Краснодарский край

Прогноз погоды

Ветер: , м/сек.
Давление: мм.рт.ст.
Влажность: %
Восход:
Заход:

Первое лицо

Кикоть Андрей Владимирович Кикоть Андрей Владимирович

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. Государственный советник юстиции 3 класса

Сомов Константин Станиславович Сомов Константин Станиславович

Начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе. Старший советник юстиции.

Быстрый переход

  • Главная
  • Информация о государственном органе

О результатах прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

12.11.2012

В последние годы зарегистрировано значительное количество сообщений о катастрофах, опасных природных явлениях и стихийных бедствиях на территории Российской Федерации.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера представляют серьезную опасность, причиняя масштабный ущерб населению, социальной инфраструктуре и территориям.

Среди характерных факторов и объектов опасности – техногенные и лесные пожары, засуха, дорожно-транспортные происшествия, вирус африканской чумы свиней и поражение растений саранчовыми вредителями.

В этих условиях власть, правоохранительные органы и прокуратура в четко скоординированных действиях, в первую очередь, должны быть нацелены на предупреждение трагедий и минимизацию их последствий.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан, земельного, водного, воздушного пространства в пределах страны или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В силу положений ст. 4 указанного Закона единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

С учетом уровня опасности таких происшествий, сопровождавшихся человеческими жертвами и значительным материальным ущербом, надзорные мероприятия на данном направлении должны осуществляться на постоянной основе.

Прокуроры занимают активную позицию, принимая меры по обеспечению эффективной работы системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Отдельного внимания заслуживают вопросы взаимодействия с органами власти и контроля, ответственными за соблюдение требований о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состояние законности и практика прокурорского надзора показывают, что в этой сфере остаются значительные проблемные вопросы. За последние два года по результатам прокурорских проверок на территории округа выявлено более 8 тыс. нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В первую очередь это вопросы понуждения региональных органов власти и органов местного самоуправления сформировать органы управления, специально уполномоченные на решение задач в этой области, создания и поддерживания в состоянии готовности сил и средств для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Во-вторых, это принятие и исполнение целевых программ предупреждения правонарушений, увеличение финансирования мероприятий по предупреждению таких ситуаций, создание материальных и финансовых резервов для их ликвидации.

Законом закреплено право граждан быть информированными о возможных рисках в определенных местах пребывания и о мерах необходимой безопасности. Однако прокурорские проверки показали, что в Краснодарском крае и Ростовской области решения о введении режима чрезвычайной ситуации принимались уполномоченными органами несвоевременно, население об этом должным образом не уведомлялось. Нередко средства оповещения и защиты населения оказывались неподготовленными или отсутствовали, а должностные лица не имели представления, как действовать в случае возникновения опасности.

В Республике Калмыкия, Волгоградской области и других регионах прокурорами внесены акты реагирования в связи с тем, что органами власти не были приняты исчерпывающие меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с наступлением паводковых вод. Проблемным остается вопрос неправомерной застройки территорий, подвергающихся затоплению.

Отдельного внимания заслуживает вопрос безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, особенно – не имеющих собственника. Эта проблема актуальна для многих регионов. Прокуроры продолжают работу по понуждению муниципалитетов принять на учет бесхозяйные сооружения и обеспечить их безопасное использование.

Прокуроры в Краснодарском крае, Астраханской и Волгоградской областей потребовали устранить нарушения законов в деятельности территориальных органов МЧС, которыми не был обеспечен надлежащий надзор и контроль за соблюдением законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Благодаря скоординированным действиям органов исполнительной власти и местного самоуправления удалось избежать массовой гибели людей от наводнения на территории п. Новомихайловского Туапсинского района Краснодарского края, вызванного прошедшими 21-22 августа 2012 года ливневыми дождями.

Вместе с тем в результате чрезвычайной ситуации на территории городов Геленджика, Новороссийска и Крымского района Краснодарского края из-за прошедших 6-7 июля 2012 года ливневых дождей погибло 168 человек, пострадало более 73,8 тыс. человек. Ущерб от стихии составил свыше 3,5 млрд. руб.

Органами прокуратуры проведена серьезная работа, направленная на восстановление прав и интересов граждан в связи с этим стихийным бедствием. Оказано содействие органам власти в проработке методики фиксирования ущерба, причиненного гражданам в результате наводнения. Контролируется соблюдение законов при оказании финансовой помощи пострадавшим.

Мобильными группами из состава работников прокуратуры обследовано более 450 домов, где проживали социально незащищенные граждане – инвалиды, престарелые. В интересах более 200 граждан в суды направлены заявления об установлении факта их проживания в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации.

После вмешательства прокуратуры были приняты меры по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, о водоснабжении, о признании жилых помещений аварийными.

В Крымске была организована работа Временной приемной Генерального прокурора Российской Федерации, прием велся сотрудниками прокуратуры Краснодарского края и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе. За время работы приемной принято более 3,5 тыс. граждан.

Проведенные управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе в 2010-2012 г.г. проверки исполнения законов подразделениями Росприроднадзора, Росводресурсов, Ростехнадзора, Рослесхоза и других органов показали, что на федеральном уровне также имеется ряд серьезных проблем и нареканий.

Были установлены факты ненадлежащего исполнения ими функций по осуществлению и координации ведения государственного мониторинга водных объектов, состояния их дна, берегов, водоохранных зон. Серьезные претензии вызывала организация наблюдения за состоянием защищенности критически важных опасных производственных объектов, в том числе гидротехнических сооружений.

Неудовлетворительно осуществлялся контроль деятельности региональных органов власти по исполнению полномочий в области водных, лесных правоотношений.

Меры к исправлению ситуации были приняты только после внесения руководителям названных органов представлений об устранении нарушений законов. Более 50 должностных лиц подвергнуты дисциплинарным взысканиям.

Представляется, что активная позиция органов прокуратуры Российской Федерации и системный надзор за исполнением законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволит предупредить гибель граждан Российской Федерации и своевременно пресечь нецелевое расходование бюджетных средств на ликвидацию последствий стихийных бедствий.


Возврат к списку