств натуральное возмещение представляется более выгодным, чем выплата денежной компенсации, ведь согласно новым поправкам все издержки, связанные с возмещением причиненного ущерба ложится на плечи страховой компании, — рассуждает юрист.

— Однако с новыми поправками неминуемо появится проблема с очередями на таких СТО, а это значит, что ремонт транспортного средства может затянуться на неопределенный срок».

Юрист АБ «Линия права» Андрей Набережный полагает, что под ударом могут оказаться и многие владельцы автомобилей, которые получали страховую выплату и не осуществляли ремонт транспортного средства, используя денежные средства, например, для оплаты страховки за следующий год. «Однако такой механизм позволит бороться с мошенниками в сфере страхования, поскольку схема с получением денежных средств за причиненный ущерб уже не будет так эффективно работать», — уверен эксперт.

Существенным плюсом ремонта может стать то, что он будет оплачиваться без учета износа деталей. Однако для некоторых автовладельцев это не является большим преимуществом, поскольку для них выгодней отремонтировать поврежденные детали

«кустарным» способом с наименьшими затратами. Кроме того, с положительной точки зрения стоит отметить требования к сервисным центрам, уверен Набережный.

«Нельзя также забывать о том, что введение подобного механизма даст существенное развитие бизнесу по техническому обслуживанию автомобилей.

С учетом спроса со стороны страховых компаний может существенно повыситься конкуренция в этой сфере, что приведет к снижению стоимости ремонта», — полагает он.

По словам юриста, в некоторых ситуациях выплата денежных средств может стать необходимостью, например, когда автомобиль является источником дохода либо для тех людей, кто попал в сложную жизненную ситуацию после ДТП.

«Частично эта возможность была реализована в доработанном законопроекте, однако ее можно было бы и расширить.

Безусловно, имеется возможность договориться со страховщиком о денежной выплате, однако в современных реалиях такая возможность представляется весьма туманной», — отмечает юрист.

На законодательном уровне меры, направленные на регулирование рынка ОСАГО, предпринимались неоднократно, напоминает адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры» Марина Костина.

Так, были установлены порядок прямого возмещения, механизм взаимодействия в рамках европейского протокола, единые тарифы для определения суммы причинённого ущерба транспортным средствам, оформление электронных полисов и другое.

«Возложение на страховщика обязанности организовать или оплатить восстановительный ремонт транспортного средства, на мой взгляд, не позволит недобросовестным страховщикам необоснованно занижать суммы страховых возмещений, подлежащих выплате в целях возмещения вреда. В итоге это позволит сократить количество споров, которыми сейчас загружены суды», — считает Костина.

Выплата или ремонт по ОСАГО в 2021 — что положено по закону

Вопрос выбора варианта компенсации по ОСАГО – деньги или ремонт – актуален для любого автовладельца, попавшего в ДТП в качестве пострадавшей стороны.

Действующее законодательство, в частности, базовый закон по этой теме №40-ФЗ, предоставляет право определить подходящую схему взаимодействия со страхователем автостраховщику.

Такое положение сложно назвать справедливым по отношению к водителям, но оно остается неизменным в течение последних нескольких лет.

  1. Последние изменения в законодательстве
  2. В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?
  3. Можно ли выбрать СТО самостоятельно?
  4. Если машина на гарантии
  5. Сроки и гарантия на ремонт
  6. Действия в случае некачественного ремонта
  7. Как добиться получения денежной выплаты?
  8. Ответы на вопросы
    1. Кто выбирает форму страховой компенсации?
    2. В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?
    3. Какая неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?
  9. Подведем итоги

Последние изменения в законодательстве

Впервые возможность выполнить ремонт вместо выплаты по ОСАГО появилась в 2017 году. Последующие неоднократные изменения, которые вносились в тест №40-ФЗ, сохраняли подобное положение. При этом производились незначительные корректировки, не носящие принципиально важный характер.

Сказанное в полной мере касается всех ФЗ, которые были приняты в части обязательного автострахования после 2017 года.

В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?

Ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос зависит от выгоды конкретной страховой компании.

Для большей части автостраховщиков ремонт пострадавшей машины сопровождается заметно меньшими расходами, чем выплата денежной компенсации.

Тем более – с учетом выстроенных отношений с многочисленными автосервисами, также крайне заинтересованными в сотрудничестве со страховыми компаниями и потому готовыми идти на серьезные преференции по отношению к ним.

Стоит ли удивляться тому, что дилемма: ремонт или выплата по ОСАГО – очень часто решается автостраховщиком в пользу первого варианта. Особенно в том случае, если речь идет об относительно новой машине. Напротив, для старого автомобиля выплата вместо ремонта по ОСАГО нередко оказывается выгоднее для страховой компании.

Аналогичная ситуация возникает, если речь идет о серьезных повреждениях, устранить которые за месяц нереально. В этом случае за каждый день превышения 30-дневного срока с автостраховщика взыскивается неустойка в размере 0,5%. В результате может накопиться весьма серьезная сумма, а потому проще и выгоднее выплатить деньги вместо ремонта по ОСАГО.

Применительно к страхователю выгода каждого из возможных вариантов также определяется индивидуально. Особое значение приобретает профессионализм сотрудников автостраховщика, выбирающих СТО для заключения договора. Это становится еще одним аргументом в пользу того, что к выбору страховой компании для дальнейшего сотрудничества в области ОСАГО следует подходит очень ответственно.

Можно ли выбрать СТО самостоятельно?

Восстановительный ремонт пострадавшей в ДТП машины в рамках обязательного автострахования производится исключительно в автосервисах, аккредитованных страховой компанией и имеющих соответствующий персонал, оборудование и разрешительную документацию. Страхователю предоставляется возможность выбрать СТО из предложенного автостраховщиком списка. Самостоятельно предложить автосервис для проведения ремонта он не имеет права.

Если машина на гарантии

Гарантийные обязательства производителя транспортного средства несколько расширяют возможности страхователя.

В этом случае имеет смысл обратиться за ремонтом к официальному дилеру, что наверняка устроит и страховую компанию, если она имеет с ним договор. Такой подход выгоден всем участникам сделки обязательного автострахования.

Автовладелец получает качественный ремонт, а страховщик минимизирует расходы на выплату страховой компенсации.

Сроки и гарантия на ремонт

Восстановительный ремонт транспортного средства происходит в течение 30 дней после согласования всех условий и передачи машины в автосервис.

На выполнение работы предоставляется гарантия сроком не менее полугода, а в некоторых случаях – до года.

Далеко не всегда восстановительный ремонт выполняется качественно. В этом случае страхователю не остается ничего иного, как воспользоваться одним из следующих способов защиты собственных прав:

  • направление претензии в адрес страховой компании (но не СТО);
  • подача жалобы в РСА или Центробанк;
  • обращение с исковым заявлением, подкрепленным результатами независимой экспертизы, в судебные органы.

Важным юридическим нюансом выступает возможность подать иск не только об исправлении некачественно выполненных работ, но и по ряду дополнительных оснований. К их числу относится взыскание неустойки, понесенных судебных расходов и компенсации за полученный моральный ущерб.

Как добиться получения денежной выплаты?

Действующее законодательство четко регламентирует перечень ситуаций, когда речь идет исключительно о денежной компенсации. В его состав входят:

  • невозможность восстановления авто;
  • летальный исход при ДТП или причинение пострадавшему тяжкого вреда;
  • инвалидность потерпевшего, который нуждается в специальном авто из-за медицинских показаний;
  • превышение величины ущерба размера максимальной выплаты по ОСАГО (400 тыс. руб.);
  • обоюдная вина обоих участников ДТП;
  • наличие соглашения со страховой компанией о необходимости денежной выплаты.

Ответы на вопросы

Кто выбирает форму страховой компенсации?

Право выбора по состоянию на сегодня предоставляется страховой компании. О планах законодателей изменить такую ситуацию ничего не известно.

В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?

Положения №40-ФЗ четко указывают максимальную продолжительность ремонта по ОСАГО, которая составляет ровно 30 дней.

Какая неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?

Если ремонт не закончен в течение 30 дней, со страховой компании взыскивается неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта.

Подведем итоги

Начиная с 2017 года, автостраховщики получили право выбирать форму страховой компенсации по ОСАГО между денежной выплатой и восстановительным ремонтом транспортного средства, пострадавшего в ДТП.

Основным критерием выбора становится выгодность для компании.

Интересы страхователя учитываются редко, а потому для него крайне важно знать правила проведения подобного ремонта, нормативные сроки и случаи, когда денежная компенсация является единственным вариантом страхового возмещения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector