Перейти к полной версии сайта | Карта сайта

История прокуратуры насчитывает уже почти 700 лет. Впервые прокуратура была создана во Франции в 1302 году как орган, представляющий интересы монарха. Прокурор был «глазами» короля, при помощи которых он мог контролировать функционирование всего механизма государства.

Российская прокуратура чуть моложе.

Самый общий взгляд на историю Российской прокуратуры позволяет сделать вывод о следующих основных этапах ее становления и развития:

1722-1864 гг. - дореформенная (петровская) прокуратура;

1864-1917 гг. - пореформенная прокуратура;

1922-1991 гг. - советская прокуратура;

с 1991 г. - новая российская прокуратура.

Создание прокуратуры Российской империи было связано с реформами государственного управления, проводившимися Петром I.

1.png

Указом от 12 января 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем - и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Суть должности прокурора Петр I определил формулой: «сей муж яко око наше».

Функции вновь учрежденной прокуратуры были широки и разнообразны: надзор за наполнением казны, снабжением войск, деятельностью правительственных учреждений, судами, а также российскими подданными. В последующие годы прокурор не только надзирал за исполнением законов, но и выступал в роли министра финансов, внутренних дел, а после образования Министерства юстиции (1802) прокурор стал одновременно министром юстиции.

Таким образом, созданная Петром I прокуратура была, выражаясь сегодняшним языком, прокуратурой смешанного типа, осуществляющая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, существенно изменила основные направления многосторонней деятельности прокуратуры: от всеобщего блюстителя законности к выполнению одной основной функции - обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).

2.png

Прокурорский надзор осуществлялся «присудебных местах»: уголовных судебных палатах (на одну или несколько губерний) и окружных судах соответственно обер-прокурорами, прокурорами и их товарищами под общим руководством министра юстиции - генерал-прокурора.

К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных следователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания о их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции.

По окончании следствия прокурор на основе поступивших к нему от следователей материалов составлял обвинительный акт и поддерживал обвинение в суде. Оценивая приговор суда, имел право на принесение кассационных и апелляционных протестов.

Советский период истории Прокуратуры начался с ее ликвидации. Декретом от 27 ноября 1917г. № 1 «О суде» ранее существовавший институт прокурорского надзора был упразднен и до 1922 г. некоторые функции прокуратуры осуществлялись в рамках Наркомата юстиции РСФСР.

Советская (российская) прокуратура была создана 28 мая 1922 г. Первым Прокурором СССР был назначен Иван Алексеевич Акулов.

3.png

В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось:

осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования, нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознаний за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов поддержание обвинения в суде;

наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Как известно, до 1933 г. прокуратура не была самостоятельным органом и длительное время находилась в системе органов юстиции, а затем при Верховном Суде СССР, что предопределяло особенности ее деятельности в связи с общими задачами последних.

После обретения автономного функционирования в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» и утвержденным 17 декабря 1933 г. Положением о Прокуратуре Союза ССР прокуратура стала самостоятельным органом. Были определены ее функции и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОПТУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюдение) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

Серьезный урон законности, правам граждан был нанесен в период репрессий, когда деятельность правоохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные органы (ОГПУ, НКВД, МГБ), приоритет которых признавался и использовался в своих интересах высшими органами государственной власти.

 Отказ от сталинской уголовной политики в период так называемой «хрущевской оттепели» ознаменовался принятием 24 мая 1955 г. нового Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в советском государстве и о роли органов прокуратуры в ее обеспечении. После принятия Конституции СССР 1977 г. 30 ноября 1977 г. была утверждена новая редакция Закона СССР «О прокуратуре СССР», в котором нашли развитие некоторые демократические идеи того времени, хотя объем и характер полномочий прокуратуры существенных изменений не претерпели. 

Оценивая в историческом разрезе формирование правовых основ деятельности прокуратуры в советский период, отметим следующее:

1) длительное пребывание прокуратуры непосредственно в системе органов исполнительной власти подрывало основы ее самостоятельности и независимости, реальным образом в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и установленными процедурами ориентировало осуществление прокурорского надзора с учетом так называемой целесообразности в интересах требований местных властей, в ущерб укреплению законности;

2) мало что изменилось по существу с принятием и Конституции 1936 г., и законов, формально декларирующих независимость прокуратуры. Партийно-государственный механизм, ставивший целью любыми средствами укрепить режим абсолютной власти, серьезно деформировал деятельность прокуратуры, поставил ее в один ряд с другими карательными органами, осуществлявшими репрессии в период сталинского террора;

3) реформы так называемой «хрущевской оттепели» способствовали устранению в актах, регулирующих правовые основы деятельности прокуратуры, наиболее одиозных положений тоталитарной эпохи, однако реликты старых подходов до конца устранены не были.

Реальное реформирование прокурорского системы началось после распада СССР и создания новых политических и социально-экономических условий жизнедеятельности государства и общества. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» внес изменения в прокурорскую практику. Так называемый прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел,, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений.

Принятие Конституции РФ 1993 г. потребовало внесения существенных изменений в действующий Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» и прежде всего уточнения полномочий, определяющих ее место в системе государственных органов. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ прокуратура - единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Установлено, что структура и полномочия прокуроров относятся к регулированию специальным законом.

Отсутствие конституционного решения породило попытки отказаться от формирования новой прокуратуры как прокуратуры смешанного типа, т.е. осуществляющей надзор за исполнением законов и уголовное преследование, и свести ее функции только, к поддержанию уголовного преследования в суде в качестве, одной из сторон процесса. Победили сторонники создания прокуратуры смешанного типа, что и было реализовано в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"».

Новый закон определил цели и основные направления деятельности прокуратуры - единой федеральной и централизованной системы, осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны.

История управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах.

Спустя меньше недели после вступления в должность, новый Президент Российской Федерации В.В. Путин по своей инициативе Указом от 13 мая 2000 г. № 849 образовал в стране 7 федеральных округов с полномочными представителями главы государства. Федеральные округа были образованы для решения задач укрепления государства, развития федерализма, создания и сохранения единого правового пространства страны. Одним из конкретных воплощений идей федерализма, содержащих в названном Указе Президента Российской Федерации, а также реальным шагом по оптимизации функционирования системы прокуратуры России на местах стали управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, которые были образованы приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 05.06.2000 года.

Из окружных федеральных структур органов власти управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах были образованы первыми после назначения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, так как прокуратура всегда была и остается востребованной государством, обществом, законопослушными гражданами страны.

В штат аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации было дополнительно введено 7 должностей заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Однако функции управления Генеральной прокуратуры в Северо-Кавказском округе были возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе, которое, по сути, являлось управлением в округе. Но уже 05.02.2001 было образовано самостоятельное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе.

Главное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе создано немного позже - 04.04.2005 г.

Место дислокации управления менялось. Первоначально - г. Ростов-на-Дону, затем - г. Ессентуки, и обратно. Но неизменным оставался слаженный и высокопрофессиональный коллектив. Таков он и сейчас, благодаря грамотному руководству заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, курирующих округ, а это:

Фридинский Сергей Николаевич - с июня 2000 г. по сентябрь 2004 г. 

4.png

Шепель Николай Иванович - с сентября 2004 г. по июль 2006 г.,

5.png

Сыдорук Иван Иванович с июля 2006 г. по октябрь 2011 г.

6.png

Воробьев Сергей Дмитриевич с октября 2011 г. - по март 2017 г.

1.jpg

Кикоть Андрей Владимирович с марта 2017 г. по настоящее время.

image1808556332.jpg


Начальники управления. 

В 2001-2002 году на должность начальника управления в Южном федеральном округе был назначен Максименко Валерий Алексеевич. Он же возглавлял управление с 2005 по 2006 год. В настоящее время он в должности начальника Главного управления по надзору за следствием Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Арсентьев Анатолий Владимирович руководил управлением с 2002 по 2005 год, сейчас заместитель Южного транспортного прокурора. После него на несколько месяцев в 2005 году возглавил управление Хазиков Николай Церенович, который ныне занимает должность руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Калмыкия.

В 2006-2007 гг. Главное управление в Южном федеральном округе возглавлял Попов Юрий Васильевич, ныне - руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области. 

Далее с 2007 по 2008 гг. начальником Главного управления был Киселев Игорь Иванович. С 2010 года - судья Московского областного суда.

С 2008-2011 гг. управление в Южном федеральном округе возглавлял Мачинский Валерий Михайлович.

С 2011 г. – по 2017 гг. начальником управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе был Конушкин Вячеслав Викторович. 

С апреля 2017 г. по настоящее время начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе Сомов Константин Станиславович.


Перейти к полной версии сайта | Карта сайта

© 2017 Генеральная прокуратура Российской Федерации
Управление в Южном федеральном округе, официальный сайт